Скачать презентацию НАЦИОНАЛИЗМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ Вкратце о главном Скачать презентацию НАЦИОНАЛИЗМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ Вкратце о главном

Национализм.pptx

  • Количество слайдов: 7

НАЦИОНАЛИЗМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ Вкратце о главном НАЦИОНАЛИЗМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ Вкратце о главном

Предпосылки к национализму Термин «национализм» впервые ввели в употребление в XIX веке философ Гердер Предпосылки к национализму Термин «национализм» впервые ввели в употребление в XIX веке философ Гердер и аббат Баррюэль. Наиболее ранним его проявлением стала Славная революция в Англии. Подъём национализма совпал с возникновением либерализма, и на протяжении длительного периода обе идеологии развивались в связке друг с другом. Ярким проявлением национализма явилась борьба элит Нового Света против испанского колониализма. Однако наиболее мощными всплесками стали революции в Америке и Франции. К 1815 г. национализм уже был одной из ведущих идеологий в мире. Он оказался способен обеспечить мобилизацию общества в период перехода к капиталистической экономике, что привело к повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи Идея национализма повторно зародилась во время развития итальянского фашизма, во время правления Муссолини, и как немаловажный аспект нацистской идеологии, созданной Гитлером для контроля над населением

Основное определение Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о Основное определение Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации, как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью. Также определяется как агрессивная форма патриотизма

В чем проблема корректного восприятия термина? Ныне трудно судить рациональность существования национализма, по причине В чем проблема корректного восприятия термина? Ныне трудно судить рациональность существования национализма, по причине того, что его значение в мире характеризуется противоречиво. С одной стороны его определяют как пассивное желание приверженца определенной национальности сохранить свою культуру, традиции и придерживаться связей только с представителями той же национальности. В данном контексте национализм – форма патриотизма. Представители оппозиционного лагеря рассматривают наличие национализма сугубо как агрессивное поднесение своей нации над остальными, без права их существования.

Типология Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе Типология Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации» . Этнический национализм полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Положительная трактовка Национализм рассматривает нацию как данность, но при этом несёт в себе понимание Положительная трактовка Национализм рассматривает нацию как данность, но при этом несёт в себе понимание того, что является нацией. Идея нации опирается на чувство истории, на воспоминания и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Её существование обычно рассматривается как плавное продолжение древнего этноса либо привязывается к определённым историческим моментам её основания. В реальности нация — это наделённое самосознанием сообщество людей с перекрывающейся культурной и политической самоидентификацией, исторически возникшей вследствие их привязанности к определённой территории. С одной стороны, это сообщество воображаемое: каждый его член несёт в себе его образ, представляет себе его границы, ощущает на себе его братские узы и убеждён в его верховной власти. Человек представляет свою жизнь как траекторию вдоль общего пути, параллельную жизням тысяч своих соотечественников, которых он никогда не видел и не увидит. При этом люди, составляющие нацию, объединены общими симпатиями, посвящают себя общей деятельности, желают находиться под одним правительством и желают, чтобы это правительство состояло из их представителей. С другой стороны, корни большинства наций сосредоточены вокруг доминирующего этнического стержня. Большинство членов нации разделяют общий образ жизни и испытывают привязанность к территории их совместного проживания с привычным и узнаваемым ландшафтом. Между тем, совместное проживание приводит со временем к появлению внешнего сходства и к формированию этнической группы, представители которой верят в их общее генеалогическое происхождение в силу схожей внешности, обычаев или исторических воспоминаний. Эта общность активно способствует национальной солидарности. Однако национальное самосознание принципиально отличается от этнического, поскольку складывается в процессе осознания обществом своих интересов по отношению к государству, в то время как этническое самосознание состоит во взаимоотношении одной этнической общности с другими. Этнические группы также вообще говоря не привязаны к конкретной территории, тогда как нации не обязательно опираются на миф об общем генеалогическом происхождении. К. Н. Леонтьев обратил внимание на тот любопытный факт, что националист может сколь угодно много говорить о своеобразии своей нации и о том, что это ее своеобразие нужно беречь как зеницу ока и для этого и нужно сделать государство национальным – и по составу, и по направленности его политики. Но как только это государство возникает, как вдруг обнаруживается, что все его институты и даже внешние формы и атрибуты буквально скопированы с западноевропейских образцов: государств-наций с их администрациями президентов, парламентами, политическими партиями, банками и биржами, разнузданной прессой и свободными нравами и т. д. Леонтьев приводит в пример современных ему болгар, которые, как оказалось, так истово боролись против политической зависимости от Османской империи, в рамках которой, кстати, они прекрасно сохраняли свое национальное своеобразие, только для того, чтоб впасть в еще худшую культурную зависимость от упрощенной, опошленной новоевропейской буржуазной цивилизации, фактически утеряв былое своеобразие.

Отрицательная трактовка Следует отметить, что негативное употребление понятия «националист» бытует не только в Украине. Отрицательная трактовка Следует отметить, что негативное употребление понятия «националист» бытует не только в Украине. Так, президент Германии Й. Рау в своей инаугурационной речи объяснял, что патриот — это человек, любящий свою родину, а националист — ненавидящий другие народы и страны. Американский историк Б. Шейфер приводит следующие значения термина «национализм» : - Любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре - Стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о её престиже - Мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ - Догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе - Доктрина, что данная нация является или должна быть господствующей среди других наций Проблема усугубляется свойственной национализму размытостью, в силу его опоры на чувства и эмоции. Смысл, вкладываемый разными людьми в одни и те же термины и лозунги, может быть порой противоположным. Так, лозунг «Россия для русских» трактуется одними как претензия этнических русских на исключительные права, а другими как требование, что государство должно служить народу. А. Миллер отмечает, что даже слово «русский» может пониматься как в строго этническом (примордиальном) значении, так и через культурные категории и участие в общей судьбе. В связи с этим некоторые российские исследователи настаивают, что слово «национализм» следует использовать сугубо для обозначения этнонационализма. Другие полагают, что это сделает невозможной коммуникацию научной среды с обществом. Третьи видят выход в идеологической нейтрализации культурных значений базовых слов