Скачать презентацию Определения консерватизма 1 КОНСЕРВАТИЗМ фр conservatisme от Скачать презентацию Определения консерватизма 1 КОНСЕРВАТИЗМ фр conservatisme от

Консерватизм.ppt

  • Количество слайдов: 11

Определения консерватизма • 1. КОНСЕРВАТИЗМ (фр. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю) — Определения консерватизма • 1. КОНСЕРВАТИЗМ (фр. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю) — идейное течение, настаивающее на постепенности изменения общества с учетом устоявшихся, оправдавших себя во времени органических коллективных ценностей и традиций. (Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А. А. Ивина. — М. : Гардарики. 2004. ) • 2. КОНСЕРВАТИВНОЕ включает в себя утвердившийся и общепринятый в обществе набор ценностей, детерминирующих поведение и образ мыслей значительных категорий людей, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам. (К. С. Гаджиев. Сущностные характеристики консерватизма // Введение в политическую науку. – М. , 2001)

 • 3. В западной науке распространено также расширительное, так называемое ситуационное понимание консерватизма • 3. В западной науке распространено также расширительное, так называемое ситуационное понимание консерватизма как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от её объективного значения и места в социально-историческом процессе. (С. Хантингтон, Ф. Мейер и др. ) • 4. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали консерватизм как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования вытесняемых с исторической арены общественных слоев (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. , т. 4, с. 453— 54).

Впервые термин «консерватизм» был употреблен в начале XIX в. французским писателем Ф. Шатобрианом, давшим Впервые термин «консерватизм» был употреблен в начале XIX в. французским писателем Ф. Шатобрианом, давшим название «Консерватор» периодическому изданию. Франсуа Рене Шатобриан

Две традиции классического консерватизма • История консерватизма начинается со времен Великой французской революции, бросившей Две традиции классического консерватизма • История консерватизма начинается со времен Великой французской революции, бросившей вызов самим основам «старого порядка» , всем традиционным силам, всем формам господства наследственной аристократии. Консерватизм стал реакцией ряда мыслителей на французскую революцию и идеи эпохи Просвещения. • Именно с того времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. де Бональду (преобладала в странах континентальной Европы), и вторая, связанная с английским мыслителем Э. Берком (утвердилась в англосаксонских странах).

Эдмунд Бёрк (1729 – 1797) Французская революция 1789 для Бёрка предстала в качестве максимума Эдмунд Бёрк (1729 – 1797) Французская революция 1789 для Бёрка предстала в качестве максимума зла, которое способны причинить себе люди, лишенные правильного понимания своей природы и законов человеческого общежития. Основные принципы такого понимания могут быть сведены к следующим: 1) человек есть существо религиозное, и религия образует основу гражданского общества, 2) общество – продукт исторического развития, и его институты воплощают в себе мудрость предков; 3) человек как существо инстинкта, чувства и разума лучше руководим опытом, привычкой и предрассудками, нежели абстрактными теориями; 4) зло заключено в самой человеческой природе, а не в общественных учреждениях; сообщество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивида, а его права есть лишь следствие обязанностей; 5) люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право одних властвовать над другими; 6) наличный общественный строй необходимо оберегать, поскольку обычно попытки устранить зло ведут к причинению еще больше зла, что вовсе не означает отрицание необходимости изменений.

Луи Габриэль Амбруаз де Бональд (1754 – 1840) • • рассматривал власть как живое Луи Габриэль Амбруаз де Бональд (1754 – 1840) • • рассматривал власть как живое существо, призванное сохранить общество. «Воля этого существа, - говорил он, - называется законом, а его Действия – правительством» . утверждал, что человек существует только для общества; общество создается только для самого себя. критикуя индивидуализм, де Бональд говорил, что в отличие от философов Нового времени, которые создали философию Я, он хотел создать философию социального человека, философию Мы. считал, что в обществе нет прав, а есть только обязанности. рассматривал государство как большую семью, которой и телом, и душой принадлежат все составляющие ее обездоленные индивидуумы. реализация идей Просвещения и Великой французской революции, приведет к обесцениванию унаследованных от предков традиций и бессмысленному разрушению моральных и материальных ценностей общества. человек, в силу ограниченности разума, не вправе бездумно браться за переустройство мира, поскольку он рискует задеть заключенную в этом мире духовность или жизненное начало.

Эдмунд Бёрк Луи Габриэль Амбруаз де Бональд Эдмунд Бёрк Луи Габриэль Амбруаз де Бональд

Жозеф де Местр (1753– 1821) • • «органическое» понимание народа и государства, жизнь и Жозеф де Местр (1753– 1821) • • «органическое» понимание народа и государства, жизнь и деятельность которого определяются в первую очередь традициями, религиозным чувством и церковным авторитетом. резко критиковал концепцию социального договора; события революции, провозглашавшейся высшим достижением человеческого разума, наглядно продемонстрировали фиаско подобных идей, приведших к террору и хаосу. социальный порядок - одно из непременных условий существования государства. абсолютная власть над всеми народами земли принадлежит церкви и папе как наместнику Бога.

Идеология консерватизма выступает в двух различных формах: 1. как апология существующих порядков; 2. как Идеология консерватизма выступает в двух различных формах: 1. как апология существующих порядков; 2. как ностальгия по утерянному социальному статусу.

общие идейные установки в различных формах консерватизма: 1. признание существования всеобщего морально-религиозного «порядка» , общие идейные установки в различных формах консерватизма: 1. признание существования всеобщего морально-религиозного «порядка» , 2. несовершенства человеческой природы, 3. убеждение в прирождённом неравенстве людей, 4. ограниченных возможностях человеческого разума, 5. необходимости классовой иерархии, предпочтение устоявшихся общественных институтов и другое.

Как констатировал С. Хантингтон: «Обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные Как констатировал С. Хантингтон: «Обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Т о. , как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции. Консерватизм - этот призыв к истории, сам без истории» (Huntington S. Conservatism as an Ideology. - «The American Political Science Review» , 1957, p. 469).