Скачать презентацию Немецкая классическая философия И Кант И Г Скачать презентацию Немецкая классическая философия И Кант И Г

Немецкая классическая философия.pptx

  • Количество слайдов: 23

{ Немецкая классическая философия И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. В. Ф. { Немецкая классическая философия И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах

И. Кант считал, что любая философия должна отвечать на три главных вопроса: Что я И. Кант считал, что любая философия должна отвечать на три главных вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Эти вопросы могут быть сведены к одному: - Что есть человек? Антропологическая проблема – это исходный смысловой момент философской системы Канта. Три «Критики» составляют основу системы Канта: «Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума» (1788) «Критика способности суждения» (1790) Философия Канта

Коперникианский переворот в философии и науке И. Канта Кант утверждал, что его более всего Коперникианский переворот в философии и науке И. Канта Кант утверждал, что его более всего удивляет в мире звездное небо над головой и нравственный закон в человеке. «Звездное небо» есть метафорическое выражение необходимости и всеобщности законов природы. Нравственный закон в человеке основан на свободе человека, которая вступает в противоречие с необходимостью в природе. Решить антропологическую проблему – это значит ответить на вопрос: как возможна свобода человека. Свобода человека связана с сознанием, с возможностью познания мира, и с практической деятельностью на его основе. «Коперникианский переворот» Канта в философии и науке заключается в том, что он утверждает активность познавательного субъекта на всех уровнях его познавательных способностей: на уровне чувственности, рассудка и разума. Эта конструктивная активность обеспечивается «механизмом» их действия – априорными формами. Априорные формы чувственности – пространство и время. Априорные формы рассудка – категории. Априорные формы разума – идеи. Знание рождается как синтез опыта и априорных форм чувственности и рассудка, осуществляемый посредством продуктивной способности воображения. «Человек познает мир настолько, насколько он его творит» , - утверждает Кант. Он ставит границы научному познанию.

Онтологический дуализм Канта Границы познания определяются дуализмом Канта. Он заключается в том, что Кант Онтологический дуализм Канта Границы познания определяются дуализмом Канта. Он заключается в том, что Кант выделяет в реальности два мира: мир явлений и мир «вещей в себе» . Явление – это то, что дано нам в опыте. Опыт – это взаимодействие субъекта и объекта познания. «Вещь в себе» – это то, как вещь существует безотносительно к познающему субъекту, и она непознаваема. Свобода человека объясняется с позиций дуализма. Человек, как и любая вещь, также одновременно представляет собой как явление, так и «вещь в себе» . Как явление он включен в порядок природной необходимости, и, значит, не свободен. На мир «вещей в себе» порядок необходимости не распространяется. А значит возможна свобода человека. Человек живет в двух мирах: феноменальном (мире явлений) и ноуменальном (мире «вещей в себе» ), чувственном и сверхчувственном. Второй мир есть основание первого. Поэтому у человека два характера: эмпирический (феноменальный), привитый окружением и ноуменальный, присущий его природе. Ноуменальный характер лежит в основании феноменального. В поведении человека реализуется связь между двумя характерами. На этом основана ответственность человека, его вменяемость. Наличие свободы делает человека моральным существом.

Нравственный закон Канта Практическая философия (этика) для Канта приоритетна по отношению к теоретической (онтология Нравственный закон Канта Практическая философия (этика) для Канта приоритетна по отношению к теоретической (онтология и гносеология), так как знание имеет ценность только тогда, когда помогает человеку стать лучше, человечнее. В сфере нравственности (практического разума) Кант также находит априорную форму – нравственный закон, который он называет «категорическим императивом» . Он звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы всегда стать основанием всеобщего законодательства» . Конкретный поступок он меряет всеобщей мерой. Долг перед человечеством заставляет вести себя нравственно. Этика Канта основана на долге. Делать добро людям – это долг человека. Ноуменальный характер человека основан на следовании долгу. Эмпирический - на следовании своей выгоде или сиюминутным интересам. Совесть устраняет эту раздвоенность человека. Нельзя знать одно, а делать другое. Совесть – это голос Бога в человеке. Определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, сам отвечай за свои поступки – таковы основные принципы кантовской этики.

Философия Фихте Иоганн Готлиб Фихте (1762 -1814) говорил: каков человек, такова его философия. О Философия Фихте Иоганн Готлиб Фихте (1762 -1814) говорил: каков человек, такова его философия. О себе он говорил «Я – жрец истины, я поступил к ней на службу и обязался сделать все для нее – дерзать и страдать» . Фихте – это философ свободы и революции. Он написал «Очерки по исправлению суждений публики о французской революции» (1793) в обоснование права народа на революцию. Но его основные сочинения посвящены науке – это «О понятии наукоучения» (1794), «Основа общего наукоучения» (1795), «Наукоучение в его общих чертах» (1810); и человеку – «О достоинстве человека» (1795), «Назначение человека» (1800). Фихте очень увлекла идея следования долгу в кантовской этике. Он стал страстным последователем Канта, но считал, что кантовская система требует дальнейшего развития.

Великая Французская буржуазная революция 1989 года Великая Французская буржуазная революция 1989 года

 Критика Канта у Фихте направлена на устранение «вещи в себе» и дуализма. Фихте Критика Канта у Фихте направлена на устранение «вещи в себе» и дуализма. Фихте ставит своей целью создание «науки всех наук» (философии) на основе одного принципа – принципа деятельности субъекта познания. Фихте связывал свое «наукоучение» с французской революцией: «Моя система – это первая система свободы; как та нация освободила человека от внешних оков, так и моя система освобождает от вещей самих по себе» . Фихте называет догматизмом признание объективного мира независимым от сознания человека. Философия Фихте – это субъективный идеализм, так как он полагает, что деятельность человека творит мир. Для преодоления догматизма необходимо решение проблемы антиномий Канта. Для этого Фихте вырабатывает диалектический метод, который включает в себя триаду: тезис, антитезис, синтез. Например, Я полагает не. Я, его отрицание, и их синтез – тождество Я и не-Я, то есть тождество субъекта и объекта. Таким образом, объект «растворяется» в субъекте. Исходный пункт системы Фихте – деятельность сама по себе, которая выражается в Я – «нашей духовности вообще» . Принцип активности познающего субъекта Канта привел к появлению философии деятельности Фихте и Гегеля. Философия деятельности

Фридрих Шеллинг (1775 -1854) в юности был последователем Фихте, но он интересовался не только Фридрих Шеллинг (1775 -1854) в юности был последователем Фихте, но он интересовался не только социальной жизнью, как Фихте, но и проблемами природы. Конец XVIII века ознаменован значительными открытиями в естествознании: в 1781 году Гершель открыл планету Уран, в 1783 Лавуазье осуществил синтез воды, и в этом же году поднялся в воздух аэростат братьев Монгольфье, в 1784 Уатт создал паровую машину, в 90 -х гг. был открыт электрический ток. Философия Ф. Шеллинга Шеллинг пишет книги «Идеи к философии природы» (1797), «О мировой душе» (1798), «Первый набросок системы натурфилософии» (1799), в которых создает философию природы. Для него материя как основа природы едина. Она есть единство противоположностей. «Закон полярности» для него всеобщий мировой закон. «Дайте мне атом материи, и я покажу вам, как познать вселенную!» – таков его девиз.

 В своей книге «Система трансцендентального идеализма» (1800) он ставит основной вопрос философии: что В своей книге «Система трансцендентального идеализма» (1800) он ставит основной вопрос философии: что первично – дух или природа? Ответ гласит : изначально их тождество в Абсолюте. Абсолют есть единство идеального и реального, духовного и материального, тождество конечного и бесконечного, субъективного и объективного, свободы и необходимости. Откровение Абсолюта – это всемирная история. И высшая форма самосозерцания Абсолюта – это искусство. Он открывается не в логике и науке, а в целостных синтетических художественных образах искусства. У Шеллинга появляется принцип историзма: «Философия является … историей самосознания, проходящего различные эпохи» . Философия Шеллинга – это объективный идеализм, основанный на принципе тождества мышления и бытия, духа и природы. Это – пантеизм. И Фихте и Шеллинг были философами романтизма, стиля культуры, который сформировался в начале XIX века и выражал разочарование в идеалах Французской революции. Романтики стремились сотворить «идеальный мир» , который совершенно не похож на буржуазную обыденную жизнь с ее корыстным интересом, стремлением к наживе, культом денег. Романтизм утверждал культ искусства, творчества, гения, народного духа. Философия тождества Шеллинга

Философия Гегеля { философия Абсолютного разума Философия Гегеля { философия Абсолютного разума

Георг Фридрих Вильгельм Гегель Георг Фридрих Вильгельм Гегель

{ Знаменитый мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель, один из классиков немецкой философии, родился в { Знаменитый мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель, один из классиков немецкой философии, родился в этом здании 27 августа 1770 года. Сегодня дом Гегеля превращен в музей. Гегель закончил Тюбингенский университет , теологический факультет. С ним вместе учились поэт Гельдерлин и Шеллинг.

Гегель был преподавателем, директором гимназии, впоследствии, профессором Берлинского университета Гегель был преподавателем, директором гимназии, впоследствии, профессором Берлинского университета

{ Г. Гегель некоторое время возглавлял городскую газету гор. Бамберга и работал в этом { Г. Гегель некоторое время возглавлял городскую газету гор. Бамберга и работал в этом доме над "Феноменологией Духа « (1807) Дом Гегеля

Гегель прожил 61 год. Он умер в 1831 году. Гегель прожил 61 год. Он умер в 1831 году.

Феноменология Духа В книге «Феноменология духа» Гегель впервые заявил о себе как о самостоятельном Феноменология Духа В книге «Феноменология духа» Гегель впервые заявил о себе как о самостоятельном мыслителе. Карл Маркс назвал это произведение «истинным истоком и тайной гегелевской философии» . Цель «Феноменологии» – проследить исторические пути развития сознания и формы его объективации. Он стремится построить философию как строгую науку. В этой работе формируется система Гегеля и его диалектический метод. Но в более завершенной форме эти идеи представлены в его более поздних сочинениях: «Наука логики» (1812 -1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1820).

Основные принципы философии Гегеля 1. Принцип историзма : стремление все рассматривать в развитии. 2. Основные принципы философии Гегеля 1. Принцип историзма : стремление все рассматривать в развитии. 2. Принцип системности: подходить ко всему как к определенной целостности, учитывать все стороны явления. 3. Развитие индивидуального в основных чертах воспроизводит развитие общего (онтогенез повторяет филогенез). 4. Принцип социальности: человек – это продукт истории и природа его социальна. 5. Принцип методологии «от абстрактного к конкретному» . 6. Принцип диалектики: источник развития – это сущностное противоречие в самом явлении. 7. Принцип тождества бытия и мышления. 8. Принцип совпадения исторического и логического.

Исходный пункт системы Гегеля Исходный пункт гегелевской системы – это Абсолютная идея, субъектсубстанция, которая Исходный пункт системы Гегеля Исходный пункт гегелевской системы – это Абсолютная идея, субъектсубстанция, которая есть надындивидуальное духовное начало. Бог Гегеля. Он его называет также Мировой разум или Мировой дух. Бог мыслится Гегелем пантеистически, не как личный Бог христианства, а как безличный процесс самодвижения понятия. Абсолютная идея познаваема и существует по законам логики, только не человеческой, а божественной – диалектической. Если первая основана на запрете противоречия, то вторая противоречие рассматривает как свой источник развития. Абсолютная идея находится в постоянном развитии, в ходе которого порождает свое инобытие – природу, и человека как синтез духовного и материального начала. История человека предстает как процесс самопознания Абсолютной идеей самой себя. Культура – это воплощенный и объективированный дух, поэтому все формы исторического бытия человека и природы предстают как осуществление развития Абсолютной идеи. Система Гегеля – это монизм, пантеизм и объективный идеализм.

Система Гегеля Система Гегеля включает в себя три части: 1. Науку логики 2. Философию Система Гегеля Система Гегеля включает в себя три части: 1. Науку логики 2. Философию природы 3. Философию духа. Логика посвящена анализу системы категорий, в движении которых воспроизводится развитие Абсолютной идеи. Это движение осуществляется по принципу от абстрактного к конкретному. Логика включает учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Бытие образует внешний слой действительности, ее поверхность, на уровне бытия мир дискретен. Сущность – это внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия, живое единство явлений. В понятиях отражается сущность вещей. Объективная логика (учение о бытии и сущности) и субъективная логика (учение о понятии) у Гегеля совпадают. Противоречие и его развитие определяют сущность. Гегель говорил, что «противоречие движет миром» . Это – диалектика. Истина – это соответствие понятия объективному предмету, объективной реальности. И она достижима – абсолютная истина. Философия Гегеля – это панлогизм.

Философия духа Природа для Гегеля – это инобытие идеи, «окаменевший дух» . Философия природы Философия духа Природа для Гегеля – это инобытие идеи, «окаменевший дух» . Философия природы состоит из трех частей: механики, физики и органики. В природе существует иерархия, высшая ступень которой – жизнь. Но в природе нет развития. Третья часть системы Гегеля – философия духа. Философия духа включает в себя учение о субъективном духе, учение об объективном духе и учение об абсолютном духе. В первом речь идет об индивидуальном сознании, во втором – о истории общества, в третьем – о формах общественного сознания. Учение о субъективном духе распадается на антропологию, феноменологию и психологию. Учение об объективном духе (философия права) делится на три части: абстрактное право, мораль, нравственность. Мораль - это внутренний мир личности. Нравственность – это органические формы общности людей – семья, гражданское общество и государство. Государство – это «шествие Бога в мире» , только в государстве осуществляется подлинная свобода. Учение об абсолютном духе раскрывает формы абсолютного духа – искусство, религию, философию. Это ступени самопознания Абсолютной идеи. Красоту как предмет искусства Гегель определяет как чувственную форму истины. Но Абсолютный дух исторически находит свое более адекватное выражение в религии и философии. У них предмет один – Абсолютная идея, т. е. Бог. Они отличаются друг от друга методами своего постижения Бога. Религия опирается на чувство, переживание, веру; философия на разум и знание. Философия наиболее адекватна самопознанию Абсолютной идеи. История философии – это путь к истине. Философия – это эпоха, схваченная в мыслях. Логика традиции философии приводит к постижению истины, и она дана в системе Гегеля.

Диалектический метод Гегеля Диалектика – это теория развития. Диалектический метод – это стремление все Диалектический метод Гегеля Диалектика – это теория развития. Диалектический метод – это стремление все рассматривать в развитии, исторически. Источник развития – это противоречие. Гегель выделяет три закона диалектики: - закон единства и борьбы противоположностей; - закон перехода количественных изменений в качественные; - закон отрицания. Развитие осуществляется по определенной схеме, включающей в себя 1) утверждение или полагание (тезис), 2 ) отрицание этого утверждения (антитезис), и 3) отрицание отрицания (или синтез). В синтезе как бы примиряются между собой противоположности тезиса и антитезиса, и возникает новое качественное состояние. Каждое явление и понятие как сущность явления проходит этот тройственный цикл в своем развитии – утверждения, отрицания и отрицание отрицания. А потом все повторяется вновь на новом более высоком качественно уровне. Это процесс развертывания исходного противоречия и его последующее преодоления.

 В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил Людвиг Фейербах (1804 -1872). В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил Людвиг Фейербах (1804 -1872). Он утверждал, что идеализм – это рационализированная религия. А философия и религия , по Фейербаху, противоположны другу. В основе религии лежит вера в догматы и в Бога, а в основе философии – знание и стремление раскрыть природу вещей. В своей работе «Сущность христианства» (1841) он утверждает, что религия возникает из отчуждения человеческой сущности посредством приписывания Богу атрибутов, которые в действительности принадлежат человеку. Поэтому не Бог сотворил человека, а человек – творец Бога. Человека– это, прежде всего, телесная целостность, с которой связан дух. Антропологический материализм Л. Фейербаха