ОСОБЕННОСТИ И ИСТОЧНИКИ ИСЛАМСКОГО ПРАВА.ppt
- Количество слайдов: 11
ОСОБЕННОСТИ И ИСТОЧНИКИ ИСЛАМСКОГО ПРАВА Выполнила Забоева Т. Г. гр. 211
Концепция источников исламского права в их религиозном характере, проявляющемся в том, что в качестве основополагающих источников исламского права выступают основные источники исламской религии; в том, что основополагающие нормы, имеют божественное начало, т. к. закреплены в Коране и Сунне; в том, что данная концепция не исключает существования позитивного права на базе основополагающих источников и допускает формирование на их основе других источников
Классификация источников исламского права на следующие группы: В первую группу входят основополагающие источники — Коран и Сунна, обладающие в иерархии источников наивысшей силой и ценностью. Они имеют божественное происхождение и на этой основе носят сверхисторический характер, и, следовательно, не могут подвергаться ни сомнению, ни изменению. Вторая группа источников исламского права включает иджму и кияс, которые называются производными, поскольку они являются таковыми от двух первых источников, и отражают процесс доктринальной разработки исламского права. Третью группу источников исламского права можно назвать дополнительными, поскольку они регулируют правовые отношения, не урегулированные основополагающими и производными источниками. Они выступают как результат существования исламской общины и правотворческой деятельности исламских государств. В эту группу входят следующие источники: фетва, урф и адат, ферманы
КОРАН Коран в качестве главного источника исламского права не считается не книгой права, не кодексом, а является религиозной, философской, идеологической и моральной основой исламского права и государства, исходным началом в процессе их формирования и развития. Коран состоит из 114 сур (глав) различных по объему, разделен на 30 равных джюс (частей), каждая из которых, в свою очередь, делится на две хизб (части), которые также разделены, но уже на рубу (четыре части) и 6219 аятов (стихи). Предписания Корана, носящие регулятивный характер, образуют источник исламского права, кодекс поведения каждого мусульманина от рождения до смерти. Они являются тем критерием, который позволяет отличать в любой сфере жизни истинное от ложного, хорошее от плохого и халал (дозволенное) от харам (запретного). Корану присущи те качества, которых лишены все другие законы, составленные людьми, — он не может быть исправлен, изменен. Поэтому ахкам (предписания) Корана остаются неизменными в течение последних почти 1400 лет, т. е. со времени его появления. Только небольшая часть аятов Корана содержит в себе нормативно-правовые положения, так как большинство из них касаются религиозных вопросов. Они преимущественно рассматривают вопросы брака, полигамии, приданого, алиментов, прав и обязанностей супругов, развода, завещания, наследования, договоров, ссуд, залога, судопроизводства и др.
СУННА Сунна уточняет предписания Корана и содержит высказывания, решения и действия Пророка Мухаммада, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные им. Помимо детализации и разъяснений положений Корана, Сунна содержит новые положения, регулирующие жизнь мусульман. Главным требованием к таким новым положениям является их не противоречие Корану. Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка как примере для руководства действий верующих. В отличие от Корана, содержащего божественные откровения, Сунна выступает как сборник традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммада, воспроизведенных и обработанных рядом известных в VII—IX вв. в период становления и развития мусульманского права богословов и юристов. Сунна не содержит в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон.
ИДЖМА Это — согласованное мнение исламских правоведов и богословов по религиозным и правовым вопросам, требующим практического применения положений Корана и Сунны. Исламско-правовая доктрина выработала неизменный принцип, согласно которому любое согласованное решение в рамках иджмы не может изменять или отменять положения, содержащиеся в Коране или Сунне. Особенности юридической силы иджмы в зависимости от ее характера: Ø если какая- либо иджма опирается на тексты Корана и Сунны, она не может быть отменена впоследствии другим единодушным мнением; Ø если же иджма основывается только на общественных интересах, она может быть отменена в дальнейшем, если этого потребует общественное благосостояние.
КИЯС представляет собой суждение по аналогии, основанное на детальном изучении Корана и Сунны и охватывающее множество проблем, возникающих в процессе правового регулирования жизни мусульман. Суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права случаям, т. е. при толковании закона мусульманские юристы прибегают к рассуждению, пытаются сочетать божественное откровение с разумом человека.
ФЕТВА представляет собой устные и письменные суждения авторитетных теологов и правоведов на решения светских властей, принимаемые по вопросам социальной жизни, а также по толкованию различных положений, содержащихся в основных источниках права, но носящих общий характер. Это официальное суждение, своего рода вердикт по какомулибо религиозно-правовому или социальному вопросу, выносимый авторитетными религиозными деятелями в ответ на запрос судьи или другого лица. Фетва выносится устно или оформляется в виде специального документа и может служить, как отмечалось выше, основанием для судебного решения или для выбора запрашивающими ее своих действий. Часто фетвы являются формой реакции исламских теологовправоведов на события общественно-политической и культурной жизни, вызывающие споры как в исламском мире, так и за его пределами.
УРФ и АДАТ Урф (обычай) и адат (привычная практика) как источники права востребованы в том случае, если отсутствуют предписания Корана и Сунны по конкретному вопросу. Главное требование, предъявляемое к ним, — это полное соответствие основным принципам исламского права. Если какие-либо из них противоречат любому принципу исламского права, они теряют юридическую силу. Те же, которые согласуются с ним, фактически расширяют сферу его приложения и дополняют его.
ФЕРМАНЫ представляют собой указы главы исламского государства, которые издаются для решения различных вопросов государственной и общественной жизни. Правитель в исламских странах традиционно обладал огромной властью, в связи с чем издаваемые им акты всегда имели большое значение. Однако, принятие всех его актов должно было осуществляться с соблюдением основных принципов ислама
ВЫВОД: § Таким образом, к классическому исламскому праву неприменимо западное позитивистское понимание источников права как официальных письменных документов, изданных от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права, выступающих официальной, т. е. признанной государством формой выражения права. уникальность структуры проявляется, прежде всего, в ее системногенетической связи с основополагающими источниками исламского права — Кораном и Сунной; в основных правовых нормах исламского права содержатся правила поведения, установленные Аллахом-законодателем, регулирующие различные стороны жизни мусульман; божественная воля в них выражена либо прямо, с помощью божественного откровения, закрепленного в Коране, либо косвенно — в форме вывода, сформулированного в рамках доктринальной разработки исламского права, т. е. если правовые нормы имеют другое происхождение (законодательное), то главным требованием к ним является соответствие основополагающим нормам; к его особенностям относится архаичность и отсутствие определенной систематизации, что объясняется средневековым происхождением исламского права.
ОСОБЕННОСТИ И ИСТОЧНИКИ ИСЛАМСКОГО ПРАВА.ppt