Немецкая классическая философия ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Скачать презентацию Немецкая классическая философия  ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ Скачать презентацию Немецкая классическая философия ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ

z_Nemetskaya_klassicheskaya_filosofia.pptx

  • Количество слайдов: 44

>Немецкая классическая философия  ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ Немецкая классическая философия ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ

>   Хронологические рамки  Основоположником  немецкой классической  философии был И. Хронологические рамки Основоположником немецкой классической философии был И. Кант Развивали немецкую классическую философию И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и Л. Фейербах. Немецкая классическая философия охватывает период с 70 х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И. Канта) и примерно до середины XIX в. — времени смерти Шеллинга и окончания активной философской деятельности Фейербаха.

> Течения  немецкой классической философии  своими корнями уходят в философию Канта. Течения немецкой классической философии своими корнями уходят в философию Канта. Наличие в немецкой классической философии различных элементов и тенденций позволило развиться на ее базе всевозможным философским учениям, таким как объективный и субъективный идеализм и даже материализм. Кант Объективный идеализм Субъективный идеализм Дуализм (деизм) Фихте Шеллинг, Гегель Субъективный, а Фейербах Объективный затем объективный Материализм идеализм

>Иммануил Кант (1724— 1804)    ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: «ВСЕОБЩАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ Иммануил Кант (1724— 1804) ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: «ВСЕОБЩАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НЕБА» «О ПРИЧИНАХ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ» «ТЕОРИЯ ВЕТРОВ» «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»

>   Философские воззрения. В творчестве Канта различаются два периода:  докритический (до Философские воззрения. В творчестве Канта различаются два периода: докритический (до 1770 г. ) и критический В докритический в основном занимался проблемами естествознания В критический была сформулирована философская доктрина критицизма)

>  Докритический период. Занимаясь проблемами естествознания, Кант сделал  ряд серьезных открытий. Важнейшими Докритический период. Занимаясь проблемами естествознания, Кант сделал ряд серьезных открытий. Важнейшими его достижениями в этой области были следующие: разработал небулярную теорию происхождения солнечной системы, согласно которой солнце и планеты сформировались под влиянием силы притяжения из огромного газообразного облака пыли; переформулированная Лапласом в работе «Изложение системы мира» (1796), эта теория получила широкое признание в XIX в. под названием «гипотеза Канта — Лапласа» доказал, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение Земли

>  Критический период — учение о «чистом    разуме» . Критический период — учение о «чистом разуме» . В центре внимания находятся проблемы гносеологии, и учение о познании, т. е. о «чистом» , или «теоретическом» , разуме – назвал трансцендентальной логикой. В онтологических вопросах Кант по своим убеждениям является деистом, а значит, и объективным идеалистом (для него несомненно существование Бога — Творца мира, но проблема существования Бога — это вопрос практического, а не теоретического разума) Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в существовании объектов только двух типов: внешнего мира и человеческого сознания (при этом существование нашего сознания для нас очевидно, а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благодаря данным наших органов чувств) В рамках чистого разума Кант выступает как дуалист, а т. к. исходной реальностью и основным объектом рассмотрения является при этом человеческое сознание, то Канта можно назвать субъективным идеалистом.

> Все, что мы знаем об объектах внешнего мира, —  это их образы, Все, что мы знаем об объектах внешнего мира, — это их образы, отражения, явления в нашем сознании теоретический разум должен отличать сами эти объекты от их проявления в нашем сознании Кант вводит следующие понятия: «Вещь-в-себе» — это объект внешнего мира (или весь мир в целом) такой, какой он существует сам по себе «Вещь-для-нас » — это образ (явление) объекта внешнего мира (или всего мира в целом), существующий в нашем сознании

> Вещь-в-себе есть трансцендентная сущность, т. е.  находящаяся за пределами нашего возможного Вещь-в-себе есть трансцендентная сущность, т. е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта, поскольку в опыте и в теоретическом познании, осмысляющем опыт, мы всегда имеем дело лишь с явлением (вещью-для-нас). Хотя внешний мир и объекты в нем ( «вещь-в-себе» ) есть источник чувственных данных, он в принципе не познаваем ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка (поэтому Канта можно назвать агностиком). За пределами чувственного опыта и рассудочного познания существуют еще такие вещи-в-себе , как Бог, бессмертие и свобода. Кант считает их умопостигаемыми сущностями и предметом разума, но при этом не постижимыми для ума (подтверждает тезис об агностицизме Канта)

>Центральная проблема чистого разума. Всякое знание о мире, которым мы обладаем,  выражается в Центральная проблема чистого разума. Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях). А все суждения можно поделить, с одной стороны, на аналитические и синтетические, а с другой — на априорные и апостериорные. Аналитические суждения — это такие суждения, где то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте. Синтетические суждения — это такие суждения, где-то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте.

> Априорные суждения  —  это  до-  и  внеопытные суждения, Априорные суждения — это до- и внеопытные суждения, т. е. предшествующие соответствующему опыту и не зависящие от него. Апостериорные суждения — это послеопытные суждения, т. е. высказанные после того, как мы что-то узнали на своем опыте, и описывающие это опытное знание. Виды Аналитические Синтетические Априорные 1) аналитические и 3) синтетические и априорные Апостериорные 2) аналитические и 4) синтетические и апостериорные

> Познавательные способности человека Кант различает у человека познавательные способности трех типов — чувственность, Познавательные способности человека Кант различает у человека познавательные способности трех типов — чувственность, рассудок, разум, — каждый из которых он считает основным в соответствующей сфере знания Вид познавательной Характеристика Сфера знания способности Чувственность Способность к Математика ощущениям, чувственным созерцаниям Рассудок Способность к понятиям и Теоретическое суждениям естествознание Разум Способность к Метафизика умозаключениям, доводящим до «идей»

>   Пространство и время  Пространство  и  время Кант не Пространство и время Пространство и время Кант не считал объективно существующими самостоятельными сущностями (как абсолютное пространство и время в ньютоновской традиции) или свойствами материальных тел (как относительное пространство и время у Ньютона). Пространство — это априорная форма внешнего чувственного созерцания, т. е. это врожденный для человека способ организации и восприятия чувственных впечатлений, получаемых от объектов внешнего мира. Время, — это априорная форма внутреннего чувственного созерцания. Сам синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, из объективно существующего мира, с формой внешнего (пространство) или внутреннего (время) чувственного созерцания, присущего субъекту — человеку, называется у Канта трансцендентальной апперцепцией

>    Этика. Проблемы  этики (должного человеческого  поведения) и существования Этика. Проблемы этики (должного человеческого поведения) и существования Бога анализируются Кантом прежде всего в работе «Критика практического разума» . Учение о «чистом разуме» оказывается при этом теоретическим фундаментом, необходимым для построения и обоснования «практического разума» К центральным проблемам этики Канта относятся проблемы свободы и необходимости Отсюда человек выступает как необходимая сущность (явление) в одном отношении и как свободная сущность ( «вещь в себе» ) — в другом

> Категорический императив «. . . поступай только согласно такой максиме,  руководствуясь которой Категорический императив «. . . поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» «. . . поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»

>Иоганн Готлиб Фихте (1762—  1814)  ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:  «ОПЫТ КРИТИКИ ВСЯЧЕСКОГО ОТКРОВЕНИЯ» Иоганн Готлиб Фихте (1762— 1814) ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: «ОПЫТ КРИТИКИ ВСЯЧЕСКОГО ОТКРОВЕНИЯ» «ОСНОВЫ ОБЩЕГО НАУКОУЧЕНИЯ» «РАССУЖДЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ УЧЕНОГО» «ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА» «СИСТЕМА УЧЕНИЯ О НРАВСТВЕННОСТИ» И Т. Д.

> Философские воззрения. Первый период  Фихте строит свою концепцию, исходя из понятия Философские воззрения. Первый период Фихте строит свою концепцию, исходя из понятия абсолютного «Я» На первый план Фихте ставил вопросы, находящиеся в ведении «практического разума» — исследование морали и государственно политического устройства, причем важнейшее место занимают у него проблемы свободы, долга, нравственного поведения Считает, что «практический разум» должен опираться на прочный фундамент «теоретического разума» , и поэтому начинает свое исследование именно с него

>    Наукоучение.  1.  Философия должна быть основой для всех Наукоучение. 1. Философия должна быть основой для всех остальных наук, т. е. «наукой о науке» 2. Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична: в ней одни идеи выводятся из других, любой вновь вводимый тезис должен обосновываться с помощью других — ранее доказанных 3. В основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже какое то одно исходное положение 4. Существование и деятельность нашего сознания ( «я» ) для каждого из нас несомненны (причем, делая свое «я» объектом размышления, мы всегда остаемся в границах этого «я» ) 5. С изучения сознания и должна начинаться философия

>     Виды «я» .  1.  Для любого исследователя Виды «я» . 1. Для любого исследователя сознания первый и наиболее очевидный объект исследования — это его личное, индивидуальное, эмпирическое «я» . Но кроме моего сознания существуют еще и сознания ( «я» ) других людей. Так что мое «я» входит в множество человеческих «я» . И Кант, и Фихте исходят из предположения о том, что все человеческие «я» , различаясь между собой «в мелочах» , сходны (и даже тождественны) по своим существенным фундаментальным свойствам. 2. При этом Фихте постулирует существование некоего Абсолютного сознания — «Я» , которое как бы «лежит» за всеми человеческими «я» , определяя их существенные свойства. Это Абсолютное сознание практически приобретает у Фихте статус Божественного сознания. 3. И исходным объектом исследования в философии Фихте оказывается как раз не его личное «я» , не произвольное человеческое «я» или множество всех человеческих «я» , а Абсолютное сознание — «Я» .

>   Критицизм и догматизм. Все философские учения Фихте делит на две группы: Критицизм и догматизм. Все философские учения Фихте делит на две группы: критицизм и догматизм. Учения, начинающие исследования с сознания, Фихте вслед за Кантом называет критицизмом; а учения, начинающие с изучения мира (внешнего по отношению к сознанию), — догматизмом. Преимущество критицизма перед догматизмом Фихте видел в том, что исходя из косной, неподвижной материи нельзя вывести и объяснить активное сознание, тогда как исходя из активного сознания можно вывести и объяснить косную материю.

>    Учение о сознании. Активный, деятельный характер сознания проявляется прежде всего Учение о сознании. Активный, деятельный характер сознания проявляется прежде всего в том, что сознание не дано, а задано (сознание в своей Деятельности порождает, создает себя, проходит ряд стадий развития) На первой стадии действующий, активный субъект интуитивно усматривает себя и осознает свою самотождественность, т. е. Я = Я. На второй стадии развития в своей деятельности «Я» порождает и свое отрицание — «не Я» . Направленность «Я» на «не Я» означает, что «Я» выступает в роли субъекта, т. е. действующего, познающего сознания, а «не Я» — в роли объекта, т. е. сознания, являющегося предметом познания. При этом субъект противопоставляет себя объекту, и именно поэтому объект выступает в роли «не Я» по отношению к «Я» субъекту. На третьей стадии происходит «синтез» первой и второй, состоящий в детерминации, взаимоограничении и, соответственно, определнии «Я» и «не Я» . «Я» при этом осознает себя как все то, что не является «не Я» , как все то, что противоположно «не Я» — в рамках единого, исходного, Абсолютного «Я» .

>   Этические воззрения.  Центральное место в этическом учении Фихте занимает Этические воззрения. Центральное место в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода» . И главная проблема этики — это противоречие между свободой и необходимостью. Для человека быть свободным — это значит сделать себя свободным, т. е. в своем эмпирическом «я» (индивидуальном человеческом сознании) отодвинуть границы «не Я» . И данная деятельность человека (конечного существа) есть необходимая составляющая деятельности бесконечного Абсолюта в его процессе самопознания. Отсюда свобода оказывается у Фихте деятельностью «Я» по познанию необходимости и уменьшению области «не Я» . Худшей формой человеческого поведения является бездеятельность, так как при этом человек остается на уровне вещи, «не Я» , и отказывается от реализации своего высшего предназначения.

>Фридрих Вильгельм Йозеф  Шеллинг  (1775— 1854   ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: «СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775— 1854 ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: «СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА» «ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА»

> Философские воззрения.  Основные периоды развития:  натурфилософия,  трансцендентальный идеализм,  философию Философские воззрения. Основные периоды развития: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, философию свободы, философию откровения. Как отдельный иногда выделяют еще ранний, «фихтеанский» , период (1795— 1796), когда Шеллинг находился под сильным влиянием Фихте.

> Период натурфилософии (1797— 1799)  Природа  и Дух (разум, Абсолютное «Я» ) Период натурфилософии (1797— 1799) Природа и Дух (разум, Абсолютное «Я» ) представляют собой определенное единство, следовательно для понимания Природы можно использовать ту же модель, что и для Духа. Шеллинг идею о «чистой активности» Духа переносит на Природу. Природа становится деятельной и развивающейся — тем самым Шеллинг закладывает основы учения о диалектике Природы, или объективной диалектике.

> Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и целое, продукт «бессознательного Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и целое, продукт «бессознательного разума» , «некий застывший разум в бытии» . Этот разум действует внутри Природы и проследить его можно благодаря целесообразности его действия. Причем высшей целью ее развития является порождение сознания, и тем самым пробуждение разума. Деятельная Природа ( «бессознательный разум» ) в процессе своего развития наталкивается на свой предел, ограничивающий ее. На каждой ступени развития Природы мы обнаруживаем действие позитивной силы и противодействие ей негативной силы — в разных фазах их взаимодействия. На первой стадии развития Природы столкновение позитивной и негативной сил рождает материю, на второй — «универсальный механицизм» , т. е. динамическое развитие материального мира благодаря действию противоположных сил. Человек оказывается высшей целью развития Природы, т. к посредством человеческого сознания она осознает себя. Причем это осознание невозможно в рамках рассудка, который мыслит логически и непротиворечиво, для этого необходима деятельность Разума, который способен усмотреть (непосредственно созерцать) в вещах единство противоположностей.

> Период трансцендентального идеализма    (1800— 1801) Задача – показать, как из Период трансцендентального идеализма (1800— 1801) Задача – показать, как из Духа появляется Природа т. е. , каким путем к Природе может прийти Разум: 1. «Я» (Дух, Разум) есть изначальная активность, воля, располагающая себя в бесконечности Деятельность «Я» состоит в мышлении, но, поскольку единственно существующим является только это «Я» , то и предметом мышления для него может быть только оно же само. 2. Для того, чтобы возник продукт такой деятельности, «Я» должно что то себе противопоставить, положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь с таким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет «идеальной деятельностью» в отличие от изначальной «реальной деятельности» .

>3.  Построение философии,  исходящей из деятельности субъекта — исходного «Я» , которое 3. Построение философии, исходящей из деятельности субъекта — исходного «Я» , которое создает (порождает) свою противоположность, свой предел ( «не Я» ), приводит нас к субъективному идеализму (философия Фихте). Построение философии, исходящей из реального существования Природы, т. е. «не Я» , заставляет сделать вывод о независимости «не Я» от «Я» и приводит к философии, которую Шеллинг называет «реализмом» . Если учитываем обе возможности, то тогда возникает синтез субъективного идеализма с реализмом, т. е. «идеал реализм» , или «трансцендентальный идеализм» .

>Период философии тождества (1801 — 1804)  В период философии тождества основной проблемой Период философии тождества (1801 — 1804) В период философии тождества основной проблемой всей философии становится мысль о тождестве Духа и Природы. Исходным здесь оказывается понятие «Абсолюта» , в котором неразличимы субъект и объект. В этом Абсолюте совпадают все противоположности, но в нем же содержится начало дифференциации и обособления этих противоположностей; и этот Абсолют есть Бог. Тем самым Шеллинг оказывается на позиции пантеизма, который можно назвать «эстетическим пантеизмом» .

> Период философии свободы (1805— 1813) 1.  Центральной проблемой данного периода стал вопрос Период философии свободы (1805— 1813) 1. Центральной проблемой данного периода стал вопрос о порождении мира из Абсолюта, о причинах нарушения равновесия идеального и материального, субъективного и объективного. 2. Шеллинг утверждает, что это первичный иррациональный акт, который не может быть понят и истолкован рационально. Причины его коренятся в том, что Абсолюту (Богу) изначально присуща как важнейшая способность воля с ее свободой. 3. В Абсолюте есть как темное слепое начало — иррациональная воля, так и светлое рациональное; конфликт между ними изначален, а борьба между ними и есть жизнь Бога. Победа светлого, доброго начала и приводит к образованию Божественной личности, а все негативное, преодолеваемое Богом, изгоняется им в сферу небытия.

>Период философии откровения (1814— 1854) Изначальная  божественная воля является  непостижимой для человеческого Период философии откровения (1814— 1854) Изначальная божественная воля является непостижимой для человеческого разума. Но она в определенной степени постигается человеком в «опыте» , т. е. в мифологии и во всех религиях. Через них Бог открывает себя людям. Путь к постижению Бога лежит через понимание этого ряда Откровений.

>Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770— 1831)  ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: «РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ФИЛОСОФСКИМИ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: «РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ФИЛОСОФСКИМИ СИСТЕМАМИ ФИХТЕ И ШЕЛЛИНГА» «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА» «НАУКА ЛОГИКИ» «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК» «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА» И Т. Д.

>  Философские воззрения. Гегель  — создатель последовательной и  развернутой системы Философские воззрения. Гегель — создатель последовательной и развернутой системы объективного идеализма Построение этой системы ведется им посредством метода идеалистической диалектики В построении своей системы и в разработке диалектического метода, Гегель в значительной степени опирался на ряд фундаментальных идей Шеллинга

> Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность — Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность — Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, которую он называет Абсолютом. Важнейшее свойство Абсолюта — творческая активность, развитие, развертывание. В своем развитии он проходит различные стадии, проявляясь или Развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели — к самопознанию Процесс развертывания Абсолюта происходит не во времени, он носит характер вневременного — находящегося в вечности (вывод о вечном существовании природы; о протекании во времени можно говорить только относительно событий человеческой истории, связанных с развитием Духа). Процесс развития Абсолюта оказывается у Гегеля и развитием по замкнутому кругу: одновременно вечной и непрерывной борьбой (и единством) противоположностей — Абсолютной идеи и Природы, и вечным результатом (синтезом) этих противоположностей — Духом.

> Структура философского знания  Трем основным стадиям развития Абсолюта   соответствуют и Структура философского знания Трем основным стадиям развития Абсолюта соответствуют и три части философии Стадия развития Характеристика Части философии Абсолютная идея «бытие в себе» логика Природа инобытие, или философия «бытие для природы другого» Дух «бытие в себе и философия духа для себя»

>    Логика. Возникает задача создания новой диалектической  логики, которая стала Логика. Возникает задача создания новой диалектической логики, которая стала бы наукой о сущности всех вещей, т. е. наукой о законах развития Абсолюта. В силу исходного тождества бытия и мышления в философии Гегеля эта диалектическая логика оказывается одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией (учением о развитии познания) и логикой (учением о законах и формах мышления): логика — онтология = гносеология. Понятия, которыми оперирует мышление, находятся в непрерывном движении и взаимосвязи; они постоянно изменяются, «переходят» или «перетекают» друг в друга, превращаясь в свою противоположность.

>  Философия природы. Природа есть инобытие Абсолютной идеи  Природе свойственны те же Философия природы. Природа есть инобытие Абсолютной идеи Природе свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее. Следовательно, философия природы строится по тому же принципу триад и состоит из механики, физики и органики. В механике Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движения и т. д. , в физике — понятия теплоты, звука, стихии и т. д. , а в органике — понятия геологической и растительной природы, организма и т. д.

>   Философия духа. Гегель трактует Дух как Абсолютную идею,  вернувшуюся к Философия духа. Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся к себе после пребывания в своем инобытие, в плену материальности, т. е. в Природе Дух оказывается высшим этапом развития Абсолюта, он есть синтез Абсолютной идеи и Природы Именно в Духе Абсолют осознает себя (хотя и не сразу) Дух есть одновременно и конечный, и начальный этап развития, проходящего по замкнутому кругу

>Дух и учение о нем составляет триаду     Объек  Дух и учение о нем составляет триаду Объек тивны й дух дух Субъе Абсол ктивн ютны ый й дух

>Каждый из членов этой триады, в свою очередь, есть  триада:  Субъективный дух Каждый из членов этой триады, в свою очередь, есть триада: Субъективный дух в своем развитии проходит стадии: 1)Антропология 2)Феноменология 3) Психология Объективный дух проходит стадии: 1) Право 2) Моральность 3) Нравственность

>   Абсолют и Бог. Абсолют – источник и творец всего существующего, и Абсолют и Бог. Абсолют – источник и творец всего существующего, и в этом смысле он близок к понятию христианского Бога Отца. Но Абсолют изначально (на стадиях Абсолютной идеи и Природы) не является личностью, не обладает волей и сознанием, все это он обретает только в человеке (на стадии Духа). Первоначальная деятельность Абсолюта не является свободной, она протекает по внутренне присущим ему законам, т. е. детерминирована (необходима). Только благодаря человеческой деятельности в длительном процессе развития человеческого духа, высшее проявление которого Гегель усматривает в развитии философии, Абсолют осознает свою собственную сущность (и обретает свободу).

>Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872)  ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: «К КРИТИКЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ»  Людвиг Андреас Фейербах (1804— 1872) ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: «К КРИТИКЕ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ» «СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА» «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»

>  Критика религии и объективного идеализма. Религия играет важную роль в человеческой истории Критика религии и объективного идеализма. Религия играет важную роль в человеческой истории и ее нельзя просто отбросить, но можно преодолеть, разобравшись в ее происхождении и сущности. Возникновение религии связано с самой «природой человека» и условиями его жизни: бессилие человека по отношению к неподвластным его воле природным стихиям приводит к тому, что человек ищет утешение в создаваемых им самим фантазиях. Так рождаются образы богов, соответствующие мыслям, и намерениям человека. Тайна религии, с точки зрения Фейербаха, заключается в том, что человек «объективирует свою сущность» , и эта объективированная сущность превращается в субъект, в личность, т. е. в Бога. Религия ложна в том смысле, что свою собственную человеческую сущность человек воспринимает как чужую — божественную. Но религия истинна в том смысле, что, обращаясь к Богу, человек тем самым обращается к своей собственной сущности. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: «человеку Бог» (homo homini deus est).

> Антропологический материализм  Природа является бесконечной в пространстве и времени; нет  ничего Антропологический материализм Природа является бесконечной в пространстве и времени; нет ничего существующего вне пространства и времени, но нет также и пространства и времени вне природы В центре внимания Фейербаха находится человек. По этому его учение получило название антропологический материализм Человек рассматривается как психофизиологическое существо, являющееся и материальным, и разумным. Его сущность составляет разум, воля и сердце (чувство). Причем в различные исторические эпохи и в различных культурах эта сущность остается одной и той же. Движущей силой человеческой деятельности является стремление к счастью. Но человек не может быть счастлив вне человечества и вообще существовать вне человечества, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества.