культура нач 20 в1.pptx
- Количество слайдов: 131
Начало XX века Серебряный век русской культуры
Основатель Создатель Российской физики физической звуковых и школы. электромагнитных волн. Измерил давление света. П. Н. Лебедев
Создатель новых наук: геохимии; радиогеологии; биохимии. Создатель учения о ноосфере. Оболочка земли, преображённая деятельностью человека. В. И. Вернадский
Создатель учения Нобелевский об условных лауреат рефлексах. 1904 г. И. П. Павлов
«Отец русской авиации» Теория и практика воздухоплавания и самолётостроения. Н. Е. Жуковский
«Отец мировой авиации» Илья Муромец Игорь Иванович Сикорский
Внёс вклад Нобелевв ский развитие иммунологии, лауреат изучение инфекционных 1908 г. заболеваний. И. И. Мечников
Разработал проект путешествия человека в космос. К. Э. Циолковский
В. Г. Фёдоров
q. Синтез углеводородов. q. Основоположник органического катализа и нефтехимии Создал угольный Николай Дмитриевич противогаз Зелинский
Физиология и генетика растительного мира. Почётный доктор Кембриджского университета К. А. Тимирязев
Изобрёл радиотелеграф. А. С. Попов
Начало 1909 год. XX века Сборник q. Н. А. Бердяев Русскийq. С. Л. Франк духовный ренессанс статей q. П. Б. Струве Величайший расцвет философии. «Вехи» q. С. Н. Булгаков Революция 1905 -1907 г. г. Переосмысление
П. Б. Струве Н. А. Бердяев
П. А. Флоренский С. Н. Булгаков
Е. Н. Трубецкой В. В. Розанов
С. Л. Франк И. А. Ильин
Л. И. Шестов А. Ф. Лосев
ØВ. О. Ключевский ØП. Н. Милюков ØС. Ф. Платонов ØА. А. Корнилов ØА. А. Кизеветтер ØР. Ю. Виппер ØА. А. Шахматов ØА. Е. Пресняков ØМ. М. Ковалевский ØА. С. Лаппо - Данилевский ØН. П. Павлов - Сильванский
Проблемный подход к русской истории. Часть История мировой народа истории «Курс В. О. русской Ключевский истории»
v «Очерки по истории Смуты в Московском государстве. » v «Москва и Запад» v «Иван Грозный» v «Пётр Великий» v «Учебник русской истории» для гимназий С. Ф. Платонов
Шахматов Связал историю летописания с языкознанием и с ходом исторического процесса А. А. Шахматов
Направления авангард Реализм модернизм символизм старшие акмеизм младшие Мистикибогоискатели Декадентыиндивидуалисты футуризм кубофутуристы эгофутуристы Мезонин поэзии центрифуга
o. А. И. Куприн Л. Н. Толстой А. П. Чехов o. И. А. Бунин В. Короленко Д. Маминo. В. В. Вересаев o. Н. К. Гарин. Сибиряк Михайловский o. Л. Андреев o. М. Горький
Нравственные «Хаджи-Мурат» , заповеди «Живой труп» , Нового завета «После бала» Любовь к людям Крамской И. Е. Репин «Воскресенье» , Лев Непротивление «Исповедь» злу насилием Николаевич «Не могу Отрицание Толстой. молчать» государства, 1828 -1910 г. г. официальной церкви, собственности Лев Николаевич Толстой
«Антоновские яблоки» «Деревня» Нобелевский «Суходол» лауреат Господин из Сан-Франциско» 1933 г. «Хорошая жизнь» «Игнат» И. А. Бунин
Пьесы: «Мать» «Мещане» Трилогия «На дне» «Мои университеты: «Дачники» «Детство» Дети солнца «В людях» «Варвары» «Враги» М. Горький
«Три сестры» «Вишнёвый сад» «Чайка» «Дядя Ваня» А. П. Чехов
Повесть «Поединок» А. И. Куприн
«Красный смех» Декаденство § «Жизнь человека» § «Царь-голод» § «Анатэма» § «Иуда искариот» § «Дневник Сатаны» Леонид Андреев
Символизм Старшие Младосимволисты
Старшие: Младшие: Д. С. Мережковский В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт Ф. Сологуб З. Н. Гиппиус А. А. Блок В. И. Иванов И. Анненский М. Волошин А. Белый
• Мережсковский Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус
• Брюсов В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонд
Декаденты. Мистикииндивидуалисты: богоискатели: q. В. Брюсов o. Д. Мережковский q. К. Бальмонт o. З. Гиппиус q. Ф. Сологуб o. Н. Минский Ф. К. Н. Минский Сологуб
В. И. Иванов А. А. Блок
И. Ф. Анненский М. А. Волошин
Символизм: словосимвол Андрей Белый
Модернизм Словоназвание вещи
Н. С. Гумилёв А. А. Ахматова
В. И. Нарбут О. Э. Мандельштам
М. А. Зенкевич С. М. Городецкий
Кубофутуристы
В. В. Каменский Д. Д. Бурлюк
В. В. Хлебников В. В. Маяковский
Словозвук А. Е. Кручёных
«Гилея» Д. Бурлюк, В. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Кручёных, Б. Лившиц, Первая кубофутуристическая В. Маяковский, В. Хлебников. группировка
ØИ. Северянин ØИ. Игнатьев ØК. Олимпов ØВ. Гнедов «Король поэтов» Игорь Северянин
Футуристы Группа «Мезонин поэзии» : v. В. Шершеневич v. Р. Ивнев и др. В. Шершеневич
футуристы Объединение «Центрифуга» Н. Н. Асеев Б. Л. Пастернак
«Имажинизм» (от фр. Imageобраз). Словометафора С. А. Есенин
Вне школы: v. М. Цветаева v. Б. Пастернак v. И. Бунин М. Цветаева
Живопись на рубеже веков • Реализм И. Левитан. Над вечным покоем. • Символизм • Авангард М. Врубель. Демон сидящий. В. Кандинский. Абстракция.
объективное отображение существенных Реализм сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций; предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» . • Передвижники • Модерн • Ипрессионизм • Романтизм В. Серов. Девочка с персиками.
Передвижники художники, входившие в объединение «Творчество передвижных художественных выставок» , обратившиеся к изображению повседневной жизни и истории народов России, социальных конфликтов, обличению общественных пороков. И. Левитан. Золотая осень. И. Левитан. Март. В. Серов. Портрет актрисы М. Н. Ермоловой
И. Левитан. Золотая осень.
И. Левитан. Март.
И. Левитан. Н
В. Серов. Портрет Ермоловой.
В. Серов. Портрет Юсупова. В. Серов. Портрет Орловой.
Романтизм - П. Кончаловский. Портрет В. Мейерхольда. в основе художественного направления лежит мучительный разлад идеала и социальной действительности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы. М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
П. Кончаловский. Портрет Мейерхольда.
М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
В. Борисов-Мусатов. На озере.
Н. Рерих. Заморские гости.
Н. Рерих. Мечта.
Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861 -1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера (“Московская улица XVII века”, 1896, ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян - художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений (“Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”, 1901) Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его Московская девушка 17 века государевой комнате. 1893 Историко-бытовой жанр
«Современное искусство» . Исходной характеристикой нового стиля стал ретроспективизм, т. е. прочтение культуры прошлых веков современным человеком. 1898 год – образование художественно-литературного объединения «Мир искусства» . -свобода творческого поиска; -связь с европейской культурой; -смешение жанров и форм творчества. Модерн. Л. Бакст. Карнавал. Л. Бакст. Птица. Л. Бакст. Дункан. Л. Бакст. Нежинский. Л. Бакст. Нарцисс.
Символизм направление в искусстве, сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных чувств и видений. А. Лентулов. Василий Блаженный. М. Врубель. Царевна - Лебедь.
90 -е и начало 900 -х годов для русской живописи проходят под знаменем символизма. Важнейшую роль здесь сыграли художественные объединения «Мир искусства» и «Голубая роза» . Художники-символисты пытались выразить в своих произведениях загадочные отражения иной реальности, которые в нашем мире могли восприниматься только через систему символов. Для них характерна поэтизация и театрализация ушедших эпох, любовь к фантазии, стремление превратить весь мир в прекрасное произведение искусства. В противовес устремлениям символистов художники, входившие в объединение «Бубновый валет» , возникшее в 1910 г. , стремились сделать свое искусство максимально доступным для всех и поэтому использовали в своем творчестве «низкие» жанры, играя с художественными образами, характерными для лубка, рекламы, уличных вывесок. Бубнововалетцы писали подчеркнуто вызывающими, яркими красками, для них был характерен интерес к конкретному миру вещей. В 10 -е годы складывается разнообразный мир русского авангарда, уже не пытающегося отразить в своих произведениях окружавший художников мир, а создающего «новую реальность» . Произведения художников становятся все менее и менее предметными. Они экспериментируют с чистым цветом (Казимир Малевич), с абстрактными формами (Василий Кандинский). Часто делаются попытки использовать нетрадиционные материалы, соединить живопись с архитектурой, создать коллажи, где вместе с живописью размещались реальные предметы, приобретавшие таким образом совершенно новый смысл. Наиболее крупными авангардными течениями десятых годов в России стали лучизм и супрематизм.
Л. Бакст. Птица.
Л. Бакст. Нарцисс.
(1910— 17), общество художников, Бубновый валет получившее название от одноимённой выставки картин в Москве (декабрь 1910 – январь 1911). Участвовали: Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. Эпатажное название, предложенное Ларионовым, вызывало у публики ассоциации скорее с картёжноворовским жаргоном, чем с искусством. Скандальные слухи привлекли в залы толпы народа. Организаторы выставки мыслили её как своего рода ярмарочное представление.
Бубнововалетцы были наиболее яркими российскими последователями великого французского художника Сезанна. В духе творчества Сезанна они стремились почувствовать суть каждого предмета и изобразить его не таким, каким его видят наши глаза, но выразить его внутреннюю сущность. Кончаловский «Семейный портрет» Лентулов «Женщина с гитарой»
А. Лентулов. Василий Блаженн
« Мир искусства» Сложилось вокруг товарищеского кружка, душой которого был А. Бенуа. Другим центром объединения стал журнал «Мир искусства» , сыгравший большую роль в формулировании новых идей. В состав объединения входили многие выдающиеся художники – А. Бенуа, Е. Лансере, Л. Бакст, К. Сомов и другие. Для мирискусников характерны желание преобразить весь мир силой искусства, поэтическое отношение к прошлым эпохам. Особый интерес у них вызывали Петровская эпоха, Франция во времена Людовика XIV. Мирискусники поэтизировали уходивший мир дворянских усадеб, любили изображать Петербург и Версаль, воспринимая их как огромные театральные декорации. «Мир искусства» стал одним из ярчайших проявлений русского символизма.
В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования “Мира искусств” имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых “Русских сезонов”.
Серге й Па влович Дя гилев — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир искусства» , организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева» . В 1906 г. парижанам была представлена выставка “Два века русской живописи и скульптуры”, которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания “Мира искусства”, а также открытия русской живописи XVIII - начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства. Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал “Мир искусства”, состоявший из двух отделов: художественного и литературного. Можно сказать, что “серебряный век” русской культуры - это век культуры высокого ранга и виртуозности, культуры воспоминания предшествующей отечественной культуры. Значительный вклад “Мира искусства” состоит в организации грандиозной исторической выставки русской живописи за границей - от иконописи до современности
Ярким представителем “Мира искусства” был Константин Андреевич Сомов (1869 -1939). Он получил широкую известность как мастер романтического пейзажа и галантных сцен. Его обычные герои - словно пришедшие из далекой старины дамы в высоких пудренных париках и пышных кринолинах и изысканные томные кавалеры в атласных камзолах. Сомов прекрасно владел рисунком. Особенно это сказалось в его портретах. Художник создал галерею портретов представителей художественной интеллигенции, в том числе поэтов А. А. Блока и М. А. Кузмина (1907, 1909; оба в ГТГ). А. А. Блок С. С. Рахманинов
Импрессионизм - стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления (ощущения сверкающего солнечного света, богатс красок природы, вибрация света и воздуха). В. Серов. Портрет К. Коровина. К. Коровин. Пристань. К. Коровин. Дягилев.
Дарование К. А. Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театральнодекорационном искусстве. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колорическом богатстве его живописи (“У балкона”, 1888 -1889; “Зимой”, 1894 - обе в ГТГ). Портрет Ф. Шаляпина зимой
К. Коровин. Пристань.
К. Коровин. Дягилев.
Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870 -1905). Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин - обитательниц староусадебных парков - и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись (“Водоем”, 1902, ГТГ). За вышиванием
В творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки - обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины (“На горах”, 1896, Музей русского искусства, Киев; “Великий постриг”, 1897 -1898, ГРМ). Видение отроку Варфоломею Святая Русь
В художественной жизни России начала 20 века значительную роль сыграла также художественная группировка “Союз русских художников”. В нее входили художники К. А. Коровин, А. Е. Архипов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, Л. В, Туржанский, К. Ф. Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они являлись преемниками пейзажной живописи второй половины 19 века. В конце 19 века формируется творчество выдающихся русских художников Ильи Репина (1844 -1930) Константина Алексеевича Коровина (1861 -1939), Михаила Александровича Врубеля (1896 -1902). В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи. Один из наиболее прославленных русских художников этого периода Илья Репин добился славы и почестей своими картинами на библейские сюжеты и из жизни рабочих. Бурлаки на Волге Портрет Третьякова
И. Э. Грабарь - художник не только другого поколения, но и несколько другого направления, чем К. Коровин, но его также причисляют к лучшим и типичным представителям русского импрессионизма. Вспоминая свои работы, Грабарь рассказывает, что большинство из них было почти целиком "увидено" им в реальной бытовой обстановке. Там были созданы "Цветы и фрукты на рояле" (1904, Русский музей), "Сирени и незабудки" (1904, Русский музей). Очень интересны полотна "Утренний чай" (1904, Национальная галерея, Рим). "За самоваром" (1905, ГТГ). Тесное соединение специфически натюрмортных задач с задачами пленэрной живописи, наметившееся, как нечто новое, еще в коровинском полотне "За чайным столом", находит место в "Дельфиниуме" (1908, Русский музей). Характерно, что даже созданное в закрытом помещении большое полотно "Неприбранный стол " (1907, ГТГ) кажется написанным в саду - так много в нем света и воздуха. Один из наиболее значительных натюрмортов Грабаря - "Хризантемы" (1905, ГТГ). За самоваром Хризантемы
Мир Врубеля - эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры. Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Врубель, вдохновляясь памятниками прошлого, творил во многом по-своему, и нередко творил как равный великим мастерам прошлого. Врубель «Демон» Врубель «Царевна Лебедь»
«Голубая роза» Группа русских художников, получивших свое название от выставки, проходившей в 1907 г. Среди них были такие художники, как Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин. Само название объединения говорит о том, что художников привлекал несуществующий мир фантазии, таинственные символы, отражающие воспоминания души о каком-то ином, куда более прекрасном мире. Образ голубой розы был навеян стихами немецкого поэта-романтика Новалиса о загадочном «голубом цветке» . Сапунов «Карусель» Сарьян «Жаркое утро в горах»
Авангард • Абстракционизм В. Кандинский. Импровизация 26. • Супрематизм • Примитивизм Н. Гончарова. Рыбная ловля. • Аналитическое искусство П. Филонов. Победитель города.
Супрематиз м - разновидность абстрактного искусства, введенная К. С. Малевичем: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур. К. Малевич. Автопортрет. К. Малевич. Черный квадрат. К. Малевич. Матюшин.
Супрематизм Направление в русском авангарде, основанное выдающимся художником Казимиром Малевичем. Малевич в своем творчестве исходил из преобладающей роли цвета в живописном произведении. Отсюда название направления, произошедшее от латинского слова suprem - превосходящий, преобладающий. Малевич отказался от изображения фигур и попытался создавать произведения, состоявшие исключительно из сочетания различных цветов. Важнейшим моментом в развитии русского авангарда стало создание Малевичем в 1915 г. картины «Черный квадрат» , которая была помещена на выставке в тот угол, где обычно находились иконы.
Малевич Казимир Северинович (1878 или 79 – 1935) Один из величайших представителей живописи авангарда, основатель супрематизма. В молодости писал в духе импрессионизма, затем футуризма, однако в 10 -е годы сформулировал собственную теорию – супрематизм, исходившую из принципа абсолютного превосходства цвета над всеми остальными элементами живописи. В 10 – 20 -е годы Малевич создает в основном абстрактные полотна, самое знаменитое из которых – «Черный квадрат» – стало символом российского авангарда. Умирает забытым и никому не нужным. Похоронен в соответствии с его завещанием в «супрематическом гробу» . Могила Малевича в подмосковной Немчиновке была забыта, в последние годы определено ее примерное положение и восстановлен памятник
1912 Малевич К. С. "Женщина с ведрами"
К. Мал
Абстракционизм - В. Кандинский. Автопортрет. направление в искусстве XX века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи; стремление выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. В. Кандинский. Композиция № 7.
Кандинский Васильевич (1866– 1944) Один из величайших художников русского авангарда, основатель абстракционизма. До революции много жил в Германии. Разработал свою концепцию ритмического использования цвета. В 1909 г. создал «Новое мюнхенское художественное объединение» , а в 1911 г. группу «Синий всадник, » куда входили российские и немецкие художники-экспрессионисты. В 1910 -1920 -е годы постепенно отходит от фигуративной живописи и начинает создавать абстрактные композиции, оказавшие огромное влияние на развитие абстракционизма по всему миру. В 1921 г. покинул Россию, много преподавал и выставлялся в западных странах и получил всемирное признание
В. Кандинский. Композиция № 7.
«Кринолины» 1909 г. 96, 3 x 128, 5 см. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Святой Георгий и змей» 1915 г. Масло, картон. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Белая фигура» 1943 г. Картон, масло. 58 x 42 см Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США
В. Кандинский. Абстракция.
Молящиеся крестьяне» 1889 -1890 гг. Бумага, акварель, графит. 18, 3 х 24, 6 см.
Примитивизм следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество); принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры. Н. Гончарова. Автопортрет. М. Ларионов. Отдыхающий солдат. М. Шагал. Прогулка.
М. Шагал. Прогулка.
Супрематизм Направление в русском авангарде, основанное выдающимся художником Казимиром Малевичем. Малевич в своем творчестве исходил из преобладающей роли цвета в живописном произведении. Отсюда название направления, произошедшее от латинского слова suprem - превосходящий, преобладающий. Малевич отказался от изображения фигур и попытался создавать произведения, состоявшие исключительно из сочетания различных цветов. Важнейшим моментом в развитии русского авангарда стало создание Малевичем в 1915 г. картины «Черный квадрат» , которая была помещена на выставке в тот угол, где обычно находились иконы.
Казимир Малевич "Мальчик (Ванька)"
Супрематизм Направление в русском авангарде, основанное выдающимся художником Казимиром Малевичем. Малевич в своем творчестве исходил из преобладающей роли цвета в живописном произведении. Отсюда название направления, произошедшее от латинского слова suprem - превосходящий, преобладающий. Малевич отказался от изображения фигур и попытался создавать произведения, состоявшие исключительно из сочетания различных цветов. Важнейшим моментом в развитии русского авангарда стало создание Малевичем в 1915 г. картины «Черный квадрат» , которая была помещена на выставке в тот угол, где обычно находились иконы.
Аналитическое искусство Принцип «сделанности» произведения искусства: • техническое мастерство; • создание полной иллюзии качества, которые можно достигнуть упорным трудом и суровой самодисциплиной. П. Филонов. Корабль. П. Филонов. Крестьянская семья.
Филонов Павел Николаевич Автопортрет (1883 -1941), российский живописец и график. В символических, драматически напряженных произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории (“Пир королей”, 1913). С сер. 1910 -х гг. отстаивал принципы “аналитического искусства”, основанного на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развертыванию композиций (“Формула пролетариата”, 191213, “Формула весны” 1928 -29). Ученики Филонова составили группу “Мастера аналитического искусства”.
Пир королей
П. Филонов. Корабл
П. Филонов. Победитель города.
П. Филонов. Крестьянская семья.
Формула современной педагогики, 1923. Тушь, перо, кисть на бумаге. Русский музей. 17, 5 × 20 см.
музыка
Серге й Васи льевич Рахма нинов. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку 20 века. .
Алекса ндр Никола евич Скря бин — выдающийся русский композитор и пианист. Его творчество принято рассматривать как стоя щее совершенно особняком. Остро стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности» , «узости» тональности Скрябин решает по -своему, усложняя до предела гармонию. Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.
И горь Фёдорович Страви нский — русский, французский (гражданство с 1934) и американский (гражданство с 1945) композитор, дирижёр. пианист, , один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры 20 века. Его творчество вобрало в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи.
Ермо лова Мария Николаевна(1853— 1928), актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 в Малом театре. Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях Марии Стюарт ( «Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Лауренсии ( «Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д’Арк ( «Орлеанская дева» Шиллера), в драмах А. Н. Островского ( «Таланты и поклонники» — Негина, «Без вины виноватые» — Кручинина).
Комиссарже вская Вера Фёдоровна(1864— 1910), актриса. Дочь Ф. П. Комиссаржевского. Работала в провинции, затем в Александринском театре, в 1904 создала свой театр современного репертуара, позднее — символистской ориентации. Игре Комиссаржевской были свойственны нервная порывистость, тревожный лиризм. Первая исполнительница роли Нины Заречной в пьесе «Чайка» А. П. Чехова. Роли: Лариса ( «Бесприданница» А. Н. Островского), Нора ( «Кукольный дом» Г. Ибсена), Беатриса ( «Сестра Беатриса» М. Метерлинка).
Станиславский (настоящая фамилия ‒ Алексеев) Константин Сергеевич [5(17). 1. 1863, Москва, ‒ 7. 8. 1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (см. Станиславского система).
культура нач 20 в1.pptx