Основные стратегии развития неклассической философии к. 19

Скачать презентацию Основные стратегии развития неклассической философии к. 19 Скачать презентацию Основные стратегии развития неклассической философии к. 19

8. Иррационализм.ppt

  • Количество слайдов: 19

> Основные стратегии развития неклассической философии к. 19 20 вв. Философия иррационализма  Основные стратегии развития неклассической философии к. 19 20 вв. Философия иррационализма n. А. Шопенгауэр n. С. Кьеркегор n. Ф. Ницше

>План лекции n Иррационалистическая  традиция в философии:  характерные черты и  особенности План лекции n Иррационалистическая традиция в философии: характерные черты и особенности n А. Шопенгауэр. n С. Кьеркегор n Ф. Ницше и философия жизни

>Иррационалистическая традиция в философии n  отрицает то, что только разум и наука могут Иррационалистическая традиция в философии n отрицает то, что только разум и наука могут постичь действительность. n ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто иррациональное: 1. волю (волюнтаризм) – социальное бытие; ни одно действие не может быть осуществлено без воли; 2. созерцание (эстетика, искусство) – произведения искусства – метафоры, образы; 3. интуицию (интуитивизм – направление в математике); 4. мистическое озарение (религия) – религиозное чувства, вера; 5. воображение (творчество) – фантазия; 6. инстинкт, бессознательное (психология) и т. п.

>  Артур Шопенгауэр  1788 -1860 n  “Мир как воля и представление” Артур Шопенгауэр 1788 -1860 n “Мир как воля и представление” (1818 первый том, а в 1844 второй том) n Афоризмы житейской мудрости

>   Философия А. Шопенгауэра   Формируется на основе   Философия А. Шопенгауэра Формируется на основе Трех источников Философия Платона (с его миром идей и миром вещей, которая проникнута Философия Индийская духом аристократизма, И. Канта: философия: презрения к толпе); Мир можно познать буддизм Обыденные вопросы доопытным путем отодвинуты на второй план – главное мир идей.

>Общая идея этих позиций:  n  утверждается, что разум (наше мышление) постигает только Общая идея этих позиций: n утверждается, что разум (наше мышление) постигает только поверхность (часть) бытия. Подлинные причины происходящего всегда скрыты от нас.

>n  Есть иная (высшая) реальность, которая определяет нашу жизнь. Мы строим планы, а n Есть иная (высшая) реальность, которая определяет нашу жизнь. Мы строим планы, а они часто не сбываются, поэтому мы и терпим различные социальные бедствия, войны, личные неудачи и т. д. n Мы никогда не сможем вычислить и усмотреть всех последствий, так как есть то, что нельзя познать разумом. Сама жизнь иррациональна, а не рациональна. n В любом даже самом познаваемом объекте есть довесок иррационального.

>n  Великий Кант открыл эту высшую реальность и объявил ее как вещь в n Великий Кант открыл эту высшую реальность и объявил ее как вещь в себе, которая непознаваема. Причина такого вывода рационализм Канта. n Но единственно правильный вывод, по мнению Шопенгауэра, который следует из работы Канта “Критика чистого разума” гласит: “Мир есть мое представление”. n Ошибка великого и божественного Канта состоит в том, что он остановился на этом утверждении. Кант не пошел дальше, не заглянул за наши представления. Кант тем самым ограничил познание непознаваемостью вещи в себе. n Кант ограничил познавательные возможности человека только разумом, только рациональностью. Рациональность зашла в тупик – разум запутался в двух противоположных тезисах! Не это ли падение рационализма!? n Такая философия (такой подход) лишает нас понимания жизни, так как она (жизнь) не только рационально познаваема.

>n Шопенгауэр утверждает, что  существует иная способность,  иной путь познания – это n Шопенгауэр утверждает, что существует иная способность, иной путь познания – это интуиция. n Интуиция – реальная способность познавательной человеческой деятельности. Наравне с логикой, эмпирическим опытом, практикой.

> В основе мира лежит интуитивное   познаваемое бытие. Что же позволяет интуиция В основе мира лежит интуитивное познаваемое бытие. Что же позволяет интуиция увидеть за завесой? n За нашими представлениями интуитивно открывается, что основу мира составляет воля. n «Вещь в себе» в философии Канта есть воля в философии Шопенгауэра.

>Определение воли по Шопенгауэру:  Воля – это воспроизведение самого   себя. n Определение воли по Шопенгауэру: Воля – это воспроизведение самого себя. n Воспроизведение как продолжение потомства (в живой природе), у человека – проявление себя в поступках, в осуществлении желаний, во Вселенной – вечный процесс изменений. n Мировая воля бесцельна и бессмысленна. Основа бытия бессознательна.

>Основу мира составляет беспричинная, бессознательная мировая воля. Аргументы: n  1. Наблюдение жизни. Все Основу мира составляет беспричинная, бессознательная мировая воля. Аргументы: n 1. Наблюдение жизни. Все мы стремимся в жизни к определенным целям. Но все планы и проекты заканчиваются неудачей. Проекты разные, а результат отрицателен. Основа жизни не рациональна. Она иррациональна. n 2. Творческие способности человека, которые раскрываются в искусстве, музыке, науке, философии.

>n  Проявление этих способностей есть результат действия мировой воли. Так она себя выражает n Проявление этих способностей есть результат действия мировой воли. Так она себя выражает в человеке. Творческие способности человека есть проявление мировой воли. Сама мировая воля творит мир из хаоса, так и человек создает произведения искусства из самого себя.

>n  Осуществляя волевое n  Если человек не в действие, человек  состоянии n Осуществляя волевое n Если человек не в действие, человек состоянии поступать в противостоит власти соответствии с тем непосредственно какой поступок диктует испытываемых ценность человеку, то потребностей, такой человек не импульсивных желаний: волевой. Он зависит от для волевого акта социальных характерно не обстоятельств и переживание "я хочу", поступает в “мне хочется”, а соответствии с переживание "я действием должен", осознание потребностей. ценностной Потребности оказывают характеристики цели доминирующее влияние действия. Осознание на человек, чем ценностей, понимание ценности. Отсюда их роли требует от проистекают недостатки человека поступка человека как личности. осуществляемого Человек настолько осознаваемую ценность. личность на сколько человек способен быть волевым.

>n  Воля – есть первая реальность или наше исходное состояние. n  Интеллект n Воля – есть первая реальность или наше исходное состояние. n Интеллект и наука вторичны. Наше научное познание носит частичный и относительный характер, такое познание все равно, в конечном итоге, не даст власти над обстоятельствами.

>Человек одновременно несчастен и безнравственен. Человеку трудно понять и совладать с мировой волей. Человек одновременно несчастен и безнравственен. Человеку трудно понять и совладать с мировой волей. n Он несчастен, ибо n он и не понимает, не безнравственен, видит, цели и ибо увеличивает смысла своих страдание в мире, поступков так как, в конечном счете, каждый из нас подчинен слепому безумию мировой воли.

>n Люди страдают. Страдание  порождают вражду и злобу.  Чем больше люди страдают, n Люди страдают. Страдание порождают вражду и злобу. Чем больше люди страдают, тем больше злобы. Противопоставить этому можно только одно: наше стремление к духовности и духовной культуре. n Культура – это средство обуздания злобно эгоистического начала в человеке.

>n Если мировая воля не имеет никакой логики, то и человеческая история один из n Если мировая воля не имеет никакой логики, то и человеческая история один из случайных векторов. n «История – смутный кошмар человечества»

>n  Шопенгауэр – великий скептик, пессимизм. n Шопенгауэр – великий скептик, пессимизм.