Скачать презентацию НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая философия конца XVIII Скачать презентацию НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая философия конца XVIII

Немецкая классическая философия PowerPoint.ppt

  • Количество слайдов: 56

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в. , НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в. , представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. • В ней нашли свое продолжение идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. • Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. • Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии. • Всякая популяризация науки ведет к тому, что поступаются сначала научной формой ради простоты изложения, а затем самим содержанием ради простоты восприятия. Что касается немецкой классики, то здесь была поставлена противоположная задача.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Преобладание идеализма в немецкой классике связано с развитием всей философии НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ • Преобладание идеализма в немецкой классике связано с развитием всей философии после Декарта. • В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта. • В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), • а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии перед онтологией).

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В социальном плане немецкая философия свидетельство идейного пробуждения НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В социальном плане немецкая философия свидетельство идейного пробуждения "третьего сословия" (бюргерства, буржуазии) Германии и развитие социальных и либерально политических идей Нового времени и Просвещения.

Иммануил Кант (1724 -1804) • У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Иммануил Кант (1724 -1804) • У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не Иммануил Кант (1724 -1804) • Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. • Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, носит, по выражению Канта, априорный (доопытный) характер. • Эмпирическое знание единично, а поэтому случайно; • априорное всеобще и необходимо.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Иммануил Кант (1724 -1804) • Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. • Во первых, по Канту, доопытны только формы знания, содержание целиком поступает из опыта. • Во вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. • Человек, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. • Наука обладает ими тем более.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. • Иммануил Кант (1724 -1804) • Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. • Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. • Суждения (все тела) протяженные аналитично, так как понятие тела уже включают в себя свойства протяженности. • В суждение (вчера шел дождь) синтетично т. к. понятие прошедшего дня не связано с дождливой погодой.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. • Но вот вопрос: Иммануил Кант (1724 -1804) • Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. • Но вот вопрос: как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения? • Это главный вопрос "Критики чистого разума". • В том, что они существуют, Кант не сомневался, иначе научные знания не были бы обязательными для всех, по его глубокому убеждению, все математические суждения априорны и синтетичны. • Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. • Естественные науки существуют и развиваются, дают новое, обязательное для всех знание.

Иммануил Кант (1724 -1804) В результате главный вопрос Иммануил Кант (1724 -1804) В результате главный вопрос "Критики" как возможно чистое, внеопытное знание распадается на три: • Как возможно математика? • Как возможно естествознание? • Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три раздела основной части "Критики чистого разума" трансцендентальная эстетика, аналитика, диалектика.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает Иммануил Кант (1724 -1804) • Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний, точнее конструирование нашей познавательной способностью условий опыта. • Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Опытные данные, поступающие извне, не дают нам адекватного знания Иммануил Кант (1724 -1804) • Опытные данные, поступающие извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. • Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещи. • То, чем вещь является для нас (феномен) и то, что она представляет сама по себе (ноумен) , имеет принципиальное различие. • Границы опыта постоянно расширяются. Но сколько бы не увеличивались наши знания, эти границы не могут исчезнуть, как не может исчезнуть горизонт, сколько бы мы не шли вперед.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Познание не знает предела. Верить в науку нужно, но Иммануил Кант (1724 -1804) • Познание не знает предела. Верить в науку нужно, но переоценивать ее возможностей не следует. Против необоснованных претензий науки, догматического предрассудка и ее всесилия и направлен реальный смысл учения Канта о вещах самих по себе. • Правильно сформулированный вопрос об истине звучит так: как найти всеобщий критерий истинный для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины "не может быть дан". Кант отверг всеобщий критерий истины только относительно содержания знаний. • Что касается их формы, такой критерий он знает: не противоречивость рассуждений.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Иммануил Кант (1724 -1804) • "Основная черта философии Канта есть примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим, сочетание в одной системе разнородных, противоположных философских направлений. . . • Признавая единственным источником наших знаний опыт, ощущения, Кант направляет свою философию по линии сенсуализма, а через него, при известных условиях, материализма. • Признавая априорность пространства, времени, причинности и т. д. , Кант направляет свою философию к идеям активности сознания.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Учение Канта об активности сознания помогло приподнять занавес над Иммануил Кант (1724 -1804) • Учение Канта об активности сознания помогло приподнять занавес над одним из самых загадочных процессов образованием понятий. • Он видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность, такую же возможность представляют собой и опытные данные своего рода кирпичи, которые нужно уложить в ячейку конструкции. • Чтобы выросло здание, требуется активный участник строительства, и Кант называет его имя продуктивное воображение.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Логические формы, которые служат основой синтеза. По Канту, категории Иммануил Кант (1724 -1804) • Логические формы, которые служат основой синтеза. По Канту, категории априорны. В соответствии с 4 различными видами суждений возникает у Канта следующая таблица категорий: 1) Категории количества Единство. Множество. Всеполнота. 2) Категории качества Реальность. Отрицание. Ограничение. 3) Категория отношения Субстанция. Причина. Общение. 4) Категория модальности Возможность. Бытие. Необходимость.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Уже у И. Канта можно заметить трехчленное деление каждой Иммануил Кант (1724 -1804) • Уже у И. Канта можно заметить трехчленное деление каждой группы категорий. Здесь проглядывается будущая гегелевская триада тезис, антитезис, синтез. • "Некоторые считали рискованным то, что мои деления в чистой философии почти всегда бывают трехчленными. Но это зависит от природы вещей. . . » Деление необходимо должно быть трихотомией сообразно тому, что вообще требуется для синтетического единства, а именно: 1) условие. 2) обусловленное. 3) понятие, которое возникает из соединения обусловленного с его условием. • Категории это предельно общие понятия, как бы скелет познания.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии, Иммануил Кант (1724 -1804) • Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии, принимать кажущееся за действительное. • Задача критики внести ясность. Поэтому, кантовская диалектика начинается с уточнения понятия "видимость". • Видимость это иллюзия, которой "никак нельзя избежать". Нам кажется, что солнце движется по небосводу, это видят все, но подлинным явлением природы, определяющим смену дня и ночи, служит вращение Земли вокруг своей оси

Иммануил Кант (1724 -1804) • Помимо эмпирической, может быть логическая видимость, которая возникает из Иммануил Кант (1724 -1804) • Помимо эмпирической, может быть логическая видимость, которая возникает из нарушения логических правил. В обоих этих случаях легко устранить ошибку. Труднее дело обстоит с трансцендентальной, философской видимостью, когда высказываются суждения о вещах, лежащих за пределами возможного опыта. Например, суждения "мир должен иметь начало во времени".

Иммануил Кант (1724 -1804) • Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело Иммануил Кант (1724 -1804) • Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями (сфера рассудка), а с идеями. • Идеи это такое понятие, для которого в созерцании не может быть дан адекватный предмет. • Разум непосредственно направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для деятельности. • Разум вырабатывает основоположения, общие принципы, которые рассудок и способность суждений применяют к частным случаям.

Иммануил Кант (1724 -1804) По замыслу Канта, вся система метафизики должна состоять из четырех Иммануил Кант (1724 -1804) По замыслу Канта, вся система метафизики должна состоять из четырех частей: онтологии, физиологии, космологии и теологии. Онтология учение об общих принципах бытия; физиология учение о природе, которая распадается на физику и психологию. Космология наука о мире в целом; теология о боге.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Нравственность может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то Иммануил Кант (1724 -1804) • Нравственность может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. • Представление о законе самом по себе становится определяющим основанием воли, нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. • Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является общая законосообразность поступка, а не какой то определенный, конкретный закон. • Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т. е. моего личного принципа) во всеобщий закон.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует долженствование Иммануил Кант (1724 -1804) • Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. • Кант делит императивы на гипотетические (исполнение которых связано с необходимостью сделать что то как средство для достижения другой цели) и категорические как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели.

Иммануил Кант (1724 -1804) • Категорический императив заключает в себе и закон и необходимость Иммануил Кант (1724 -1804) • Категорический императив заключает в себе и закон и необходимость максимы быть сообразным с этим законом; • при этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. • Существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

Иммануил Кант (1724 -1804) • «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством Иммануил Кант (1724 -1804) • «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» . • «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству» .

Иммануил Кант (1724 -1804) • Категорический императив Канта определяет только форму морального поступка, ничего Иммануил Кант (1724 -1804) • Категорический императив Канта определяет только форму морального поступка, ничего не говоря о его содержании. • Форма морального поступка, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. • Эту форму Кант предложил в виде категорического императива, ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться к подлинно нравственному. • Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое быть нравственным просто не может.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770— 1831) • Открыл и обосновал с позиций объективного идеализма Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770— 1831) • Открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. • Сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике.

Георг Гегель (1770— 1831) • Г. Гегель — противник кантовского агностицизма и априоризма. • Георг Гегель (1770— 1831) • Г. Гегель — противник кантовского агностицизма и априоризма. • Он не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением, на чем настаивал Кант. • Явление не менее объективно, чем сущность. Сущность является, т. е. обнаруживается, в явлении, а явление выступает носителем сущности. • Это единство противоположностей, которые не могут существовать друг без друга.

Георг Гегель (1770— 1831) • Вопреки Канту, «вещь в себе» , во первых, развивается, Георг Гегель (1770— 1831) • Вопреки Канту, «вещь в себе» , во первых, развивается, вступая в многообразные отношения, и, во вторых, познаваема, поскольку обнаруживает себя в явлениях. • Критикуя кантовский субъективизм и агностицизм, Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия.

Георг Гегель (1770— 1831) • Философской системе объективного идеализма Гегеля присущи некоторые особенности: • Георг Гегель (1770— 1831) • Философской системе объективного идеализма Гегеля присущи некоторые особенности: • 1. Пантеизм. Божественная мысль пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. • 2. Панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. • 3 Диалектика. • Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. • Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. • Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно.

Георг Гегель (1770— 1831) • Философская система делится Гегелем на три части: • 1) Георг Гегель (1770— 1831) • Философская система делится Гегелем на три части: • 1) логика, • 2) философия природы, • 3) философия духа.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождества мышления (сознания) и бытия. ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождества мышления (сознания) и бытия. • Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей — это одно и то же. • Тождество бытия и мышления представляет собой субстанциональное единство мира. • Но тождество не абстрактное, а конкретное, т. е. такое, которое предполагает и различие. • Тождество и различие — единство противоположностей.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В ≪Науке логики≫ Гегель рассматривает не логику как таковую, а ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В ≪Науке логики≫ Гегель рассматривает не логику как таковую, а понятия, которыми оперирует логическое мышление. • Это предложенные еще Кантом категории бытия, становления, отношения и т. д. • По мнению Гегеля, самой важной из этих категорий является категория отношения, а наиболее универсальным отношением — отношение противоречия. • Так начинается диалектический процесс, протекающий по схеме ≪тезис — антитезис — синтез≫.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию системообразующую. • Это не только содержательный принцип, или закон диалектики, но и способ построения системы. • Вся архитектоника, структура гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ Исходным пунктом этого метода является ≪тезис≫. Например: бытие. По мысли Гегеля, ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ Исходным пунктом этого метода является ≪тезис≫. Например: бытие. По мысли Гегеля, тезис неизбежно представляется чем то несовершенным и неполным. • Попытка дать определение бытию рано или поздно приводит нас к противоположной идее — идее небытия. • Но оказывается, что и антитезис — нечто несовершенное, недостаточное.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В итоге две противоположности сливаются, образуя синтез, в данном случае ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В итоге две противоположности сливаются, образуя синтез, в данном случае — становление. • Бытие и небытие есть единство противоположностей. • Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. • Эту новую категорию Гегель называет становлением. «Становление есть нераздельность бытия и ничто. . . иначе говоря, такое единство, в котором есть как бытие, так и ничто» .

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Становление это диалектический процесс возникновения, который уместно называть становлением, представляет ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Становление это диалектический процесс возникновения, который уместно называть становлением, представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще нет. • Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойный результат. Еще один пример: Тезис: всеобщность Антитезис: единичность Синтез: индивидуальность Синтез вбирает в себя все рациональное, что есть в тезисе и антитезисе, и может, в свою очередь, стать новым тезисом.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). • Последний с необходимостью подвергается отрицанию. • Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. • Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Вся эта конструкция называется триадой.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Каждая категория выражает один какой либо момент, аспект процесса развития ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Каждая категория выражает один какой либо момент, аспект процесса развития и служит одновременно исходным пунктом для следующей категории, которая отрицает, снимает предшествующую категорию. • Новое отрицает старое, но отрицает диалектически не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. • Такое отрицание Гегель называет конкретным. • Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис — антитезис — синтез.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Благодаря этому описанный выше процесс может повторяться, причем каждая новая ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Благодаря этому описанный выше процесс может повторяться, причем каждая новая триада оказывается все более рациональной, а значит, и более духовной. • Поднимаясь по ступеням этой системы, дух постигает себя и свою значимость. • Итогом этого процесса является Абсолютное Знание, которое определяется как ≪дух, познавший самого себя как дух≫.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ Вершиной диалектического процесса является Абсолютный Дух. Это высшая реальность, не зависящая ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ Вершиной диалектического процесса является Абсолютный Дух. Это высшая реальность, не зависящая от конкретных форм, которые дух принимает в процессе своего развития. Именно дух определяет развитие мира. Поэтому изучение закономерностей развития духа (мышления) позволит понять закономерности мирового развития.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В силу качественной определенности вещи не только отличаются друг от ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • В силу качественной определенности вещи не только отличаются друг от друга, но соотносятся между собой. • Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. • Такой порядок, в общем, соответствует истории человеческого познания. • Дикари (как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, т. е. не знают количественных соотношений.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. • Каждая вещь, ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. • Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. • Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. • Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Качество, количество, мера — все это, как уже говорилось, категории ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ • Качество, количество, мера — все это, как уже говорилось, категории бытия. • Это формы, в которых мы воспринимаем действительность, и воспринимаем эмпирически, опытным путем. Но опытным путем невозможно постичь сущность вещей. • Сущность есть внутренняя основа бытия, а бытие — внешняя форма сущности. • Нет чистых сущностей, они выражаются, проявляются в формах бытия.

ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и ЛОГИКА Г. ГЕГЕЛЯ Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. • Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как, абсолютная идея. • Из сказанного выше следует, что объективная действительность не может существовать независимо от мысли. Мысль и объективная действительность тождественны. Это значит, что, изучая мысль, логика изучает и действительность. Таким образом, предмет логики — ≪истина как таковая≫.

Философия природы Г. ГЕГЕЛЯ • Второй ступенью развития Абсолютной Идеи Гегель считает природу. Природа Философия природы Г. ГЕГЕЛЯ • Второй ступенью развития Абсолютной Идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем основной вопрос философии. • Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс.

Философия природы Г. ГЕГЕЛЯ • Гегель высказывает глубокие диалектические догадки, которые нашли подтверждение в Философия природы Г. ГЕГЕЛЯ • Гегель высказывает глубокие диалектические догадки, которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. • К ним, например, относятся указания о превращении количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание электричества как особой формы движения материи.

Философия духа Г. Гегеля • Философия духа. Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой Философия духа Г. Гегеля • Философия духа. Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. • Здесь Абсолютная Идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. • Человек — часть природы. Однако человеческий; дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом.

Философия духа Г. Гегеля Саморазвитие духа идет по трем ступеням. • Первая — «субъективный Философия духа Г. Гегеля Саморазвитие духа идет по трем ступеням. • Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. • Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. • Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

Философия духа Г. Гегеля • «Философия духа» — труд, посвященный главным образом индивидуальному и Философия духа Г. Гегеля • «Философия духа» — труд, посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития. • Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. • Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. • Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

Философия духа Г. Гегеля • Что же касается философии истории, то она у Гегеля Философия духа Г. Гегеля • Что же касается философии истории, то она у Гегеля носит телеологический характер, т. е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. • Мировую историю философ делит на три эпохи: • восточную, • античную, • германскую.

Философия духа Г. Гегеля • События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народных духов» Философия духа Г. Гегеля • События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народных духов» . • Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. • А всемирная история осуществляет «абсолютную цель мира» . • Однако подавляющее число народов остаются за преде лами прогресса, объявляются неисторическими. Они не смогли выразить какие то моменты абсолютного духа. • Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира» .

Диалектика Г. Гегеля • В ≪Энциклопедии≫ Гегель продолжает совершенствовать свою систему. Теперь она представлена Диалектика Г. Гегеля • В ≪Энциклопедии≫ Гегель продолжает совершенствовать свою систему. Теперь она представлена в виде последовательности пирамидальных конструкций, завершающейся Высшей Триадой, • где тезис — Абсолютная Идея, • антитезис — Природа, • а синтез — Дух, или Абсолютная Реальность. • Вся система может рассматриваться как Дух (Абсолютная Реальность), постигающий самое себя и свою значимость. • Подобный путь проходят и индивиды: мы поднимаемся по ступеням этой системы, становясь разумнее, духовнее, все лучше постигая себя и свое место в мире.

Диалектика Г. Гегеля Система Гегеля основана на принципе идеалистического монизма: все богатство и разнообразие Диалектика Г. Гегеля Система Гегеля основана на принципе идеалистического монизма: все богатство и разнообразие мира вмещает в себя Мировой Дух — синтез Природы и Абсолютной Идеи. При этом, помимо принципа триадичности (тройственности), для нее характерен принцип цикличности. Подобным же образом Бог является бесконечным только потому, что он установил для себя ограничение — конечность — и преодолел его.