Скачать презентацию n Культура древних цивилизаций 1 Культура Древнего Скачать презентацию n Культура древних цивилизаций 1 Культура Древнего

Культура древних цивилизаций2012.ppt

  • Количество слайдов: 43

n Культура древних цивилизаций n Культура древних цивилизаций

1. Культура Древнего Египта. 2. Культура Древней Месопотамии 3. Культура древней Индии 4. Культура 1. Культура Древнего Египта. 2. Культура Древней Месопотамии 3. Культура древней Индии 4. Культура древнего Китая

1. Культура Древнего Египта. 304 -30 до н. э. Птолемейская эпоха. Египетский фаянс. Около 1. Культура Древнего Египта. 304 -30 до н. э. Птолемейская эпоха. Египетский фаянс. Около 889 -866 до н. э. (22 Высота 17 см. Нью-Йорк династия). Статуэтка Исиды с Гором на коленях Золото, стекло. Размер: 9 х 6, 6 см. Лувр Семья Осириса

Древний египетский символ анкх – египетский крест с петлей – можно интерпретировать как графическое Древний египетский символ анкх – египетский крест с петлей – можно интерпретировать как графическое изображение Нила и его Дельты, над которым проделывает путь дневное Светило. Блюдо, ильный камень (анкх и ка)

Солнечный цикл. Путь солнца по небосводу сегментировался тремя фазами, олицетворенными в образах утреннего (ХЕПРИ, Солнечный цикл. Путь солнца по небосводу сегментировался тремя фазами, олицетворенными в образах утреннего (ХЕПРИ, АМОН), дневного (во мн. текстах – Ра) и вечернего солнца (АТУМ). Не зря О. ШПЕНГЛЕР первосимвол (ГЕШТАЛЬТ) этой культуры образно выразил именем дорога. Cолнечный диск Атона благословляет царскую семью.

Смерть и рождение – это постоянно возобновляющийся цикл, охватывающий все сущее. Богиня МААТ Смерть и рождение – это постоянно возобновляющийся цикл, охватывающий все сущее. Богиня МААТ

ОСИРИС Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в ОСИРИС Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо Боги Гелиополя и Гор

Гор Около 800 -700 до н. э. Бронзовая статуя. Высота 95 см. Лувр Гор. Гор Около 800 -700 до н. э. Бронзовая статуя. Высота 95 см. Лувр Гор. Храм Гора в Эдфу, 327 г. До н. э

Вера в бессмертие Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, Вера в бессмертие Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Ба

Для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело, чтобы душа могла возвращаться домой. Для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело, чтобы душа могла возвращаться домой. Этому способствовала МУМИФИКАЦИЯ трупов. Ушебти Баст, богинязащитница в образе кошки 18 -я династия. Туна.

Такими крючками у умершего удаляли мозг, готовя тело к процессу бальзамирования. Амулеты (например око Такими крючками у умершего удаляли мозг, готовя тело к процессу бальзамирования. Амулеты (например око Хора, скарабей, сердце) служили магической защитой мумии. Крышки канопов исполнены в виде голов шакала, сокола, человека и павиана - божеств-защитников и сыновей Гора

Суд Осириса Путь на тот свет был трудным, на каждом шагу предостерегала опасность второй Суд Осириса Путь на тот свет был трудным, на каждом шагу предостерегала опасность второй смерти. В «Книге мертвых» , «Книге о том, что есть в другом мире» , «Книге о подземных пещерах» перечисляются различные ловушки, ожидавшиеся на пути мертвых, даются подробные советы, как их избежать. Анубис (покровитель умерших) извлекает сердце

VII в. до н. э. Бронза. Высота 14 см. Гос. Эрмитаж, № 361. В VII в. до н. э. Бронза. Высота 14 см. Гос. Эрмитаж, № 361. В образе шакала, или дикой собаки, египтяне почитали бога бальзамирования Анубиса.

Здесь проходил суд над умершим. Для этого на одну чашу весов клали его сердце, Здесь проходил суд над умершим. Для этого на одну чашу весов клали его сердце, на другую – перо истины МААТ. Каждый из богов задавал по вопросу, а весы контролировали правильность ответов умершего. Эти вопросы есть свод жизненных ценностей египтян.

 Ответы должны быть даны в отрицательной форме ( «отрицательная исповедь» ), после успешной Ответы должны быть даны в отрицательной форме ( «отрицательная исповедь» ), после успешной психостасии (взвешивания сердца умершего) он становился «оправданным» : «Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не творил дурного. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого пред богами. Я не был причиною слез. Я не убивал и не приказывал убивать. Я не отнимал молока от уст детей. . . » Погребальный папирус. Нут.

Пирамиды в Гизе (слева) Храм и пирамида Хеопса Пирамиды в Гизе (слева) Храм и пирамида Хеопса

Реформа Эхнатона Дочери Эхнатона и Нефертити. Фрагмент росписи дворца в Амарне. Реформа Эхнатона Дочери Эхнатона и Нефертити. Фрагмент росписи дворца в Амарне.

Эхнатон Живший в XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (годы правления: 1367 Эхнатон Живший в XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (годы правления: 1367 – 1350) провел религиозную реформу с целью усиления центральной власти путем установления нового государственного культа – образа Солнечного Диска, лучи которого оканчиваются кистями Солнечный Диск был не человеческих рук с символами жизни (АНКХ) и только богом-создателем власти. всего сущего, но и прообразом фараона, а При втором приемнике Аменхотепа IV Тутанхатоне (годы правления: фараон – сыном и 1347 – 1339) произошла реставрация подобием Атона. культа Амона. Тутанхатон стал Тутанхамоном.

Cкульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н. э. ) – Cкульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н. э. ) – одно из самых прекрасных женских изображений в истории мировой культуры.

Трон Тутанхамона Трон Тутанхамона

2. Культура Древней Месопотамии В Шумере впервые в изображении человека могли достичь портретного сходства. 2. Культура Древней Месопотамии В Шумере впервые в изображении человека могли достичь портретного сходства. В храме Инанны в Ниппуре были найдены гипсовые фигурки, изображающие супружескую пару

В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и сложилось одно государство, в Месопотамии сменяли друга различные государственные образования – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Здесь ассимилировали разные народы: воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города. Важнейшим символом института жречества был ЗИККУРАТ – храмовое сооружение в виде пирамиды ступенчатой формы.

Письменность возникает в конце IV тысячелетия в Месопотамии, Египте и Эламе. В Двуречье письменность Письменность возникает в конце IV тысячелетия в Месопотамии, Египте и Эламе. В Двуречье письменность изобрели Шумеры. Первые хозяйственные документы были составлены в храме города Урука. Они представляли из себя пиктограммы – знаки рисунчатого письма. Поначалу предметы изображались точно и напоминали египетскую иероглифику. Эбих II - правитель Мари

Жрец Алебастровая женщина Жрец Алебастровая женщина

Центром шумерского города был храм главного городского божества. Карта мира. Вавилон (около 700 -500 Центром шумерского города был храм главного городского божества. Карта мира. Вавилон (около 700 -500 гг. до н. э. )

Деталь клинописной таблички В Лувре хранится каменный столб, на котором начертаны законы ХАММУРАПИ. Изображён Деталь клинописной таблички В Лувре хранится каменный столб, на котором начертаны законы ХАММУРАПИ. Изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем – покровителем суда.

Вавилон, Ворота Иштар Изразцы ворот Иштар Вавилон, Ворота Иштар Изразцы ворот Иштар

3. Культура древней Индии Шива Вишну 3. Культура древней Индии Шива Вишну

Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в далекой древности, начиная с 2500 г. до н. э. Система ценностей, которая складывалась в ведический период, и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй индо-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включающий в себя САМХИТЫ ( «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда напевов), «Яджурведа» (веда жертвенных формул), «Атхарваведа» (веда заклинаний, или веда атхарванов – Атхарван – имя мифического жреца огня)), БРАХМÁНЫ, АРАНЬЯКИ, УПАНИШАДЫ, образующие священный канон БРАХМАНИЗМА.

Говоря о социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (ВАРНЫ – цвет: брахманов, кшатриев, Говоря о социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (ВАРНЫ – цвет: брахманов, кшатриев, или раджанья, и вайшьев, их дополнял четвертый класс зависимых людей – шудров), тесно связанной с таким общеиндийским понятием как КАРМА. Заканчивается ведический период формированием нового концепта – БУДДИЗМ. Его основоположник – БУДДА принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Параллельно с буддизмом развивается и джайнизм, с ним связано имя МАХАВИРА.

Индуизм как образ жизни индийского народа вобрал в себя всю накопленную духовную традицию и Индуизм как образ жизни индийского народа вобрал в себя всю накопленную духовную традицию и религиозно представленный в ТРИМУРТИ (Брахма, Шива и Вишну). Кришна

4. Культура древнего Китая Павильон Высшей гармонии 4. Культура древнего Китая Павильон Высшей гармонии

Самая важная черта традиционной китайской культуры – это установка на органическую связь человека и Самая важная черта традиционной китайской культуры – это установка на органическую связь человека и природного мира. Китайская философия, наука и религия, служащая одним охранительным целям, даже не предполагают изменение естественного порядка вещей в природе, вмешательство в незыблемый уклад жизни, соизмеримый в разных своих составляющих с силой и волей Неба. Другая важная черта –отношение ко всем явлениям природы, как к живым существам, одушевление, оживотворение природы. Отсюда чувство глубокого единства и родства с окружающим миром, бережное отношение к многовековым традициям.

Для китайского типа культуры характерно графическое восприятие мира. Каллиграфия и живопись настолько связаны друг Для китайского типа культуры характерно графическое восприятие мира. Каллиграфия и живопись настолько связаны друг с другом, что невозможно усмотреть между ними сколько-нибудь существенное различие. Принцип невмешательства в естественный ход событий выражает китайскую рассудительность, представленную в церемониальности общественной жизни, ритуализации общественного поведения. Китайские церемонии – это способ существования в ритмах природы.

Можно с полным основанием заключить, что человек вписан в мир настолько, насколько мир вписан Можно с полным основанием заключить, что человек вписан в мир настолько, насколько мир вписан в человека, необходимо только услышать ритмическое биение внутренним слухом. Для китайской ментальности это выразилось в принципе недеяния, ведь «все существующее безотказно исполняет предназначенное» , и жить согласно ДАО есть путь и доблесть. Монеты

В этой культуре переплелись две традиционных установки: конфуцианство как этикополитическая правовая система и даосизм В этой культуре переплелись две традиционных установки: конфуцианство как этикополитическая правовая система и даосизм как религиозно-философский концепт. Концепцию поведения в конфуцианско-даосистском типе культуры можно обозначить как стратегия примирения, приспособления к миру: к воле Неба, в культе предков и почитании старших младшим, в социальном устройстве, основанном на «сыновней почтительности» и гармонии. Конфуций

Конфуций на основе противопоставления смутному веку составил идеал совершенного человека, «цзюнь-цзы» , и дал Конфуций на основе противопоставления смутному веку составил идеал совершенного человека, «цзюнь-цзы» , и дал образец благородного мужа в противовес «низкому человеку» , «сяо жень» . Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали» (да дэ), которая имеет «небесное происхождение» . Небо в состоянии наградить человека совершенными качествами, которые и воплощены в «благородном муже» – он стоит на страже «небесного веления» , чтобы его не могли нарушить остальные люди, не наделенные этими качествами. «Благородный муж» обладал «пятью добродетелями» : человеколюбием (жэнь), долгом (и), нормами поведения (ли), знанием (чжи), верностью (синь) и, кроме того, сыновней почтительностью (сяо).

Творцом даосизма считается Лаоцзы, живший в конце VIII – в начале VII в. до Творцом даосизма считается Лаоцзы, живший в конце VIII – в начале VII в. до н. э. , его жизнь окутана многочисленными легендами. В исторических записках Сыма Цяня (II в. до н. э. ) есть его краткая биография. Старый мудрец, как утверждает легенда, прожил 200 лет. Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе и встречался с Конфуцием. Учение его изложено в трактате «Дао дэ цзин» , название которого можно перевести как «Книга пути и добродетели» . Лао-цзы

Древнейшие памятники китайской литературы – это «Книга песен» и «Книга перемен» (I тыс. до Древнейшие памятники китайской литературы – это «Книга песен» и «Книга перемен» (I тыс. до н. э. ). Китайцы научились изготовлять бумагу, составили карту звездного неба, производили фарфор, шелк; типичным для архитектуры была пагода, а знаковым – сооружение Великой китайской стены. Храм неба

Великая китайская стена Великая китайская стена

Театральное искусство с музыкальным сопровождением, танцем, пением, акробатикой имело своим истоком действия, связанные с Театральное искусство с музыкальным сопровождением, танцем, пением, акробатикой имело своим истоком действия, связанные с культом предков, календарными праздниками и поклонением богам. Театр кукол, служивший для увеселения божеств и душ предков, и театр теней, возникший в первые века нашей эры, разыгрывали легенды о мифических героях, популярные исторические сказания. Путь Высокой добродетели Терракотовая армия