Скачать презентацию Николай Алексеевич Некрасов 1821 — 1877 Я Скачать презентацию Николай Алексеевич Некрасов 1821 — 1877 Я

Своеобразие лирики Некрасова.ppt

  • Количество слайдов: 57

Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1877 Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1877

Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди. . . ( «Элегия» )

Псевдонимы Н. А. Некрасова: Н. Н. ; Феоклист Онуфрич Боб; Новый поэт; Ник – Псевдонимы Н. А. Некрасова: Н. Н. ; Феоклист Онуфрич Боб; Новый поэт; Ник – Нек ; Перепельский; Савва Намордников; Н. Станицкий

 • Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт • Долгое время родиной Некрасова называли село Грешнево Ярославского уезда, хотя сам поэт в своих «Автобиографических записях» писал, что родился он «в каком-то. . . местечке Подольской губернии» . Действительно, Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

Грешнево – ярославское имение отца И. Е. Репин. Бурлаки на Волге Грешнево – ярославское имение отца И. Е. Репин. Бурлаки на Волге

 • В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство • В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства • О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли свое отражение не только многие факты его биографии, переданные удивительно тонко и точно (поэт обладал великолепной памятью и, по его словам, помнил себя с трех лет), не только отдельные сцены, свидетелем которых он был, но и те чувства и переживания, которые эти сцены у него вызывали.

 • Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788— 1862) принадлежал к довольно старинному, но • Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788— 1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. • За малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой. Известно, например, что он долгое время находился под следствием за нанесение побоев смотрителю почтовой станции. • Любимой забавой Некрасова-отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками. После удачной охоты в доме устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.

 • Образ жизни и поведения Алексея Сергеевича не могли не оказать воздействия на • Образ жизни и поведения Алексея Сергеевича не могли не оказать воздействия на общую атмосферу в доме и на воспитание детей, в том числе и на будущего поэта. • Вместе с тем, общение с отцом выработало у Некрасова и некоторые положительные качества: твердый характер, силу духа и упорство в достижении поставленной цели. От отца будущий поэт унаследовал и страсть к охоте, которая позднее давала ему возможность не только отдохнуть и отвлечься от напряженной журнальной работы, но и способствовала сближению с простыми людьми, с которыми у него всегда были самые теплые и дружеские отношения.

 • Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей • Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. • Некрасов рос в непосредственной близости к простому народу и постоянно общался с крестьянскими детьми. • Мать поэта, женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом» . • Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты» . • Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он много часов, ей доверял свои сокровенные мечты.

 • Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто • Невдалеке от Грешнева протекала Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки: Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня.

Карабиха – имение Н. А. Некрасова, купленное в конце 1861 года. Место, где он Карабиха – имение Н. А. Некрасова, купленное в конце 1861 года. Место, где он плодотворно работал.

 • • • В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в • • • В 1832 году Некрасов вместе с братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать. Читал Некрасов, действительно, много, хотя и довольно беспорядочно. Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Так к 15 -ти годам составилась целая тетрадь, которая сильно подмывала меня ехать в Петербург. Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом.

Петербург в жизни Н. А. Некрасова Петербург в жизни Н. А. Некрасова

 • • В университет поступить не удалось — слишком скудны оказались знания, полученные • • В университет поступить не удалось — слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын Отечества» . «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и несколько позже в «Библиотеке для чтения» . Но начинающим авторам платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они должны быть довольны уже тем, что увидели свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что «бывали такие тяжелые для него месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь, и там за 5 копеек или за кусок белого хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади, отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек» .

 • «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, — говорил • «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, — говорил Некрасов незадолго до смерти критику А. М. Скабичевскому. — Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь» . • Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

 • По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои опубликованные и • По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои опубликованные и неопубликованные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки» . Когда уже было получено цензурное разрешение, молодого поэта стали одолевать сомнения. Чтобы развеять их, он отправился за советом к В. А. Жуковскому. Маститый поэт встретил Некрасова приветливо, взял сборник и просил зайти через три дня. В назначенное время Некрасов явился за ответом. Жуковский указал ему на два удачных стихотворения, а сборник посоветовал не издавать или напечатать без имени автора. • «Впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи» , — добавил он. Но изменить что-либо было уже поздно. Сборник «Мечты и звуки» вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами «Н. Н. » . Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела. Как вспоминал Некрасов, «меня обругали в какой-то газете, я написал ответ, это был единственный случай в моей жизни, что я заступился за себя и свое произведение» .

 • Позднее Некрасов вспоминал: «. . . Прихожу в магазин через неделю — • Позднее Некрасов вспоминал: «. . . Прихожу в магазин через неделю — ни одного экземпляра не продано, через другую — то же, через два месяца — то же. В огорчении собрал все экземпляры и большую часть уничтожил. Отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах» . • И только спустя несколько лет Некрасов вернется к серьезным стихам, и они станут главным делом его жизни. А пока он понял лишь одно — нужно работать, работать не покладая рук • «Господи! сколько я работал! Уму не постижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург» ,

ЗНАКОМСТВО С БЕЛИНСКИМ. НАЧАЛО «СОВРЕМЕННИКА» • В 1842 году произошло событие, которое стало поворотным ЗНАКОМСТВО С БЕЛИНСКИМ. НАЧАЛО «СОВРЕМЕННИКА» • В 1842 году произошло событие, которое стало поворотным в жизни Некрасова, он познакомился и вскоре подружился с Белинским. • Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове высокоодаренного человека и всячески способствовал развитию его таланта. • Вместе с тем, Белинский не мог не видеть, что Некрасов при всей незаурядности и одаренности своей натуры, был человеком недостаточно образованным и горячо принялся за его умственное развитие.

 «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт – и поэт истинный!» В. «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт – и поэт истинный!» В. Белинский «Написано человеком с народным сердцем» А. Григорьев 1845 – 1846 г. г. Выходит альманах «Физиология Петербурга» , в котором стихи Н. А. Некрасова. Увидел поэта, пришедшего со своей темой, по-новому взглянувшего на народ, оригинального в своих художественных установках

 • Некрасов ценил доброе отношение к себе Белинского и отвечал ему глубокой привязанностью • Некрасов ценил доброе отношение к себе Белинского и отвечал ему глубокой привязанностью и любовью. Чуть позже Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение «В дороге» , в котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки, воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по-своему доброго парня-ямщика. Прослушав стихотворение, Белинский, по словам И. И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт истинный? »

1846 год. Некрасов, Белинский и Панаев приходят в журнал «Современник» . 1 января 1847 1846 год. Некрасов, Белинский и Панаев приходят в журнал «Современник» . 1 января 1847 года выходит первый номер. Почти 20 лет Некрасов будет руководить журналом.

Д. В. Григорович Л. Н. Толстой И. А. Гончаров И. С. Тургенев А. В. Д. В. Григорович Л. Н. Толстой И. А. Гончаров И. С. Тургенев А. В. Дружинин А. Н. Островский

А. Я. Панаева. Писательница. А. Я. Панаева. Писательница.

 • Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже • Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848— 1849). В письме к Тургеневу поэт признавался, что обстоятельства заставили его «пуститься в легкую беллетристику» . Вместе с А. Я. Панаевой Некрасов написал еще один большой роман — «Мертвое озеро» (1851). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой.

 • В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой. • Но и после • В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой. • Но и после окончательной разлуки Некрасов продолжал любить Панаеву. • В начале 1850 -х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого изнурительного труда. • Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год • Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года, открывался стихотворением «Поэт и гражданин» , которое, по замыслу Некрасова, призвано было придать всему сборнику общественно значимый характер и гражданское звучание.

Обложка журнала В 1862 году Некрасов становится редактором журнала «Отечественные записки» . В нем Обложка журнала В 1862 году Некрасов становится редактором журнала «Отечественные записки» . В нем Некрасов печатает лучшие свои стихи и поэмы , в том числе «Коробейники» , «Мороз , Красный нос» , «Русские женщины» , частично «Кому на Руси жить хорошо» Страница из журнала «Отечественные записки»

Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичьего кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб все время несли на руках. Такого еще не видел Петербург. По словам очевидцев, проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 1. Тема родины и природы. ( ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 1. Тема родины и природы. ( «Тишина» , 1857 г. ; «Рыцарь на час» , 1862 г. ; «На Волге» , 1860 г. ; «Перед дождем» , 1846 г. ; «Зеленый шум» , 1862 г. ; «Родина» , 1846 г. ) 2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека» , судьба женщины-крестьянки. ) ( «Поэмы: «Коробейники» , 1861 г. ; «Мороз, Красный нос» , 1861 г. Стихотворения: «В дороге» , 1845 г. ; «Тройка» , 1846 г. ; «Еду ли ночью…» и др. )

Тройка Николай Некрасов Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг? Тройка Николай Некрасов Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг? Знать, забило сердечко тревогу Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед? . . На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьётся алая лента игриво В волосах твоих, чёрных как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается лёгкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. Поживёшь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна и легка. . . Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдёшь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. От работы и чёрной и трудной Отцветёшь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь няньчить, работать и есть. И в лице твоём, полном движенья, Полном жизни - появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. И схоронят в сырую могилу, Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь. Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки и сыты и бойки, И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой. . .

 «Тройка» 1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения? 2) Почему Некрасов так горюет «Тройка» 1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения? 2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки? 3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт? 4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 3. Тема народного заступничества. Образы вождей ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов. ( «Памяти приятеля» , 1853 г. ; поэма «В. Г. Белинский» , 1855 г. ; «Пророк» , 1874 г. ; «Элегия» , 1874 г. ; «Памяти Добролюбова» , 1864 г. и др. )

 «Памяти Добролюбова» Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. «Памяти Добролюбова» Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья; Как женщину, ты родину любил, Свои труды, надежды, помышленья Ты отдал ей; ты честные сердца Ей покорял. Взывая к жизни новой, И светлый рай, и перлы для венца Готовил ты любовнице суровой, Но слишком рано твой ударил час И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами… Плачь, русская земля! но и гордись — С тех пор, как ты стоишь под небесами, Такого сына не рождала ты И в недра не брала свои обратно: Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно… Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…

 «Памяти Добролюбова» 1) Расскажите о времени написания стихотворения. 2) Каков идеал общественного деятеля, «Памяти Добролюбова» 1) Расскажите о времени написания стихотворения. 2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 4. Тема декабризма. Воспевание декабристок. Поэмы ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 4. Тема декабризма. Воспевание декабристок. Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины» подвига 5. Тема поэта и поэзии. ( «Поэт и гражданин» , 1856 г. ; «Друзья» , 1876 г. ; Элегия, 1874 г. ; «Сеятелям» , 1876 г. )

 «Элегия» Николай Некрасов Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» «Элегия» Николай Некрасов Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна. Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!… Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы лира? … Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье… «Довольно ликовать в наивном увлеченье, Шепнула Муза мне. - Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ? . . Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы — Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев? . . » Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!. . Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 6. Тема любви. «Я не люблю ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 6. Тема любви. «Я не люблю иронии твоей…» , 1859 г. ; «Мы с тобой бестолковые люда…» , 1851 г. ; «Да, наша жизнь текла мятежно» , 1850 г. и др.

Главная тема творчества • Народная судьба становится основным содержанием поэзии, народное чувство – авторским Главная тема творчества • Народная судьба становится основным содержанием поэзии, народное чувство – авторским чувством • В судьбе героя проявляются общие закономерности жизни • Женская судьба символизирует судьбу крестьянской России

 «Поэт и гражданин» - поэтический манифест Н. А. Некрасова Первый сборник сочинений – «Поэт и гражданин» - поэтический манифест Н. А. Некрасова Первый сборник сочинений – 1856 г. Структура сборника: Эпиграф: «Поэт и гражданин» 1 раздел: стихотворения о народе 2 раздел: сатирические стихотворения о власть предержащих 3 раздел: поэма «Саша» 4 раздел: стихотворения о поэзии, любовная лирика

Поэт и гражданин 1. Форма диалога, традиционная для русской литературы: - Ломоносов «Разговор с Поэт и гражданин 1. Форма диалога, традиционная для русской литературы: - Ломоносов «Разговор с Анакреонтом» - Пушкин «Поэт и толпа» , «Разговор книгопродавца с поэтом» - Лермонтов «Журналист, читатель, писатель» 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта

Некрасов утверждает гражданскую роль поэта 1. Поэт должен быть вместе с народом 2. Разоблачение Некрасов утверждает гражданскую роль поэта 1. Поэт должен быть вместе с народом 2. Разоблачение сторонников «чистого искусства» 3. Разоблачение либералов 4. Задача искусства- служение России, активная жизненная позиция 5. Народ – главный герой поэзии Подобрать примеры

Поэт и гражданин 3. Жизнь поэта есть жертвоприношение обществу, Отчизне. 4. Но поэт сомневается Поэт и гражданин 3. Жизнь поэта есть жертвоприношение обществу, Отчизне. 4. Но поэт сомневается в своих силах, т. к. собственный путь не представляется ему безгрешным. Стихотворение – это и внутренний диалог поэта (поэт сомневается в своем праве служить высокой идее).

Стихотворения на тему «Поэты и поэзия» • • • «Поэт и гражданин» (1856) «Вчерашний Стихотворения на тему «Поэты и поэзия» • • • «Поэт и гражданин» (1856) «Вчерашний день, часу в шестом» (1846) «Блажен незлобивый поэт» (1852) «Муза» (1852) «Безвестен я. Я с вами не стяжал» (1865) «Праздник жизни – молодости годы» (1855) «Замолкни, муза мести и печали» (1855) «Элегия» (1874) «Пророк» (1874) «Поэту» (1874) «О муза! Я у двери гроба…» (1877)

Поэтическое кредо Некрасова Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. « Нет Поэтическое кредо Некрасова Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. « Нет науки для науки, нет искусства для искусства – все они существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека для его обогащения знаниями и материальными удобствами жизни. » (1855 г. )

 • Поэт настолько слился с народом, с его представлениями , идеалами, что в • Поэт настолько слился с народом, с его представлениями , идеалами, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа (городской бедняк, солдатрекрут, крепостной мужик, женщинакрестьянка, демократ-разночинец). Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова , это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти. • Такой образ Л. г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.

Новаторство Н. А. Некрасова 1. Стал новатором в области содержания и формы: расширил границы Новаторство Н. А. Некрасова 1. Стал новатором в области содержания и формы: расширил границы поэзии, посчитав, что объектом ее может стать любое чувство или ощущение. 2. Основное направление его творчества – социальная тема.

Новаторство Н. А. Некрасова 3. В его поэзии народ заговорил своим настоящим, подлинным языком Новаторство Н. А. Некрасова 3. В его поэзии народ заговорил своим настоящим, подлинным языком 4. Лирический герой поэзии Некрасова жил в постоянном конфликте с самим собой: Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть борцом

Особенности стиля Н. А. Некрасова 1. Введение в лирическое стихотворение эпического элемента: стихотворения сюжетны, Особенности стиля Н. А. Некрасова 1. Введение в лирическое стихотворение эпического элемента: стихотворения сюжетны, это или рассказ, или сценка, репортаж с места события. 2. Язык поэзии сближается с языком прозы: деловая, публицистическая, общественно-политическая, разговорная лексика.

Особенности стиля Н. А. Некрасова 3. Многогеройность лирики, монтажный принцип построения стихотворения: герой-персонаж и Особенности стиля Н. А. Некрасова 3. Многогеройность лирики, монтажный принцип построения стихотворения: герой-персонаж и герой-автор могут сливаться в лирическом «я» или нет. «Родина» , «Крестьянские дети» Л. г. близок к личности автора; «Огородник» , «Пьяница» Л. г. – носитель крестьянского сознания

Особенности стиля Н. А. Некрасова 4. Особенность ритмического строя ( тон горькой песни) : Особенности стиля Н. А. Некрасова 4. Особенность ритмического строя ( тон горькой песни) : медлительные трехсложные размеры, разностопные метры, дактилическая рифма, неточная рифма.

Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным: А) сказочно-песенный лад; Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным: А) сказочно-песенный лад; Б) элементы разговорной речи, прозаизмы; В) монолог, диалог; Г) словесно-образный, синтаксический, отрицательный параллелизм;

Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным (продолжение): Д) постоянные Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным (продолжение): Д) постоянные эпитеты; Е) повторы, анафора; Ж) характерные для народного языка суффиксы, частицы.

Перечень произведений для ЕГЭ • Стихотворения: «В дороге» , «Вчерашний день часу в шестом» Перечень произведений для ЕГЭ • Стихотворения: «В дороге» , «Вчерашний день часу в шестом» , «Мы с тобой бестолковые люди» , «Поэт и гражданин» , «Элегия» , «О Муза! Я у двери гроба!. . » . • Поэма «Кому на Руси жить хорошо» • Дополнительно стихотворения: «Я не люблю иронии твоей» , «Блажен незлобивый поэт…» , «Внимая ужасам войны…» , «Рыцарь на час» , «Сеятелям» . • Часть С: 1) Своеобразие лирики Н. А. Некрасова 2) Фольклорные мотивы в лирике Н. А. Некрасова 3) «Душа народа русского» в произведениях Н. А. Некрасова 4) Тема Родины в лирике Н. А. Некрасова