Скачать презентацию Немецкая классическая философия Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Скачать презентацию Немецкая классическая философия Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих

Немецкая классическая философия.ppt

  • Количество слайдов: 24

Немецкая классическая философия: Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах Немецкая классическая философия: Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах

Иммануил Кант (1724 – 1804) Родоначальник немецкой классической философии. Иммануил Кант (1724 – 1804) Родоначальник немецкой классической философии.

Биографические сведения: • Родился, учился и вырос в Кёнигсберге ( ныне Калининград) • Окончил Биографические сведения: • Родился, учился и вырос в Кёнигсберге ( ныне Калининград) • Окончил теологический факультет университета, потом был доцентом, профессором, деканом, ректором в этом же университете • Разносторонняя научная деятельность: естествознание, теология, философия • Основные философские труды – «Критика чистого разума» . «Критика практического разума» , «Критика способности суждения»

Научные достижения И. Канта Научные достижения И. Канта

Научные достижения И. Канта • «Небулярная» космогоническая гипотеза о возникновении и эволюции Солнечной системы Научные достижения И. Канта • «Небулярная» космогоническая гипотеза о возникновении и эволюции Солнечной системы из первоначальной вращающейся туманности • Гипотеза о существовании Большой Вселенной вне нашей Галактики • Учение о замедлении в результате приливного трения суточного вращения Земли • Учение об относительности движения и покоя • Система классификации животного мира • Опроверг теологические доказательства бытия Божьего, выдвинутые Фомой Аквинским

Гносеология И. Канта 1. Выделял два вида знания: • Априорное (от лат. a priori Гносеология И. Канта 1. Выделял два вида знания: • Априорное (от лат. a priori – изначально), существующее в сознании человека до опыта и независимо от него. Оно всеобще и необходимо. • Апостериорное, приобретённое в результате опыта. Оно единично и случайно.

Гносеология И. Канта 2. Ограниченность теоретического познания – «чистого разума» - есть следствие того, Гносеология И. Канта 2. Ограниченность теоретического познания – «чистого разума» - есть следствие того, что мир разделён на доступные познанию «явления» (феномены), то есть чувственные вещи, существующие в сознании субъекта благодаря чувственному опыту, и недоступные для познания «вещи в себе» (ноумены).

Гносеология И. Канта 3. И. Кант является одним из представителей агностицизма – философского направления, Гносеология И. Канта 3. И. Кант является одним из представителей агностицизма – философского направления, утверждающего принципиальную непознаваемость мира. «Вещь в себе» - недоступная чувственному опыту сущность объекта познания. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании, так как в нашем сознании есть априорные понятия связи, синтеза и т. д.

Гносеология И. Канта 4. Разум по природе антиномичен, то есть противоречив. Решение проблемы – Гносеология И. Канта 4. Разум по природе антиномичен, то есть противоречив. Решение проблемы – в ограничении знания в пользу веры (например, существование Бога недоказуемо для знания и в то же время может быть тем постулатом веры, на котором основано наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире)

Этика И. Канта «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением Этика И. Канта «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне»

Этика И. Канта Не этику выводил из 1. 2. религии, а наоборот: «Мы будем Этика И. Канта Не этику выводил из 1. 2. религии, а наоборот: «Мы будем считать поступки обязательными не потому, что они суть заповеди Бога, а потому будем считать их заповедями Бога, что мы внутренне обязаны осуществлять их» . Таким образом: Нравственный закон априорно известен человеку Нравственный закон выражается в категорическом императиве – правиле, долженствовании, объективном принуждении к поступку.

Этика И. Канта Категорический императив как всякий априорный принцип имеет всеобщий и необходимый характер. Этика И. Канта Категорический императив как всякий априорный принцип имеет всеобщий и необходимый характер. Он выражается в трёх этических максимах: 1. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» 2. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» 3. Все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт — Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, представитель вершины немецкой классической философии и философии романтизма.

Диалектика – это основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворённого им окружающего Диалектика – это основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворённого им окружающего мира. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм (ТРИАДА): • существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность; • в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

Законы диалектики • Закон единства и борьбы противоположностей: В основе всякого развития лежит взаимодействие Законы диалектики • Закон единства и борьбы противоположностей: В основе всякого развития лежит взаимодействие противоположных начал, синтез противоположностей – есть движение. Пример: благодаря взаимодействию противоположно направленных сил внутри атома последний существует как динамическая система.

Законы диалектики • Закон перехода количественных изменений в качественные: Развитие проходит стадию количественного накопления Законы диалектики • Закон перехода количественных изменений в качественные: Развитие проходит стадию количественного накопления некоторых показателей, которое в определённый момент приводит к «качественному скачку» (резкому изменению качества вещи). Пример: накопление изменений в экономике, социальных отношениях в недрах феодального общества приводит к буржуазной революции и качественному изменению общественного строя.

Законы диалектики • Закон отрицания: Развитие проходит последовательно ряд стадий, каждая из которых является Законы диалектики • Закон отрицания: Развитие проходит последовательно ряд стадий, каждая из которых является отрицанием предыдущей и в свою очередь отрицается последующей. Каждая последующая стадия повторяет черты предыдущих стадий, но на более высоком уровне. Графически действие этого закона можно изобразить в виде «восходящей спирали» . Пример: стадии развития растения.

Законы диалектики Всеобщи и универсальны, так как характеризуют любой вид движения (в философии под Законы диалектики Всеобщи и универсальны, так как характеризуют любой вид движения (в философии под движением понимается любое изменение вообще).

Людвиг Андреас Фейербах (нем. Ludwig Andreas Feuerbach, 28 июля 1804 — 13 сентября 1872) Людвиг Андреас Фейербах (нем. Ludwig Andreas Feuerbach, 28 июля 1804 — 13 сентября 1872)

Биография • Сын криминалиста. • Изучал богословие в Гейдельберге у гегельянца Дауба, от которого Биография • Сын криминалиста. • Изучал богословие в Гейдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; • Слушал самого Гегеля в Берлине. • С 1828 г. читал лекции в Эрлангене; • С 1836 г. жил около Байрейта, потом в Рехенберге. Умер в бедности.

Антропологический материализм • единственно существующими реальностями являются природа и человек; • человек является частью Антропологический материализм • единственно существующими реальностями являются природа и человек; • человек является частью природы; • человек есть единство материального и духовного; • человек должен стать главным интересом философии; • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

Противопоставлял этику счастья господствующим нравственным учениям. «Нравственность без блаженства — это слово без смысла» Противопоставлял этику счастья господствующим нравственным учениям. «Нравственность без блаженства — это слово без смысла» . Сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты» . Стремление к счастью предполагает взаимную зависимость людей, заложенную в глубине человеческой природы: это явствует из половой противоположности, в которой «стремление к счастью можно удовлетворить не иначе, как удовлетворив вместе с тем volens nolens, и стремление к счастью другого лица» . Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связано с счастливым сознанием проистекающего из него блага для других. Этика

 • • Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне • • Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. (атеизм и натурализм). Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека. Не только дети и дикари, но и взрослые культурные люди обнаруживают стремление проектировать свои черты во вне. (антропоморфизму) Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему» , а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремлению к счастью. Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности. В настоящее время её роль сыграна. Учение о религии