Скачать презентацию Модели развития науки 1 Концепция развития науки К Скачать презентацию Модели развития науки 1 Концепция развития науки К

Модели развития науки Л 14.ppt

  • Количество слайдов: 13

Модели развития науки 1. Концепция развития науки К. Поппера. 2. Концепция Т. Куна. 3. Модели развития науки 1. Концепция развития науки К. Поппера. 2. Концепция Т. Куна. 3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 4. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

Важной проблемой философии науки является выявление логики развития научного знания, т. е. уяснение закономерностей Важной проблемой философии науки является выявление логики развития научного знания, т. е. уяснение закономерностей научного прогресса, его движущих сил, исторической обусловленности. До сер. XX в. считалось, что развитие науки происходит путем непрерывного приращения нового знания. Такая точка зрения называется кумулятивизмом. Другой подход считает, что наука развивается не путем постепенной эволюции, а в результате резких революционных скачков, через фундаментальные теоретические сдвиги.

В методологии науки сложились различные модели развития научного знания. В зависимости от понимания движущих В методологии науки сложились различные модели развития научного знания. В зависимости от понимания движущих сил науки можно выделить два подхода: Интернализм – концепция, считающая, что решающую роль в развитии науки играют внутренние (когнитивные) факторы. Наука развивается по своим собственным законам, обусловленными внутренней логикой (К. Поппер, И. Лакатос). Экстернализм полагает, что решающее влияние на развитие науки оказывают внешние (социокультурные) факторы (Т. Кун, П. Фейерабенд).

К. Поппер: «Задача ученых не поиск подтверждений, а поиск опровержений теории» . Наука, по К. Поппер: «Задача ученых не поиск подтверждений, а поиск опровержений теории» . Наука, по мнению Поппера, развивается методом проб и ошибок – предположений и опровержений. Научное знание – набор гипотез, истинность которых установить нельзя, но можно обнаружить их ложность. Фальсифицированная теория отбрасывается, предлагается новая теория, не связанная со старой. Следующий цикл развития – поиск опровержений новой теории. В результате крушения старой теории возникают новые проблемы. Движение от одних проблем к другим и составляет прогресс науки. Концепцию Поппера называют концепцией перманентной научной революции.

Американский историк и философ науки Т. Кун, представитель исторического подхода в постпозитивизме, ввел в Американский историк и философ науки Т. Кун, представитель исторического подхода в постпозитивизме, ввел в методологию науки понятие парадигмы (букв. - образец). Парадигма – одна или несколько фундаментальных теорий, которые, являются эталоном научного исследования. Это теория, которая получила всеобщее признание в конкретном научном сообществе, в определенной области знания (например, геометрия Евклида, физика Аристотеля, Ньютоновская механика, теория относительности Эйнштейна).

Парадигма определяет стиль научного мышления, обуславливает процессы постановки научных задач, выбора методов исследования, оценки Парадигма определяет стиль научного мышления, обуславливает процессы постановки научных задач, выбора методов исследования, оценки полученных результатов. В период «нормальной науки» происходит приращение научного знания в рамках парадигмы. Когда накапливается достаточно фактов, не согласующихся с существующей парадигмой (аномалии в научном знании), ее основные элементы начинают подвергаться сомнению. Множество нерешенных проблем вызывает разногласия в научном сообществе – это состояние кризиса парадигмы.

Смена господствующей парадигмы с соответствующим переходом в новую нормальную науку Кун назвал научной революцией. Смена господствующей парадигмы с соответствующим переходом в новую нормальную науку Кун назвал научной революцией. Процесс смены парадигм не может быть истолкован рационально (тезис о несоизмеримости парадигм). Выбор принципов, которые составят будущую парадигму, осуществляется учеными не столько на основании логики или эмпирических фактов, сколько в результате внезапного озарения, иррациональной веры в истинность нового подхода.

И. Лакатос предложил альтернативную модель развития науки, которую называют методологией научно-исследовательских программ (НИП). Научно-исследовательская И. Лакатос предложил альтернативную модель развития науки, которую называют методологией научно-исследовательских программ (НИП). Научно-исследовательская программа – это связанная последовательность научных теорий. В структуре НИП можно выделить следующие элементы: • «Жесткое ядро» - совокупность положений или гипотез, которые составляют суть данной теоретической конструкции (неопровержимые для сторонников НИП исходные положения). • «Защитный пояс» ( «негативная эвристика» ) – вспомогательные гипотезы и допущения, примиряющие теорию с аномальными фактами. • «Позитивная эвристика» - совокупность приемов и предположений, с помощью которых можно изменять и развивать «опровержимую часть программы» .

Программа считается прогрессирующей, если она может с успехом предсказывать новые факты. Программа регрессирует, если Программа считается прогрессирующей, если она может с успехом предсказывать новые факты. Программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от эмпирического (если она дает только запоздалые объяснения случайных открытий или фактов, предсказанных конкурирующей программой). Движущей силой развития науки выступает конкуренция НИП. Выбор научным сообществом определенной программы осуществляется рационально. Но саму историю науки, по мнению Лакатоса, рационально реконструировать невозможно.

П. Фейерабенд назвал свою концепцию эпистемологическим анархизмом. Его концепция основана на двух принципах: • П. Фейерабенд назвал свою концепцию эпистемологическим анархизмом. Его концепция основана на двух принципах: • Принцип пролиферации (букв. разрастание, размножение) теорий: ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. • Принцип несоизмеримости теорий: научные теории нельзя сравнивать как в отношении к общему эмпирическому базису, так и с точки зрения методологических стандартов; каждая теория устанавливает свои собственные нормы.

Анархизм Фейерабенда связан с положением о том, что ученый может изобретать свои собственные теории, Анархизм Фейерабенда связан с положением о том, что ученый может изобретать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам. Новые теории побеждают только благодаря пропаганде их сторонников. Наука ничем не отличается от мифа и религии.

Важной закономерностью развития науки является единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Дифференциация научного Важной закономерностью развития науки является единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Дифференциация научного знания – разделение знания на отдельные научные дисциплины со своими предметом и методами исследования. Интеграция научного знания – объединение отдельных научных отраслей, формирование междисциплинарных направлений.

Интеграция научного знания проявляется: • в появлении смежных научных дисциплин; • в разработке междисциплинарных Интеграция научного знания проявляется: • в появлении смежных научных дисциплин; • в разработке междисциплинарных методов исследования; • в поиске новых «объединительных» теорий и принципов, к которым можно было бы свести все разнообразие явлений действительности (гипотеза «Великого объединения» в физике, модель глобальной эволюции); • в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции (теория систем, синергетика); • в комплексном характере проблем современной науки (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и др. ).