Скачать презентацию Народная элитарная массовая культура сущность характер соотношения Тема Скачать презентацию Народная элитарная массовая культура сущность характер соотношения Тема

лекция культурология.pptx

  • Количество слайдов: 35

Народная, элитарная, массовая культура: сущность, характер соотношения Тема 3 Народная, элитарная, массовая культура: сущность, характер соотношения Тема 3

Вопросы: 1. Массовая культура как атрибут массового индустриального общества 2. Элитарная культура: сущность, особенности Вопросы: 1. Массовая культура как атрибут массового индустриального общества 2. Элитарная культура: сущность, особенности 3. Масса и элита как социокультурные феномены 4. Основные особенности народной культуры

Массовая культура формируется во второй половине XIX в. Ее появление обусловили: • промышленная и Массовая культура формируется во второй половине XIX в. Ее появление обусловили: • промышленная и научно-техническая революции; • существенные изменения в системе коммуникаций, связанные с изобретением телефона, телеграфа, радио и кинематографа; • резкий рост народонаселения; • доминирование городской культуры (урбанизация); • усиление процессов миграции и дезактуализация таких способов трансляции культуры, как традиция; • формированием феномена массы, отличного от общностей, подобных народу и нации.

Особенности массовой культуры: • демонстративная демократичность; • ориентация на человека массы — недифференцированного субъекта Особенности массовой культуры: • демонстративная демократичность; • ориентация на человека массы — недифференцированного субъекта с невыраженным личностным началом; • высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления; • коммерческий характер; • использование клише при создании ее артефактов; • связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей.

Принципиальной особенностью массовой культуры является ее неспособность к производству креативного сознания, она существует исключительно Принципиальной особенностью массовой культуры является ее неспособность к производству креативного сознания, она существует исключительно как механизм адаптации индивида к различным социокультурным трансформациям и выполняет защитные и восстановительные стратегии

Носителем ценностей массовой культуры является массовый человек со стертым индивидуальным началом Массовая аудитория — Носителем ценностей массовой культуры является массовый человек со стертым индивидуальным началом Массовая аудитория — это коллектив без личности, выступающий как продукт массового общества.

В массовой культуре приобщение к ее ценностям осуществляется на уровне безличного коллектива, все индивиды В массовой культуре приобщение к ее ценностям осуществляется на уровне безличного коллектива, все индивиды которого атомизированы и связаны внеиндивидуальной, внешней связью.

Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая ее артефакты в соответствии с законами Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая ее артефакты в соответствии с законами социальной психологии и рыночных отношений, носителем же ее ценностей является человек массы.

 «Массовый человек» может являться представителем всех социальных слоев вне зависимости от положения в «Массовый человек» может являться представителем всех социальных слоев вне зависимости от положения в экономической, политической, интеллектуальной иерархии, и именно это обстоятельство позволяет рассматривать массовую культуру в качестве феномена, обладающего признаками всеобщности.

Особые качества массовой культуры: • исключительно высокая степень адаптивности, • производство определенного типа сознания Особые качества массовой культуры: • исключительно высокая степень адаптивности, • производство определенного типа сознания — пассивного и нетворческого, • ориентация на вкусы и потребности «среднего человека» , • использование средств массовой коммуникации как главного канала распространения и потребления ее ценностей.

Функции массовой культуры • • • адаптационная, коммуникативная, социализирующая, рекреативная, идеологическая, ценностно-ориентационная. * Рекреа Функции массовой культуры • • • адаптационная, коммуникативная, социализирующая, рекреативная, идеологическая, ценностно-ориентационная. * Рекреа ция (лат. recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека.

Мифологизация реальности массовой культурой в эпоху индустриализма была одним из механизмов управления массовым сознанием, Мифологизация реальности массовой культурой в эпоху индустриализма была одним из механизмов управления массовым сознанием, не способным к самостоятельному, реалистическому видению мира. В постиндустриальном обществе воздействие на массовое сознание осуществляется с помощью коммуникативных технологий, в том числе сетевых, позволяющих прямолинейные стратегии власти заменить скрытыми, неявными, а «управление» — «соблазном» или «машинами желания»

2. Элитарная культура: сущность, особенности Элитарная культура — это высокая культура, которая противопоставляется массовой 2. Элитарная культура: сущность, особенности Элитарная культура — это высокая культура, которая противопоставляется массовой культуре. Это культура высокая, концентрирующая духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений.

Х. Ортега-и-Гассет впервые проанализировал суть элитарной культуры. Х. Ортега-и-Гассет впервые проанализировал суть элитарной культуры.

+ К. Манхейм ( «Идеология и утопия» , «Человек и общество в век преобразований» + К. Манхейм ( «Идеология и утопия» , «Человек и общество в век преобразований» , «Эссе социологии культуры» ), • рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.

Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п.

Особенностей элитарной культуры • сложность, специализированность, креативность, новационностью; • способность формировать сознание, готовое к Особенностей элитарной культуры • сложность, специализированность, креативность, новационностью; • способность формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности; • способность концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений; • наличие ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими» ; • жесткая система норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных» ;

Особенностей элитарной культуры • индивидуализация норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм Особенностей элитарной культуры • индивидуализация норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными; • создание новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора; • использование нарочито субъективной, индивидуально-творческой интерпретации обычного и привычного; • смысловая и функциональная «закрытость» , «узость» , обособленностью от целого национальной культуры.

3. Масса и элита как социокультурные феномены Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового общества» 3. Масса и элита как социокультурные феномены Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового общества» шла через создание модели массы как толпы, растворяющей индивидуальность, складывающейся на почве утраты целостности личности, но тем не менее рвущейся к власти, которой надо преградить путь (Г. Лебон, Х. Ортега-и. Гассет)

Американский социолог Д. Белл одним из первых попытался дать системный анализ определений «массы» Американский социолог Д. Белл одним из первых попытался дать системный анализ определений «массы»

Основные значения термина «масса» • массы как недифференцированное множество. Характерными чертами «человека массы» становится Основные значения термина «масса» • массы как недифференцированное множество. Характерными чертами «человека массы» становится конформизм, безответственность, потеря индивидуальности. Потребление информации, распространяемой средствами массовой коммуникации, осуществляется всеми группами населения единообразно, поэтому Д. Белл приходит к выводу, что средства массовой информации создают «своего» человека массы, отличного от реального; • cмысл массы как синонима невежественности Д. Белл выявляет на основе работы Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» , видящего причину их выдвижения «к рампе» с «заднего плана социальной сцены» в низком качестве цивилизации и культуры; • индустриальное, «механическое общество» накладывает на людей свой отпечаток, предопределяет и регламентирует их образ жизни, пристрастия и предпочтения. Здесь бытие человека характеризуется превращением индивидуального в его техническую функцию и приобретает маскоподобный характер, а массы трактуются как механизированное общество;

Основные значения термина «масса» • понимание массы как бюрократизированного общества прослеживается в работах М. Основные значения термина «масса» • понимание массы как бюрократизированного общества прослеживается в работах М. Вебера, К. Маннгейма, Р. Липсета, Д. Рисмана, Э. Фромма, суть которых сводится к следующему: ориентация производства на повышение его эффективности создает ситуацию, где все решения принимаются наверху, в отрыве от основных производителей, теряющих свои личностные характеристики в «пользу стадности» ; • основы сугубо психологической трактовки массы как толпы были заложены еще Г. Ю. Лебоном, затем продолжены З. Фрейдом, считающими поведение людей в толпе формой «массового психоза» .

Элиты — это господствующие общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и социальноэкономическую политику. Элиты — это господствующие общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и социальноэкономическую политику. Элиты являются необходимыми и жизненно важными структурными элементами для функционирования общества любого типа.

В Западной Европе начиная с XVII в. понятие «элита» употреблялось для обозначения товаров высшего В Западной Европе начиная с XVII в. понятие «элита» употреблялось для обозначения товаров высшего качества, а также лучших сортов в генетике и семеноводстве.

Элиты культурные — страты, объединенные не экономическими, социальными, политическими и властными интересами и целями, Элиты культурные — страты, объединенные не экономическими, социальными, политическими и властными интересами и целями, но идейными принципами, духовными ценностями, социокультурными нормами и т. п.

4. Основные особенности народной культуры Народная культура — это традиционная культура, включающая культурные пласты 4. Основные особенности народной культуры Народная культура — это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Субъектом народной культуры является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации. Специфической особенностью народной культуры является опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности — как в области поведения, так и мышления. Она передается в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.

Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций. Индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива — отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

Традиционная народная культура выступает как регулятор всех аспектов жизнедеятельности общины. Основной чертой народной культуры Традиционная народная культура выступает как регулятор всех аспектов жизнедеятельности общины. Основной чертой народной культуры является ее внепрофессиональный статус и неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе которых лежит свободное владение традицией.

В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями народная культура естественным образом утрачивает свое В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями народная культура естественным образом утрачивает свое значение, ее формы, приемы и механизмы функционирования имитирует массовая культура, выступающая своеобразным «постиндустриальным фольклором» .

 «подлинно народная культура не имеет ничего общего с «массовой культурой» , напротив, эта «подлинно народная культура не имеет ничего общего с «массовой культурой» , напротив, эта последняя по своему содержанию и социальным функциям враждебна подлинно народной культуре»

Если массовая и элитарная культура изучаются в основном социологией, философией и искусствоведением, то народная Если массовая и элитарная культура изучаются в основном социологией, философией и искусствоведением, то народная культура является предметом изучения этнологии, культурной антропологии, фольклористики, этнолингвистики, искусствоведения, истории культуры.