МОДЕРН.ppt
- Количество слайдов: 66
Модерн Учебный курс «Искусство и литература» (часть I «Искусство» )
• МОДЕРН – (от лат. modernus – новый, современный) – это художественный стиль, который сложился в период приблизительно с 1890– 1914 годы в странах Европы, России, США. • В разных странах этот стиль получил собственные названия: «ар нуво» - во Франции «югендстиль» - в Германии «либерти» - в Италии «сецессион» - в Австрии «модерн» - в России
• Рождение стиля модерн связано с именами архитекторов – Генри Ван де Вельде (Бельгия); Виктор Орта (Брюссель); Гектор Гимар (Франция); Антонио Гауди (Испания); Чарль Ренни Макинтош (Шотландия) художников – Гюстав Климт (Австрия); Обри Бёрдсли (Великобритания); Альфонс Мария Муха (Чехия)
Истоки стиля модерн • историческому прошлому (средневековью) • влияние японской гравюры и китайской каллиграфии • обращение к природным формам • народному искусству • интерес к пластике человеческого (женского тела)
Особенности стиля модерн • • • Эклектизм Стилизация Декоративность, орнаментальность Чувственность Стремление к синтезу искусств (сближение ИЗО и предметного творчества) • Использование новых материалов (в архитектуре и ДПИ – ковкая сталь, цветное стекло, натуральный камень)
Модерн в архитектуре
Гектор Гимар. Станция метро «Порт-Дофин» в Париже. 1900 -1901
Гектор Гимар. Станция метро «Порт-Дофин» в Париже. Деталь боковой части балюстрады. 1900 -1901
Гектор Гимар. Вход в особняк Беранжер
Гектор Гимар. Балконная решетка, деталь
Хенри ван де Вельде. Особняк Блюменверф в Уккле.
Виктор Орта. Особняк Тасселя. Фасад. 1893
Виктор Орта. Особняк Тасселя. Лестница
Антонио Гауди (1852 -1926)
«Змеиная скамейка» Змей-дракон Гауди А. Парк Гуэль. 1901 -1914
Гауди А. Крылатый дракон въездных ворот усадьбы Гуэль. 1901 -1914
Гауди А. Особняк Батло. 1905 -1907
Гауди А. Особняк Батло. 1905 -1907
Гауди А. Особняк Мило. 1905 -1910
Гауди А. Особняк Мило. 1905 -1910
Гауди А. Собор Святого семейства. 1883 -1926
Гауди А. Собор Святого семейства. 1883 -1926
Гауди А. Фрагмент фасада Собора Святого семейства. 1883 -1926
Модерн в живописи
Гюстав Климт (1862 -1918)
Климт Г. В поцелуе слейся, свет! Бетховенский фриз. Роспись в здании Венского Сецессиона. Фрагмент. 1902
Климт Г. В поцелуе слейся, свет! Бетховенский фриз. Роспись в здании Венского Сецессиона. Фрагмент. 1902
Климт Г. Адам и Ева. 1917 -1918
Климт Г. Афина Паллада. 1898
Климт Г. Надежда. 1903
Климт Г. Портрет Адель Блох-Бауер. 1907
Климт Г. Даная. 1907 -1908
Климт Г. Жизнь и Смерть. 1908 -1911
Климт Г. Парк. 1909 -1910
Климт Г. Поцелуй. 1909
Климт Г. Поцелуй. 1910
Климт Г. Три возраста женщины. 1905
Климт Г. Юдифь 1909
Климт Г. Юдифь с головой Олоферна 1901
Климт Г. Афиша к первой выставки Сецессиона. 1897
Русский модерн
Выделяют три этапа в развитии русского модерна Первый этап (1880 -1890) – время зарождения и развития неорусского стиля в творчестве участников Абрамцевского кружка и объединения «Мир искусства» (А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов, Е. Лансере и др. ). Второй этап (1890 -1900) – собственно модерн (М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, мастера «Мира искусства» и молодежь «Голубой розы» (П. кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, П. Уткин). Третий этап (1900 -1917) – связан с эпохой первой мировой войны и революций 1917 года, время зарождения авангардных движений.
Абрамцево
Поленова Е. Буфет. Конец 19 века
Врубель М. Блюдо Садко. 1899 -1900
Врубель М. Печь-лежанка. 1890
Серов В. Ваза «Черт»
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856 -1910)
Михаил Александрович ВРУБЕЛЬ (1856 -1910) Врубель М. А. Автопортрет. 1905
В 1884 году Врубель был приглашен в Киев для реставрации фресок в Кирилловской церкви. Он создает серию акварельных эскизов для иконостаса. Эскизы не были перенесены на стены, поскольку заказчик был напуган их неканоничностью. Ангел с кадилом и свечой. 1887 Воскресение. 1887
Широкой публике имя М. Врубеля становится известным после демонстрации больших декоративных панно «Принцесса Грёза» (на тему рыцарской легенды) и «Микула Селянинович» (фольклорный сюжет). Эти полотна были представлены летом 1896 года в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленной и художественной выставке. Однако панно были отвергнуты жюри «как нехудожественные» . Тогда Савва Иванович Мамонтов выставил его в отдельном павильоне, на крыше которого громадными буквами было написано «Панно Врубеля» . Так, Врубелевские полотна и сам автор оказались в центре общественного внимания. Принцесса Грёза. 1896
Начало символистского этапа творчества М. Врубеля приходится на 1890 -е годы, когда художник обращается к демонической теме и пишет три работы. Одна из них – «Демон сидящий» (1890). Картина написана по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» в доме С. И. Мамонтова. Врубель в трактовке образа Демона значительно отступает от литературного прототипа. Ослабляет настроение бунта, гордыни и презрения к миру. Художник изображает Демона не столько как дух «злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый» . Для А. Блока в этом образе воплотилась «громада лермонтовской мысли» о божественной скуке. Божественна она потому, что в ней теряется само зло – «и зло наскучило ему» . В представлении поэта Демон – «Юноша в забытьи “Скуки”» . Демон сидящий. 1890
Работа над темой Демона была продолжена в последующие годы, в 1902 году художник пишет панно «Демон летящий» (незавершено). Демон летящий. 1902
Увлечение художника романтической идеей демонизма особенно ярко выразилось в работе «Демон поверженный» (1902). В нем воплощена живописная аллегория Заката со свойственной ему грандиозностью в противоборстве «золота и синевы» . На лице Демона просматривается капризная гримаса, в ней – оскорбленное самолюбие и гордый вызов миру, одновременно трагизм одиночества. Этот образ Демона современники Врубеля считали «вещим сном о самом себе» . Демон поверженный. 1902
Царевна-лебедь. 1900 В конце 1890 -х годов появляется серия картин-ноктюрнов навеянных фольклорными и сказочными образами: «Пан» (1899), «Сирень» (1900), «Царевна-Лебедь» (1900). В этих произведениях Врубель наследует из романтической традиции тему ночи. В основу картины «Царевна-Лебедь» легли сказка А. С. Пушкина и музыкальные впечатления от оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» , в которой пела жена художника Н. И. Забела-Врубель. На картине запечатлен краткий и чрезвычайно привлекательный для символистов момент чародейной метаморфозы – сказочного превращения лебедя в прекрасную и тоскующую о любви девушку. Врубель представил момент, когда его загадочно-таинственная, как бы захваченная врасплох героина сочетает в себе черты обоих чудесных состояний.
Поэзия ночи торжествует в картинах «Сирень» , «Пан» . Врубель обращается здесь не к солнечной, олимпийской античности, а к дремучим временам первобытного мира суеверий. Сирень. 1900 Пан. 1899
Константин Андреевич СОМОВ (1868 -1939) Константин Андреевич СОМОВ (1868– 1939) – один из ярких и самобытных художников Серебряного века, активный участник объединения «Мир искусства» . Родился в Санкт-Петербурге. Отец художника Андрей Иванович – старший хранитель Эрмитажа, был знатоком искусства, и сам занимался живописью и гравированием. Мать – Надежда Константиновна – музыкант, с детства приобщала сына к музыкальной культуре. В доме была большая коллекция картин, акварелей, рисунков, часто собирались художники, велись разговоры о выставках, театральных премьерах, концертах. Сомов К. Автопортрет
Константин Андреевич СОМОВ Осмеянный поцелуй. 1908
Константин Андреевич СОМОВ В 1910 -е годы в творчестве художника ведущей темой становится тема маскарада, отсылающая к итальянской комедии масок дель арте (commedia dell’arte). Главными персонажами картин Сомова становятся герои итальянской комедии – Пьеро, Арлекин, Коломбина. Маска – их неотъемлемой частью. Сомов пишет картины «Арлекин и дама» (1912), «Итальянская комедия» (1914). В этих работах дамы изображены со свойственным художнику насмешливым отношением к своим героям, они подобны куклам, а лица их прикрывают маски. Демонстративно-театральны и позы персонажей. Арлекин и дама. 1912 Итальянская комедия. 1914
Константин Андреевич СОМОВ Дама в голубом. 1897 -1900 Особое место в творчестве Сомова занимает известный портрет под названием «Дама в голубом (портрет Е. М. Мартыновой). Молодая женщина в пышном, декольтированном платье, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у разросшегося кустарника. В обращенном на зрителя взгляде – задумчивом и мечтательном, столько затаенной грусти, тоски, горечи. С Лизой Мартыновой Сомов был дружен с юношеских лет. Натура незаурядная, в высшей степени эмоциональная, она мечтала стать знаменитой художницей. Однако судьба решила иначе. Не обладая сколько-нибудь значительным дарованием, Елизавета Мартынова не стала настоящей художницей. Неудачи и разочарования, постоянные недомогания, вызванные туберкулезом легких, безвременно оборвали ее жизнь. Внутреннее состояние модели находило живейший отклик в душе художника; глубоко прочувственный образ приобрел в портрете подлинно трагическое звучание. Психологическая заостренность сочетается в портрете Мартыновой со столь же характерными для искусства начала ХХ века чертами ретроспективизма. Ретроспективная стилизация и в самом решении образа – в характере мечтательного лица, и в фасоне платья 1840 годов, и в романтическом звучании пейзажа.
Виктор Эльпидифорович БОРИСОВ-МУСАТОВ (1870 -1905) БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (1870– 1905) – русский художник-символист, живописец и график. Один из великих лириков в отечественном искусстве. Свои лучшие произведения художник создал в последние пять лет жизни. Борисов-Мусатов учился в студии Саратовского общества изящных искусств, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890– 1891 и 1893– 1895), в Петербурге в Академии художеств у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона в Париже. Борисов-Мусатов В. Э. Автопортрет. 1904
Виктор Эльпидифорович БОРИСОВ-МУСАТОВ В конце 1890 -х гг. художника охватывает «ностальгия конца века» , которую пережил многие русские художники (А. Бенуа, К. Сомов), писателя, поэты и музыканты. Художник обращается к теме дворянской усадьбы. Борисов-Мусатов в духе символизма создает совершенно особый живописный мир, сочетающий в себе реальные и вымышленные образы. С этой точки зрения «Автопортрет с сестрой» (1898), написанный в Зубриловке, старинном имении Голицыных-Прозоровых, является произведением, в котором художник изображает себя как бы сразу в двух пространствах – в реальном, современном ему, и в то же время – в иллюзорной среде «старинности» запущенного парка. Краски предзакатного часа на полотне обретают смягченное «гобеленовое» звучание» , где задумчивая сестра Лена в платье старинного покроя предстает дамой ушедших времен. Так, мир реальности и мир мечты сосуществуют на полотне в сложном взаимоотношении, наводя на размышления о «вечных» проблемах – искусство и реальность, художник и модель, прошлое и современность. Автопортрет с сестрой. 1898
Виктор Эльпидифорович БОРИСОВ-МУСАТОВ Весна. 1901 У водоема. 1902 Патриархальный мир дворянской усадьбы в начале ХХ века, воспринимался как навсегда утраченный «золотой век» гармонии и красоты. Полные светлой меланхолии, его картины – «Весна» (1901), «У водоема» (1902) изображают дам тургеневского времени. Героини этих произведений погружены в самосозерцание или заняты тихой беседой. Их состоянию соответствует настроение пейзажа, чаще всего – старого усадебного парка на закате. Картина «У водоема» является кульминационной точкой символистских исканий художника. Она навеяна впечатлениями реальности, в то же время – это фантазия. Художник показывает природу через отражение в зеркале водоема – облака, деревья. Картина носит декоративный характер. Объединяет все произведение – голубой цвет как главный ее акцент.
Виктор Эльпидифорович БОРИСОВ-МУСАТОВ Призраки. 1908 Рождение картины «Призраки» (1908) было подготовлено одиночеством художника после отъезда из Зубриловки его невесты, чувством тоски и боязни. И сама осень влияла на состояние души художника. Перед его взором возникают видения, проплывающие в синевато-серых сумерках. Основной мотив картины – выражение тревог и смятение чувств, что в символистском понимании мог олицетворять синий цвет. Формы видимого мира на картины дематериализуются, теряя определенность границ. В картине присутствуют характерные для символизма А. Белого, А. Блока попытка стремление проникнуть в таинственный скрытый мир, мир воспоминаний.
МОДЕРН.ppt