Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44

  • Размер: 871.5 Кб
  • Количество слайдов: 20

Описание презентации Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 по слайдам

  Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 города Сургута Подготовка к ЕГЭ (задание Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 города Сургута Подготовка к ЕГЭ (задание С) Учитель русского языка и литературы Коваленко Галина Анатольевна

Как правильно понять исходный текст?  1. О чем текст? (Ты увидишь тему. ) 2. КакиеКак правильно понять исходный текст? 1. О чем текст? (Ты увидишь тему. ) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы. ) 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста. ) 4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель. ) 5. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет понять авторскую позицию. )

План сочинения-рассуждения по прочитанному тексту I. I. Введение. II. Основная часть.  1. Формулировка проблемы исходногоПлан сочинения-рассуждения по прочитанному тексту I. I. Введение. II. Основная часть. 1. Формулировка проблемы исходного текста. 2. Комментарий к сформулированной проблеме. 3. Отражение позиции автора. 4. Изложение экзаменуемым собственного мнения. 5. Аргументация. III. Заключение. Вступление Основная проблема Комментарий Позиция автора Собственное мнение I аргумент II аргумент Заключение (вывод)

Роль вступления Вступление может:  вводить в тему текста;  сообщать об основной проблеме текста; Роль вступления Вступление может: вводить в тему текста; сообщать об основной проблеме текста; быть основным тезисов, который ты будешь аргументировать; быть основанием для объяснения основной проблемы; определить круг проблем, затронутых автором; содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором; содержать сведения о своеобразии художественного мира автора теста (если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста)

С чего начать?     Варианты вступлений: Лирическое размышление  (Не увлекайся! Ты ограниченС чего начать? Варианты вступлений: Лирическое размышление (Не увлекайся! Ты ограничен в объеме!) Ряд риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблематике текста) Кто из нас позволит себе есть ______ (В-1: отравленную, испорченную, …) рыбу? Пить _____ (В-1: ядовитую , грязную, кишащую микробами) воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном? Никто! А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает ______(Ф. И. автора). Рассуждение о заглавии, которое ты мог бы дать данному тексту (не забудь: заглавие отражает тему текста, указывает на основную идею; отражает главный конфликт) «Заклятые друзья природы» — вот заглавие, которое я дал бы данному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье _______ (И. Ф. автора) не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы к это. . _____ (В-1: факту, эпизоду, картине) Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста Давай возьмем в руки Красную книгу и перелистаем ее. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжелая? Посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали ее постоянными жителями. Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе прочтем статью _____, писатель дает нам исчерпывающий ответ.

С чего начать?     Варианты вступлений: Ряд назывных предложений,  создающих образную картину,С чего начать? Варианты вступлений: Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста Черная, обугленная земля до самого горизонта… Запах смерти… Мертвая тишина… Ощущение дикого, вселенского одиночества… Все это ждет человечество, если лоно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет ______ в статье. Цитата, пословица, поговорка (Выбранное высказывание должно содержать основную мысль/служит способом выхода на его проблематику) !!! Не уверен – не цитируй! (К 12) «Судьба человечества – в руках человека. Вот в чем ужас!» Эту парадоксальную фразу В. Гжешика я вспомнил сразу же, как только прочитал текст ______ о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе. С использованием стилистических фигур: — именительная тема (ключевое слово теста) Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и ____ в «_____» , и ____ в «_____» . К каким последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует и в своей статье _____. — градация — парное соединение однородных членов — антитеза — умолчание Молодость, зрелость, старость. В каждом возрасте свои проблемы, вопросы, сомнения… Отцы и дети, молодость и старость – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни… Отцы и дети – вот проблема исходного текста… Жадность…

Комментарий – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста (НЕ пересказ текста, а попытка понять, почему изКомментарий – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста (НЕ пересказ текста, а попытка понять, почему из множества проблем автор выбрал именно эту). Начиная комментировать, можно указать: 1) к какой категории относится избранная автором проблема: -нравственные; -политической; -экологические; -идеологический; -социальные; -морально-этическая; -психологические; -межнациональная; — философские и т. д. 2) насколько она актуальна, злободневна; 3) что делает ее актуальной; 4) традиционна она или нова; 5) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу; 6) если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы; 7) как характеризует автора выбор данной проблемы. Можно выбрать часть вопросов!

Чего не должно быть в твоем комментарии:  Пересказа исходного текста или любой ее части; Чего не должно быть в твоем комментарии: Пересказа исходного текста или любой ее части; Рассуждений по поводу всех проблем текста; Комментариев о действии героев текста; Общих рассуждений о тексте. Помни : тебе надо прокомментировать одну из проблем!

Ты можешь использовать эти речевые обороты,  комментируя основную проблему. Проблема может заставить читателя: глубоко задуматься…Ты можешь использовать эти речевые обороты, комментируя основную проблему. Проблема может заставить читателя: глубоко задуматься… серьезно размышлять… рассуждать вместе с автором… лучше понять (В-1: себя и окружающих, трагизм происходящего, красоту мира, природы, человека)… серьезнее относится к … переосмыслить свое отношение к … по-иному посмотреть на … критичнее относиться к … поделиться мыслями о… оценить истинный масштаб … оценить собственную позицию… открыто выразить свое отношение к … заняться (В-1: самовоспитанием, охраной культурной среды, природы…) заняться ее глубоким изучением… с горечью понять, что… иронично относиться к … отразить (В-1: гармонию, дисгармонию) (В-1: мира, человеческих отношений, связь поколений…)

Позиция автора       В тексте скрывается сам автор,   Позиция автора В тексте скрывается сам автор, текст — его свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе – в том или ином виде – образ своего творца. М. Ю. Лотман. Авторская позиция может быть выражена 1. Четко, прямо, непосредственно : — в названии текста; — в отдельных предложениях текста; — через ряд аргументов; 2. Через модальный план текста: — риторические вопросы; — риторические восклицания; — порядок слов; — лексические повторы; — оценочную лексику; — модальные слова и частицы.

Создаем «Банк аргументов»  Вариант 1. Проблем ы Утверждаю щие тезисы Автор и произведе ние АргументыСоздаем «Банк аргументов» Вариант 1. Проблем ы Утверждаю щие тезисы Автор и произведе ние Аргументы Утрата нравствен ных ценносте й в современ ном мире Безнравстве н-ность – это причина многих бед В. Астафьев «Людочка» Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности, героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

Создаем «Банк аргументов»  Вариант 2. Блок проблем Проблемы Аргументы из художественной,  публицистической,  научно-популярнойСоздаем «Банк аргументов» Вариант 2. Блок проблем Проблемы Аргументы из художественной, публицистической, научно-популярной литературы Человек и искусство 1) Роль музыки в жизни человек а 2) Роль чтения в жизни человек а 3) … Героя рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» , Якова Матвееча, найденная им изумительная по красоте, печальная и трогательная, мелодия заставляет познать гуманные истины: если бы не было злобы и ненависти между людьми, то мир стал бы прекрасен. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

Создаем «Банк аргументов» Вариант 3. Блоки пробле м Проблем ы Утвержда ю-щие тезисы Аргументы Челове кСоздаем «Банк аргументов» Вариант 3. Блоки пробле м Проблем ы Утвержда ю-щие тезисы Аргументы Челове к и природ а 1) Варвар ское отноше ние к природ е 2) Влияни е природ ы на челове ка Потребител ь-ское отношение к природе губительно для самого человека Судьба Гоши Герцева из повести В. Астафьева «Царь –рыба» служит иллюстрацией карающей силы природы. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к ней.

Создаем «Банк аргументов»  Вариант 4. Блок проблем Проблемы Комментарии  Художественные произведения 1. Проблема сохраненияСоздаем «Банк аргументов» Вариант 4. Блок проблем Проблемы Комментарии Художественные произведения 1. Проблема сохранения в современном мире понятия’ «честь» (что означает слово «честь» для современного человека? ); 2. Проблема верности своему слову (важно ли в любом случае сохранять верность своему слову — выполнять обещания? ). 1) «чувство чести» — это чувство собствен-ного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека; 2) для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, не изменять своим принципам, хранить верность своему слову

Создаем «Банк аргументов» Вариант 5. Проблема Тезис Художественное произведение Комментарий Восприятие человеком природы как живой материиСоздаем «Банк аргументов» Вариант 5. Проблема Тезис Художественное произведение Комментарий Восприятие человеком природы как живой материи (влияние природы на душу человека) «Слово о полку Игореве» Вяс природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радость.

Проблемы  Человек и природа: -влияние природы на душу человека; -постижение прекрасного в природе; -бережное отношениеПроблемы Человек и природа: -влияние природы на душу человека; -постижение прекрасного в природе; -бережное отношение к природе. Проблемы семьи: -роль детства в жизни человека; -роль семьи в формировании личности; -материнство (роль матери в воспитании, материнство как подвиг); -взаимоотношение отцов и детей; — взаимоотношения в семье; -взросление (роль взрослых, школы в становлении личности); -преемственность поколений; -роль учителя в жизни человека; — равнодушие мира взрослых (детская незащищенность, безвинное детское страдание. Проблемы развития и сохранения русского языка

Проблемы  Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности: -бессердечия, душевной черствости; -испытания совестью; -утраты духовных ценностей;Проблемы Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности: -бессердечия, душевной черствости; -испытания совестью; -утраты духовных ценностей; -утраты связи с отчим домом; -бесчеловечности, жестокости; -предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих; -подлости, бесчестия; -вседозволенности; -бюрократизма; -духовной убогости (ложное понимание счастья); -нравственного падения; -разрушающее влияние денег; -ущемления прав человека в современном обществе; -искажение понятия «патриотизма» ; -варварства, вандализма; -рабской любви; любви по расчету; -ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей; -истинных и ложных ценностей в жизни.

Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности: -патриотизма (вера в могущество России, неразрывная связь с Родиной,Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности: -патриотизма (вера в могущество России, неразрывная связь с Родиной, родной землей); -ностальгии (тоски по Родине, любви к Родине); -верности данному слову; -душевной молодости; -стремления человека к добру и счастью; -бескорыстного жизненного служения; -нравственной прочности человека; -верности своим убеждениям; -самовоспитания; -интернационализма; -дружбы, товарищества; -любви и милосердия; -мужества, героизма, нравственного долга; -интеллигентности; -гуманизма; -веры в человека; -соотнесения внутренней и внешней красоты; -нравственного выбора; -переоценки ценностей в тоталитарном государстве; и др.

Проблемы:  Проблемы, связанные с ролью искусства,  литературы в жизни человека: -роли музыки, живописи, литературы,Проблемы: Проблемы, связанные с ролью искусства, литературы в жизни человека: -роли музыки, живописи, литературы, чтения в жизни человека; -роли художественной литературы в жизни человека; -нравственной ценности художественной литературы; -сохранения культуры; -взаимоотношения власти и личности, власти и художника; Другие проблемы: -добра и зла; -недопустимости вмешательства в естественных ход вещей; -проблема исторической памяти и др.

Заключение должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением;  должно завершитьЗаключение должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением; должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное; должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором; может содержать твое решение проблемы, поставленной автором; может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме; может дополнять мысль автора; может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную автором во вступлении.