Скачать презентацию Переходный период от средневековья а Новому времени Скачать презентацию Переходный период от средневековья а Новому времени

Перех_период_2-рев_ср_века Лекция 4.3.pptx

  • Количество слайдов: 53

Переходный период от средневековья а Новому времени • Каким образом инновации в культуре проникают Переходный период от средневековья а Новому времени • Каким образом инновации в культуре проникают в образование, ясно видно на примере ближайшей к нам "революции" в образовании, связанной с возникновением профессионального образования в период промышленной революции и зарождения капитализма

Образование как социальный институт общества Применение СП к образованию означает: • рассмотрение его в Образование как социальный институт общества Применение СП к образованию означает: • рассмотрение его в качестве «элемента» более общей системы; • Выявление тех оснований, которые позволяют выбрать одни функции «элемента» как определяющие, а другие — как второстепенные, т. е. - выявить системообразующие характеристики социального института образования • Философия образования – теория «среднего уровня» 2

Определим основные признаки социального института образования. Социальная значимость передаваемого опыта служит критерием отделения образования Определим основные признаки социального института образования. Социальная значимость передаваемого опыта служит критерием отделения образования от образования вообще. Система образования выполняет функцию «исторической преемственности» и воспроизводства социального опыта. Конкретизация воспроизводства социального опыта возможна в 3 планах: 1) система образования воспроизводит отношения с внешним миром, природоэкологическим окружением (содержание передаваемого опыта составляют знания о природе, производстве, технике, науке); 2) система образования воспроизводит социальную структуру общества и его «элементную» базу; 3) Воспроизводит ценностные отношения общества через воспитание индивидов и их отношения; 3

Признаки социального института образования • социальные функции обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потребностям; • Признаки социального института образования • социальные функции обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потребностям; • наличие общественно выработанных форм — образовательных учреждений, их организацию и положение в обществе, • наличие регулятивов по функционированию данных учреждений и участвующих в образовательной деятельности лиц, то есть: а) целей, сознательно поставленных группой или классом; б) законов, определяющих функционирование учреждений, прав и обязанностей лиц, реализующих эти права и обязанности; в) методов образовательной деятельности (методов обучения, воспитания); • наличие материально-технических средств (экономической базы); • а также определенных лиц, осуществляющих функционирование данного института, их статус в обществе; 4

 • • Свойства переходного периода (1 революции) в образовании Традиция При возникновении неравенства • • Свойства переходного периода (1 революции) в образовании Традиция При возникновении неравенства производство и воспроизводство непосредственной жизни качественно меняется: в него добавляется вопроизводство неравномерной (классовой) структуры общества. Т. к. образование – одно из основных средств этого воспроизводства, то и оно качественно меняется: оформляется в социальный институт. Группа, обладающая властью (богатством), для сохранения его нуждается в особых формах сохранения: учреждениях, осуществляющих управление, насилие, принуждения. Образование теперь – одно из важнейших средств сохранения и упрочения неравенства.

Вторая революция в образовании ( второй этап в развитии социального института Вторая революция Начальная Вторая революция в образовании ( второй этап в развитии социального института Вторая революция Начальная форма образовательного института • Выделение функции образования (воспитания) связано с выделением разных социальных функций, Эта функция выделяется в самостоятельную первая (по отношению к обучению) и составляет содержание воспитания в узком смысле. Отныне она всегда является частью образовательной деятельности "включения" индивида в общество. • Ведущие виды деятельности захватываются господствующим классом: Обучение целиком подчиняется воспитанию. • Первоначально образовательные учреждения тесно связаны с государственными: Государственные чиновники участвуют в обучении, контроле и т. д. Государственные постановления, законы включают требования к системе образования, формулируют задачу, цель этой системы, выделяют должностных лиц.

 • Первый этап в развитии образовательного института связан с возникновением социального неравенства и • Первый этап в развитии образовательного института связан с возникновением социального неравенства и выделением воспитания в социально значимую функцию • Второй этап – возрастание роли обучения и превращение его в функцию, важную для развития общества (социально значимую функцию). • Дальнейшее развитие института образования связано с диалектикой взаимоотношения этих социальных функций: обучения и воспитания. • Возникший институт позволяет выработать и совершенствовать новые формы концентрации опыта поколений, его воспроизводства, передачи

 • Связь образовательных систем с культурным целым рассматривалась, как правило, в стабильные периоды • Связь образовательных систем с культурным целым рассматривалась, как правило, в стабильные периоды устоявшихся форм педагогической деятельности, поэтому механизм включения инноваций в арсенал передаваемого опыта оказывался "за бортом" исследователя. • Для нас именно аспект перехода от одного качества к другому представляется важным для осмысления природы современных образовательных процессов, • . Для этого образовательная система, как институт общества, исследуется в периоды ее качественного изменения с целью выявить общие и специфические факторы, влияющие на эти изменения, указать их отношение к человеку и культуре, другим социальным структурам общества.

Принципы, качественного изменения института образования : • Существенно новый способ трансляции культуры обеспечивает Принципы, качественного изменения института образования : • Существенно новый способ трансляции культуры обеспечивает "предвидимое будущее" общественного развития; • Происходит внутренняя структурнофункциональная перестройка самого образовательного института; • Происходит перестройка взаимосвязи с внешними по отношению к нему институтами и социальной средой в целом. "Автоматизация" этого опыта с помощью новых образовательных ресурсов - одна из основных задач, возлагаемых обществом на систему образования.

Культура Общественные отношения XVI-XVIII веков: • Освоение неведомых земель и новые географические открытия • Культура Общественные отношения XVI-XVIII веков: • Освоение неведомых земель и новые географические открытия • Расширение контактов с разными народами, поиски путей в Индию; жажда открытий и выгодной торговли, • Быстрое развитие городов; • Возрастает значение ремесленников, инженеров, мореплавателей, строителей; • Упрочивают свое положение бюргеры, купцы, торговцы. В своей борьбе с феодалами они либо объединяются, либо ищут поддержки у монархов. • Нужды практики уже не удовлетворяются церковным образованием, которое не дает реальных знаний, математических навыков, жизненно необходимых в торговле, даже знания родного языка. • Новая потребность находит свою реализацию в создании школ вне существующей церковной системы - городских школ - под покровительством и при содействии магистратов и заинтересованных слоев общества.

Культурно-исторические условия в переходного периода Средневековая система образования обслуживала маленькие, раздробленные феодальные государства. Она Культурно-исторические условия в переходного периода Средневековая система образования обслуживала маленькие, раздробленные феодальные государства. Она уже не могла удовлетворять общественные запросы в эпоху Возрождения, когда: • формировалась связь культур, • расширялась торговля, • совершались географические открытия; • формировалась опытная наука, • развивалась промышленность и связанные с ней сферы Профессии инженера, судостроителя, моряка, торговца, умеющего считать, ученого, мастера - требовались не в качестве единичного факта, а в массовом масштабе.

Изменения в культуре • Небывалые успехи в торговле и мореплавании приводят к необходимости создания Изменения в культуре • Небывалые успехи в торговле и мореплавании приводят к необходимости создания соответствующих подготовительных учреждений, что и получает воплощение на практике. Необходимо заметить, что все изменения вначале возникают вне существующего социального института образования, а основная их роль для развития этого института - в овладении новой сферой опыта, которая впоследствии будет включена в содержание обучения.

Выводы • Несоответствие результатов образовательной деятельности с потребностями общества • Оно проявилось в борьбе Выводы • Несоответствие результатов образовательной деятельности с потребностями общества • Оно проявилось в борьбе за реформу школы. • В результате появились а)городские школы; б) университеты

Новые требования к образованию • Новый класс не претендует на знание Новые требования к образованию • Новый класс не претендует на знание "высших" наук и не требует каких- либо изменений в церковном пении, не восстает против жестокой дисциплины и церковных догматов. Он требует тех знаний , которые нео 6 ходимы ему в его практической жизни, деятельности. • Ганзейскому купцу, развозившему товары по мелким тогдашним странам, необходимо включить новое содержание: реальные предметы, "полезное" для жизни знание, изучение родного языка.

Городские школы • Изменяется статус образовательных учреждений: города ведут борьбу с духовенством, ищут поддержку Городские школы • Изменяется статус образовательных учреждений: города ведут борьбу с духовенством, ищут поддержку монархов, покупают право открывать школы, не подлежащих контролю со стороны церкви. • Обучение – на родном языке. Предметы – полезные (реальные). • Классовый характер: поступить в эти школы могут только зажиточные. • Домашнее обучение – вне системы образования – новая культурная форма, способствующая реформированию всей системы. • Пример: история возникновения школ в Гамбурге.

Университеты • их основание - ХП-ХШ, НУ вв. (в Париже - 1160 г. , Университеты • их основание - ХП-ХШ, НУ вв. (в Париже - 1160 г. , Болонье - III 9 г. , Оксфорде - 1167 г. , Кембридже -1209 г. , Падуе - 1222, Неаполе - 1224, Праге - 1347, Кракове -1364 г. и т. д. ) • В ХШ в. было 19 университетов, в Х 1 У - добавилось еще 25, а в период возрождения классицизма их было около 80. • Причины: изменить начальное обучение, тесные рамки церковного обучения высшим знаниям: медицине, правоведению, а также "высшей" науке того времени - теологии

 • В раннем средневековье Парижский университет стал центром культурной и идейной жизни средневековья. • В раннем средневековье Парижский университет стал центром культурной и идейной жизни средневековья. У истоков его образования стояли Пьер Абеляр (10791142 г. г. ), Пётр Ломбардский, Жильбер де ля Порре (1076 - 1154 г. г. ) и др. Обучение в Университете было длительным. Студент ещё в молодые годы (в 12 лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получал звание «бакалавр свободных искусств» .

 • После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет • После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание «бакалавра теологии» . Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием «Сентенций» - свода теологического знания. После этого (в 30 лет) он становился «полным бакалавром» . Затем 4 года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалавра становился магистром теологии.

 • Впервые разделение знания на три сферы - теологию, философию и науку - • Впервые разделение знания на три сферы - теологию, философию и науку - ввёл Альберт фон Больштедт (Великий) (1193 -1280 г. г. ), но он считал, что это всё в целом христианское знание. Поэтому теология - выше науки и философии и последние не могут быть автономными, независимыми от теологии. В основном, проблематика соотношения теологии, философии и науки - традиционное направление исследований Парижского университета. Но в Средневековье наряду с Парижским университетом сложился второй центр культуры, в Англии - Оксфорд. Здесь в основном изучали древние языки, математику, астрономию наряду с теологией. Именно для этой школы характерно обращение к «опыту» . «Опыт» - отношение теолога к богу, и отношение учёного к природе. Существует сфера физического познания - отношение к природе и сфера религиозного опыта - мистическое озарение. Отсюда - есть наука, и есть теология.

Организация • Новые корпорации ученых и учеников, не признавая главенство церкви, нуждались в покровительстве Организация • Новые корпорации ученых и учеников, не признавая главенство церкви, нуждались в покровительстве и защите своих прав. • Покровительство университеты находят у монархов, влиятельных светских князей. • Привилегии: даруемых университету, входили: освобождение студентов от официальной и военной службы; от податей; право суда; право присвоения ученых степеней, "что в тех условиях означало право преподавания; а также множество мелких привилегий, как, например, право требовать вино и хлеб у торговцев по праздничным дням.

Статус • Обучение не подчиняется церковным уставам. • Возможность отделить учителей от церкви, способствует Статус • Обучение не подчиняется церковным уставам. • Возможность отделить учителей от церкви, способствует нового учительского класса; • общество признает статус учителя, отличного от деятелей христианского воспитания. • Папы спешат признать новые учреждения, даруя им привилегии в надежде привлечь их на свою сторону • Существует свобода обсуждения политических, теологических, философских вопросов. Споры между государствами и церковью выносились на третейский суд университетов.

Методы • Каков результат этих изменений? • фактически цениться стали все методы, способы, приводящие Методы • Каков результат этих изменений? • фактически цениться стали все методы, способы, приводящие к практическому результату, то есть позволяющие улучшить усвоение нужных предметов. • Новые методы зачастую держатся в секрете и служат источником дохода учителей. • Икельзамер: "О правильном методе научиться читать; также немецкая грамматика, по которой всякий сам собою мог научиться грамоте» . В контрактах того времени имеется оговорка: ". . . и должен за эти деньги учитель добросовестно учить детей, ничего от них не утаивая из того, что сам знает°.

 • Делаются эмпирические попытки учесть возрастные особенности обучаемых. : • Делаются эмпирические попытки учесть возрастные особенности обучаемых. : "Всех учеников нужно разделить на три равные части так, чтобы старшие и самые понятливые сидели друг с другом, потом средние, потом младшие. Таким образом, одинаковые подбираются к одинаковым и растут вместе. . . ". Затем каждую часть предлагалось разделить еще на три части и получить девять классов. Тогда "у каждого старшего учительского помощника окажется под началом ученики всего лишь троякого рода; он будет учить их с большей легкостью и с большей пользой, чем по старому обычаю, когда каждый учитель учил десять учеников, которые часто бывали шести разных степеней понимания. • Постепенно укрепляется убеждение в том, что обучать может не только духовенство.

 • Так, появляются частные учителя, нанимаемые за плату состоятельными гражданами и обучающими на • Так, появляются частные учителя, нанимаемые за плату состоятельными гражданами и обучающими на дому (репетиторство), что являлось неслыханным делом с точки зрения духовенства • Постепенно укрепляется убеждение в том, что обучать может не только духовенство. • Как замечает Н. Сперанский существует как начальная, так и народная школа. Однако, парадоксальная ситуация обнаруживается в том, что "начальная школа предназначена не для народа, а народная школа не ставит своей целью распространение начального образования". К концу ХУ в. "обучение родному языку везде велось за плату и потому было закрыто для полной бедноты"

Коменский (I 5 S 2 -I 670 гг. ). • Я. А. Коменский стоял Коменский (I 5 S 2 -I 670 гг. ). • Я. А. Коменский стоял в оппозиции к официальной (католической) церкви. Он - теоретик и практик новой педагогики. • Его труды по педагогике представляют собой первую педагогическую систему, обобщивший как ценный опыт эмпирических находок, это - задача образования. • Основные принципы новой педагогики : >н излагает в "Великой дидактике", написанной в 1632 г.

 • В идеалах пансофии предполагалось, что метод исследований, предложенный Бэконом универсальный метод получения • В идеалах пансофии предполагалось, что метод исследований, предложенный Бэконом универсальный метод получения истины во всех областях деятельности: достаточно применить этот метод к религии, можно найти всеобщую, единую, "истинную" религию, а также определить самое совершенное государственное устройство, найти единый всемирный язык, истинное добро и тем самым устранить зло, несчастье, войны. Поэтому основная задача - научить пользоваться этим методом, это - задача образования. Основные принципы новой педагогики он излагает в "Великой дидактике", написанной в 1632 г. • воспитание как целостный процесс, подчиненный естественным законам,

 • . Учет природы ребенка позволил Коменскому разработать возрастную периодизацию обучения, которая в • . Учет природы ребенка позволил Коменскому разработать возрастную периодизацию обучения, которая в основных чертах сохранилась до настоящего времени: детство (до 6 лет), отрочество (6 -12 лет), юность (12 -18 лет), возмужалость (18 -24). • Коменский "перевернул" содержание и методы прежней педагогики. В схоластическом образовании давались сначала молитвы, учения Отцов церкви, : тривиум и лишь затем арифметика, геометрия и т. д. ; сначала латинский, затем родной, в новой педагогике требуется сначала давать простые вещи, доступные для понимания: сначала родной язык, ; затем - иностранный. • огромное значение он придает принципу наглядности

 • Принцип наглядности Я. А. Коменский понимал широко, как привлечение всех органов чувств • Принцип наглядности Я. А. Коменский понимал широко, как привлечение всех органов чувств к восприятию явлений: • ''Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия - зрением; слышимое - слогом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами". • Эти идеи он воплотил в учебнике:

 • • "Мир чувственных вещей в картинках «, где проводил новые дидактические принципы. • Многие поколения школьников трех континентов не выпускали из рук этой книги, а переработанные варианты его использовались в европейских шкалах до XIX в. • Это была иллюстрированная энциклопедия первоначальных знаний о природе (животных, растениях, человеке, вселенной), о деятельности человека, об общественной жизни. • "Это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала

Значение Коменского • Что касается идеи всеобщего обучения (всех учить всему), то она не Значение Коменского • Что касается идеи всеобщего обучения (всех учить всему), то она не могла быть осуществлена без социальной революции. Зато была реальна возможность обучить всех зажиточных людей начальным знаниям, родному языку, арифметике. Значение Коменского заключается в том, что он указал путь проведения всех последующих реформ.

Результат реформы образования Изменение средневековой системы образования, происходило под влиянием трех важнейших факторов: • Результат реформы образования Изменение средневековой системы образования, происходило под влиянием трех важнейших факторов: • изменения мировоззрения (Возрождение, Гуманизм), • становления опытной (экспериментальной) науки; • возникновения капиталистических экономических отношений; • Главной детерминантой изменения образования было "проникновение" в существующий образовательный институт обучения различных видов деятельности, или подготовке к профессии.

Изменения в культуре • - возник институт науки; • - возникла Изменения в культуре • - возник институт науки; • - возникла "промежуточная среда", связанная с закреплением знания в слове, охватывающая печатное дело, способы тиражирования информации, способы хранения (библиотеки), воспроизводства и консервации знания в виде печатного слова. • Произошло качественное изменение самого института образования.

Возможность существования науки • Даже в средневековье отсутствие Возможность существования науки • Даже в средневековье отсутствие "механизма" воспроизводства открытий, ценных находок, уникального опыта, приводило к забвению инноваций, многократному открытию одного и того же явления, повторению одних и тех же обобщений. Подробно этот аспект проанализирован В. И. Вернадским. • Так, многие обобщения Галилея были сделаны уже в Х 11 в. в трудах ученого Иордана Неморария. • Исходя из представлений о шарообразности Земли, еще в 1 в. н. э. Страбон высказывал верные мысли о том, что, плывя из Испании, можно достичь Индии и что в океане между Европой и Азией может быть несколько неизвестных континентов. Это блистательно подтвердилось через 1500 лет после его смерти.

Функции новой системы образования • прямая цель - воспитание гармонической личности Функции новой системы образования • прямая цель - воспитание гармонической личности "согласно природе" в масштабах всего общества - то она не была достигнута. • Филантропические заведения прекращали существование, как только кончались средства. • Значение этих ценностей в том, что: новое мировоззрение "задает", в какой-то мере дальнейшее развитие, обнаруживая свой "предвосхищающий" характер.

Гуманистическое движение Гуманистическое движение

Социальные эксперименты и реальная практика • Новые ценности через пансофии и утопии стимулировали Социальные эксперименты и реальная практика • Новые ценности через пансофии и утопии стимулировали "социальные эксперименты", • Однако, собственно образовательная практика не испытала существенных изменений. • Что же явилось решающим фактором реконструкции системы образования? • Таким фактором явилось включение профессионального обучения в институт образования.

Более подробно Профессия как предмет и содержание образования • Раньше профессии передавались в виде Более подробно Профессия как предмет и содержание образования • Раньше профессии передавались в виде традиций: Даже "смотритель ларца с косметикой, ведающий искусство косметики к удовлетворению своего владыки", "носитель царских сандалий- своего рода профессии в древнем Египте. • В новой системе профессиональное образование, воспроизводится в масштабах всего общества этой системой.

Профессиональное обучение • Обучение специфическим видам деятельности проводилось во все времена существования человеческого общества. Профессиональное обучение • Обучение специфическим видам деятельности проводилось во все времена существования человеческого общества. • Когда мы говорим о профессиональном образовании, то имеем в виду такую часть всей системы образования, которая воспроизводится в масштабах всего общества этой системой. • С выделением образования в институт, происходит распределение функций обучения. Те "предметы", от знания которых зависит власть, управление, богатство - входят в предмет обучения элиты. • Производительный труд - преобладает традиционное, семейное, кастовое обучение, и происходит оно вне рамок института образования.

Организационные меры для этого • Новая потребность находит свою реализацию в создании школ вне Организационные меры для этого • Новая потребность находит свою реализацию в создании школ вне существующей церковной системы. • Создается Лондонская школа портных, основанная цехом портных в 1560 году. Торговец Лоренц Шериф основывает "Вольную школу" в Ругби в 1567 году; Грэхем-колледж в 1579 годулондонский же купец создает для подготовки моряков и инженеров. Португальский принц Генрих Мореплаватель (13941460), финансируя разведывательные морские экспедиции вдоль побережья Африки, создает школу космографии в Сагрише и т. д. В Англии большое распространение получили "академии", которые развились благодаря Реформации. • Реальные предметы, приносящие пользу, становятся такой ценностью, которой общество желает пользоваться централизованно, посредством организованной системы образования

Всеобщая грамотность • Чтобы присвоить содержание социального опыта каждый индивид должен быть способен усвоить Всеобщая грамотность • Чтобы присвоить содержание социального опыта каждый индивид должен быть способен усвоить содержание социального опыта, уже не доступного ему посредством подражания. Этот опыт теперь доступен ему другим средством. С помощью обучения педагогом-профессионалом в каждой области или средством грамотности. Поэтому необходимость обучения в этот период выступает как требование всеобщей грамотности. Общество предъявляет такое требование к личности, которое должно выводить ее на качественно новый уровень. Грамотность личности содержит потенциальную возможность приобщения ее ко всему богатству культуры общества и в то же время служит условием ее индивидуальности, на основании ее личных способностей, потребностей и интересов, условие превращения своей индивидуальной деятельности в значимое для общества достояние.

 • Например, технические приемы, передавались традиционным способом обучения путем непосредственного участия обучаемого в • Например, технические приемы, передавались традиционным способом обучения путем непосредственного участия обучаемого в деятельности. • Сложность, масштабы и разнообразие научных открытий не позволяют воспроизводство их личным примером и непосредственным участием в передаче другим поколениям подобно тому, как это было в прошлом. Образование уже не может основываться на принципе личного примера •

 • Требование всеобщей грамотности (или всеобщего начального обучения) стирало различия между социальными группами, • Требование всеобщей грамотности (или всеобщего начального обучения) стирало различия между социальными группами, но оставалось на других ступенях прохождения образования. Выделились начальная, средняя и высшая ступени в системе образования. • Произошла переориентировка элиты: образование начало формировать новую элиту благодаря осуществлению иерархии и ступеням. Социальный институт исполнял как бы двоякую функцию: "поднимал" все общество до уровня "читающего" и формировал новую элиту, сложным образом взаимодействовавшую с прежней. • Система власти была вынуждена делиться с "незримым" образованным (в смысле XVIII-XIX веков) человеком.

Требование всеобщей грамотности – заслуга Реформации: • каждый человек напрямую связан с Богом, поэтому Требование всеобщей грамотности – заслуга Реформации: • каждый человек напрямую связан с Богом, поэтому должен уметь читать Библию на родном языке. • Лютер переводит Библию на немецкий язык, издает Библию для детей, способствует созданию новых школ. • Создание сети начальных городских общественных школ в Германии - всецело заслуга Реформации. Кальвин (1509 -1564) организует учебные заведения в Женеве, Цвингли (1484 -1532) способствует учреждению элементарных школ в Швейцарии, Джон Кнокс (1505 -1572), глава Реформации в Шотландии, вводит систему приходских школ и т. д.

 • Например, начиная с XIII века расширяется сфера применения немецкого языка в Германии, • Например, начиная с XIII века расширяется сфера применения немецкого языка в Германии, сначала он появляется в коммерческой, деловой переписке, затем - в юридической практике. На немецком языке составляют цеховые уложения, пишут законы, а при Людвиге Баварском (13131347) немецкий язык становится официальным языком императорской канцелярии

Профессия как новый статус учителя • Раньше каждый учитель должен был обладать моральным знанием, Профессия как новый статус учителя • Раньше каждый учитель должен был обладать моральным знанием, которое подлежало передаче следующему поколению, и достаточно было принадлежности его к определенному классу (сословию), то теперь этого недостаточно. • Чтобы давать реальное знание, опытное содержание которого теперь доступно не всем, нужно иметь профессиональные знания двух сортов: знать предмет преподавания и законы его усвоения, т. е. , собственно педагогические законы. • Учитель, так же как и ученик, переходит на качественно новый уровень

Подготовка учителя • Реализация требований профессиональности учителя подтверждается возникновением специальных учреждений по подготовке учителей Подготовка учителя • Реализация требований профессиональности учителя подтверждается возникновением специальных учреждений по подготовке учителей (учительских институтов, семинарий и т. д. ), формулированием требований к специальным знаниям учителей, а не только к нравственному их облику и знанию латыни, появлением средств контроля учителей и формированием их градаций по профессиональным признакам. • Таким образом, опережение, т. е. "предвидимое будущее" было заложено в новую систему образования с помощью обеспечения потенциальной возможности каждому освоить ту сферу деятельности, которая лежит на передовом крае открытий.

Процесс обучения • Стихийно формировавшиеся механизмы обучения с непредсказуемым результатом должны смениться законами, по Процесс обучения • Стихийно формировавшиеся механизмы обучения с непредсказуемым результатом должны смениться законами, по которым производится процесс образования. • Это - законы сенсорного восприятия, (ведущую роль восприятия по отношению к памяти), характерные возрастные особенности в обучении и т. д. • Успешное использование этих законов позволило выделить ступени обучения и распределить по этим ступеням содержание образования. • Знание этих законов позволило обучать одновременно многих учеников, а не одного (классно-урочная система), учитывать возможности каждого возраста, чем существенно повысить эффективность всей системы обучения.

Выводы: Реформа ср-вой системы • С введением реальных предметов были изменены методы. • Образование Выводы: Реформа ср-вой системы • С введением реальных предметов были изменены методы. • Образование как институт общества получает оформленную структуру: выделяется низшая, средняя и высшая ступени; • Представление о ребенке как развивающемся организме, а не как о взрослом в миниатюре; • Вводится урок – временная единица обучения • Возникает профессия педагога. • Подражание сменяет всеобщая грамотность. • Признаются и используются законы обучения, т. е. , возникает педагогическая наука.

 • • Выводы 1. Фактически воспитывающим фактором является принадлежность индивидуума к определенной социальной • • Выводы 1. Фактически воспитывающим фактором является принадлежность индивидуума к определенной социальной группе. 2. Относительная независимость при обретения профессии от воспитания. Профессионализация предполагает всеобщую грамотность. Поэтому образовательный институт делится (проходит градацию, отделяет ступени), он берет на себя функции охватить все общество. Требование всеобщей грамотности, или всеобщего начального обучения стирает различия между социальными группами, но градация остается на других ступенях прохождения образования. Образованность отожествляется с прохождением этих высших ступеней. 3. Система ценностей выведена из сферы института образования. Отчужденный труд выносит цели, жизненные ценности, идеалы, устремления из сферы труда.

Цели, жизненные ценности, идеалы, формируются вне системы образования • Фактически, существующая система образования, приспособлена Цели, жизненные ценности, идеалы, формируются вне системы образования • Фактически, существующая система образования, приспособлена для воспроизводства отчужденного труда. Но отчужденный труд выносит цели, жизненные ценности, идеалы, устремления из сферы труда. • Воспроизводство "образованных" в частичной, фрагментарной деятельности индивидов не может (не имеет эффективных методов) охватить воспроизводство тех сфер жизни, где формируются эти цели. Система ценностей выведена из сферы института образования. • Профессиональный тип образовательного института оказывается не способным для "образования" человека в течение всей его жизни, не может обеспечить целостность его жизни.

Целостность личности выведена из образования • Фактически, существующая система образования, приспособлена для воспроизводства отчужденного Целостность личности выведена из образования • Фактически, существующая система образования, приспособлена для воспроизводства отчужденного труда. Но отчужденный труд выносит цели, жизненные ценности, идеалы, устремления из сферы труда. Воспроизводство "образованных" в частичной, фрагментарной деятельности индивидов не может (не имеет эффективных методов) охватить воспроизводство тех сфер жизни, где формируются эти цели.

 • Термин “образование'' сменил термин ''воспитание'' и знаменовал эпоху перехода от задач воспитания • Термин “образование'' сменил термин ''воспитание'' и знаменовал эпоху перехода от задач воспитания в широком смысле к задаче образования. Причем считалось, что воспитание включено в процесс образования как прежде- обучение грамоте и ремеслу включалось в процесс воспитания. • Таким образом, опережение, т. е. "предвидимое будущее" было заложено в новую систему образования с помощью обеспечения потенциальной возможности каждому освоить ту сферу деятельности, которая лежит на передовом крае открытий.

Основываясь на методологии М. Вебера, мы можем выделить по крайней мере три типа образовательных Основываясь на методологии М. Вебера, мы можем выделить по крайней мере три типа образовательных систем: • 1) традиционное образование; • 2) профессиональная система образования; • 3) современный тип образования; и в соответствии с этими понятиями ввести понятие ''типы образованности личности'', понимая под этим тот идеал, (''образ'', ''образец''), который сознательно воспитывается тем или иным образовательным институтом общества.