мусульманское право.ppt
- Количество слайдов: 15
Мусульманское право Работу выполнили: Жигулин Виктор Вахрушев Никита
Содержание 1. Общая характеристика 2. Источники права 3. Правовое положение лица 4. Имущественные отношения а) Право собственности б)Обязательственное право а)Договорное право 5. Семейное право 6. Наследственно право 7. Преступления и наказания 8. Судебный процесс
Общая характеристика мусульманского права Исламское право называется шариат. Нормы мусульманского права охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни. Доктрина мусульманского права как нормативно-юридической системы социального регулирования складывалась постепенно, усложняясь и приобретая дополнительные характерные черты. Новыми элементами постоянно обобщалась и структура права. Мусульманские юристы единодушно выделяют в составе мусульманского права две группы тесно взаимосвязанных и взаимозависимых норм. Первую составляют юридические предписания Корана и сунны (считается, что эти нормы имеют непосредственно «божественное» происхождение) и вторую — нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе других, «рациональных» , источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов — муджтахидов, или факихов (иджма) и умозаключения по аналогии (кийас)
Пять действий мусульманина, которым придавался правовой и моральный смысл: Фард - обязательное, строго предписанные обязанности Сунна- желательные действия Мубах- нейтральные действия Макрух- нежелательные действия Харам - строго запрещенные действия
Источники право 1. Коран(главная книга мусульман) 2. Сунна ("священное предание") а) Хадисы (у суннитов) б)Хабары (у шиитов) 3. Иджима(общее согласие мусульманской общины) 4. Фетва (решения и мнения отдельных муфтиев) 5. Кияс (решение правовых дел по аналогии) 6. Местные обычаи 7. Фирманы и кануны- законы(указы и распоряжения халифов )
Правовое положение лица Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело Неравенство мужчины и женщины. Субъектом права являлся лишь Аллах. Правоспособность и дееспособность - необходимые условия для приобретения имущественных прав.
Имущественные отношения Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т. п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т. д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и трактовался по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т. д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество, земли принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли непригодные для обработки и т. п. Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности, причем по некоторым из них правоведы, представители разных мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с большой остротой поставили вопрос о правомерности военных захватов, о самом порядке возникновения права собственности на захваченное имущество. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего, в зависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильственным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству, третья — мечетям и т. д. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее собственником.
Способы возникновения права собственности 1. Добытое на войне имущество а) насильственным путем б) ненасильственным путем 2. Наследование 3. Договор 4. Находка вещи 5. Икта Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.
Обязательственное право Вопросы договорного права, регулирующие торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. В мусульманском обществе были распространены специфические односторонние обязательства – обеты. Договор по Шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое в условиях имущественного неравенства имело формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры были незыблемы. Коран рассматривал обязанность соблюдать "свои договоры" как священную. Недействительными считались договоры, заключенные с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей. Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор и его условия могли быть выражены в любом виде. В Шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, товарищество, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, союз и т. д. . В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране. Договор купли-продажи имел место только в отношении реально существующих вещей, и лишь ханифиты признавали продажу вещей, которые должны быть произведены в будущем. При обнаружении скрытых недостатков в купленных вещах, покупатель имел право расторгнуть договор. В Шариате были положения, формально осуждающие ростовщичество, но на практике этот запрет часто нарушался. Запрещалось обращать должника в рабство, но он должен был отработать свой долг кредитору. Большое внимание в мусульманском праве уделялось имущественному найму, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма и первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение также получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т. д. .
Договорное право Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей.
Семейное право Мусульманское право окружено предрассудками, в Исламе разрешена полигамия, женщина носит одежду, полностью скрывающую наиболее привлекательные места ее тела, некоторые лимиты в ее поведении вызывают волну непонимани и даже осуждения со стороны не мусульман, ведь все это так контрастирует с нравами и правилами нашей современной повседневной жизни. Чтобы понять эти особенности мусульманского брачно-семейного права, надо заглянуть «за ширму» мусульманской семьи, и тогда можно увидеть, что она из себя представляет в действительности. Брак в Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной. В Коране сказано, что Аллах создал любовь и взаимную привязанность в сердцах супружеской пары, как великое напоминание о Себе. С самых истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится высказываниях Пророка Мухаммада. Моральные и этические нормы шариата запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице или руках, на которые нельзя ни просто взглянуть, ни, конечно полюбоваться. Причем мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины священного писания» (христианки или иудейки), но не нарушая законы шариата, он не может видеть другие части тела христианки или иудейки. А от мусульманок шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого» . Видеть срамные части тела посторонних запрещено (даже через стекло и их отражение в воде). Тело друга (все его части) могут видеть муж и жена и те мужчины и женщины, которые считаются махрамами (мать и сын, дочь и отец) Вероотступничество жены или мужа может служить причиной для расторжения брака. Если женщина, заключив брачный договор, до сближения с мужем стала вероотступницей, брак считается недействительным. Если же вероотступником станет мужчина, то его мусульманка – жена становится для него запретной, т. е. брак считается автоматически расторгнутым на том основании, что мусульманка не имеет права быть женой не мусульманина. Если во время бракосочетания женщина поставит условие, чтобы муж не увозил ее на другое место жительства и муж согласился с этим, он должен соблюдать условие жены. Мужчина имеет право женить своего сына на дочери своей жены от ее первого брака, а отец и сын могут одновременно жениться на матери и дочери. Если женщина, совершив прелюбодеяние, стала беременной, шариат не допускает аборта если эта женщина мусульманка или же мусульманином является отец ребенка.
Наследственно право В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного мира (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир - временный, преходящий, грешный, главный же загробный мир. Вместе с тем следует отметить известную односторонность толкования этого положения в нашей литературе. Мнение, что земная жизнь для ислама якобы не имеет никакого значения, неправомерно. Учение ислама со всей ясностью утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, он не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов аль-Газали писал «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном» Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Группы наследников: а)Первая группа б) Вторая группа в)Третья группа г)Наследование между мужем и женой Законные наследники делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смерть наследодателя.
Преступления и наказания Нормы уголовного права отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Три вида преступлений: -хадд (трактовались как посягательство на права Аллаха) -кисас- противоправные действия, которые рассматривались как посягательства на права отдельных лиц -тазир составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата Шариат допускал и узаконивал кровную месть , талион, а также выкуп в вещах или деньгах, смертную казнь, членовредительские и телесные наказания.
Судебный процесс имел следующие признаки: -обвинительный характер -возбуждался от имени заинтересованных лиц -дела рассматривались публично -процесс носил устную форму -дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день -неравенство сторон -судебное решение не рассматривалось как окончательное -основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы
Спасибо за внимание
мусульманское право.ppt