Скачать презентацию Ощущения и восприятие Ковш Екатерина Михайловна к пс Скачать презентацию Ощущения и восприятие Ковш Екатерина Михайловна к пс

Ощ и воспр_2017.pptx

  • Количество слайдов: 56

Ощущения и восприятие Ковш Екатерина Михайловна, к. пс. н. Каф. психофизиологии и клинической психологии Ощущения и восприятие Ковш Екатерина Михайловна, к. пс. н. Каф. психофизиологии и клинической психологии

 ОЩУЩЕНИЕ – активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а ОЩУЩЕНИЕ – активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. ВОСПРИЯТИЕ – активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств, т. е. отражения образа в целом.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ Аристотель. Выделял пять типов рецепторов, соответствующих ощущениям: Зрительные; Слуховые; КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ Аристотель. Выделял пять типов рецепторов, соответствующих ощущениям: Зрительные; Слуховые; Обонятельные; Осязательные; Вкусовые. В. Вундт. XIX век: Физические ощущения (зрение, слух). Механические (осязание). Химические (вкус, обоняние).

Ухтомский, Хэд. Генетический принцип классификации: Ухтомский. Высшие реакции – слух, зрение. Развитие рецепции заключается Ухтомский, Хэд. Генетический принцип классификации: Ухтомский. Высшие реакции – слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том, что с начала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем чисто зрительную рецепцию. Хэд. Высшие – тактильные, низшие – болевые. Разделял: Протопатическую чувствительность. Эпикритическую чувствительность.

Шеррингтон. Классификация, основанная на месте расположения рецептирующих поверхностей Экстероцепция (внешняя поверхность). а) Контактная б) Шеррингтон. Классификация, основанная на месте расположения рецептирующих поверхностей Экстероцепция (внешняя поверхность). а) Контактная б) Дистантная Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т. д. ) а) Статическая б) Кинестетическая Интероцепция (от поверхностей, выстилающих внутренние органы).

Физиологическая классификация И. П. Павлова опирается на физико-химические характеристики раздражителей: Световой. Звуковой. Кожно-механический. Запаховый Физиологическая классификация И. П. Павлова опирается на физико-химические характеристики раздражителей: Световой. Звуковой. Кожно-механический. Запаховый и т. д.

 СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и варьируемая в пределах данного ощущения. (Модальность). Интенсивность – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность – определяется функциональным состоянием рецептора, временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения. Ощущения не исчезают сразу. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.

ИЗМЕРЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Нижний абсолютный порог ощущений минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущения. Раздражители меньшей ИЗМЕРЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Нижний абсолютный порог ощущений минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущения. Раздражители меньшей силы называются подпороговыми. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Е=1/Р; Е – чувствительность, Р – пороговая величина раздражителя.

 Верхний абсолютный порог ощущений – максимальная сила раздражителя, вызывающая еще характерное для данной Верхний абсолютный порог ощущений – максимальная сила раздражителя, вызывающая еще характерное для данной модальности ощущение. Разностный порог (порог различения) - минимальное различие между двумя раздражителями, лежащими в данной модальности, вызывающее различные ощущения. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. S=K*lgi+C – Закон Вебера-Фехнера S – интенсивность ощущения, i – сила раздражителя, K, C – коэффициенты. Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы действующего раздражителя. Разностная чувствительность обратно пропорциональна порогу различения.

 СЕНСОРНАЯ АДАПТАЦИЯ – приспособление организма к действиям окружающей среды – изменение чувствительности под СЕНСОРНАЯ АДАПТАЦИЯ – приспособление организма к действиям окружающей среды – изменение чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Различают три вида адаптации: Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе довольно продолжительного воздействия. В случае достаточно долгого действия раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Это явление характерно практически для всех анализаторов, кроме зрительного. Для зрительного это возможно путем полной остановки глаза. Адаптация как притупление ощущения под действием сильного раздражителя. Резкое снижение ощущения с последующим восстановлением – охранная адаптация. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (снижение порога). 1, 2 – негативные, 3 – позитивный виды адаптации.

ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АНАЛИЗАТОРОВ Слабые ощущения вызывают повышение, а сильные понижение чувствительности анализаторов при ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АНАЛИЗАТОРОВ Слабые ощущения вызывают повышение, а сильные понижение чувствительности анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности при взаимодействии анализаторов носит название сенсибилизации. Физиологические механизмы, лежащие в основе сенсибилизации – это процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где и представлены центральные отделы анализаторов.

 Синестезия – явление возникновения, под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения характерного для другого Синестезия – явление возникновения, под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения характерного для другого (например: холодный свет, теплые цвета).

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ

 1. Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде 1. Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. Связана с актом объективации (знания получаемые нами из окружающего мира мы относим к этому миру). 2. Целостность. Восприятие есть целостный образ, складывающийся на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых и в виде отдельных ощущений. 3. Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и их сумме. Мы воспринимаем абстрагированную от этих ощущений, обобщенную структуру предмета или явления, которая формируется в течение некоторого времени. 4. Константность (неизменность).

 Осмысленность. Активность. Участие эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия. Апперцепция. Историчность (социальная обусловленность). Осмысленность. Активность. Участие эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия. Апперцепция. Историчность (социальная обусловленность). Обобщенность. Избирательность (селективность). Изменчивость. Характеризует вариативность восприятия, в зависимости от изменений условий окружающей среды, образа жизни, содержания психического мира человека.

Анализаторные системы человека Анализаторные системы человека

 Анализаторные системы человека – сложные многоуровневые образования, направленные на анализ сигналов определенной модальности Анализаторные системы человека – сложные многоуровневые образования, направленные на анализ сигналов определенной модальности

Принципы строения всех анализаторных систем: Принцип параллельной многоканальной переработки информации, в соответствии с которым Принципы строения всех анализаторных систем: Принцип параллельной многоканальной переработки информации, в соответствии с которым информация о разных параметрах сигнала одновременно передается по различным каналам анализаторной системы; Принцип анализа информации с помощью нейронов – детекторов, направленного на выделение как относительно элементарных, так и сложных, комплексных характеристик сигнала, что обеспечивается разными рецептивными полями; Принцип последовательного усложнения переработки информации от уровня к уровню, в соответствии с которым каждый из них осуществляет свои собственные анализаторные функции; Принцип топического ( «точка в точку» ) представительства периферических рецепторов в первичном поле анализаторной системы; Принцип целостной интегративной репрезентации сигнала в ЦНС во взаимосвязи с другими сигналами, что достигается благодаря существованию общей модели (схемы) сигналов данной модальности (по типу «сферической модели цветового зрения» ).

Рецептивные поля Рецептивные поля

 При нейропсихологическом изучении работы анализаторных систем следует различать два типа расстройств: 1. Относительно При нейропсихологическом изучении работы анализаторных систем следует различать два типа расстройств: 1. Относительно элементарные сенсорные расстройства в виде нарушений различных видов ощущений (светоощущений, цветоощущений, ощущений высоты, громкости, длительности звука и др. )

 Данный (сенсорный) тип расстройств связан с поражением периферического и подкорковых уровней анализаторных систем, Данный (сенсорный) тип расстройств связан с поражением периферического и подкорковых уровней анализаторных систем, а также первичного коркового поля соответствующего анализатора.

 2. Более сложные гностические расстройства (агнозии) в виде нарушений разных видов восприятия (восприятия 2. Более сложные гностические расстройства (агнозии) в виде нарушений разных видов восприятия (восприятия формы предмета, пространственных отношений, символов, звуков речи и т. д. ). Данный тип расстройств обусловлен прежде всего поражением вторичных корковых полей, хотя в мозговой организации гностической деятельности принимают участие и многие другие корковые и подкорковые структуры, в том числе префронтальные отделы коры больших полушарий.

Слуховая система Слуховая система

БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ Мы видим мир двумя глазами, то есть посредством двух сетчаточных изображений, которые БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ Мы видим мир двумя глазами, то есть посредством двух сетчаточных изображений, которые не одинаковы. Это явление носит название сетчаточной диспарантности. Аккомодация – изменение кривизны хрусталика. Конвергенция – сведение зрительных осей. Эта регуляция вокруг точки фиксации взора происходит автоматически и позволяет нам получить два изображения одного объекта, то есть точки фиксации. Дивергенция – разведение зрительных осей - когда точка фиксации очень удалена от нас. Бинокулярное соревнование – эффект, связанный с резко отличимым друг от друга изображением на каждой ретине двух глаз.

Слуховые ощущения – субъективное психическое отражение воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются Слуховые ощущения – субъективное психическое отражение воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются колеблющимся телом и порождают собой попеременное сгущение и разряжение воздуха. Субъективные качества слуховых ощущений. Высота тона – субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от низких до высоких. Высота тона зависит от частоты и интенсивности. Громкость - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от тихих до громких. Громкость зависит главным образом от интенсивности.

Объемностью называется ощущение полноты звука, в большей или меньшей степени заполняющего пространство. Плотность – Объемностью называется ощущение полноты звука, в большей или меньшей степени заполняющего пространство. Плотность – качество звука, позволяющее различать плотный, сгущенный или диффузный рассеянный звук. Звук чем выше, тем кажется плотнее. Плотность возрастает и с увеличением громкости. Тембр. Определяется как такое качество слухового ощущения, пользуясь которым мы можем судить о различии двух звуков при одинаковой громкости и высоте. Тембр зависит от амплитуд гармоник сложного звука.

Пороги слуховых ощущений: Из графика видно, что на разных частотах, для того чтобы мы Пороги слуховых ощущений: Из графика видно, что на разных частотах, для того чтобы мы услышали звук, необходима разная интенсивность, на краях частотного диапазона нижний и верхний абсолютные пороги сливаются.

Самостоятельное изучение: ТЕОРИИ СЛУХА. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА. РЕЧЕВОЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ. Самостоятельное изучение: ТЕОРИИ СЛУХА. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА. РЕЧЕВОЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ.

Зрительная система Зрительная система

1 уровень - сетчатка 1 уровень - сетчатка

2 уровень – зрительный нерв 2 уровень – зрительный нерв

3 уровень – хиазма (частичный перекрест) 3 уровень – хиазма (частичный перекрест)

4 уровень – зрительные канатики 4 уровень – зрительные канатики

5 уровень – таламус, НКТ 5 уровень – таламус, НКТ

6 уровень – первичное 17 ое поле коры гм 6 уровень – первичное 17 ое поле коры гм

Пробы, направленные на изучение зрительного восприятия Пробы, направленные на изучение зрительного восприятия

Проба Рапопорта Проба Рапопорта

Незавершенные рисунки Незавершенные рисунки

Рисунки агглютинации Рисунки агглютинации

Зашумленные рисунки Зашумленные рисунки

Перечень вопросов, выносимых на экзамен: 1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно-чувственного отражения действительности Перечень вопросов, выносимых на экзамен: 1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно-чувственного отражения действительности (философский и психологический аспекты). 2. Классификация ощущений и сенсорных систем. 3. Рецепторная теория. Закон специфических энергия органов чувств И. Мюллера. 4. Рефлекторная теория. Вклад И. М. Сеченова в создание рефлекторний теории 5. Адаптация и ее биологическое значение. 6. Явление сенсибилизации 7. Взаимодействие органов чувств. 8. Резервы чувствительности, упражняемость органов чувств. 9. Общая характеристика восприятия и его основные свойства. 10. Константность восприятия. Виды константности. 11. Органические ощущения и их свойства. 12. Статические и кинестетические ощущения. 13. Кожные ощущения, их виды. 14. Обонятельные и вкусовые ощущения. 15. Основные черты анатомии слухового анализатора. 16. Слуховая чувствительность. 17. Субъективные качества слуховых ощущений, их физические корреляты. 18. Теории слуха. 19. Слуховое восприятие пространства. 20. Речевой и музыкальный слух. 21. Основные черты анатомии зрительной системы. 22. Субъективные качества зрительных ощущений и их физические корреляты. 23. Яркостный, цветовой, одновременный и последовательный контрасты.

 Перечень вопросов, выносимых на экзамен: 24. Цветовой круг Ньютона, законы смешения цветов. 25. Перечень вопросов, выносимых на экзамен: 24. Цветовой круг Ньютона, законы смешения цветов. 25. Анатомия цветового зрения. 26. Механизмы стереоскопического зрения. 27. Корреспондирующие и диспорантные точки сетчатки. 28. Гороптер. 29. Виды стереоскопов, их устройство и назначение. 30. Роль аккомодации и конвергенции в оценке удаленнос¬ти. 31. Монокулярные признаки глубины, оптические иллюзии. 32. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. 33. Перцептивная группировка. 34. Фигура и фон. 35. Восприятие реального движения. 36. Кажущееся движение. 37. Механизмы восприятия времени. 38. Врожденные и приобретенные свойства восприятия. 39. Структуралистическая теория восприятия. 40. Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, 41. Теория восприятия в гештальтпсихологии. 42. Психофизическая теория и теория перцептивного научения Дж. Гибсона и Э. Гибсон. 43. Теория восприятия Дж. Брунера. 44. Гипотеза уподобления А. Н. Леонтьева. 45. Теория перцептивных действий А. В. Запорожца. 46. Концепция Б. Г. Ананьева о сенсорно-перцептивной организации человека.

а) Основная литература: 1. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. СПб. : Питер, 2009. а) Основная литература: 1. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. СПб. : Питер, 2009. 2. Общая психология /Под ред. Гамезо М. В. - М. : Ось-89, 2008. 3. Психология ощущений и восприятия. /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. , Любимова В. В. , Михалевской М. Б. . М. : АСТ, 2009. 4. Терёхин В. А. Сенсорно-перцептивня организация человека – Ростов -на-Дону: Изд-во Ростовского областного ИПКи. ПРО, 2010. 5. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. СПб. : Питер, 2008. б) дополнительная литература: 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2011. 2. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия. М. : Наука, 1990. 3. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб: Питер, 2008. 4. Большой психологический словарь /Под ред. Мещерякова Б. Г. , Зинченко В. П. – СПб: «прайм-Еврознак» , 2006. 5. Величковский Б. М. , Зинченко В. П. , Лурия А. Р. Психология восприятия – М. : МГУ, 1973. 6. Восприятие и действие. /Под ред. А. В. Запорожца. М. : «Просвещение» , 1976.

 7. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию, М. : Прогресс, 1988. 8. 7. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию, М. : Прогресс, 1988. 8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 -х томах. /Пер. с франц. – М. : Мир, 1992. 9. Грегори Р. Л. Разумный глаз. – М. : Едиторал УРСС, 2003. 10. Гусев А. Н. Общая психология /в 7 томах. Т. 2. – М. : ИЦ «Академия» , 2007. 11. Котова И. Б. , Канаревич О. С. Общая психология: Учебное пособие. – М. : Академцентр, 2009. 12. Кравченко А. И. Общая психология. – М. : Проспект, 2010. 13. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. , 2000. 14. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. - М. : МГУ, 1981. 15. Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. – М. : Наука, 1988. 16. Петровский А. В. Психология и время. – СПб: Питер, 2006. 17. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. /Под ред. Запорожца А. В. , Ломова Б. Ф. , Зинченко В. П. . М. : Педагогика, 1982. 18. Психология /Под ред. Дружинина В. Н. – СПб: Питер, 2009.

 19. Психология ощущений и восприятия. – М. : «Че. Ро» , 2002. 20. 19. Психология ощущений и восприятия. – М. : «Че. Ро» , 2002. 20. Психофизиология / Под ред. Александрова В. А. - СПб: Питер, 2010. 21. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 1, Книга 2; /Пер. с англ. - М. : Педагогика, 1980. 22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2005. 23. Свенцицкий А. Л. Взаимосвязь ощущений и восприятий. Восприятие как целостное отражение предметов. _ СПб: Питер, 2000 24. Старовойтенко Е. Б. , Шадрикова В. Д. – Психология ощущений и восприятия. – М. : АСТ, Астрель, 2009. 25. Тихомиров О. К. Психология. Учебник /Под ред. Гордеевой О. В. – М. : Высшее образование, 2006. 26. Узнадзе Д. Н. Общая психология. – СПб: Питер, 2004. 27. Фресс П. , Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. V 1, М. : «Прогресс» , 1978. 28. Шишкоедов П. Н. Общая психология. – М. : ЭКСМО, 2009. 29. Штеймец А. Е. Общая психология – М. : Академия, 2010. 30. Язык запахов: психология восприятия запахов. – СПб. : Питер,

 Лабораторные работы 1, 6, 7, 9, 11, 13, 14, 15, ПЗМР Лабораторные работы 1, 6, 7, 9, 11, 13, 14, 15, ПЗМР

кольца Ландольта кольца Ландольта