Палеолит 3 млн. – 10 тыс. лет назад

Скачать презентацию Палеолит 3 млн. – 10 тыс. лет назад Скачать презентацию Палеолит 3 млн. – 10 тыс. лет назад

33910-pa_i__8800_v_zh_p_2.ppt

  • Количество слайдов: 26

>Палеолит  3  млн. – 10 тыс. лет назад   VIII в. Палеолит 3 млн. – 10 тыс. лет назад VIII в. до н.э. - V в. н.э. Античность 1

>Религии разделяются на:  политеистические и монотеистические, мертвые и живые;  письменные религии и Религии разделяются на: политеистические и монотеистические, мертвые и живые; письменные религии и бесписьменные; племенные (первобытные), или ранние; национальные мировые Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф. Тютчев Да, человек есть башня птиц, Зверей вместилище лохматых. В его лице мильоны лиц, Четвероногих и крылатых. И много в нем живет зверей, И много рыб со дна морей. Н. Заболоцкий 2

>Месопотамия  Египет  3 Месопотамия Египет 3

>4 4

>Карл Ясперс  (1883 -1969) Осевое время—период в истории человечества (800—200 гг. до н.э.), Карл Ясперс (1883 -1969) Осевое время—период в истории человечества (800—200 гг. до н.э.), во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне Все учения осевого времени отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800—200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции мир-системы — в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности и т. п. В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии и Китае- были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. 5

>Пророки: • острая критика социальной несправедливости, неправедно нажитых богатств, произвола некоторых царей, но они Пророки: • острая критика социальной несправедливости, неправедно нажитых богатств, произвола некоторых царей, но они не критиковали сам институт государственности и царской власти; • проповедь единобожия. При этом Яхве объявлен богом только одного народа, только иногда он выступает как творец всего сущего и покровитель всех людей; • утверждение, что в жизни существует два пути — благой и дурной — и человек способен выбрать благой путь; зарождение постулата о свободе воли; • приоритет этических норм, необходимости, жить в соответствии с заповедями, однако обряды не отрицались. Зороастризм : (Ахура-Мазда и Ангхро-Манью); • общее понятие о Добре и Зле как вселенских началах • образы Бога и Дьявола, понятие о рае и аде, а также о чистилище; • о свободе воли человека, его способности различать Добро и Зло и его ответственности за этот выбор; • критическое отношение к сложившимся традициям и необходимость активно утверждать нравственные идеалы на Земле. Ученики Заратуштры ввели понятия: • Второго пришествия; • Страшного суда; • Матери-девственницы, от которой через 3000 лет должен родиться Сын Заратуштры. 6

>хинаяна («Малая колесница»  или тхеравада,  «учение старейшин») Буддизм Четыре благородные истины буддизма: хинаяна («Малая колесница» или тхеравада, «учение старейшин») Буддизм Четыре благородные истины буддизма: • в мире господствует страдание, зло (дуккха); • зло возникает из жажды, из желаний; • следовательно, чтобы спастись, надо избавиться от желаний; • существует путь к избавлению от желаний. Этот путь называется восьмеричным (состоит из восьми заповедей), или же срединным, поскольку он пролегает между безудержным удовлетворением своих желаний и аскетизмом. Целью является нирвана, освобождение от цепи перерождений, «угасание светильника». Благородный Восьмеричный Путь состоит из следующих ступеней, разделяемых на три группы: Мудрость I Правильное воззрение II Правильное намерение Нравственность III Правильная речь IV Правильное поведение V Правильный образ жизни Духовная дисциплина VI Правильное усилие VII Правильное памятование VIII Правильное сосредоточение махаяна («Большая колесница») «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм) Сиддхартха Гаутама Будда Шакьямуни 7

>8 8

>«Символ веры» конфуцианства : государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, «Символ веры» конфуцианства : государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном.Руководителями общества должны стать благородные мужи (цзюнь-цзы), воспитавшие в себе добродетель жэнь («человеколюбие»). Благородным может стать любой, воспитавший в себе соответствующие качества. Жэнь состоит из пяти качеств — почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Конфуций объяснял существо жэнь и более просто: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Кроме жэнь, благородный муж должен обладать справедливостью (и), знанием этикета (ли), умом или знаниями (чжи), музыкальной одаренностью (юэ). Всего этого можно достичь путем учения, обучения. Стремление учиться, любовь к знаниям становится основным импульсом конфуцианства. Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру. Мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер. Из высказываний Конфуция: Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду. Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом. Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то хотя и приказывают, народ не повинуется. Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь. Лишь та — ошибка, что не исправляется. Лао-цзы Чжуан-цзы Мо-цзы 9

>Фалес  (624-546) Парменид  (540-480) Анаксагор  (500-428) Фукидид  (460-396)  Сократ Фалес (624-546) Парменид (540-480) Анаксагор (500-428) Фукидид (460-396) Сократ (470/469-399) Платон (427-347) Гераклит (ок. 350) Эсхил (525-456) Софокл (ок. 496-406) Еврипид (480-406) Аристофан (ок. 445 - ок. 385) Архимед (287-212) Аристотель (384-322) 10

>11 11

>Сравнительная характеристика «доосевого» и «осевого» духовного багажа человечества: 12 Сравнительная характеристика «доосевого» и «осевого» духовного багажа человечества: 12

>Последствия «осевого времени»:   1. Формирование «великих (больших) традиций» - концептуальных основ буддизма, Последствия «осевого времени»: 1. Формирование «великих (больших) традиций» - концептуальных основ буддизма, индуизма, конфуцианства, иудаизма и ряда иных течений, в отличие от «малых традиций» — форм религиозности и мировоззрения, бытующих на массовом уровне. 2. Дифференциация религии от философии, науки, права. 3. Появление интеллектуалов (интеллигенции), которые заместили магическо-жреческую элиту в роли носителей модели культурного и социального порядка. Начало интеллектуальной истории человечества. 4. Изменение характера политики. Появляются социальные конфликты не только из-за противоречий интересов групп, но и из-за противоречия между действительностью и универсальными ценностями. 5. Возникновение исторического сознания. Этим объясняется осознание кризиса, упадка. 6. Возникновение идеологии и пропаганды. Империи начинают строиться на той или иной идеологической основе, становятся идеократическими. Появляются воззвания и манифесты, призванные убедить население в благотворности или неизбежности тех или иных действий властей, в том числе завоеваний. 13

>Cинто- языческая и национальная религия, адресованная только японцам.  В синто сохранились древнейшие формы Cинто- языческая и национальная религия, адресованная только японцам. В синто сохранились древнейшие формы верований, такие, как магия, тотемизм, фетишизм. Ещё одной особенностью синто является множество ритуалов, сохранившихся практически без изменений на протяжении веков. От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храмов. Вполне достаточно участия в храмовых праздниках и исполнениях традиционных обрядов, связанных с важными событиями в жизни. Поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных событий и традиций. Ками буквально пронизывают окружающий мир. Люди произошли непосредственно от ками, живут с ними в одном мире и могут переходить в разряд ками после смерти. Поэтому синто не обещает спасения в каком-то другом мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве. В отличие от других религий синто не содержит моральных установок. Место представления о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Нет развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном Суде в синто нет. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Для синтоистов все основные события происходят в этом мире, который рассматривается как лучший из миров. 14

>1. Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства. 2. 1. Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства. 2. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира… Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь Бог твой — Бог-ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости тысячам родов, любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:2-17). 15 Иудаизм: Ортодоксальный иудаизм Караимство Хасидизм Реформированный иудаизм

>Основные черты христианской религии:    1. Единобожие  и учение о троичности Основные черты христианской религии: 1. Единобожие и учение о троичности Божества в едином существе. 2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, абсолютном Разуме, Всемогуществе, абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь). 3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу. 4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании. 5. Учение о полном господстве духовного начала над материей. 6. Учение о воскресении праведников. 7. Учение о Богочеловеке, пошедшем на муки для спасения людей от греха. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий). 16

>Основные направления христианства: Католицизм Православие Протестантизм Римско-католическая  церковь Восточно-католические  церкви Старокатолицизм Автокефальные Основные направления христианства: Католицизм Православие Протестантизм Римско-католическая церковь Восточно-католические церкви Старокатолицизм Автокефальные православные церкви Старообрядчество Поповство Беспоповство Беглопоповство Адвентисты Седьмого Дня Адвентисты-реформисты Англиканство Баптизм Евангельские христиане Кальвинизм Квакеры Лютеранство Меннонитство Методизм Пресвитерианство Пятидесятничество Харизматические течения Древневосточные церкви Армянская апостольская церковь Коптская православная церковь Эфиопская православная церковь Сиро-яковитская православная церковь Маланкарская православная церковь Ассирийская церковь Востока (несториане) 17

>В византийской церкви существовало в X веке четыре патриархии Александрийская Константинопольская   В византийской церкви существовало в X веке четыре патриархии Александрийская Константинопольская делилась на 60 митрополий, одна из которых была Иерусалимская Антиохийская Киевская митрополия 18

>католицизм православие 1. Отразились особенности римской цивилизации.     1. Отразились католицизм православие 1. Отразились особенности римской цивилизации. 1. Отразились особенности греческой цивилизации. 2. Греческая цивилизация была, по мнению Данилевского, художественно-культурной, поэтому религия греков получила эстетический характер. 2. Римская цивилизация была, по мнению Данилевского, политической, поэтому религия римлян получила рациональный характер . Римская церковь бдительно следила за земным устройством и порядком в церкви, вырабатывала железную организацию и иерархию церкви. 3. В период утверждения христианства в качестве мировой религии в IV–VI вв.: Греческая церковь вела споры с еретиками по поводу великих идей, наполняющих христианство. 4.Православная церковь не приписывает непогрешимости ни одному человеку, непогрешима вся православная церковь. За несколькими исключениями православная церковь не стремилась к политической власти, она сосредоточена на душах людей. 4. Во главе католической церкви стоит Папа – непогрешимый глава, обладающий светской и церковной властью. . 5. На Западе – движение ума к истине шло через цепь логических понятий, так родилась схоластика (scola – школа). На Западе – университеты. 5. На Востоке – стремление постичь истину через духовное возвышение, через жертвенность. На Востоке (в т.ч. в России)- монастыри. 19

>На сегодняшнее время число последователей христианства в мире превышает 2 миллиарда человек, из них На сегодняшнее время число последователей христианства в мире превышает 2 миллиарда человек, из них в Европе — по различным данным от 400 до 550 миллионов, в Латинской Америке — примерно 380 миллионов, в Северной Америке — 180—250 миллионов (США — 160—225 миллионов, Канада — 25 миллионов), в Азии — около 300 миллионов, в Африке — 300—400 миллионов, в Австралии — 14 миллионов. 20

>Шесть основополагающих постулатов ислама :     1. Вера в Аллаха — Шесть основополагающих постулатов ислама : 1. Вера в Аллаха — Творца всего сущего. 2. Вера в Ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли. 3. Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Торы, Книги Псалмов Пророка Давида, Евангелия. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены. 4. Вера в пророков (посланников) Божьих. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад. 5. Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая. 6. Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего, то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. 21

>Пять основных обязанностей, предписанных приверженцам ислама:   вера в то, что нет Бога, Пять основных обязанностей, предписанных приверженцам ислама: вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха; 2. пятикратное ежедневное совершение молитвы; 3.милостыня в пользу бедных (закят); 4. пост в месяце рамадан; 5. паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. 22

>Ислам Мазха́б— в исламе  школа шариатского права  (правовая школа).  захириты Ислам Мазха́б— в исламе школа шариатского права (правовая школа). захириты (исчезнувший мазхаб) маликиты ханафиты джафариты шафииты ханбалиты сунниты шииты Несмотря на то, что основа исламского законодательства Священный Коран, тем не менее, между мазхабами существуют некоторые разногласия. Эти разногласия в основном исходят из второго по важности источника исламского права - хадисов пророка Мухаммада (Сунна). Т.к. мазхаб является мнением одного или группы ученых-богословов, до них могли не дойти некоторые из хадисов, на основе которых представители другого мазхаба могут вынести отличное от их решение. 23

>Страны, где ислам признан официальной религией  Красным цветом отмечены шииты, зелёным — сунниты Страны, где ислам признан официальной религией Красным цветом отмечены шииты, зелёным — сунниты Только 18 % мусульман живёт в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, также существует огромное количество мусульман в Индонезии. Кроме того, имеется значительное количество мусульман в США, Китае, Албании, России, Индии и Южной Америке, Боснии. 24

>Общие закономерности  взаимоотношений религии и политики:  1. Религия и политика есть явления Общие закономерности взаимоотношений религии и политики: 1. Религия и политика есть явления общественные. Религия формируется и развивается в обществе и под его влиянием, в свою очередь оказывая воздействие на многие социальные процессы. 2. Наибольшими возможностями для влияния на политический процесс располагают эксклюзивистские религии, которые объявляют свою религию истинной, остальные – ложными. 3. Потенциал, по крайней мере, крупнейших религий допускает самые разнообразные возможности их использования. Опираясь на те или иные сакральные тексты, различным образом их интерпретируя, можно отстаивать подчас совершенно противоположные политические позиции. 4. Влияние религиозного фактора на политику может быть большим или меньшим, иногда — практически неуловимым, но никогда не является единственным. Религиозные конфликты в чистом виде возможны лишь в форме богословских дискуссий. Поэтому нельзя недооценивать или переоценивать роль религиозного фактора в политической жизни. 25

>26 26