Народ безмолвствует. В сети «Народ безмолвствует»

Скачать презентацию Народ безмолвствует. В сети   «Народ безмолвствует» Скачать презентацию Народ безмолвствует. В сети «Народ безмолвствует»

oleg_reut.ppt

  • Размер: 4.2 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 54

Описание презентации Народ безмолвствует. В сети «Народ безмолвствует» по слайдам

Народ безмолвствует. В сети Народ безмолвствует. В сети

 «Народ безмолвствует» в Сети «Народ безмолвствует» в Сети

-  активация обращения к прошлому – признание исторической памяти ключевым компонентом коллективной идентичности— активация обращения к прошлому – признание исторической памяти ключевым компонентом коллективной идентичности — смещение политического дискурса в поле политики памяти — изучение истории / исследование памяти / формирование политики памяти — роль Интернет-ресурсов в формировании массового исторического сознания

от исследования Интернет-репрезентации исторических личностей, событий и процессов | к содержательному переосмыслению соотношения высказыванияот исследования Интернет-репрезентации исторических личностей, событий и процессов | к содержательному переосмыслению соотношения высказывания (говорения) и молчания (неговорения) об истории

Что такое перформативная коммеморация? Что такое перформативная коммеморация?

 Теория речевых актов ( Дж. Остин ) :  разделяет высказывания на констатирующие Теория речевых актов ( Дж. Остин ) : разделяет высказывания на констатирующие , описывающие мир, и перформативные , создающие его. Теория современного искусства: перформативность = телесность (художник воплощает свои идеи собственным телом) + публичность действия. «Петля ответной реакции» [Фишер-Лихте 2015], которую запускает художник-акционист, производя (шокирующие) манипуляции со своим телом.

9 мая Война как праздник 9 мая Война как праздник

Практики фамильной солидарности Выражение солидарности с воевавшими родственниками - пост о дедушке в социальнойПрактики фамильной солидарности Выражение солидарности с воевавшими родственниками — пост о дедушке в социальной сети — ленточка на портрете или на могиле родственника-фронтовика — выставление на своем окне фотографии (пра)деда-участника войны

Практики гражданской солидарности Выражение солидарности не со своими родственниками, но с группой фронтовиков вПрактики гражданской солидарности Выражение солидарности не со своими родственниками, но с группой фронтовиков в целом: — георгиевские ленты на повседневной одежде или на автомобиле — георгиевские ленты на памятниках и монументах, связанных с войной — ордена на повседневной одежде — наклейка / надпись «Спасибо деду за победу!» на автомобиле

Практики гражданской солидарности Знаки такой солидарности в 2015 г. (георгиевские ленты) теряют привязку кПрактики гражданской солидарности Знаки такой солидарности в 2015 г. (георгиевские ленты) теряют привязку к праздничному пространству и времени: Я весь май ходила с брошью — лавровая ветвь из георгиевской ленты [ж. 46 лет, Тамбов]. Мы ее [георгиевскую ленту] не снимаем даже сейчас [т. е. в октябре] , потому что очень гордимся этим [ж. 38 лет, Симферополь]

Детский милитари-маскарад: демонстрация связи поколений Мой сын, правнук тех,  кто изображен на портретахДетский милитари-маскарад: демонстрация связи поколений Мой сын, правнук тех, кто изображен на портретах «Бессмертного полка» , был в аутентичной военной форме [ж. 29 лет, Ессентуки].

Практики символической агрессии Символическое воспроизведение ситуации успешной войны (повторить победу).  Индивидуальные практики -Практики символической агрессии Символическое воспроизведение ситуации успешной войны (повторить победу). Индивидуальные практики — знаки, размещаемые на границе личного и публичного пространства. Надписи и наклейки на автомобилях — «Можем повторить» , «На Берлин!» , «Трофейная» (на машине немецкого производства), «Т-34» , «Ил-2» и т. п.

9 мая Праздник как война 9 мая Праздник как война

 «Война за войну» :  скажи мне, как ты празднуешь 9 мая, и «Война за войну» : скажи мне, как ты празднуешь 9 мая, и я скажу, кто ты. «сообщество-I» . Его представители чаще идентифицируют себя с победителями и участвуют в практиках перформативной коммеморации. «сообщество-II» . Его представители чаще идентифицируют себя жертвами войны и осуждают практики перформативной коммеморации , противопоставляя им «чистую коммеморацию» .

Сообщество-II дистанцируется от сообщества-I через осмеяние – например,  размещает на страницах соцсетей фотографииСообщество-II дистанцируется от сообщества-I через осмеяние – например, размещает на страницах соцсетей фотографии символического мира противника с уничижительными или саркастическими комментариями:

Георгиевская лента: столкновение двух прагматик Мы носили ленточки до прошлого года, теперь, когда онаГеоргиевская лента: столкновение двух прагматик Мы носили ленточки до прошлого года, теперь, когда она приобрела яркое политическое значение, носить ее не хочется [ ж. 35 , Москва ]. [ отношение к г/л ] поменялось после событий в Крыму. Я стараюсь не использовать эту символику никоим образом [ж. 47, Вологда].

Георгиевская лента: неопределенно положительная семантика Появление г/л в самых разных контекстах (как в «высоких»Георгиевская лента: неопределенно положительная семантика Появление г/л в самых разных контекстах (как в «высоких» , так и в «сниженных» ), не связанных ни с войной и победой, ни с государственной политикой.

Сообщество- I :  «Бессмертный полк» как акция всенародного единства и солидарности Фотографии, гдеСообщество- I : «Бессмертный полк» как акция всенародного единства и солидарности Фотографии, где подчеркивается массовость акции

 • Сообщество- II : Бессмертный полк • как акция «фальшивой коммеморации»  • • Сообщество- II : Бессмертный полк • как акция «фальшивой коммеморации» • А вы успели купить • свежих дедов • к завтрашнему параду?

Сообщество- II использует лингвистическое оружие против своих оппонентов:  пародирует устойчивые формулы официального (пред)праздничногоСообщество- II использует лингвистическое оружие против своих оппонентов: пародирует устойчивые формулы официального (пред)праздничного языка.

молчащий, невысказывающийся оказывается вынесенным за пределы исследовательской проекции молчащий, невысказывающийся оказывается вынесенным за пределы исследовательской проекции

- Интернет-коммуникация – инструмент подтверждения коллективной лояльности - обязанность субъекта обозначать свою позицию -— Интернет-коммуникация – инструмент подтверждения коллективной лояльности — обязанность субъекта обозначать свою позицию — отказ от обозначения – недопустимая позиция — ограничение права на приватность — принуждение к «правильному» говорению

- обязательство «формулировать»  дискурсивно детерминированный ответ или позиционировать в пределах извне заданных дискурсивных— обязательство «формулировать» дискурсивно детерминированный ответ или позиционировать в пределах извне заданных дискурсивных ориентиров — комментарий поддержки-симпатии, репост, лайк или изменение цветового оформления личного аккаунта

 «“Инет-общение” производит новые ритуалы поддержания солидарности в сообществах — совместного припоминания и оплакивания, «“Инет-общение” производит новые ритуалы поддержания солидарности в сообществах — совместного припоминания и оплакивания, высмеивания чужих версий истории»

- новые феномены / новые практики - они быстро становятся частью исследуемой повседневности -— новые феномены / новые практики — они быстро становятся частью исследуемой повседневности — объекты меняются быстрее, чем методы их исследования / отставание методов и методологии от реальности

Борис Гладарев преодоление «публичной немоты» Борис Гладарев преодоление «публичной немоты»

-  общественная дискуссия - публичная немота как коммуникативная неудача - неумение слушать и— общественная дискуссия — публичная немота как коммуникативная неудача — неумение слушать и говорить с Другими — официальный и приватный регистры — неразвитость публичного языкового регистра — анализ немоты через социо-линвистическую призму языковых регистров

языковой регистр – речевой стиль,  грамматические, риторические и ситуационные черты которого имеют тенденциюязыковой регистр – речевой стиль, грамматические, риторические и ситуационные черты которого имеют тенденцию к совмещению, превышающую случайную Biber D. (1994). An analytical framework for register studies. In : Biber D. and Finegan E. (Eds), Sociolinguistic perspectives on register. Oxford University Press: 31 -56.

- дополненная реальность в соцсетях — дополненная реальность в соцсетях

нерелевантность разделения на реальный и виртуальный (цифровой) миры  [ пространства  обсуждения ]нерелевантность разделения на реальный и виртуальный (цифровой) миры [ пространства обсуждения ] опыт историка становится опытом пользователя

- молчание и дефицит социального доверия - молчащий – «себе на уме» , — молчание и дефицит социального доверия — молчащий – «себе на уме» , «потенциально опасный» — теория коммуникативного действия Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: Polity Press,

- молчание как акт терпения и прощения - «Молчание –золото» - «Смотрите на живопись,— молчание как акт терпения и прощения — «Молчание –золото» — «Смотрите на живопись, как на страстное молчание» — Silentium videtur confessio — минута молчания — молчание отсутствия и молчание присутствия — дискурс молчания — «Народ безмолвствует»

Исторический нарратив - консенсусный / консолидирующий - недискретный, неконфликтный,  сглаживающий - ностальгический /Исторический нарратив — консенсусный / консолидирующий — недискретный, неконфликтный, сглаживающий — ностальгический / квазиностальгический — коммуникативно ориентированный / игровой

прошлое становится не предметом  «исследующего и объясняющего»  историописания, но наследием, которое «упрощаетпрошлое становится не предметом «исследующего и объясняющего» историописания, но наследием, которое «упрощает и проясняет»

Молчание становится практически табуированным, а уклонение от высказываний уязвимым.   Так навязываются обстоятельстваМолчание становится практически табуированным, а уклонение от высказываний уязвимым. Так навязываются обстоятельства публичного диалога, который позиционируется в качестве новой социальной нормы.

В, казалось бы, объединяющем разговоре об отечественной истории границы между приватным и публичным ситуационноВ, казалось бы, объединяющем разговоре об отечественной истории границы между приватным и публичным ситуационно смещаются. Ценность молчания даже в виде единственной правильной реакции на раскол (как сплочение по разные стороны дискурсивного фронтира) нивелируется.

olegreut@sampo. ru tat. tet 2010@gmail. com olegreut@sampo. ru tat. tet 2010@gmail. com

Репрезентации 400 -летнего юбилея династии Романовых в Интернет-дискурсе современной России и русского зарубежья //Репрезентации 400 -летнего юбилея династии Романовых в Интернет-дискурсе современной России и русского зарубежья // 400 -летие дома Романовых: политика памяти и монархическая идея, 1613– 2013: сборник статей / [под ред. В. В. Лапина, Ю. А. Сафроновой]. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016. — 262 с. – С. 245 -259. Политическая история на междисциплинарной границе и возможности исторического медиаобразования // «Стены и мосты» -IV: междисциплинарные исследования в истории: Материалы международной научной конф. , Российский государственный гуманитарный университет, 22 мая 2015 г. / Г. Г. Ершова, Б. Н. Миронов, М. М. Кром, В. А. Шкуратов, Е. А. Долгова. — М. : Академический проект, 2016. – С. 127 -138. Наследие изначально цифровой городской повседневности // Лабиринт: Журнал социально-гуманитарных исследований. — М. , 2015. — № 5. — С. 43 -47. Историческая политика в Интернет-пространстве современной России: репрезентация и интерпретация истории Отечественной войны 1812 года // Два века в памяти России. 200 -летие Отечественной войны 1812 года: сборник статей / отв. ред. В. В. Лапин. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. — С. 131 -143. 0, 7 п. л. . (Рецензия: Тихонов В. В. Деконструкция юбилея: новая книга об образе войны 1812 г. в исторической памяти и политике России // Российская история. – 2015. – № 6. – С. 202 -206). Репрезентации перестройки в протестном дискурсе российского сегмента Интернета // Символическая политика: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч. -информ. исслед. Отд. полит. науки; Ред. кол. : Малинова О. Ю. , гл. ред. , и др. — М. , 2014. — Вып. 2: Споры о прошлом как проектирование будущего. — С. 146 -163. «Вагон в галстуке» или «великий государственник» : репрезентации исторической личности в политическом дискурсе современной России // Труды Карельского научного центра РАН. Петрозаводск, 2013. — № 3. — С. 107 -112. 0, 5 п. л.

Зарегистрируйтесь, чтобы просмотреть полный документ!
РЕГИСТРАЦИЯ