Скачать презентацию МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ В ПОЭЗИИ И КУЛЬТУРЕ Скачать презентацию МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ В ПОЭЗИИ И КУЛЬТУРЕ

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ.ppt

  • Количество слайдов: 34

 «МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ» В ПОЭЗИИ И КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА (К 120 -ЛЕТИЮ Л. «МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ» В ПОЭЗИИ И КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА (К 120 -ЛЕТИЮ Л. С. ВЫГОТСКОГО)

 «ЧТО МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ КНИГИ ВЫГОТСКОГО «МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ» ? » • ПРОБЛЕМА «ЧТО МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ КНИГИ ВЫГОТСКОГО «МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ» ? » • ПРОБЛЕМА № 1: • Выготский – популярен, но… • Мысль Л. С. Выготского не существует в отрыве • от представлений, которыми она порождена, с которыми полемизирует, от которых отталкивается (У. Джемс, К. Коффка, Э. Клапаред, Ж. Пиаже) Трудность выделение «сути учения» – «РАЗМЫТОСТЬ» !

Проблема № 2: Метафорический язык Л. С. Выготского • Мысль ребенка первоначально рождается как Проблема № 2: Метафорический язык Л. С. Выготского • Мысль ребенка первоначально рождается как смутное и нерасчлененное целое, • • именно поэтому она должна найти свое выражение в речевой части в отдельном слове. Ребенок как бы выбирает для своей мысли речевое одеяние по мерке. Функция эгоцентрической речи представляется нам в свете наших экспериментов родственной функции внутренней речи: это менее всего аккомпанемент, это — самостоятельная мелодия, самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки, осознания, преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления, это — речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. И наконец, — генетическая судьба эгоцентрической речи представляется нам менее всего похожей на ту, которую рисует Пиаже. Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле вод. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания.

Проблема № 3: Психология или литературоведение? • О. Мандельштам • • Я слово позабыл, Проблема № 3: Психология или литературоведение? • О. Мандельштам • • Я слово позабыл, что я хотел сказать, И мысль бесплотная в чертог теней вернется. • Г. Гейне: • Когда с торжеством разделили Наследники царство и трон, То новый Шаблон — говорили — Похож был на старый Шаблон. • (Неназванный Н. Гумилев) • И как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова. • + А. С. Пушкин, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, Л. Н. Толстой, В. Хлебников, К. С. Станиславский + …

Проблема № 4: «Биографические подробности» • Исходное отсутствие «единства текста» (отдельные • • главы Проблема № 4: «Биографические подробности» • Исходное отсутствие «единства текста» (отдельные • • главы данной книги появлялись в печати в разное время в виде статей; при их сведении в книгу встретились неизбежные повторения; Последние главы вследствие болезни были продиктованы (длинноты и шероховатости стиля). Неизбежность редактирования при печати… • О ЧЕМ ДУМАЕТ, И ЧТО ХОЧЕТ СКАЗАТЬ Л. С. Выготский? ? ?

ИДЕЯ: ПОНИМАНИЕ «МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ» Л. С. ВЫГОТСКОГО – В ЕГО ЛОГИКЕ! • • ИДЕЯ: ПОНИМАНИЕ «МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ» Л. С. ВЫГОТСКОГО – В ЕГО ЛОГИКЕ! • • • Мысли Л. С. Выготского 1. Мы нашли эту единицу, отражающую в наипростейшем виде единство мышления и речи, в значении слова. 2. Значение слова неконстантно. Оно изменяется в ходе развития (ребенка) 3. Эта тенденция к предикативности синтаксиса внутренней речи проявлялась во всех наших опытах так что в пределе мы, пользуясь методом интерполяции, должны предположить чистую и абсолютную предикативность как основную синтаксическую форму внутренней речи. 4. Мы видели, что отношение мысли к слову есть живой процесс рождения мысли в слове. Слово, лишенное мысли, есть прежде всего мертвое слово. Но и мысль, не воплотившаяся в слове, остается стигийской тенью, «туманом, звоном и сиянием» , как говорит другой поэт… Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания. • Исходный принцип понимания • • КИП: 1. Обратиться к анализу значения самих слов «Мышление» и «Слово» 2. Обратиться не к индивидуальному, но к историческому (историкокультурному) пути развития значений 3. Значение = совокупность предикаций (установленных связей, отношений, ссылок) 4. Особое внимание – «драматической биографии» слова в культуре: рождению мысли (воплощению в слове), ее развитию, и гибели…

ИДЕЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА (1889 – 1976) • Если мы с самого начала станем искать ИДЕЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА (1889 – 1976) • Если мы с самого начала станем искать говор языка в разговоре, то поступим лучше, ориентируясь на чистый говор, чем подхватывая любой разговор. Чистый говор есть нечто такое, в чем происходит завершение языка, который подобает разговору. Чистый говор - это поэзия. Это положение мы должны поставить как точное утверждение. Мы это сможем сделать, если удастся услышать чистый говор в поэзии.

ИДЕЯ ИОСИФА БРОДСКОГО (1940 – 1996) • Зависимость эта –(человека от языка) - абсолютная, ИДЕЯ ИОСИФА БРОДСКОГО (1940 – 1996) • Зависимость эта –(человека от языка) - абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает. Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает еще колоссальной центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом -- то есть всем лежащим впереди временем. И потенциал этот определяется не столько количественным составом нации, на нем говорящей, хотя и этим тоже, сколько качеством стихотворения, на нем сочиняемого… Поэт, повторяю, есть средство существования языка. Или, как сказал великий Оден, он -- тот, кем язык жив. Не станет меня, эти строки пишущего, не станет вас, их читающих, но язык, на котором они написаны и на котором вы их читаете, останется не только потому, что язык долговечнее человека, но и потому, что он лучше приспособлен к мутации.

ИДЕЯ МАРТИНА БУБЕРА (1878 – 1965) • ЕСТЬ ТРИ ТАКИХ СФЕРЫ, в которых возникает ИДЕЯ МАРТИНА БУБЕРА (1878 – 1965) • ЕСТЬ ТРИ ТАКИХ СФЕРЫ, в которых возникает мир отношений. Первая: жизнь с природой. Здесь отношение - доречевое, пульсирующее во тьме. Создания отвечают нам встречным движением, но они не в состоянии нас достичь, и наше Ты, обращенное к ним, замирает на пороге языка. Вторая: жизнь с людьми. Здесь отношение очевидно и принимает речевую форму. Мы можем давать и принимать Ты. Третья: жизнь с духовными сущностями. Здесь отношение окутано облаком, но раскрывает себя - безмолвно, но порождает речь. Мы не слышим никакого "Ты", и все же чувствуем зов, и мы отвечаем - творя образы, думая, действуя; мы говорим основное слово своим существом, не в силах вымолвить Ты своими устами. Но что же дает нам право приобщать к миру основного слова то, что лежит за пределами речи? В каждой сфере, через все, обретающее для нас реальность Настоящего, видим мы кромку вечного Ты, в каждом улавливаем мы Его веяние, говоря с каждым Ты, мы говорим с вечным Ты.

ИТАК, КАКОВ ЗАМЫСЕЛ? • Понимание проблемы Мышления и Речи не через • • текст, ИТАК, КАКОВ ЗАМЫСЕЛ? • Понимание проблемы Мышления и Речи не через • • текст, но контекст мысли и речи Выготского; Осмысление метафорической ( «поэтической» ) речи – как первичного и аутентичного психо-логоса; Зависимость психики от языка (КИП, Бродский) Постижение психо-логоса в его культурноисторическом бытии (годы, события, судьбы); Восхождение и взаимосвязь низших форм значения (человек – Природа) – и высших (человек – человек и человек – трансцендентальное «Ты» )

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ (1891 – 1938) • • Ласточка (1920) ОПЫТ КАТАСТРОФЫ Я слово позабыл, ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ (1891 – 1938) • • Ласточка (1920) ОПЫТ КАТАСТРОФЫ Я слово позабыл, что я хотел сказать. Слепая ласточка в чертог теней вернется, На крыльях срезанных, с прозрачными играть. В беспамятстве ночная песнь поется. Не слышно птиц. Бессмертник не цветет, Прозрачны гривы табуна ночного. В сухой реке пустой челнок плывет, Среди кузнечиков беспамятствует слово. И медленно растет, как бы шатер иль храм, То вдруг прокинется безумной Антигоной, То мертвой ласточкой бросается к ногам С стигийской нежностью и веткою зеленой. О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд, И выпуклую радость узнаванья. Я так боюсь рыданья Аонид, Тумана, звона и зиянья. А смертным власть дана любить и узнавать, Для них и звук в персты прольется, Но я забыл, что я хочу сказать, И мысль бесплотная в чертог теней вернется. Все не о том прозрачная твердит, Все ласточка, подружка, Антигона… А на губах, как черный лед, горит Стигийского воспоминанье звона. • • (Стигийский – от названия реки смерти Стикс, Антигона – символ родственной верности и любви Аониды – музы; символ пушкинской поэзии • Silentium (1910) • Она еще не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. Спокойно дышат моря груди, Но, как безумный, светел день. И пены бледная сирень В черно-лазоревом сосуде. Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито!

ПРОСВЕТ НОВОГО МИРА (1918 – 1921) • • Николай Гумилев. Поэма начала. Мир когда-то ПРОСВЕТ НОВОГО МИРА (1918 – 1921) • • Николай Гумилев. Поэма начала. Мир когда-то был легок, пресен, Бездыханен и недвижим И своих трагических песен Не водило время над ним. А уже в этой тьме суровой • • Елизавета Полонская Веду опасную игру За словом ― мысль, за мыслью ― слово; Сегодня, завтра, поутру Сорвусь и начинаю снова. Трепетала первая мысль, И от мысли родилось слово ― Так на канате танцовщик ― На тонкой ниточке мечтаний ― Скользить уверенно привык Под марш и плеск рукоплесканий. В слове скрытое материнство Отыскало свои пути: ― Уничтожиться как единство И как множество расцвести. Но есть закон для ремесла И есть судьба у лицедея: Мой друг, такого-то числа Предводитель священных числ. Ибо в мире блаженно-новом, Как сверканье и как тепло, Было между числом и словом И не слово и не число. Светозарное, плотью стало, Звуком, запахом и лучом, И живая жизнь захлестала Золотым и буйным ключом. Сломаю непременно шею.

Раскол в мысли и деле (1923 – 1925) • • • Константин Бальмонт. Воскресенье Раскол в мысли и деле (1923 – 1925) • • • Константин Бальмонт. Воскресенье (1923) Слава доброму мышленью, Слава доброму реченью, Слава доброму деянью, Вечность ― ярким трем огням. Кто к благой склонился мысли, Он склонен к благому слову, Он идет к благому делу, Слава верным трем путям. Мысль ― зерно, а слово ― стебель, Дело ― колос пышной жатвы, В триединстве ― завершенье, Трижды слава трем лучам. • • Владимир Маяковский. Вызов (1925) Горы злобы / аж ноги гнут. Даже / шея вспухает зобом. Лезет в рот, / в глаза и внутрь. Оседая, / влезает злоба. Весь в огне. / Стою на Риверсайде. Сбоку / фордами / штурмуют мрака форт. Небоскребы / локти скручивают сзади, впереди / американский флот. … Вот и я / стихом побрататься прикатил и вбиваю мысли, не боящиеся депортаций: ни сослать их нельзя / и не выселить. Мысль / сменяют слова, / а слова ― / дела, и, глядишь, / с небоскребов города, раскачав, / в мостовые / вбивают тела ― Вандерлипов, / Рокфеллеров, / Фордов. Но пока / доллар / всех поэм родовей. Обирая, / лапя, / хапая, выступает, / порфирой надев Бродвей, капитал ― / его препохабие.

Рас-творение мысли (1928) • • В. В. Маяковский. Шутка, похожая на правду Скушно Пушкину. Рас-творение мысли (1928) • • В. В. Маяковский. Шутка, похожая на правду Скушно Пушкину. / Чугунному ропщется. Бульвар / хорош / пижонам холостым. Пушкину / требуется / культурное общество, а ему / подсунули / Страстной монастырь. От Пушкина / до «Известий» шагов двести. Как раз / ему б / компания была, но Пушкину / почти / не видать «Известий» ― мешают / писателю / чертовы купола. • … Пускай / по-новому / назовется площадь, асфальтом расплещется, / и над ней ― страницы / печатные / мысль располощут от Пушкина / до наших / газетных дней. В этом / заинтересованы / не только трое, займитесь стройкой, / зря не временя, и это, / увидите, / всех устроит: и Пушкина, / и Гиз, / и «Известия» … / и меня. • • Д. С. Мережковский. Вдруг Иногда бывает так скучно, Что лучше бы на свет не смотреть, Как в подземном склепе, душно, И мысль одна: умереть! Может быть, России не будет, ― Кто это понял до дна? Разве душа забудет, Разве забыть должна? И вдруг всё меняется чудно, Сердце решает: «пусть!» И легко всё, что было так трудно, И светла, как молитва, грусть. Кто сотрет главу Змия, ― Знаю, веря, любя. Только из рук Господних, Россия, Только из них мы примем тебя!

В ПОИСКАХ НОВОГО СИНТЕЗА (30 -ые годы) • • • Борис Пастернак. «Я понял: В ПОИСКАХ НОВОГО СИНТЕЗА (30 -ые годы) • • • Борис Пастернак. «Я понял: все живо. . . » (1935) Я понял: все живо. Векам не пропасть, И жизнь без наживы ― Завидная часть. • • • Николай Заболоцкий. «Вчера, о смерти размышляя. . . » (1936) Вчера, о смерти размышляя, Ожесточилась вдруг душа моя. Печальный день! Природа вековая Из тьмы лесов смотрела на меня. Спасибо, спасибо Трем тысячам лет, В трудах без разгиба Оставившим свет. И нестерпимая тоска разъединенья Пронзила сердце мне, и в этот миг Все, все услышал я ― и трав вечерних пенье, И речь воды, и камня мертвый крик. Спасибо предтечам, Спасибо вождям. Не тем же, так нечем Оплачивать нам. И я, живой, скитался над полями, Входил без страха в лес, И мысли мертвецов прозрачными столбами Вокруг меня вставали до небес. И мы по жилищам Пройдем с фонарем, И тоже поищем, И тоже умрем. И голос Пушкина был над листвою слышен, И птицы Хлебникова пели у воды. И встретил камень я. Был камень неподвижен, И проступал в нем лик Сковороды. И новые годы, Покинув ангар, Рванутся под своды Январских фанфар. И вечно, обвалом Врываясь извне, Великое в малом Отдастся во мне. И смех у завалин, И мысль от сохи, И Ленин, и Сталин, И эти стихи. И все существованья, все народы Нетленное хранили бытие, И сам я был не детище природы, Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!

ЕЛИЗАВЕТА СКОБЦОВА (МАТЬ МАРИЯ) (1891 – 1945) ЕЛИЗАВЕТА СКОБЦОВА (МАТЬ МАРИЯ) (1891 – 1945)

МЫСЛЬ И СЛОВО: МУЧЕНИЧЕСТВО МЕЖДУ КАТАСТРОФАМИ • • «За этот день, за каждый день МЫСЛЬ И СЛОВО: МУЧЕНИЧЕСТВО МЕЖДУ КАТАСТРОФАМИ • • «За этот день, за каждый день отвечу, --. . . » (1928 -1942) Ожидание За этот день, за каждый день отвечу, ― За каждую негаданную встречу, ― За мысль и необдуманную речь, За то, что душу засоряю пылью И что никак я не расправлю крылья, Не выпрямлю усталых этих плеч. За царский путь и за тропу пастушью, Но главное ― за дани малодушью, За то, что не иду я по воде, Не думая о глубине подводной, С душой такой крылатой и свободной, Не преданной обиде и беде. О, Боже, сжалься над Твоею дщерью! Не дай над сердцем власти маловерью. Ты мне велел, ― не думая, иду. И будет мне по слову и по вере В конце пути такой спокойный берег И отдых радостный в Твоем саду. • 21 августа 1933 г. • • «Как удочка на землю тянет рыбу. . . » (1928 -1937) Как удочка на землю тянет рыбу, Как над железом властвует магнит, Так и тоска моя. Какой уж выбор, Когда она всю опалит. И вижу я за тонким покрывалом Земных вещей обглоданный скелет, И в небе, от закатной славы алом, Горит иной, потусторонний свет. О, как пронзительно терзает память, Как въедливы свершенные грехи. Зачем рифмую строки? Между нами Жить не должны ни рифмы, ни стихи. А мысль все возвращается упрямо, Пытается определить теперь, Какая будет выкопана яма, Чтоб в ней отпраздновать мне смерть.

Илья Эренбург (1891 – 1967): МУЧЕНИЕ ПЕРЕ-ЖИВШЕГО • • «Ты помнишь, жаловался Тютчев. . Илья Эренбург (1891 – 1967): МУЧЕНИЕ ПЕРЕ-ЖИВШЕГО • • «Ты помнишь, жаловался Тютчев. . . » (1957) Ты помнишь, жаловался Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь» . Ты не пытался думать ― лучше Чужая мысль, чужая ложь. Да и к чему осьмушки мысли? От соски ты отвык едва, Как сразу над тобой нависли Семипудовые слова. И было в жизни много шума, Пальбы, проклятий, фарсов, фраз. Ты так и не успел подумать, Что набежит короткий час, Когда не закричишь дискантом, Не убежишь, не проведешь, Когда нельзя играть в молчанку, А мысли нет, есть только ложь. • • «Был тихий день обычной осени. . . » (1957) Был тихий день обычной осени. Я мог писать иль не писать: Никто уж в сердце не запросится, И тише тишь, и глаже гладь. Деревья голые и черные ― На то глаза, на то окно, ― Как не моих догадок формулы, А всё разгадано давно. И вдруг, порывом ветра вспугнуты, Взлетели мертвые листы, Давно истоптаны, поруганы, И всё же, как любовь, чисты, Большие, желтые и рыжие И даже с зеленью смешной, Они не дожили, но выжили И мечутся передо мной. Но можно ль быть такими чистыми? А что ни слово ― невпопад. Они живут, но не написаны, Они взлетели, но молчат.

Андрей Тарковский. Жертвоприношение (1986) • На острове Готланд живёт Александр, • журналист, писатель, бывший Андрей Тарковский. Жертвоприношение (1986) • На острове Готланд живёт Александр, • журналист, писатель, бывший актёр. Действие фильма происходит в его день рождения. У него жена, дочь и сын, маленький немой мальчик (после операции на связках). За весь фильм мальчик произносит единственную фразу: «В начале было слово. Почему, папа? » .

Андрей Тарковский. Жертвоприношение (1986) Андрей Тарковский. Жертвоприношение (1986)

МЫСЛЬ И РЕЧЬ: ПРАВО И НАСЛЕДИЕ Александр Твардовский и Николай Рубцов МЫСЛЬ И РЕЧЬ: ПРАВО И НАСЛЕДИЕ Александр Твардовский и Николай Рубцов

Александр Твардовский (1910 – 1971) • • Слово о словах (1962) Когда серьезные причины Александр Твардовский (1910 – 1971) • • Слово о словах (1962) Когда серьезные причины Для речи вызрели в груди, Обычной жалобы зачина ― Мол, нету слов ― не заводи. Все есть слова ― для каждой сути, Все, что ведут на бой и труд, Но, повторяемые всуе, Теряют вес, как мухи мрут. Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь ― до дна, Но их подмена словесами Измене может быть равна. Вот почему, земля родная, Хоть я избытком их томим, Я, может, скупо применяю Слова мои к делам твоим. По праву памяти (1967 – 1969) Смыкая возраста уроки, Сама собой приходит мысль ― Ко всем, с кем было по дороге, Живым и павшим отнестись. Она приходит не впервые. Чтоб слову был двойной контроль: Где, может быть, смолчат живые, Так те прервут меня: / ― Позволь! Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, ― Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой… И мне да будет та застава, Тот строгий знак сторожевой Залогом речи нелукавой По праву памяти живой.

Николай Рубцов (1936 – 1971) • • «Я переписывать не стану» (1965 – 66) Николай Рубцов (1936 – 1971) • • «Я переписывать не стану» (1965 – 66) Я переписывать не стану Из книги Тютчева и Фета, Я даже слушать перестану Того же Тютчева и Фета, И я придумывать не стану Себя особого, Рубцова, За это верить перестану В того же самого Рубцова, Но я у Тютчева и Фета Проверю искреннее слово, Чтоб книгу Тютчева и Фета Продолжить книгою Рубцова!. . Бессонница (1969) Окно, светящееся чуть. И редкий звук с ночного омута. Вот есть возможность отдохнуть… Но как пустынна эта комната! Мне странно кажется, что я Среди отжившего, минувшего, Как бы в каюте корабля, Бог весть когда и затонувшего, Что не под этим ли окном, Под запыленною картиною Меня навек затянет сном, Как будто илом или тиною. За мыслью мысль ― какой-то бред, За тенью тень ― воспоминания, Реальный звук, реальный свет С трудом доходят до сознания. И так раздумаешься вдруг, И так всему придашь значение, Что вместо радости ― испуг, А вместо отдыха ― мучение…

Марлен Хуциев «Июльский дождь» (Застава Ильича, 1966) • Главная герои фильма – Володя и Марлен Хуциев «Июльский дождь» (Застава Ильича, 1966) • Главная герои фильма – Володя и Лена. Им около тридцати. Фильм рассказывает об их жизни на протяжении нескольких месяцев: от июльского дождя до поздней осени. • Фильм состоит из встреч, и центральная – встреча Володи со своим отцом.

Разговор с отцом Разговор с отцом

ОПЫТ БЕЗ-ОСНОВНОСТИ Иосиф Бродский и Борис Слуцкий ОПЫТ БЕЗ-ОСНОВНОСТИ Иосиф Бродский и Борис Слуцкий

Иосиф Бродский (1940 – 1996) • • «Все холоднее в комнате моей. . . Иосиф Бродский (1940 – 1996) • • «Все холоднее в комнате моей. . . » [Шествие, 38] (1961) Закончим нашу басню в ноябре. В осточертевшей тягостной игре не те заводки, выкрики не те, прощай, мое моралитэ (и мысль моя ― как белочка и круг). Какого чорта в самом деле, друг! Ведь не затем же, чтоб любитель книг тебе вослед мигнул: Философик! и хохотнул, а кто-нибудь с тоской сочувственно промолвил бы: «на кой» . Так что там о заливе ― цвет воды и по песку замерзшему следы, рассохшиеся дачные столы, вода, песок, сосновые стволы, и ветер все елозит по коре. Закончим нашу басню в ноябре, кота любви подтягивай к мешку. Любовников пропустим по снежку. • • «Затем, чтоб пустым разговорцем. . . » (1962) Затем, чтоб пустым разговорцем развеять тоску и беду, я странную жизнь стихотворца прекрасно на свете веду. Затем, чтоб за криком прощальным лицо возникало в окне, чтоб думать с улыбкой печальной, что выпадет, может быть, мне, как в самом начале земного движенья ― с мечтой о творце ― такое же ясное слово поставить в недальнем конце.

Борис Слуцкий (1919 – 1986) • • «На экране -- безмолвные лики. . . Борис Слуцкий (1919 – 1986) • • «На экране -- безмолвные лики. . . » (1959 -1961) На экране ― безмолвные лики И бесшумные всплески рук, А в рядах ― справедливые крики: Звук! Дайте звук, дайте так, чтобы пело, Говорило чтоб и язвило. Слово – половина дела. Лучшая половина. Эти крики из задних и крайних, Из последних темных рядов Помню с первых, юных и ранних И незрелых моих годов. Я себя не ценю за многое, А за это ценю и чту: Не жалел высокого слога я, Чтоб озвучить ту немоту, Чтобы рявкнули лики безмолвные, Чтоб великий немой заорал, Чтоб за каждой душевной молнией Раздавался громов хорал. И безмолвный еще с Годунова, Молчаливый советский народ Говорит иногда мое слово, Применяет мой оборот. • • «Не сказануть -- сказать хотелось. . . » (1976) Не сказануть ― сказать хотелось. Но жизнь крутилась и вертелась ― не обойти, не обогнуть. Пришлось, выходит, сказануть. Попал в железное кольцо. Какой пассаж! Какая жалость! И вот не слово, а словцо, не слово, а словцо / сказалось.

Глеб Панфилов. «ТЕМА» (1979) • Популярный драматург Ким Есенин (Михаил Ульянов) приезжает с любовницей Глеб Панфилов. «ТЕМА» (1979) • Популярный драматург Ким Есенин (Михаил Ульянов) приезжает с любовницей (Наталья Селезнева) и другом (Евгений Весник) на собственной «Волге» в Суздаль в поисках исторической темы для новой пьесы.

ПУТЬ В СУЗДАЛЬ ПУТЬ В СУЗДАЛЬ

Виктор Кривулин (1944 – 2001) • • «ГДЕ ЖЕ НАШ НОВЫЙ ТОЛСТОЙ? » (2000) Виктор Кривулин (1944 – 2001) • • «ГДЕ ЖЕ НАШ НОВЫЙ ТОЛСТОЙ? » (2000) • РАЙСКИЙ ПЕЙЗАЖ БЕЗ ПОРТРЕТА (2000) странно две уже войны минуло и третья на подходе а Толстого нет как нет ни в натуре ни в природе … или вижу в страшном сне ― старший лейтенант спецназа потрудившийся в чечне мучится: Не строит фраза • беглый холодный огонь предваряет вползанье Дракона из тысячелетья другого где уже ни о ком Мысль не ходит по струне ничего-то в сердцах не сказать ни хорошего брат ни дурного да и полно вам нищую душу терзать и склонять сокрушенное Слово рай вещей обещая клонированных овец бессловесное стадо в долине он с коротким лицом Человеколовец не успеешь запомнить ― какой бы ни виделась длинной жизнь земная

Итак, в чем проблема Мысли и Слова в литературе XX века? • Забвение и Итак, в чем проблема Мысли и Слова в литературе XX века? • Забвение и ненарушаемая связь… • Работа и раздумье немое… • Триединство, ссылка и депортация… • Быть выполосканным и мертвым… • Причастность, единство и умирание… • Ложь, напраслина и несовпадение… • Продолжение и мука… • Сокрушение…

 В ПРЕДДВЕРИИ ФИНАЛА… • Образ твой, мучительный и зыбкий, Я не мог в В ПРЕДДВЕРИИ ФИНАЛА… • Образ твой, мучительный и зыбкий, Я не мог в тумане осязать. "Господи!"- сказал я по ошибке, Сам того не думая сказать. Божье имя, как большая птица, Вылетало из моей груди. Впереди густой туман клубится, И пустая клетка позади. (О. Мандельштам, 1912)

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! bermous@donpac. ru www. facebook. com/bermous СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ! bermous@donpac. ru www. facebook. com/bermous