Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное

Скачать презентацию Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное Скачать презентацию Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное

22-prezentaciya_opm_shmarov_dorabotannaya.ppt

  • Количество слайдов: 17

>Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  высшего профессионального образования Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА Презентация по дисциплине «Основы педагогического мастерства» на тему: «Педагогическое мастерство, пути его становления и реализации» Выполнил: студент 1 года обучения магистратуры направления «Биология» по программе «Экология» факультета биоэкологии Шмаров В.А. Руководитель: к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Ермакова Н.И. Калининград, 2012 г.

>Инновационная деятельность предприятия и подготовка нового производства  План 1.  Понятие и классификация Инновационная деятельность предприятия и подготовка нового производства План 1. Понятие и классификация инноваций. 2. Роль инноваций в развитии предприятия. 3. Содержание инновационной деятельности. 4. Организация инновационной деятельности. 5. Сущность и содержание подготовки нового производства. Педагогическое мастерство, пути его становления и реализации План Понятие педагогического мастерства Формирование профессиональной готовности Принципы изучения курса «Педагогическое мастерство» Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства Мастерство педагога и опыт ученика Вопросы к аудитории

>Понятие педагогического мастерства      1) Педагогическое мастерство - это целостное Понятие педагогического мастерства 1) Педагогическое мастерство - это целостное внутриличностное свойство (интегративная способность учителя) самостоятельно осуществлять педагогическую деятельность и получать определенные качественные нестандартные ее результаты. Педагогическое мастерство развивается, и в своем развитии оно, как система, проходит стадии зарождения, становления, зрелости и преобразования; при этом становление мастерства учителя характеризуется уровнями: репродуктивный, продуктивный, продуктивно-творческий и творческий, выделение которых позволяет отслеживать изменения в качественных показателях деятельности учителя и определять меру развития его мастерства.

>2) Педагогическое мастерство – это высокое искусство в профессиональной педагогической деятельности, специфика которой заключается 2) Педагогическое мастерство – это высокое искусство в профессиональной педагогической деятельности, специфика которой заключается в психолого-педагогическом воздействии на учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом учения и развития личности. Учебно-воспитательный процесс учитель, овладевший педагогическим мастерством, строит на основах гуманности, индивидуального подхода, педагогики сотрудничества, любви к учащимся, внимании ко всем сферам их жизни. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей.

>3) Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. 3) Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. 4) Педагогическое мастерство – это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство – выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно заниматься педагогической деятельностью. В педагогической литературе «педагогическое мастерство» нередко трактуется как: - совокупность знаний, навыков, умений; - единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу.

>Структурными слагаемыми педагогического мастерства являются:   - коммуникативные умения учителя;   - Структурными слагаемыми педагогического мастерства являются: - коммуникативные умения учителя; - диагностические умения (определение общей способности группы и индивидуальных способностей учащихся, прогнозирование результатов; - психолого-методические умения; - организаторские умения; - гностические умения (умения передавать знания); - исследовательские умения; - творческие умения. Учителю необходимы гибкость мышления, легкость оперирования знаниями, развитие воображения, чувство нового, инициативность, целеустремленность, находчивость, вдохновение. Для того, чтобы овладеть этими умениями, учителю необходимо иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер; проявлять гибкость и быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

>Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко распознать - достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко распознать - достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса к организуемой педагогом деятельности - вот основные показатели высокого мастерства учителя. Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда воспитанники детского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя, который ее творит, - Мастером.

>2. Формирование профессиональной готовности    Научить профессии педагога нельзя, но научиться ей 2. Формирование профессиональной готовности Научить профессии педагога нельзя, но научиться ей можно. Состоится педагог-мастер или нет, зависит не только от системы обучения, но прежде всего от усилий тех, кто учится. Поэтому система обучения в вузе основам педагогического мастерства помогает будущему педагогу увидеть и осознать основные вехи профессионального роста в соответствии с реальным уровнем возможностей каждого студента. Вуз должен нацелить студента на достижение высокого профессионального уровня подготовки в процессе обучения. Это положение необходимо осознать не только как общественно важное требование, но и как субъективно значимое для каждого педагога. Развитие педагогического мастерства является центральным аспектом координации всей подготовки учителя. Поэтому в центре внимания - дисциплины психолого-педагогического цикла.

>3. Принципы изучения курса «Педагогическое мастерство»  Изучение курса «Основы педагогического мастерства» и других 3. Принципы изучения курса «Педагогическое мастерство» Изучение курса «Основы педагогического мастерства» и других предметов - психологии, педагогики, истории педагогики - должно дать студенту представление о логике формирования профессиональной готовности. Особенное внимание уделяется формированию идеала профессиональной деятельности. В курсе «Основы педагогического мастерства» целая система занятий направлена на развитие профессиональных ценностных ориентаций - «блок идеала», где создается представление о будущей профессии, ее высотах («Я - идеальный учитель»), на самопознание («Я - реальный учитель») и на вооружение способами приближения к идеалу - педагогической техникой. Занятия по педагогическому мастерству помогают студенту овладеть педагогической позицией в общении, маcтepcтвом в управлении учебно-воспитательным процессом, готовят студентов к первой педагогической практике, развивают педагогическую позицию, позволяющую успешно решать профессиональные задачи уже на первых этапах деятельности.

>Изучение курса опирается на следующие принципы:  - принцип целостного подхода к обучению, т.е. Изучение курса опирается на следующие принципы: - принцип целостного подхода к обучению, т.е. знания усваиваются как практически переживаемый опыт; - принцип активной коммуникации состоит в разработке системы заданий, направленных на стимулирование активности студентов в группе: проведение ролевых игр, соревнований, обсуждений демонстрируемых фрагментов деятельности, подключение студентов к организации хода занятия; принцип расчлененности педагогических действий с целью последовательного овладения отдельными приемами в процессе психофизического и педагогического тренинга. Каждому студенту необходим объем понятий, умений, которыми он должен овладеть на том или ином году обучения; принцип аспектного подхода, учета специальности на занятиях по педагогическому мастерству;

>- принцип сопряженности упражнений, направленных на развитие педагогической техники, и задач на творческое использование - принцип сопряженности упражнений, направленных на развитие педагогической техники, и задач на творческое использование умений в микропреподавании, а отсюда - жесткость и вариантность в организации учебной работы; - принцип связи знаний и умений, полученных в лабораторных условиях института, с практическими занятиями в базовых школах на педагогической практике. Становление профессионального мастерства идет успешно при условии максимальной педагогизации всей жизни института. Особенно полезна работа студентов в кружках, клубах, студиях. Только на уровне взаимодействия всего коллектива преподавателей и студентов педагогического вуза может состояться значительное продвижение будущего педагога к высотам педагогического мастерства, ибо обучение - процесс двуединый, требующий встречной активности.

>4. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства   Сухие, бесстрастные, сугубо «информационные» 4. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства Сухие, бесстрастные, сугубо «информационные» уроки и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными. Поэтому важную роль играет умение педагога выражать свои чувства, делать их для детей ощутимыми и притягательными. Для передачи своих чувств педагог использует прежде всего интонационно-фонетические средства речи, а также жесты, мимику, выразительную позу и т. д. С помощью языка чувств педагог вызывает у школьников сопереживание. Добиваясь такой чувственной гармонии, он получает возможность активно влиять на чувственный мир ученика. В педагогике существует закон, определяющий действенность педагогического труда: формирование разных видов человеческого опыта прямо пропорционально чувственной отзывчивости личности на ситуации их передачи и усвоения.

>Для практической учебно-воспитательной работы педагога важно знать виды чувств,  их особенности, специфику проявления. Для практической учебно-воспитательной работы педагога важно знать виды чувств, их особенности, специфику проявления. Известно, что духовный мир личности - это прежде всего многообразнейшие и беспрерывные переживания, океан чувств. На гармонии мышления и чувственности, «головы» и «сердца» основывается педагогическое мастерство педагога. Чувства можно разделить на первичные и вторичные. Первичные чувства человека, сформированные и развитые на биологической стадии эволюции, не выводят его сознание за пределы животных чувств - инстинктов и ощущений. Они выступают только предпосылкой человеческого сознания. Вторичные, так называемые человеческие, чувства возникают не только на биологической, но и на социальной основе. Природа человеческих чувств обусловлена высшей нервной деятельностью. Чувства всегда проявляются во внешних и внутренних изменениях организма. Необходимо владеть методикой развития эстетических чувств детей, особенно положительных. Только педагог может правильно организовать эстетическое образование и воспитание ребенка.

>5. Мастерство педагога и опыт ученика   Непосредственный жизненный опыт выступает как единственный 5. Мастерство педагога и опыт ученика Непосредственный жизненный опыт выступает как единственный источник эстетического, умственного, практического развития ребенка. По мере формирования речи и мышления эстетический, умственный и практический виды опыта развиваются, усваиваются, совершенствуются опосредованным путем через слово и практическое действие. При этом происходит сопоставление воспринимаемого нового с личным жизненным опытом. Такой процесс требует целенаправленного педагогического руководства: побуждения к самостоятельности, к проявлению волевых усилий и получению при этом максимальных чувственных переживаний прекрасного и возвышенного. Включение учащихся в окружающую жизнь, понимание их деятельности в школе и вне ее как деятельности общественно значимой может удовлетворить естественное стремление детей к самостоятельности и творческой активности. Вместе с тем это важнейший источник развития и саморазвития личности в нужной для общества нравственно-эстетической направленности.

>Рационально организованный учебный труд, приносящий учащимся эстетическое удовлетворение процессом познания, увлеченность самообучением, саморазвитием должен, Рационально организованный учебный труд, приносящий учащимся эстетическое удовлетворение процессом познания, увлеченность самообучением, саморазвитием должен, как и производительный, быть ведущим. Построенный на различных ролевых играх, на современных научных обоснованиях он становится главным в активизации коллектива и каждой личности. При этом воспитательная роль учения тем выше, чем теснее оно связано с жизнью, чем шире применяют учащиеся свои знания в общественно полезном труде. Отсутствие исторически сложившихся чувств, их непонимание и отрицание в процессе изучения сказывается отрицательно на учебно-воспитательном процессе. Невозможна его «инструментовка». Педагогу нелегко превратить чувства героев Чехова и Толстого, Фадеева и Твардовского в личностные опытные начала учащихся. Или же для этого надо тратить мaccy энергии и искать, находить нестандартные ситуации, оттачивать личностное мастерство, уметь находить истину педагогического творчества, которая находится на стыке опытов педагога и учеников.

>6. Вопросы к аудитории  1) Какое из четырёх предложенных определений понятия «педагогическое мастерство» 6. Вопросы к аудитории 1) Какое из четырёх предложенных определений понятия «педагогическое мастерство» Вы считаете наиболее удачным? Поясните свой ответ. 2) Какие умения педагога можно назвать структурными слагаемыми педагогического мастерства? Назовите 4-5 умений. 3) Перечислите основные принципы курса «Педагогическое мастерство» (3-4 принципа). 4) В чём, по Вашему мнению, заключается важность умения педагога выражать свои чувства? 5) Развитию какого типа чувств (первичных или вторичных) обучаемых способствует мастерство педагога? Поясните свой ответ.

>СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ