Скачать презентацию МОДЕРН И СИМВОЛИЗМ В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ Скачать презентацию МОДЕРН И СИМВОЛИЗМ В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ

МОДЕРН-живопись.ppt

  • Количество слайдов: 41

МОДЕРН И СИМВОЛИЗМ В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ МОДЕРН И СИМВОЛИЗМ В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ

ОБРИ БЁРДСЛИ (1872— 1898) Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на ОБРИ БЁРДСЛИ (1872— 1898) Творчество английского графика Обри Винсента Бёрдсли оказало влияние практически на все явления стиля модерн — от живописи до фасонов костюмов. Главным источником вдохновения для молодого художника была литература, глубокое воздействие на него оказало искусство Возрождения, прежде всего творчество итальянских мастеров Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти, а так же немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера. Этот мастер, проживший всего двадцать пять лет (он умер от туберкулёза), оставил обширное графическое наследие — главным образом иллюстрации к литературным произведениям и рисунки, сделанные по заказам различных журналов.

Обри Бёрдсли. Чёрный капот. Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея» . 1894 г. Обри Бёрдсли. Чёрный капот. Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея» . 1894 г.

Обри Бёрдсли. Четыре королевы и сэр Ланселот. Иллюстрация к роману Т. Мэлори «Смерть Артура» Обри Бёрдсли. Четыре королевы и сэр Ланселот. Иллюстрация к роману Т. Мэлори «Смерть Артура» . 1893— 1894 гг.

ГУСТАВ КЛИМТ (1862— 1918) Имя австрийского художника Густава Климта неразрывно связано со стилем модерн. ГУСТАВ КЛИМТ (1862— 1918) Имя австрийского художника Густава Климта неразрывно связано со стилем модерн. Он оказался одним из тех незаурядных мастеров, которые прокладывали новые пути в искусстве и были способны повести за собой других. Став лидером венского Сецессиона, Климт превратился в одного из самых смелых экспериментаторов. Его картины всегда вызывали критику и споры. Важным для живописца символическим персонажем, названным им Nuda veritas (лат. «обнажённая истина» ), — была обнажённая женская фигура, которая олицетворяет чувственные инстинкты, несущие человеку зло. За стилизацию живописи под технику мозаики Климта прозвали «чужестранцем из Византии» . На фоне, напоминающем старинное потемневшее золото, одежды героев и цветы у них под ногами выглядят россыпью драгоценных камней. Большое место в творчестве Климта занимал портрет. Чаще всего он писал женские образы, наделяя их то романтической мягкостью, то выразительной эмоциональностью. Творчеству Густава Климта присущи все характерные признаки стиля модерн: тяготение к символике и сложным аллегорическим образам, стремление к необычным декоративным эффектам, постоянное желание экспериментировать. Им всегда руководила вера в великое предназначение искусства, которое может создать особый мир, где жизнь человека будет строиться на основе красоты.

Густав Климт. Юдифь. 1901 г. Австрийская галерея, Вена. Густав Климт. Юдифь II. 1901 г. Густав Климт. Юдифь. 1901 г. Австрийская галерея, Вена. Густав Климт. Юдифь II. 1901 г.

Густав Климт. Поцелуй. 1908 г. Австрийская галерея, Вена. Густав Климт. Поцелуй. 1908 г. Австрийская галерея, Вена.

Густав Климт. Смерть и жизнь. 1916 г. Частное собрание. Густав Климт. Смерть и жизнь. 1916 г. Частное собрание.

Густав Климт. Три возраста. 1905 г. Австрийская галерея, Вена. Густав Климт. Три возраста. 1905 г. Австрийская галерея, Вена.

Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр. 1907 г. Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр. 1907 г.

ФЕРДИНАНД ХОДЛЕР (1853— 1918) Швейцарский художник Фердинанд Ходлер — один из самобытнейших мастеров модерна. ФЕРДИНАНД ХОДЛЕР (1853— 1918) Швейцарский художник Фердинанд Ходлер — один из самобытнейших мастеров модерна. Его творчество, обладая всеми характерными признаками этого стиля, несёт и целый ряд неповторимых черт — огромную внутреннюю силу, эпический размах, стремление отразить в своих работах историко патриотические темы. В 80 х гг. Ходлер создал так называемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной из основных в стиле модерн. Согласно этой теории, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти параллельных линий, что, по мнению художника, является главным источником выразительности. Повторения замедляют движение и тем самым помогают глубже погрузиться в созерцание. Мастер видел в живописи прежде всего средство выражения сильных чувств и мощной жизненной энергии. Его творчество парадоксально сочетает духовный порыв и сильную земную страсть, аскетическую строгость и огромную волю к наслаждению и радости. Именно в этом соединении противоположных начал заключено обаяние стиля Фердинанда Ходлера.

Фердинанд Ходлер. Утомленные жизнью. 1892 г. Фердинанд Ходлер. Утомленные жизнью. 1892 г.

Фердинанд Ходлер. День. 1901 г. Фердинанд Ходлер. День. 1901 г.

Фердинанд Ходлер. Волнение. 1902 г. Фердинанд Ходлер. Волнение. 1902 г.

ЭДВАРД МУНК (1863— 1944) Живописец и график Эдвард Мунк – классик норвежского искусства. Посетив ЭДВАРД МУНК (1863— 1944) Живописец и график Эдвард Мунк – классик норвежского искусства. Посетив Париж в 1885 и 1889— 1892 гг. , испытал сильное влияние французского импрессионизма и символизма. Художник увлёкся философскими идеями Фридриха Ницше и особенно традициями скандинавского театра, в частности творчеством Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга с его повышенным вниманием к сложным психологическим ситуациям. «Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт атмосферу большинства его произведений. Мастер прежде всего стремился передать через живопись своё внутреннее состояние — болезненную напряжённость, постоянный страх перед смертью, приводившие его к тяжёлым приступам депрессии. Отношение к женщине — самая сложная и мучительная сторона личной и творческой жизни мастера. Он смотрел на женщину как на источник высшей земной красоты, которая в то же время несёт в мир грех, зло и разрушение. Эти взгляды художника отразились в картине, с циничной иронией названной им «Мадонна» (1894 г. ). Самая знаменитая картина Мунка — «Крик» , которую справедливо считают предвосхитившей искусство экспрессионизма.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Коммунальный музей искусств, Осло. Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Коммунальный музей искусств, Осло.

Эдвард Мунк. Мадонна. 1894 г. Национальная галерея, Осло. Эдвард Мунк. Мадонна. 1894 г. Национальная галерея, Осло.

КОНСТАНТИН КОРОВИН (1861— 1939) Константина Алексеевича Коровина часто называют «русским импрессионистом» . Действительно, из КОНСТАНТИН КОРОВИН (1861— 1939) Константина Алексеевича Коровина часто называют «русским импрессионистом» . Действительно, из всех русских художников рубежа XIX—XX вв. он наиболее полно усвоил некоторые принципы этого направления — радостное восприятие жизни, стремление к передаче мимолётных ощущений, тонкой игры света и цвета. Он же оказался одним из первых, кто блестяще продемонстрировал русской публике, что красота живописи, передающей ощущение полноты бытия, и есть самое глубокое содержание любой картины.

Константин Коровин. Натюрморт с рыбами. 1930 г. Константин Коровин. Натюрморт с рыбами. 1930 г.

Константин Коровин. На берегу моря. 1910 г. Константин Коровин. На берегу моря. 1910 г.

Константин Коровин. Зимой. 1894 г. Константин Коровин. Зимой. 1894 г.

ВАЛЕНТИН СЕРОВ (1865— 1911) Искусство Валентина Александровича Серова трудно отнести к какому нибудь одному ВАЛЕНТИН СЕРОВ (1865— 1911) Искусство Валентина Александровича Серова трудно отнести к какому нибудь одному художественному направлению. В нём слышны отголоски многих живописных традиций: от реализма до импрессионизма и модерна. Сам же художник ещё в юности довольно просто и ясно сформулировал одну из своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное» . Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 г. в Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками» . Это был портрет дочери С. И. Мамонтова Веры. Что ни портрет у Серова, то новая композиция, новый психологический образ. Высочайшего мастерства достиг Серов в портрете княгини О. К. Орловой (1911 г. ). Её фигура написана в резком изломе, изящен поворот головы. Перед зрителем классический парадный портрет знатной дамы. Но и здесь за внешним блеском скрывается острая ирония автора, почти насмешка. Художник никогда не повторял однажды найденных приёмов. Его творчество поражает поисками необычных решений, неожиданной сменой жанров.

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887 г. Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887 г.

Валентин Серов. Портрет княгини О. К. Орловой. 1911 г. Валентин Серов. Портрет княгини О. К. Орловой. 1911 г.

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ (1856— 1910) Своеобразие живописной манеры художника заключалось в бесконечном дроблении формы на МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ (1856— 1910) Своеобразие живописной манеры художника заключалось в бесконечном дроблении формы на грани, окрашенные как бы изнутри светом и цветом. В своем творчестве Врубель обращался к экзотическим темам, историческим мотивам, фольклору, мифологии, образам Средневековья. Увлечение Врубеля образом Демона началось с конкурса на тему «Дьявол» , объявленного редакцией журнала «Золотое руно» . Мастер упорно искал пластическое выражение идеи гордого вызова миру, порыва личности к свободе. Демон преследовал его, манил неуловимостью облика, заставляя возвращаться опять и опять, избирать всё новые и новые техники для своего воплощения. Врубель нередко писал портреты знакомых и друзей: без малейших затруднений мастер передавал портретное сходство, раскрывал сущность характера человека.

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 г. Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 г.

Михаил Врубель. Царевна-лебедь. 1900 г. Михаил Врубель. Царевна-лебедь. 1900 г.

Михаил Врубель. «Принцесса Греза» . Панно на фасаде гостиницы Метрополь. Михаил Врубель. «Принцесса Греза» . Панно на фасаде гостиницы Метрополь.

Михаил Врубель. Портрет Н. И. Забелы-Врубель. 1904 г. Михаил Врубель. Портрет Н. И. Забелы-Врубель. 1904 г.

 «МИР ИСКУССТВА» Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на «МИР ИСКУССТВА» Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIX—XX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петер бурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы живописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа (1870 1960). Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно. «Мир искусства» открыл для русской публики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, в частности финскую и скандинавскую живопись, английских художников прерафаэлитов и графика Обри Бёрдсли. Огромное значение для мастеров, объединившихся вокруг Бенуа и Дягилева, имело сотрудничество с литераторами символистами. Однако художники «Мира искусства» не замкнулись в рамках символизма. Они стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой, свободной творческой личности. В истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка. Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением театральных постановок, и декоративно прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.

Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» . 1905— 1907 гг Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» . 1905— 1907 гг

Лев Бакст. Эскизы костюмов к балетным постановкам Дягилева. Лев Бакст. Эскизы костюмов к балетным постановкам Дягилева.

Лев Бакст. Эскизы костюмов к балетным постановкам Дягилева. Лев Бакст. Эскизы костюмов к балетным постановкам Дягилева.

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909 г. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909 г.

Зинаида Серебрякова. Портрет дочери. 1911 г. Зинаида Серебрякова. Портрет дочери. 1911 г.

Зинаида Серебрякова. Спящая крестьянка. 1917 г. Зинаида Серебрякова. Спящая крестьянка. 1917 г.

Иван Билибин. Иллюстрации к сказкам. Иван Билибин. Иллюстрации к сказкам.

Иван Билибин. Иллюстрации к сказкам. Иван Билибин. Иллюстрации к сказкам.