Скачать презентацию НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Философия есть современная Скачать презентацию НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Философия есть современная

Немецкая классическая.ppt

  • Количество слайдов: 58

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ «Философия есть. . . современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» Гегель НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ «Философия есть. . . современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» Гегель

Тема: Немецкая классическая философия 1. основные идеи и принципы классической немецкой философии. 2. Идеалистическая Тема: Немецкая классическая философия 1. основные идеи и принципы классической немецкой философии. 2. Идеалистическая диалектика и материализм в классической немецкой философии.

n n n Характерные черты немецкой классической философии: Представляет из себя вершину рационалистического мышления; n n n Характерные черты немецкой классической философии: Представляет из себя вершину рационалистического мышления; Превращение философии в науку: четкое определение предмета исследования; строгость метода; обращение к конкретным фактам; логичность и точность рассуждений; Преимущественное развитие идеалистического направления Развитие диалектики как философского метода и принципа; обоснование идеи развития; Подчеркивалось особое значение знаний о человеке в структуре философии (философская антропология);

Немецкая философия представлена следующими течениями: n n Дуализм (Кант) Субъективно-идеалистическое течение (Фихте) Объективный идеализм Немецкая философия представлена следующими течениями: n n Дуализм (Кант) Субъективно-идеалистическое течение (Фихте) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель) Материализм (Фейербах, Маркс)

Представители: n n n И. Кант, И. Г. - субъективный идеалист Ф. В. Шеллинг- Представители: n n n И. Кант, И. Г. - субъективный идеалист Ф. В. Шеллинг- объективный идеалист И. Фихте- субъективный идеалист Г. Ф. Гегель - объективный идеалист Л. Фейербах – материалист

И. Кант (1724 -1804). n n n Творческая жизнь Канта делится на два периода: И. Кант (1724 -1804). n n n Творческая жизнь Канта делится на два периода: докритический (по 1770) критический.

 «Критика чистого разума» Теория познания Канта Чистый разум - теоретический разум. Практический разум «Критика чистого разума» Теория познания Канта Чистый разум - теоретический разум. Практический разум моральное сознание. Латинские термины Канта: Априори - знание, полученное до опыта. Апостериори - знание, полученное из опыта.

Основные периоды творчества Докритический период до 70 -х г. г. XVIII в n Критический Основные периоды творчества Докритический период до 70 -х г. г. XVIII в n Критический период 70 -е гг. XVIII в. - 1804 г

В первый период интересы Канта: n n с материалистических позиций анализирует преимущественно естественно – В первый период интересы Канта: n n с материалистических позиций анализирует преимущественно естественно – научные и натурфилософские проблемы. Он делает ряд открытий в космологии, физике, математике Дал объяснение возникновению Солнечной системы “Всеобщая естественная история и теория неба” (1755),

Основные идеи докритического периода: n n Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных Основные идеи докритического периода: n n Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения; природа находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны; все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

Второй период ( 70 г. ) n n критически. Й этап конструктивно - критическая Второй период ( 70 г. ) n n критически. Й этап конструктивно - критическая оценка разума, познавательных способностей человека.

Основные идей критического периода: Главные вопросы n Что я могу знать? n Что я Основные идей критического периода: Главные вопросы n Что я могу знать? n Что я должен делать? n n n На что я могу надеяться? n Главные философские произведения «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения»

n n "Критика чистого разума" (теория познания) "Критика практического разума"(мораль, нравственность), "Критика способности суждений" (эстетика, искусство).

Главные вопросы философии (И. Кант) Что я могу знать? n Что я должен делать? Главные вопросы философии (И. Кант) Что я могу знать? n Что я должен делать? n На что я могу надеяться? ________ n Что есть человек? n

Философия Канта мыслилась призванной ответить на вопросы: n n 1. “ Что я могу Философия Канта мыслилась призванной ответить на вопросы: n n 1. “ Что я могу знать? ”, - отвечает метафизика “что я должен делать? ”, -отвечает мораль “на что я могу надеяться? ” – отвечает религия “что есть человек? ” – отвечает антропология

Что я должен делать? Действовать по нравственному закону; Необходимо развивать свои душевные и телесные Что я должен делать? Действовать по нравственному закону; Необходимо развивать свои душевные и телесные силы.

Ответ на вопрос «Что я должен делать? » n n философ считал, что человек Ответ на вопрос «Что я должен делать? » n n философ считал, что человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следование моральному закону; осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

Что я могу знать? n Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту Что я могу знать? n Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё.

Ответ на вопрос «На что я могу надеяться? » Моральный закон, который имеет высший Ответ на вопрос «На что я могу надеяться? » Моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, Кант называл категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства» . Современная трактовка категорического императива: n - человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; n - человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Призвание разума - познать мир как единое и бесконечное целое, но решение этой задачи Призвание разума - познать мир как единое и бесконечное целое, но решение этой задачи выявляет слабость и беспомощность разума. Разработал учение о нравственности и долге человека. Сформулировал категорический императив (всеобщий нравственный закон): “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой общественного законодательства” – то есть чтобы каждый твой поступок был примером для всех.

Кант: Поступай всегда так, чтобы принцип твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, Кант: Поступай всегда так, чтобы принцип твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)» ; n «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

Ответ на вопрос «Что я могу знать? » Обоснование агностицизма Внутренними причинами (антиномии разума) Ответ на вопрос «Что я могу знать? » Обоснование агностицизма Внутренними причинами (антиномии разума) Внешними Причинами (феномен и ноумен)

На что смею надеяться? n Надеяться можно на себя и на государственные законы. Что На что смею надеяться? n Надеяться можно на себя и на государственные законы. Что такое человек? Человек — высшая ценность.

Кантианство (И. Кант (1724 -1804)) Процесс познания «Критика чистого разума» Разум (логические умозаключения) Рассудок Кантианство (И. Кант (1724 -1804)) Процесс познания «Критика чистого разума» Разум (логические умозаключения) Рассудок (категории – общие понятия) Созерцание (пространство, время – априорные формы чувственности)

Проблема – объективности научного знания n n насколько согласуется реальный объект и его идеальный Проблема – объективности научного знания n n насколько согласуется реальный объект и его идеальный образ, формируемый в результате научного познания? какими свойствами должен обладать субъект познания, чтобы полученное им знание было объективно?

Учение об антиномиях разума n причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – Учение об антиномиях разума n причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум. n Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии).

Виды антиномий: Ограниченность пространства: n -Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Виды антиномий: Ограниченность пространства: n -Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. n -Мир не имеет начала во времени и безграничен. n Простое и сложное: -Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых; n - В мире нет ничего простого.

Схема познавательного процесса (феномен и ноумен): n n n внешний мир осуществляет воздействие на Схема познавательного процесса (феномен и ноумен): n n n внешний мир осуществляет воздействие на органы чувств человека; органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений; человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

n n n целостная картина окружающего мира, возникающего в разуме на основании ощущений, есть n n n целостная картина окружающего мира, возникающего в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; реальный мир является совокупностью «вещей в себе» - ноуменов, которые не могут быть поняты разумом; человеческий разум может лишь познать «вещь для нас» - феномен, но не их внутреннюю сущность.

Знание, по Канту, складывается из двух частей: Первая часть- это поток ощущений, или знание Знание, по Канту, складывается из двух частей: Первая часть- это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое а posteriori, т. е. путем опыта. n Вторая часть – форма, дается до опыта- а priori (доопытные формы чувственности) – находятся в душе, в субъекте. n

Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход (trascendo — полатыни «переходить» Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход (trascendo — полатыни «переходить» ) в систему знаний, конструирование нашей познавательной способности

Чувственность по Канту имеет свои доопытные, априорные формы n Априорные формы сознания упорядочивают хаос Чувственность по Канту имеет свои доопытные, априорные формы n Априорные формы сознания упорядочивают хаос чувственных восприятий и в гносеологическом плане "моделируют" мир явлений через понятия.

Реальность и её оболочка n n n Кант вводит различие между действительным образом мира Реальность и её оболочка n n n Кант вводит различие между действительным образом мира и его кажущимся образом. Действительный мир – ноумен (Вещь в себе) Образ вещей – феномен. Ноуменальный мир – это мир, который существует в действительности. Феноменальный мир- это мир, каким он представляется нашим органам чувств.

Объективный идеализм (Георг Вильгельм Фридрих Гегель) Объективный идеализм (Георг Вильгельм Фридрих Гегель)

Г. Ф. Гегель (1770 -1831 ) Объективный идеалист. n В качестве первоосновы мира выступает Г. Ф. Гегель (1770 -1831 ) Объективный идеалист. n В качестве первоосновы мира выступает "Абсолют" (синонимы: "мировой разум", "мировой дух", "абсолютная идея") — некая безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. n

Гегель n n Гегель в силу своего идеализма описывал не процесс развития мира, а Гегель n n Гегель в силу своего идеализма описывал не процесс развития мира, а движение, саморазвитие своей абсолютной идеи. триада: тезис (полагание) антитезис (отрицание) синтез

Саморазвитие духа идет по трем ступеням. n n n Первая ступень — «абсолютный дух» Саморазвитие духа идет по трем ступеням. n n n Первая ступень — «абсолютный дух» — высшее проявление духа, включает искусство, религию, философию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество Третья ступень «субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание

n. Клетка – первая из порожденных биологической эволюцией устойчивых самовоспроизводящихся структур. n. Клетка – первая из порожденных биологической эволюцией устойчивых самовоспроизводящихся структур.

Триада Гегеля: n n n Тезис – «бытие» Антитезис – «небытие» Синтез – «становление» Триада Гегеля: n n n Тезис – «бытие» Антитезис – «небытие» Синтез – «становление»

Сформулировал основные законы диалектики: n n Закон перехода количественных изменений в качественные – механизм Сформулировал основные законы диалектики: n n Закон перехода количественных изменений в качественные – механизм развития Закон единства и борьбы противоположностей причина, импульс, источник движения n Закон отрицания и отрицания - направленность поступательного движения

Законы диалектики Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет механизм развития: n Даже небольшие Законы диалектики Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет механизм развития: n Даже небольшие количественные изменения могут в конечном итоге привести к полной качественной трансформации объекта

 «Закон перехода количественных изменений в качественные» : развитие протекает таким образом, что количественные «Закон перехода количественных изменений в качественные» : развитие протекает таким образом, что количественные изменения постепенно накапливаясь, достигают определенной меры, за пределами которой происходит переход в иное качественное состояние. Показывает Механизм развития

Законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей объясняет причину развития: n Основой всякого развития Законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей объясняет причину развития: n Основой всякого развития является сосуществование и борьба противоположных сторон. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.

 « Закон единства и борьбы противоположностей» : n развитие протекает через борьбу противоположностей « Закон единства и борьбы противоположностей» : n развитие протекает через борьбу противоположностей путем разрешения противоречий между ними. Показывает Источник развития

Законы диалектики Закон отрицания объясняет схему развития: n n Диалектическое отрицание – воспроизведение того Законы диалектики Закон отрицания объясняет схему развития: n n Диалектическое отрицание – воспроизведение того же объекта, но в новом качестве, отрицающем старое. Этим объясняется цикличность развития по спирали. Развитие происходит по спирали: тезис – антитезис – синтез

n n n «Закон двойного отрицания» : развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое n n n «Закон двойного отрицания» : развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое преодоление старого новым, более совершенным и жизнеспособным, при накоплении прогрессивных и сохранении наиболее жизнеспособных признаков. Показывает Общую направленность процесса развития

Общая характеристика основных законов диалектики РАЗВИТИЕ Закон единства и борьбы противоположностей Закон взаимного перехода Общая характеристика основных законов диалектики РАЗВИТИЕ Закон единства и борьбы противоположностей Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений • Всеобщий закон. • Дает ответ на вопрос – почему происходит развитие. • Вскрывает источник развития. • Всеобщий закон. • Дает ответ на вопрос – как происходит развитие. • Вскрывает «механизм» развития. Закон отрицания 1. Общий закон. 2. Дает ответ на вопрос – какова тенденция развития. 59

Закон отрицания Сущность закона отрицания Закон отрицания есть выражение поступательного характера развития, но с Закон отрицания Сущность закона отрицания Закон отрицания есть выражение поступательного характера развития, но с повторением на новом уровне отдельных элементов старого. Он выражает единство поступательности и повторяемости в развитии. Структура закона Диалектическое отрицание 1. Объективное явление 2. Не простое уничтожение, а форма связи нового со старым через сохранение и развитие в отрицающем положительного содержания отрицаемого 3. Момент преемственности в развитии Механизм действия закона Схема действия закона Нача льное состоя ние Отри цание нача льного состо яния Отри цание отри цания, т. е. в известн ом смысле, якобы возврат к старому, но на новой основе Относительная завершенность циклов в развитии 66

Закономерная смена трех ступеней: ТЕЗИС бытие триада АНТИТЕЗИС ничто СИНТЕЗ – становление Закономерная смена трех ступеней: ТЕЗИС бытие триада АНТИТЕЗИС ничто СИНТЕЗ – становление

Гегель n n Заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 -1831) состоит в том, что Гегель n n Заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 -1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса. В основе всего сущего по Гегелю лежат законы логики.

n n Философия духа Дух – это абсолютная идея на последней стадии ее развития, n n Философия духа Дух – это абсолютная идея на последней стадии ее развития, когда она покинув природу развивается в форме самосознания человеческого рода Учение о субъективном духе (физиология человека, соотношение души и тела, нравственность и личностные качества).

Произведения: n n n «Феноменология духа» «Энциклопедия философских наук» «Наука логики» «Философия природы» «Философия Произведения: n n n «Феноменология духа» «Энциклопедия философских наук» «Наука логики» «Философия природы» «Философия духа» «Философия права» .

Людвиг Фейербах (1804— 1872) - представитель философского материализма и атеизма. n он подверг критике Людвиг Фейербах (1804— 1872) - представитель философского материализма и атеизма. n он подверг критике философский идеализм и религиозное мировоззрение.

Антропологический материализм Л. Фейербаха n n n Антропологический принцип в философии (рассмотрение человека в Антропологический материализм Л. Фейербаха n n n Антропологический принцип в философии (рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы) Критическое отношение к христианству, как к религии, основанной на страхе перед наказанием (психологические корни – неудовлетворенные желания человека) Разработка новой религии – религии любви (человека к человеку: альтруизм в отношениях между детьми и родителями, мужчиной и женщиной, социальными группами).

Фейербах n n В центре его философии человек (антропологический материализм), но не как социальное, Фейербах n n В центре его философии человек (антропологический материализм), но не как социальное, а как природное существо. Решая проблемы познания, он критикует агностицизм, проводит идею познаваемости мира.

"История христианства" n Фейрбах утверждает, что не бог создал человека, а, напротив, человек в образе бога выразил идеал своих устремлений.

Людвиг Фейербах n Свою философскую систему он называл «новой философией» и «философией будущего Людвиг Фейербах n Свою философскую систему он называл «новой философией» и «философией будущего". n Материалистически решал основной вопрос философии, убежден в познаваемости мира. n n n Последовательный сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма. "К критике философии Гегеля", "Сущность христианства"