1 семестр 5 лекция.pptx
- Количество слайдов: 34
ORDER
ОРДЕР • Греческие архитектурные ордера • Римские ордера • (ORDO -порядок) образец тектонической художественной системы, позволяющей сочетать по определенным правилам архитектурные формы.
• В основе ордеров лежит каменная стоечно – балочная система.
• Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.
Система каноничных ордеров по Виньоле • Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola; наст. имя Якопо де Бароцци; 1507— 1573) — итальянский архитектор.
Тосканский ордер - наиболее простой по своим формам и деталям и наиболее тяжелый по пропорциям. Имеет гладкую колонну и несложный антаблемент
Особенностью Дорического ордера является фриз, разработанный своеобразными пластическими элементами - триглифами, чередующимися с метопами
Ионический ордер обладает легкими пропорциями. Ствол колонны разработан каннелюрами, между которыми оставлены узкие промежутки (дорожки).
Коринфский ордер наиболее пластически разработанный и стройный по пропорциям. Капитель имеет скульптурный характер и представлена двумя рядами стилизованных листьев аканта.
• Храм Геры в Посейдонии. 520 г. До н. э.
• В отличие от греческих, римские архитекторы стремились найти универсальные рецепты. • Суммированный и приведенный к нормативным рекомендациям опыт античности дошел до нас в изложении римского архитектора ВИТРУВИЯ (вторая пол. 1 в. До до н. э. ) «Десять книг об архитектуре» содержит сведения о правилах построения трех ордеров () • Пропорции Витрувий определил с помощью модуля D нижней части колонны
• Витрувий приводит 5 видов междуколонных промежутков – ИНТЕРКОЛУМНИЕВ • От 1. 5 м – 3 м. • Выводит зависимость между материалом, высотой колонн и интерколумнием
Конструктивные возможности • Различные свойства материала определяют его конструктивные возможности • Н : L = 1/3 – ¼ каменной балки • Н : L = 1/20 – 1/25 деревянной балки
Последующие архитекторы • Системы архитектурных ордеров продолжали разрабатываться в Италии в эпоху Возрождения в XV и XVI вв. и законченную систему получили у двух выдающихся архитекторов: • Джакомо Бароцци Виньолы (1507 - 1573) • Андреа Палладио (1503 - 1580)
• В любом ордере – 19 частей • Антаблимент 3 части • Фуст – 12, пьедестал – 4 части
каннелюры • Простые ордера имеют – 20 • Канелюр без дорожек • Сложные – 24 с дорожками
Тектоника • Тектоника, дословно с греч. , относящийся к строительству. • Тектоника – зрительное выражение (объективное проявление) работы конструкции и материала
Пилястра - вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в , отличие от лопатки) базу и капитель и тем самым условно изображающий колонну.
Тектоника ордера
интерьер
Храм Артемиды
Рим
Ордер в современной архитектуре
Рекомендуемая литература • Архитектурные ордера. Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2006. Автор: Заковоротная Т. А. , Мартынова В. И. , Фурман Н. В. • "Четыре книги об архитектуре" (Andrea Palladio / Андреа Палладио) • Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм
УРА ПЕРЕМЕНА!!!! ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ : )