Музыкальный строй — система типизированных звуковысотных отношений
muzykalynyy_stroy.ppt
- Размер: 488.0 Кб
- Автор: Екатерина Петрова
- Количество слайдов: 17
Описание презентации Музыкальный строй — система типизированных звуковысотных отношений по слайдам
Музыкальный строй — система типизированных звуковысотных отношений
В европейской музыкальной культуре принято выделять три основных музыкальных строя: • пифагорейский (с VI в до н. э. ) • натуральный , или чистый ( XVI – XVII вв. ) • равномерно темперированный (с XVII в. ).
ПИФАГОРОВ СТРОЙ Связан с именем древнегреческого ученого и философа Пифагора Самосского ( VI век до н. э. )
Пифагор производил опыты на монохорде, изучая соотношение интервалов и длины струны: • Прима – 1: 1 • Октава – 2: 1 • Квинта – 3: 2 • Кварта – 4: 3 и т. д.
ПИФАГОРОВ СТРОЙ выстроен по акустически чистым квинтам (3: 2) 12 квинтовых шагов подходят близко к 7 октавам, но разница составляет 1: 9 тона (23, 5 цента) Это т. н. «пифагорова комма» Пифагоров строй незамкнутый, в нем нет энгармонизма
Пифагоров строй был пригоден для интонирования одноголосной музыки, которое было чрезвычайно тонким и выразительным
НАТУРАЛЬНЫЙ (ЧИСТЫЙ) СТРОЙ ( XVI-XVII вв. ) • Натуральный, или чистый строй связывают с работами итальянских теоретиков XVI в. Лудовико Фольяни и Джозеффо Царлино.
Джозеффо Царлино 1517 -1590 • Царлино (Zarlino) Джозеффо — итальянский теоретик музыки, • педагог и композитор. • Теоретические труды писал • на итальянском языке. • Его трактат «Основы гармоники» • (Le istitutioni harmoniche) в четырёх книгах— крупнейшее достижение музыкальной науки в Италии XVI века. • Учение о музыке Царлино оказало значительное влияние на западноевропейскую музыкальную науку позднего Возрождения и барокко.
• В основе строя лежат акустически чистые интервалы с простым соотношением частот, что позволяет выстраивать мажорные и минорные трезвучия, что было особенно актуально для хоровой музыки Ренессанса
• Недостатком строя является отсутствие энгармонизма и наличие т. н. «волчьих квинт » , образующихся на некоторых ступенях тональности (например, невозможно было добиться чистого звучания трезвучия As — dur ). Таким образом, круг тональностей натурального строя был ограничен 15 тональностями с небольшим количеством ключевых знаков
Равномерно-темперирован ный строй Непосредственным предшественником равномерно темперированного строя в Европе был « хорошо темперированный» строй — целое семейство неравномерных темпераций, позволявших более или менее успешно (с разной степенью «акустической чистоты» ) играть в любой из тональностей. Одним из теоретиков и пропагандистов такого строя был немецкий музыкант Андреас Веркмейстер. Многие исследователи разделяют мнение, что « Хорошо темперированный клавир » И. С. Баха , хорошо знакомого с работами Веркмейстера, написан для инструментов именно с такой неравномерной темперацией
Среди изобретателей РТС: Генрих Грамматеус 1524 Германия Винченцо Галилей 1581 Италия Чжу Цзайюй 1584 Китай Симон Стевин 1617 Фландрия Марен Мерсенн 1634 Франция
Сущность РТС – деление октавы на 12 равных полутонов. При этом пифагорову комму (1/9 тона) разделили на 12 равных частей, и уменьшили каждую чистую квинту на 1/108 тона. 12 таких квинт в сумме дают 7 октав, при этом возникает явление энгармонизма (диезы и бемоли совпадают)
Преимущество РТС – наличие энгармонизма и возможность транспонирования в любую тональность, относительно прост в настройке. Недостаток РТС – в нем практически нет акустически чистых интервалов, кроме октавы.
Поиски идеального строя продолжаются … … Певцам, вот уже который век, приходится смирять себя перед всевластием лукаво настроенного инструмента. А. Чернов