2_PYeRVOB_TNAYa_KUL_TURA.pptx
- Количество слайдов: 25
«ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА» ЛЕКЦИЯ 2
СОДЕРЖАНИЕ 1. Детерминанты культуры развития доисторической 2. Артефакты доисторической культуры. 3. Картина мира доисторической культуры.
Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени , но наименее изученный период в истории культуры. Важно отметить, что первобытную культуру называют доисторической, так как в это время отсутствует письменность. Многие положения о доисторической культуре гипотетические. Нельзя с полной уверенностью говорить о датировке самых древних периодов этой культуры. Также принято называть доисторическую культуру – каменным веком, по названию материалов, из которых изготовляли артефакты. Выделяют три периода каменного века. Палеолит - древнекаменный (с греческого «палеос» – древний и «литос» – камень). Мезолит (средний). Неолит (новый) – последняя эпоха каменного века. Приблизительные хронологические границы каменного века 2 млн. — 6 тыс. лет до н. э.
Детерминанты доисторической культуры Объективными условиями развития культуры выступали астрофизические(циклическая активность солнца, падение космических объектов) и геофизические(землетрясения, вулканы, наступление и отступление ледников ) процессы. Субъективным фактором развития культуры был процесс становления социума, переход от стада, периода формирования биологического вида человека разумного, до родовой общины. Основными видами коллективной деятельности общины были: собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Родовая община – это объединение кровных родственников по материнской линии.
О существовании матриархата свидетельствуют множество найденных артефактов. Термин «матриархат» в переводе с латинского буквально означает «власть матери» .
Механизмы утверждения матриархата Матриархат в родовой общине осуществлялся на основе: табу, тотемизма, фетишизма, культа предков, магии. Табу – полинезийское слово, означающее строгий запрет. Основным табу для общинно-родового строя является инцест (лат. кровосмешение), запрет брачных отношений внутри рода. Брачные отношения внутри рода упорядочивались введением тотемов, которые одновременно выступали в качестве свободной, субъективной классификации родов в общине. Классификация – латинское слово, означающее «делить» , «распределять, » в данном случае по родам на основе общего признака, в качестве которого выступали предметы, животные растения.
Что такое тотем? Тотем (от анг. тотем – род) - предмет, явление природы, животное, растение, обозначающее имя (герб) рода. Тотем позволял различать «своих» и «чужих» , один род (семью) от другого в общине. Введение тотемов порождает тотемизм. Тотемизм - форма религии родовой общины, которая характеризует веру в кровную связь родовой группы с тотемом. Свойства тотема переносятся на род в целом. Вера –признание нашей зависимости от чего-либо (тотема, бога)
Тотемизм также выступает основой сакрального (религиозного, святого, священного) отношения к умершим предкам. Культ предков предполагал доброжелательное отношение к умершим, веру в то, что они способны влиять на земную жизнь потомков и родственников.
На ряду с животными или растениями в качестве имени рода выступали предметы. Фетиш (с португальского амулет, волшебство) предметы, вещи, которые выступали в качестве имени рода, оберега и имели магическое значение. Фетишизм – поклонение, вера, наделение вещи магическими свойствами.
На основе фетишизма и тотемизма возникает магия и анимизм. Магия (лат. колдовство) - это совокупность заклинаний, жестов, обрядов воздействия на мир, образующих сакральное (святое, священное) отношение к непознанным силам природы. А если магия не дает желаемого результата, то это обычно объясняется неверным проведением магических техник или вмешательством каких-то вражеских сил.
Анимизм (лат. душа) – система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений, предметов трансцендентного (выходящей за пределы этого мира)начала. Найдены артефакты погребений, свидетельствующие о формировании индивидуальной эсхатологии (гр. конечный), представлений о личной судьбе после смерти человека.
Артефакты доисторической культуры Эволюция орудий труда: расколотые гальки, округленная обработка камня, кремневые пластинки с ретушированными (прорисованными) краями, костяные наконечники, наконечники в форме ивового листа, ножи, скребки, проколы, иглы, гарпуны, дротики, шила.
Искусство доисторической культуры– это образное отражение действительности. Каменные статуэтки ( 25 тыс. лет) Широко распространены так называемые «Венеры» – женские статуэтки 10 -15 см. , с подчеркнуто массивными формами. Подобные «Венеры» найдены во Франции, Италии, России и отражают сакральное отношение к женщине. Статуэтка – скульптурное изображение, помещенное на постамент. Скульптура – вид искусства, имеющий объемное изображение, вылепленное из глины, воска, высеченное из камня, вырезанное из дерева или отлитое из бронзы и т. д.
Рельефы – выпуклое изображение на плоскости. Барельефы - скульптурное изображение или орнамент, выступающий на поверхности, менее чем на половину объема, изображаемого предмета на камне, кости и т. д.
Наскальная живопись ( 15 -10 тыс. лет). Рисунки найдены в конце ХIХ века в пещерах: Ля. Мут, (Франция), Альтамира (Испания). Высота рисунков на стенах и потолках от 0, 5 до 2 метров. Зарегистрировано более 170 тыс. наскальных рисунков, посвященных антропоморфному изображению животных: бизонов, носорогов, оленей, лошадей. Антропоморфизм – наделение предметов, вещей и животных качествами человека. Техника наскальных рисунков: использование камня, пальцев рук, предметов. Использовались естественные красители с добавлением жира.
Орнамент (лат. украшение) – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. В доисторической культуре выступает способом сохранения, передачи информации, на основе которого возникнет в последующем письменность. Орнамент характеризует переход от простого чувственного восприятия предметов к рациональному проникновению в их смысл.
Архитектура (гр. искусство строительства) не сохранилась, но остаются неразгаданными мегалиты – древние каменные сооружения, относящиеся к 3 -2 тыс. до н. э и распространенные по всему свету , кроме Австралии.
Картина мира – это модели, методы и средства освоения мира. Картина мира доисторической культуры – синкретична (гр. слитность, объединение), все предметы первобытной культуры имели прикладное и одновременно ритуально-магическое, художественное, сакральное значение. Доисторическая культура строилась на единстве двух матриц мышления: на репрезентации (фр. представление) трансцендентного мира и отражении образов действительности. В целом доисторическая культура направлена на сохранение, интеграцию родовой общины и социализацию человека.
2_PYeRVOB_TNAYa_KUL_TURA.pptx