Скачать презентацию Мифология и её роль в развитии МХК Скачать презентацию Мифология и её роль в развитии МХК

Мифология и её роль в развитии МХК.pptx

  • Количество слайдов: 20

Мифология и её роль в развитии МХК Мифология и её роль в развитии МХК

План лекции: 1. Происхождение искусства. 2. Понятие мифа; функции мифа в первобытном обществе. 3. План лекции: 1. Происхождение искусства. 2. Понятие мифа; функции мифа в первобытном обществе. 3. Миф как основа важнейших обрядов. Место обрядов в непрерывном круге жизни. 4. Классификация мифов. 5. Мифологические архетипы. 6. Синкретическая природа первобытного искусства. 7. Трансформация мифа в мировой культуре. 2

Искусство появилось тогда, когда человек осознал себя ЧЕЛОВЕКОМ – т. е. осознал первые нравственные Искусство появилось тогда, когда человек осознал себя ЧЕЛОВЕКОМ – т. е. осознал первые нравственные нормы. «В начале было слово» - без него не мог начаться культурный процесс на планете Первобытный мир начал формирование системы символов (знаков) - речь и различные виды искусства В первобытном мире искусство стало важнейшим средством выживания людей – оно передавало знания. Знать означало назвать, слепить, нарисовать, изобразить в пантомиме или танце – эти способности помогали выжить). Знание было магической силой, а обладавший знаниями становился избранным и почитаемым Отсутствие научных знаний об окружающем мире и полная зависимость от него пугали, заставляя персонифицировать природные явления, объясняя их доступным образом. 3

Объяснения природных явлений не носили научного характера, а обретали форму своеобразных рассказов – мифов. Объяснения природных явлений не носили научного характера, а обретали форму своеобразных рассказов – мифов. Мифы включали в себя всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из мифа выделились религия, науки, искусства. Миф – это особая форма закрепления памяти человека, передаваемая в устной традиции через поколения. В мифах отсутствует анализ явления, но обязательно присутствует метафорическое, образное мышление, т. е. сливаются реальность и фантазия 4

Миф выполнял множество функций: выражал и обобщал верования обосновывал моральные нормы и правила содержал Миф выполнял множество функций: выражал и обобщал верования обосновывал моральные нормы и правила содержал практические правила жизни доказывал целесообразность обрядов Т. е. подобно Библии и Корану, мифы являются древнейшими священными законами, определявшими веру и моральную мудрость 5

Миф являлся органической частью всех древнейших обрядов, до сих пор играющих важную роль в Миф являлся органической частью всех древнейших обрядов, до сих пор играющих важную роль в жизни человека Древнейшие обряды: свадебный погребальный посвятительный (инициация) Обряды чётко фиксируют определённый этап в жизни человека, важный для всего рода, и объясняет его значение и смысл в соответствующих мифах Обряды имеют схожий смысловой алгоритм – во время обряда человек как бы «умирает» в нынешней ипостаси и воскрешается уже в новом качестве 6

Место обрядов в непрерывном круге жизни: жизнь есть непрерывная цепь , состоящая из рождения, Место обрядов в непрерывном круге жизни: жизнь есть непрерывная цепь , состоящая из рождения, перерождения во взрослого дееспособного человека и его смерти, когда умирает тело, а дух переселяется в ТОТЕМ Рождение человека Погребальный обряд инициации или свадьбы тотем 7

Тотемические мифы рассказывают о первопредке – растении или животном, с которым связано происхождение людей Тотемические мифы рассказывают о первопредке – растении или животном, с которым связано происхождение людей племени. В них отражены как представления о возможности взаимного превращения, так и древнейшие зооморфные представления. Представления о тотемах сложились раньше, чем осознание обычного человеческого родства. С данной группой мифов связаны мистерии – магические посвятительные обряды, действа, церемонии. Тотемизм сохранился в современной культуре в виде 8 запретов на некоторую пищу, в символике и геральдике.

Общие тенденции в развитии мифологии всех народов : от сакрально-магического к эстетическому, от природных Общие тенденции в развитии мифологии всех народов : от сакрально-магического к эстетическому, от природных сил к герою. Основные группы мифов: Тотемические Календарные Антропогонические Мифы о культурных героях Эсхатологические Космогонические 9

Тотем – первопредок, основатель рода. Им могло быть какое-либо животное или неживой предмет. Тотемы Тотем – первопредок, основатель рода. Им могло быть какое-либо животное или неживой предмет. Тотемы всячески оберегались. Если алгоритм обряда как-либо нарушался, то не совершалось таинство перерождения - нарушался естественный ход жизни и неизбежно следовала кара, месть умерших предков. 10

Тотемы разных народов 11 Тотемы разных народов 11

Календарные мифы повествуют о естественной смене времён года и необходимости совершать сельскохозяйственные работы С Календарные мифы повествуют о естественной смене времён года и необходимости совершать сельскохозяйственные работы С ними связано множество обрядов, песен, закличек, игр и т. п. , дошедших до наших дней. С ними связаны пары главнейших божеств, «отвечающих» за плодородие (Озирис и Изида, Деметра и Персефона, Лада и Леля) 12

Антропогонические мифы рассказывают о происхождении человека и человеческого общества 13 Антропогонические мифы рассказывают о происхождении человека и человеческого общества 13

Мифы о культурных героях повествую о происхождении или введении каких-либо культурных благ 14 Мифы о культурных героях повествую о происхождении или введении каких-либо культурных благ 14

Эсхатологические мифы - это мифы о конце времён, «конце света» У всех народов есть Эсхатологические мифы - это мифы о конце времён, «конце света» У всех народов есть представление о том, что конец есть начало, т. е. время бесконечно – у него нет начала и конца. 15

Космогонические мифы повествуют о происхождении земли и вселенной, выявляют процесс и причины творения. Эти Космогонические мифы повествуют о происхождении земли и вселенной, выявляют процесс и причины творения. Эти мифы самые молодые. С ними связаны основные мировые символы: - Мировой Океан - Мировая Гора - Мировое Древо (Ось земли; Древо познания добра и зла) - Мировое Яйцо 16

Космогония в произведениях искусства: 17 Космогония в произведениях искусства: 17

Культура первобытного человека опиралась на миф и являлась синкретической (нерасчленённой на виды и жанры) Культура первобытного человека опиралась на миф и являлась синкретической (нерасчленённой на виды и жанры) На основе мифа строился магический обряд – мистерия, включавший в себя слово, пантомиму, танец и пение; действие происходило в специально построенном святилище, украшенном скульптурой, живописью, а участники были облачены в ритуальные маски и костюмы. Мистерии являются истоком современного театра 18

Со временем миф утратил свои первичные функции, но сохранился в мировой культуре в ином Со временем миф утратил свои первичные функции, но сохранился в мировой культуре в ином качестве: Волшебные сказки Эпос мифы Обряды Суеверия Мифы являются основой культуры. Человечество придало новый смысл древним представлениям и мифы обретают новую жизнь. 19

Домашнее задание: -найти в окружающем мире напоминание о первобытных символах, искусстве ( дорожные знаки, Домашнее задание: -найти в окружающем мире напоминание о первобытных символах, искусстве ( дорожные знаки, буквы, символика автомобилей и т. п. ) - Википедия; -Франц. Grotte de Lascaux - http//WWW. culture. gouv. fr/ culture/arcaux/fr/ 20