Презентация песни.ppt
- Количество слайдов: 18
Песня –это соединение текста песни и музыки. Песни рождались уже в далёком прошлом, когда еще и не было книг, и не было первой письменности. Люди в это время умели петь и в ритме музыки научились танцевать. Татарские народные песни можно разделить на такие разделы: 1. Обрядные и игровые песни. 2. Исторические песни 3. Лирические, длинные песни. 4. Короткие песни. (как частушки)
Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты) и лирические песни. В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное.
Татарская народная песня – это единственная в своем роде композиция, которая радует не только жителей Татарстана, но и вообще всех людей в мире. Многие из вас хотя бы раз в жизни наверняка слышали исполнение татарских народных песен и наверняка не смогли остаться равнодушными. Татарские песни способны вызвать искренний интерес у любого уважающего себя меломана. Они очень созвучны с переливающейся восточной музыкой и объединены в одну пятизвучную систему – пентатонику, особенностью которой является тот факт, что функцию ведущего звукового тона может выполнять любой из этих звуков. Такое пятизвучное исполнение встречается у многих народов мира, включая вьетнамцев, мордвинов, башкиров, бурятов и так далее. Именно эта система "пентатоника" и была взята в обиход татарами и прочими народностями на Востоке.
Татарские народные песни отличаются своей тягучей мелодикой и напевами, в которых наблюдается широкая орнаментика - именно это позволяет татарским народным песням быть максимально ближе к восточным традициям. Такая орнаментика делает музыку особенной, своеобразной и неповторимой, а кроме того она является еще и очень нужным инструментом для улучшения ритма. История развития татарской народной песни берет свое начало много сотен лет назад, когда древний татарский народ впервые принял Ислам - с тех пор многие татарские песни пропитались культурой Востока, в них стали использовать мелодику чтения произведений поэтов с восточными инструментами
Татарские народные песни тесно связаны с чтением Корана - и вот тут необходимо знать, что Коран читают нараспев, практически, поют. Так вот, в отличие от арабских народов, татары читают Коран совершенно по-другому, при этом избегая вычурности и всячески стараясь петь не так громко. И вот именно такое спокойное и грустное, приглушенное и меланхоличное исполнение песен является главным отличием культуры татарского народа от всего остального мира.
и ые песн дн ие наро ск ас татар обой большое Сейч бразных вляют с оо предста ма разн сь ество ве его они ич вс кол больше . Но альной он стилей о эмоци асается аются п к различ енно это антов и об узке - ос ении музык нагр мблей, исполн са песен в ьных ан ользуют вокал х сп народны я исполнения и ак: е к орые дл ты, таки кот другие. трумен ие нс азные и н и мног р га рай, вар у кубыз, к
В течение многих сотен лет постепенно формировалось великое музыкальное наследие татар, и если говорить об этом на языке музыки, то почвой для татарских песен стал народный фольклор, основанный на монодии. Монодия и ангемитоника – это две составляющих, которые преображают татарскую народную песню. Песни эти объединены множеством сходных признаков: кроме того, что татарские народные песни отличаются по своему содержанию, характеру звука, месту рождения, они также различаются и по определенной области проживания, среде обитания различных групп татар на территории Казани, Астрахани, Сибири, Крыма, и других земель.
Күбәләгем Күбәләк гөлләргә кунса, Гөлләр тибрәнә микән? Ул да мине сагынганда, Күбәләгем, түгәрәгем, Асыл кошым, сандугачым, Җырлап җибәрә микән? Күбәләккәй гөлгә кунган, Гөлдә булгач оясы; Минем күңелем сиңа тарта, Күбәләгем, түгәрәгем, Асыл кошым, сандугачым, Син бит күңелем кояшы. Тау астында, тал астында Салкын чишмә түгәрәк; Очып барып кайтыр идем, Күбәләгем, түгәрәгем, Асыл кошым, сандугачым, Әгәр булсам күбәләк.
Ай былбылым, вай былбылым, Агыйделнең камышы; Таң алдыннан чут-чут килә Сандугачлар тавышы. Ай былбылым, вай былбылым, Агыйделдә таң ата; Таңнар ата, өзелә үзәк, Җырлата да елата. Ай былбылым, вай былбылым, Кунып сайрый талларга; Синең хакта серләремне Сөйлим сандугачларга.
Умырзая" ("Подснежник") Татарская народная песня (слова) Боз катлавы эрегәч, җир өстенә Умырзая чыга, карагыз: Умырзая чыга, Умырзая калка, Умырзая суза сабагын. Боз катлавы кебек көнкүрештән Чыгасым ла килә тизерәк, Умырзая кебек, Умырзая кебек тиз үрләп. . . Умырзая бик тиз үсеп чыга, Бик аз гына яши тураеп, Умырзая бик тиз Башын аска ия, Умырзая сула моңаеп. . . Юк, мин яшәр идем, җәй ясаучы Зур чәчәкләр белән җыелып, Юк, мин үлмәс идем Умырзая кебек, Умырзая кебек боегып. . .
Татарский национальный костюм — традиционная одежда татар. Татарский костюм — собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам. В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита. Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат. . Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.
ДУМБЫРА Среди исторически бытовавших музыкальных инструментов татар Поволжья недостаточно изученным является двухструнный хордофон, называемый думбыра. У совр. инстр-та, как и у старинного, корпус грушевидный или овальноплоский, дерев. (долбленый или клееный). Длина грифа от 800 до 1300 мм, с 19 врезными ладами. Наряду с возрождающимся традиц. репертуаром на Д. исполняются композиторские инструм. сочинения. КУБЫЗ (kумыз) самозвучащий язычковый муз. инстр-т типа варгана. К. - один из самых древних муз. инстр-тов, известных человеку. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита. К. представляет собой металл. дугу с язычком посередине. При игре К. зажимают губами и придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, отчего он приходит в состояние вибрации и возникает бурдонный звук. Звук тихий, диапазон в пределах октавы. К. - чаще жен. и дет. инстр-т. На нем исполняются гл. обр. плясовые наигрыши и звукоподражат. мелодии; используется как сольный и ансамблевый инструмент.
МАНДОЛИНА - Популярный во многих странах струнный щипковый инструмент. Относится к семейству лютневых и в нынешнем виде сложился к XVII веку. Корпусы мандолины бывают овальные, полуовальные, плоские. Форма корпуса мандолины придает определенный тембр. Курай - татарский народный инструмент. Открытая, продольная флейта из стебля зонтичного растения, представляет собой трубку с цилиндрическим или коническим каналом, изготовленную из древесины или из металла.
Гусли (гөслә) - древнейший инструмент, известный еще со времен Болгарии Великой, Курай - старинный духовой инструмент, похожий на продольную флейту, Кубыз (варган) - самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, Думбыра (тамбур) - струнный музыкальный инструмент, относящийся к классу хордофонов, Сорнай - духовой инструмент традиционно изготавливающийся из рога, дэф - ударный национальный инструмент. Картинки с народными инструментами из раскопок (кыңгырау, тавышлы асма, таш сыбызгы, шөлдер, шалтыравык и т. д. ) и картинки современных татарских инструментов (тальян гармун, мандолина и т. д. )
Гармуньтальянка Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX века. Региональное название инструмента самое различное: "русская" или "гармонь русского строя", тальянка (тальян-гармун), минорка (минёрка), "батская" ("Вятская") гармонь, "Бараксин" (гармони династии казанских мастеров Вараксиных), бирская тальянка (инструменты бирских мастеров) и так далее.