немецкая классическая философия.ppt
- Количество слайдов: 36
Немецкая классическая философия
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel) (1780 -1831) • «Феноменология духа» (1807) • «Наука логики» (1812) • «Энциклопедии философских наук» (1817)
Цель – поиск логики развития Реформа логики Аристотеля: знание - не есть нечто готовое, оно – процесс становления Логика развития = диалектика заимствует у Канта схему диалектического метода
Принцип тождества бытия и мышления Все действительное разумно, все разумное - действительно влияние Парменида: Принцип тождества бытия и мышления – Мыслить и быть – одно и то же
Влияние идей Гераклита: Вражда – источник изменений в мире необходимое условие бытия Схема Канта антитезис синтез
Гегель - создатель систематической теории диалектики
три закона диалектики 1. Закон единства и борьбы противоположностей объясняет развитие как противодействие у Аристотеля: закон тождества А=А
2. Закон отрицания у Аристотеля: закон противоречия А≠¬А
3. Закон перехода количественных изменений в качественные (описывает направленность изменений на языке категорий качества, количества, меры) у Аристотеля: закон исключенного третьего либо А, либо ¬А
Логика слита с природой Система и метод Панлогизм Основные принципы Гегелевской философии
Идеализм Гегеля как решение основного вопроса философии Декарт: субстанции мыслящая протяженная Последователь Декарта Ламетри: субстанция только протяженная животные – автоматы человек – автомат
Идеализм Канта • Каков мир независимо от нас, мы не знаем • Критическая философия Канта освободила человеческий дух от давления над ним механически понимаемого тела
Гегель Требуется придать духу объективность, через познание истины “Познайте истину и истина освободит вас”
Абсолютный идеализм • первоначало: Абсолютный дух • Процесс развития = процессу самопознания абсолютного духа Самораскрытие духа в пространстве - природа Развертывание духа во времени история
Три этапа развития абсолютной идеи Логика развитие идеи в ее собственном контексте, в "стихии чистого мышления" Философия природы развитие идеи в форме "инобытия", т. е. в форме природы Философия духа развитие идеи в мышлении и истории
Ступени познания мира (философия духа) абсолютный дух искусство, религия, философия объективный дух право, мораль, нравственность, государство субъективный дух антропология, феноменология, психология
В процессе самопознания абсолюта создаются • • государство этика политика философия
Принцип единства логического и исторического В логике понятия развертываются в той же последовательности, что и в истории
материя и сознание Сознание заставляет абсолютный дух творить материю Сознание первично, материя вторична по версии марксизма этот афоризм представляет собой ответ на основной вопрос философии по версии марксизма: «что первично: материя или сознание? »
природа – инобытие духа • Поэтому человек способен познать природу • Природа - опредмечивание, отчуждение абсолютного духа
Человек воспитывается для свободы Образование — это возвышение человека к субстанции духа и к свободе дух природа
причина и следствие Первопричина – стремление абсолютного духа к самопознанию Причинность – абсолютна, все является предопределенным Случайности – только видимость, возникающая из ограниченности человеческого духа и неспособности постичь божественный замысел
форма и содержание Любое знание субъективно по форме, но объективно по содержанию В ходе развития познания происходит уточнение языка и приближение к истине
Людвиг Андреас Фейербах (1804 -1872) • "Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско -сатирических эпиграмм" (1830) 1830 • «Сущность христианства» (1841)
Антропологические корни религии • Религию порождают как страх перед стихийными силами природы, так и те трудности, страдания, которые испытывают люди на земле • «Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии» «Сущность христианства»
Надпись на могиле Фейербаха • Человек создал Бога по своему образу и подобию Со всякой религией связано суеверие: суеверие же способно ко всякой жестокости и бесчеловечности
Религия нуждается в вечном мраке невежества, нужды, технической беспомощности, некультурности
Религия противоречит нравственности тем самым, что она противоречит разуму
• Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? — Разум. Любви? — Любовь. Воли? — Свобода воли • Сознание есть отличительный признак совершенного существа Фейербах Л. А. Сущность христианства (1841)
Антропологизм • Всякое ограничение разума и вообще человеческой сущности вытекает из обмана, из заблуждения • Ограниченность, которую я приписываю исключительно себе, унижает, смущает и беспокоит меня. Чтобы освободиться от чyвcтвa стыда и беспокойства, я приписываю свою личную ограниченность человеческому существу вообще. Что непонятно для меня, непонятно и для других, чего же мне смущаться? Это не моя вина, это зависит не от моего рассудка, а свойственно рассудку рода. Но это — смешное и преступное заблуждение
• Ты бы не мог постигать божественное чувством, если бы чувство не было божественного происхождения Божественное познается только через божественное, "бог только через себя самого познается" • Что же делает это чувство религиозным? Фейербах Л. Избр. филос. соч. В 2 т. М. , 1955. С. 30— 41.
• Боги — дети желания, продукты фантазии. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему» , а наоборот, человек сотворил богов • «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека» ( «Сущность христианства» )
Антропологизм Человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви» . «К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к «эгоизму» и к «коммунизму» , ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце. Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма – сердца»
• «Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей»
философия должна быть антропологией, то есть учением о человеке Антропология рассматривает и человека, и природу как единственный предмет философии, превращаясь в универсальную науку
Выводы В центр философского рассмотрения Фейербах помещает человека (антропологизм) Материализм: человек рассматривается как природное существо Фейербах выступает против религии, ограничивающей возможности человека