Онтология.pptx
- Количество слайдов: 13
Онтология. Категория бытия. • 1. Становление онтологии. Парменид • 2. «Онтологический нигилизм» Нового времени • 3. Категория бытия и ХХ век
Категория бытия • Бытие – это всеохватывающая реальность, всё существующее • Категория бытия необходимая предпосылка любого философствования • Понятие бытия – высший предел обобщенности, абстрагирование от единичного, частного, преходящего • Небытие (ничто) – категория онтологии, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей, бытия вообще • Парменид: «Бытие есть, небытия нет» • Аристотель: «Ничто – начало, противоположное бытию» • Гегель: «Ничто и бытие едины в становлении»
Определение бытия Мераба Мамардашвили: …. нечто, существующее само по себе, как бы помимо человека, и большее, чем сам человек…
Бытие Парменида • Парменид Элейский (520 г. до н. э. – 450 г. до н. э. ) по праву считается основоположником онтологии. Он первым сформулировал категорию бытия • Мир чувственно воспринимаемых вещей еще не является подлинным бытием. Он является бытием «во мнениях людских» , неистинным бытием • Истинное бытие – это Разум, Абсолют скрытый за вещами. Истинное бытие едино и неизменно, абсолютно и совершенно • Истинное бытие гарант относительной стабильности неистинного бытия (мира вещей). Абсолютный Разум удерживает мир от опрокидывания в хаос
Мартин Хайдеггер о Пармениде: • Выдающийся немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер - утверждал, что вопрос бытия и его решение Парменидом предопределили судьбы западного мира, который рождался из поэтических интуиций античного философа
Что имел в виду М. Хайдеггер? • Впервые в культуру было введено представление о существовании за пределами вещей скрытого мира, совершенного и прекрасного, гораздо более значимого, чем мир вещей • Перед человечеством была поставлена задача научиться изучать этот мир, выработать инструментарий для аналитической работы в пространстве, где нет чувственных образов
Парменид – основоположник рационализма • Рационализм – это философские концепции, признающие разум основой познания и поведения людей, указывающие на разумную организацию мироздания • Парменид: «Бытие и мысль о нем едины» • Если существует подлинное бытие, и человеческая мысль ему причастна, то мир неподлинного, неистинного бытия лишается абсолютной ценности. Мы, разумные существа, вправе переделывать, перестраивать его в соответствии со своими потребностями и представлениями. «Природа – мастерская, а человек в ней – работник»
Парменид и метафизика • Термин метафизика имеет несколько значений: • 1. Метафизикой называют философские системы, допускающие существование неких абсолютных начал, вечных и неизменных, и даже исследующие эти начала. Парменид считается основоположником метафизики • 2. Метафизикой называют метод, противоположный диалектическому, метод, мысленно останавливающий движение • 3. «Метафизикой» названа книга Аристотеля, содержащая трактаты по онтологии и гносеологии. Название переводится как «после физики» , оно появилось в I веке нашей эры. Во времена Парменида слова этого еще не было
Великий философский вопрос, сформулированный Парменидом • Одной из величайших заслуг Парменида является постановка проблемы: что есть истинное бытие? И современники, и потомки искали ответ на этот вопрос. • Истинное бытие Демокрита – это атом. • Истинное бытие Платона – эйдос. • Христианские философы считали истинным бытие Бога.
«Онтологический нигилизм» Нового времени • Отказ от метафизики (отказ от Абсолюта). Присутствие в мире трансцендентной реальности уже не очевидно. Ф. Ницше: «Бог умер» • Бытие отождествляется с природой, с существованием вещей. Ф. Энгельс: бытие «вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» • Субъективация бытия – бытие постепенно, но все более определенно становится бытием субъекта. Р. Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую» Разумность субъекта стала альтернативой разумности бытия. Пустынность и неуютность мира без Бога-Абсолюта была замаскирована верой в могущество человеческого разума.
Определение бытия, данное Иммануилом Кантом • В Новое время категория бытия содержательно обедняется, из нее исчезают все конкретные признаки – разумность, совершенство, вечность и т. п. Бытие становится просто предельно общим, а следовательно почти бессодержательным понятием. Бытие – это всего лишь существование чего-либо • В «Критике чистого разума» Кант так определяет бытие: «…Ясно, что бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи…. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении…»
Категория бытия и ХХ век (ситуация постмодерна) • Критика рациональности (Ф. Ницше, С. Кьерхегор, З. Фрейд, Л. Шестов). Нарастает осознание бессмысленности и безопорности человеческого существования • Культ тела, неоязычество. Телесные потребности не просто оправдываются, но становятся прямо таки сакральными. Языческие тенденции проникают во все сферы искусства • Философия отказывается от поиска субстанции, она не работает с такими категориями как сущность, закон причина. Философия теряет свои границы и существует в «рассеянном» виде внутри стихов, фильмов, романов • Мир повседевности, текучесть обыденности становятся главными темами философских размышлений. Современная философия – это попытка воспринимать жизнь такой, какая она есть, без попыток диктовать ей, какой ей следует быть.
Наша готовность принять «критику» разума авторы учебника Кохановского иллюстрируют следующим образом: • …Люди всегда знали о том, что существуют безумие, секс, бессознательное, тюрьма. Но вплоть до конца ХIХ века высокая классическая мысль не впускала в пространство публичного обсуждения эти темы. Государство относилось к ним репрессивно, считая, что эти формы жизни антиразумны и, следовательно, разрушительны как для отдельного человека, так и для всего общества. Однако, в ХХ в. эти темы легализуются, а затем и становятся доминирующими, заполняя собой все виды искусства, проникая в массовое сознание. Самое загадочное в том, что люди оказались готовы отнестись к этой стороне жизни с серьезным почтением: в наши дни проблемами сексменьшинств, детской сексуальности занимаются парламенты…
Онтология.pptx