Основы государственной культурной политики Российской Федерации Востряков Лев

  • Размер: 108.4 Кб
  • Автор: Сергей Денисов
  • Количество слайдов: 29

Описание презентации Основы государственной культурной политики Российской Федерации Востряков Лев по слайдам

Основы государственной культурной политики Российской Федерации Востряков Лев Евгеньевич , д. полит. н. lev-vostriakov@yandex. ru 26Основы государственной культурной политики Российской Федерации Востряков Лев Евгеньевич , д. полит. н. lev-vostriakov@yandex. ru 26 сентября 2016 г.

Основы государственной культурной политики Российской Федерации 1. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г.Основы государственной культурной политики Российской Федерации 1. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: URL: http: //www. kremlin. ru/acts/bank/39208 2. Распоряжение Правительства РФ от 29. 02. 2016 г. № 326 -р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант. Плюс» . – Режим доступа: URL: https: // www. consultant. ru/law/hotdocs/45830. html 3. Проект Стратегии сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 года о возможных сценариях развития культуры в России // Сайт Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева – Режим доступа: URL: http: //www. heritage-institute. ru/scientific-activities/completed-projects/the-strategy-of-cons ervation-of-cultural-heritage

Основы государственной культурной политики Российской Федерации 4. Постановление Правительства РФ от 03. 2012 г. № 186Основы государственной культурной политики Российской Федерации 4. Постановление Правительства РФ от 03. 2012 г. № 186 (ред. от 20. 01. 2016) «О федеральной целевой программе «Культура России (2012– 2018 гг. )» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант. Плюс» . – Режим доступа: URL: http: // www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_127422. 5. Распоряжение Правительства РФ от 27. 12. 2012 г. № 2567 -р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013– 2020 гг. » [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант. Плюс» . – Режим доступа: URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_

Основы государственной культурной политики Российской Федерации Основная литература 1. Востряков Л. Е. Государственная культурная политика: Основы государственной культурной политики Российской Федерации Основная литература 1. Востряков Л. Е. Государственная культурная политика: понятия и модели. – СПБ. : Изд-во СЗИУ РАНХи. ГС, 2011. – 168 с. 2. Ивлиев Г. П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: статьи и выступления. – М. : Норма, 2012. – 208 с. 3. Игнатьева Е. Л. Экономика культуры. – М. : ГИТИС, 2015. – 384 с. 4. Карпова Г. Г. Социальное поле культурной политики. – М. : Вариант, 2011. – 267 с.

Основы государственной культурной политики Российской Федерации 5.  Каменец А. В. Основы культурной политики. – М.Основы государственной культурной политики Российской Федерации 5. Каменец А. В. Основы культурной политики. – М. : Перспектива, 2012. – 240 с. 6. Морозов С. А. Культура политического управления. – Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 1999. 7. Фетисов А. В. Теоретические и практические основы социально-культурной политики. – М. : Дело, 2012. – 149 с.

Основы государственной культурной политики Российской Федерации Культура как фактор развития общества План: 1. Теоретические подходы кОсновы государственной культурной политики Российской Федерации Культура как фактор развития общества План: 1. Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества 2. Социокультурная система в условиях рыночных отношений 3. Общественное благо и его полезный эффект 4. Формы государственного регулирования в сфере культуры

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества  Маргарет Мид ( Mead , Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Маргарет Мид ( Mead , Margaret , 1901– 1978) Дэвид Кларенс Макклелланд ( Mc. Clelland , David Clarence , 1917– 1998) Габриэль Абрахам Алмонд ( Almond , Gabriel Abraham, 1911– 2002) Сидней Верба ( Verba , Sidney , 1932 – ) Сеймур Мартин Липсет ( Lipset , Seymour Martin , 1922– 2006) Люсиан Уилмот Пай ( Pye , Lucian W. , 1921– 2008)

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества  Алексис-Шарль-Анри Клерель де  Токвиль (Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Алексис-Шарль-Анри Клерель де Токвиль ( de Tocqueville , Alexis-Charles-Henri Clérel , 1805– 1859) Максимилиан Карл Эмиль Вебер ( Weber, Maximilian Carl Emil , 1864– 1920)

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Доклад ЮНЕСКО « Наше творческое разнообразие »Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Доклад ЮНЕСКО « Наше творческое разнообразие » , 1996 г. : Our Creative Diversity: Report of the World Commission on Culture and Development. – Paris: UNESCO, 1996. Доклад Совета Европы « Стремление к целостности » , 1997 г. : In from the Margins: a contribution to the debate on culture and development in Europe. – Council of Europe, 1997.

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества  Программа действий «Использование культурной политики вТеоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Программа действий «Использование культурной политики в целях развития» , принята Межправительственной конференцией по использованию культурной политики в интересах развития Action Plan on Cultural Policies for Development // URL: http: //portal. unesco. org/culture/es/files/3 5220/12290888881 stockholm_actionplan_rec_en. pdf/stockholm_actionplan_rec_en. pdf

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Амартиа Сен [ Sen, Amartya ; 1933–]:Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Амартиа Сен [ Sen, Amartya ; 1933–]: «Культура – это квинтэссенция развития» Фрэнсис Фукуяма ( Fukuyama, Yoshihiro Francis ; 1952–) Лоуренс Харрисон ( Harrison, Lawrence E. ; 1932– 2015) Самюэль Филипс Хантингтон ( Huntington, Samuel Phillips ; 1927– 2008) Роберт Дэвид Патнэм ( Putnam, Robert David ; 1941–)

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества всемирные опросы по изучению ценностей (WVS –Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества всемирные опросы по изучению ценностей (WVS – World. Values. Survey) Рональд Франклин Инглхарт ( Inglehart , Ronald Franklin , 1934–) концепция «мягкой силы» Джозеф Най-мл. ( Nye, Joseph S. , 1937–) «креативные индустрии» Николас Гарнхэм ( Garnham, Nicholas ; 1937–)

Социокультурная система в условиях рыночных отношений Филипп Котлер ( Kotler, Philip ; 1931–): Рынок – совокупностьСоциокультурная система в условиях рыночных отношений Филипп Котлер ( Kotler, Philip ; 1931–): Рынок – совокупность товаров и покупателей, существующих и потенциальных Рынок – система отношений по поводу купли–продажи товаров, в которой формируется совокупный механизм спроса, предложения и цены на товар

Социокультурная система в условиях рыночных отношений ВХОД Трансформационный процесс ВЫХОД Ресурсы из внешнего окружения на входе:Социокультурная система в условиях рыночных отношений ВХОД Трансформационный процесс ВЫХОД Ресурсы из внешнего окружения на входе: сырье, люди, информация, финансы → Преобразование ресурсов → Ресурсы на выходе во внешнюю среду: товары, услуги Связи с внешней средой Производство Управление Связи с внешней средой ПОДСИСТЕМЫ

Социокультурная система в условиях рыночных отношений Адам Смит ( Smith, Adam ; 1723– 1790) классический механизмСоциокультурная система в условиях рыночных отношений Адам Смит ( Smith, Adam ; 1723– 1790) классический механизм формирования рыночного равновесия: (а) экономический (частный) интерес субъекта рынка – стремление к максимизации дохода, (б) конкуренция субъектов, (в) т. н. «насыщение» инвестиций: каждая дополнительная единица вложенных средств ведет к уменьшению дохода, (г) в основе цены блага – его субъективная полезность

Социокультурная система в условиях рыночных отношений Деятельность организаций социально-культурной сферы не сочетается с классическим механизмом формированияСоциокультурная система в условиях рыночных отношений Деятельность организаций социально-культурной сферы не сочетается с классическим механизмом формирования рыночного равновесия: 1. противоречит 1 -му постулату 2. невозможен свободный перелив творческого труда 3. противоречит 2 -му постулату = «провалы» , «изъяны» или «ошибки рынка»

Социокультурная система в условиях рыночных отношений Адам Смит : государство обязанно «создавать и содержать определенные общественныеСоциокультурная система в условиях рыночных отношений Адам Смит : государство обязанно «создавать и содержать определенные общественные учреждения, создание и учреждение которых не может быть в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп» «экстерналии» – внешний эффект проявляется в том, что экстерналии могут приносить потребителю либо дополнительную пользу, либо ущерб

Общественное благо и его полезный эффект  Пол Энтони Самуэльсон ( Samuelson, Paul Anthony ; 1915–Общественное благо и его полезный эффект Пол Энтони Самуэльсон ( Samuelson, Paul Anthony ; 1915– 2009) – Теория общественного блага: Общественное благо – товары и услуги, «внешнее воздействие» которых распространяется на подавляющую часть общества Два свойства общественного блага, отличающих его от частного: неконкурентность и неисключаемость

Общественное благо и его полезный эффект Неконкурентность – потребление кем-то общественного блага не должно препятствовать егоОбщественное благо и его полезный эффект Неконкурентность – потребление кем-то общественного блага не должно препятствовать его потреблению другими Неисключаемость – потребление благ одним субъектом не исключает из потребления других. Если блага доступны кому-нибудь одному, то они должны быть доступны всем

Общественное благо и его полезный эффект Ричард  Абель Масгрейв ( Musgrave, Richard Abel ; Общественное благо и его полезный эффект Ричард Абель Масгрейв ( Musgrave, Richard Abel ; 1910– 2007) – концепция «мериторных благ» Мериторное – благо, спрос на которое со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом» «Ахиллесова пята» теории Масгрейва: меритор–государство недостаточно знает, каковы истинные предпочтений людей возрастает вероятность произвола при определении «правильных» преференций

Общественное благо и его полезный эффект Социальная полезность – способность блага удовлетворять потребности отдельных людей, ихОбщественное благо и его полезный эффект Социальная полезность – способность блага удовлетворять потребности отдельных людей, их групп и общества Равновесие: (1) предельные издержки = ЧБ / индивидуальная полезность (2) предельные издержки = ЧБ(ИП) + СБ(СП) Типологизация благ на основе их полезности (ИБ/СБ) и коммунальности (неконкурентности + неисключаемости)

Общественное благо и его полезный эффект ИП Ком СП 1. Частное благо * Рыно к 2.Общественное благо и его полезный эффект ИП Ком СП 1. Частное благо * Рыно к 2. Коммунальное благо * * 3. Смешанное благо * * Госу дарс тво 4. Смешанное коммунальное благо * * * 5. Социальное благо *

Формы государственного регулирования в сфере культуры Три варианта участия государства в поддержке производства благ социально-культурной сферыФормы государственного регулирования в сфере культуры Три варианта участия государства в поддержке производства благ социально-культурной сферы Издержки возмещаются: Участие государства 1. ИС устанавливает общие правила поведения 2. ИС + Государство — льгота — субсидия — льгота + субсидия 3. Государство оплачивает производство благ

Формы государственного регулирования в сфере культуры Государственная поддержка : – поддержка производителя благ,  – поддержкаФормы государственного регулирования в сфере культуры Государственная поддержка : – поддержка производителя благ, – поддержка производителя благ – финансовая поддержка – правовое регулирование

Формы государственного регулирования в сфере культуры  Уильям Баумоль ( Baumol, William Jack ; 1922–) Формы государственного регулирования в сфере культуры Уильям Баумоль ( Baumol, William Jack ; 1922–) Уильям Боуэн ( Bowen, William G. ; 1933–) Baumol W. J. , Bowen W. G. Performing Arts: The Economic Dilemma. – N. Y. : The Twentieth Century Fund, 1966 – измерение и рост производительности труда персонала; – материальное стимулирование труда персонала; – опережающий рост расходов организаций над их доходами

Формы государственного регулирования в сфере культуры Александр Яковлевич Рубинштейн (1947–):  За 40 лет (с 1971Формы государственного регулирования в сфере культуры Александр Яковлевич Рубинштейн (1947–): За 40 лет (с 1971 по 2010 гг. ) • среднегодовое число спектаклей на один театр в России сократилось в 2, 1 раза, • число зрителей на один спектакль сократилось в 2, 0 раза, • при этом сеть театров и численность работников выросла в 1, 9 раза

Формы государственного регулирования в сфере культуры  За 40 лет (с 1971 по 2010 гг. )Формы государственного регулирования в сфере культуры За 40 лет (с 1971 по 2010 гг. ) • число концертных организаций увеличилось в 4 раза, • численность работников выросла в 2, 4 раза, • производительность труда упала в 8 раз За 20 лет (с 1971 по 2010 гг. ) • количество музеев выросло в 2 раза, • штатная численность увеличилась в 2, 5 раза, • число посетителей на один музей упало в 2, 3 раза, • производительность труда – сократилась в 2, 8 раза

Формы государственного регулирования в сфере культуры Реформирование системы управления в сфере культуры: – осознания управления вФормы государственного регулирования в сфере культуры Реформирование системы управления в сфере культуры: – осознания управления в сфере культуры как демократического, – понимание культуры как одного из основных факторов социально-экономического развития региона и России в целом, – отказ от командной системы и формирование новых принципов управления

Формы государственного регулирования в сфере культуры Семинар 1.  Культура как фактор развития общества 1. КультураФормы государственного регулирования в сфере культуры Семинар 1. Культура как фактор развития общества 1. Культура и экономическое развитие (по материалам Всемирного доклада о культуре) 2. Культура и благосостояние человека 3. Культурное многообразие: различия и плюрализм 4. Всемирные опросы по изучению ценностей 5. Деятельность ЮНЕСКО по защите прав человека в области культуры 6. Конвенция ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972 г. ): основные параметры и новаторское ее значение 7. Доклад ЮНЕСКО «Наше творческое разнообразие» о необходимости «поставить культуру во главу угла» 8. Доклад Совета Европы «Стремление к целостности» о приоритетах культурной политики