Скачать презентацию Модернизм Символизм МОДЕРНИЗМ от франц moderne — Скачать презентацию Модернизм Символизм МОДЕРНИЗМ от франц moderne —

модернизм символизм.pptx

  • Количество слайдов: 21

Модернизм. Символизм. Модернизм. Символизм.

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne - новейший, современный) – период культуры с конца 19 в. МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne - новейший, современный) – период культуры с конца 19 в. до Второй мировой войны. Главные направления модернизма – символизм, акмеизм, экспрессионизм. Модернизм возник под влиянием исторических событий на грани веков (Первая мировая война), развития науки (теория относительности, квантовая механика, психоанализ, аналитическая философия и т. д. ) и технического прогресса, изменений в структуре общества, крупных культурных перемен (секуляризация сознания, элитарная и массовая культуры). Главное ощущение в культуре модернизма – чувство исчерпанности старых традиций, кризиса во всех сферах жизни, надежда на глобальные изменения в будущем.

Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) И вот современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны. Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимости верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном неразрешимом диссонансе, этом трагическом противоречии, так же как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности XIX века.

Философия и эстетика модернизма 1. Первична не реальность, а сознание или Высший духовный мир, Философия и эстетика модернизма 1. Первична не реальность, а сознание или Высший духовный мир, мир Идей (идеализм). Отсюда – интерес к психологии, религиозно-мистическим учениям, мифологии. 2. Мир и человек до конца непостижимы, иррациональны (иррационализм). 3. Человек слаб и одинок во враждебном ему мире (пессимизм). 4. Не описывать реальность, а создавать свою (индивидуализм). В. Брюсов: «Искусство никогда не воспроизводило, а всегда преображало действительность» . 5. Искусство ценнее, выше реальности. «Создания искусства - это приотворенные двери в Вечность» .

Герой литературы модернизма – это одинокий, замкнутый человек, личность психическинеустойчивая, иногда болезненная, но внутренне Герой литературы модернизма – это одинокий, замкнутый человек, личность психическинеустойчивая, иногда болезненная, но внутренне цельная.

Модернизм изображает мир без будущего, апокалиптический мир. Это мир в преддверии фашизма и тоталитарного Модернизм изображает мир без будущего, апокалиптический мир. Это мир в преддверии фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма.

Предшественники и основоположники модернизма Философия – Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше. Психология – Зигмунд Фрейд. Предшественники и основоположники модернизма Философия – Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше. Психология – Зигмунд Фрейд. Музыка – Рихард Вагнер. Живопись – Уильям Блейк, прерафаэлиты. Литература – Эдгар По, Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Генрих Ибсен, Оскар Уайльд.

Символизм - первое литературно-художественное направление европейского модернизма (1870 -е – 1910 -е гг. ) Символизм - первое литературно-художественное направление европейского модернизма (1870 -е – 1910 -е гг. ) Философия символизма 1. Представление о двух мирах – призрачном мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей (двоемирие). 2. Искусство – это интуитивное постижение реальности через обнаружение символических аналогий между земным миром и миром высших ценностей.

В. Брюсов «Ключи тайн» , 1904. Но мы не замкнуты безнадежно в этой В. Брюсов «Ключи тайн» , 1904. Но мы не замкнуты безнадежно в этой "голубой тюрьме" - пользуясь образом Фета. Из нее есть выходы на волю, есть просветы. Эти просветы - те мгновения экстаза, сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений, глубже проникающие за их внешнюю кору, в их сердцевину. Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями.

3. Символ – образ, в котором за внешним значением скрыт намек на духовную сущность. 3. Символ – образ, в котором за внешним значением скрыт намек на духовную сущность. В отличие от аллегории, символ многозначен и до конца не объясним. Символ – это ключ к познанию высшей реальности. Вячеслав Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (иератическом и магическом) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову» .

К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» , 1900. Итак, вот основные черты символической К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» , 1900. Итак, вот основные черты символической поэзии: она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, - более, чем другой род поэзии, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая свое символическое произведение, от абстрактного идет к конкретному, от идеи к образу, - тот, кто знакомится с его произведениями, восходит от картины к душе ее, от непосредственных образов, прекрасных в своем самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу.

Владимир Соловьёв Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами Только отблеск, Владимир Соловьёв Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?

Декадентство – особый тип сознания на рубеже 19 -20 вв, для которого характерно чувство Декадентство – особый тип сознания на рубеже 19 -20 вв, для которого характерно чувство душевной усталости, бессилия, отчаяния. Это неприятие окружающего мира, подчеркнутый индивидуализм и пессимизм. В декадентских произведениях воспевается красота отчаяния, упадка, зла, смерти. Декадентство – не литературное направление, не стиль искусства.

Ф. Сологуб Мы – плененные звери, Голосим, как умеем. Глухо заперты двери, Мы открыть Ф. Сологуб Мы – плененные звери, Голосим, как умеем. Глухо заперты двери, Мы открыть их не смеем. Если сердце преданиям верно, Утешаясь лаем, мы лаем. Что в зверинце зловонно и скверно, Мы забыли давно, мы не знаем. К повторениям сердце привычно, — Однозвучно и скучно кукуем. Все в зверинце безлично, обычно, Мы о воле давно не тоскуем. Мы – плененные звери, Голосим, как умеем. Глухо заперты двери, Мы открыть их не смеем.

Русские символисты Статья Д. Мережковского 1892 г. , 3 сборника стихотворений «Русские символисты» 1894 Русские символисты Статья Д. Мережковского 1892 г. , 3 сборника стихотворений «Русские символисты» 1894 -95 гг. Журналы символистов – «Аполлон» , «Весы» , «Золотое руно» , издательство – «Скорпион» . Старшие символисты – Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб. Младосимволисты – Иннокентий Анненский, Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов.

Брюсов и Бальмонт Брюсов и Бальмонт

Гиппиус и Сологуб Гиппиус и Сологуб

Блок и Белый Блок и Белый

Анненский и Иванов Анненский и Иванов

Поэзия старших символистов - Неприятие реальности, уход в иную реальность - Образ поэта как Поэзия старших символистов - Неприятие реальности, уход в иную реальность - Образ поэта как демиурга (создателя своего мира) - Интерес к культурной экзотике, древним странам, средневековью - Представление об истории как порочном, замкнутом круге - Зыбкость конкретных смыслов, передача ощущений

Поэзия младосимволистов - Преодоление разрыва реальности с ирреальностью - Образ поэта – пророка, медиума Поэзия младосимволистов - Преодоление разрыва реальности с ирреальностью - Образ поэта – пророка, медиума (посредника между мирами), теурга (преобразователя Вселенной) - Идея жизнестроительства (стирания границ между текстом и реальностью, проживания жизни как текста). - Интерес к экзотике, романтике - История – эволюционный целенаправленный процесс - Символизация поэтических образов, расчет на интуицию в создании и восприятии текста