Паршина Светлана.pptx
- Количество слайдов: 20
Межрегиональный молодёжный конкурс творческих работ «МЫ – ТАЛАНТЛИВЫ!» «Карнавал и маскарад в творчестве Лермонтова» Номинация: Мультимедийная презентация Выполнила: Паршина Светлана Васильевна, ученица 11 класса 16 лет Руководитель: Деманова Елизавета Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Драма «Маскарад» Вершина драматургии Лермонтова Романтическая драма о трагической судьбе мыслящего героя, о его безуспешных попытках преодолеть своё роковое одиночество Единственная пьеса, которую он хотел видеть на сцене
Замысел «Маскарада» возник у Лермонтова, когда он познакомился с великосветским обществом Петербурга. Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из современной жизни.
Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В этой идее произведения лежит проблема «высокого зла» , рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства, при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром» . Само же заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Здесь – идейный центр пьесы.
Символическое название пьесы Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад.
Исследователь Д. Е. Максимов заметил: «Эта драма — романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической партией чистосердечной и прелестной героини, с Мефистофелем, скрывающимся под маской бытового персонажа (Казарин), с таинственным незнакомцем, одержимым «долгом мести» , и с отравлением» .
«Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре внимания автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей.
Романтическое мировосприятие В характерах персонажей Лермонтов выделяет обычно одну ведущую черту и максимально укрепляет ее. Испытываемые ими чувства доводятся до крайнего накала и превращаются в кипящие страсти. Мстительный незнакомец живет одним стремлением — отомстить Арбенину. Арбенин швырнул Звездичу карты в лицо, Звездич скомпрометирован и поэтому готов участвовать а любой интриге, лишь бы отомстить обидчику. В этой среде Арбенин выделяется действительно незаурядными способностями, но и он живет одной страстью. И когда ему показалось, что его жена неверна ему, он присвоил себе право судить и казнить единолично. Как ни презирает он светскую толпу, но и он живет по ее законам и отравляет Нину.
Своеобразие «Маскарада» Своеобразие стиля драмы – в сложном и тонком взаимопроникновении романтического и реалистического планов изображения. Обнаружившая себя еще в юношеских пьесах Лермонтова тенденция ввести высокого романтического героя в бытовое окружение только в «Маскараде» получает полноценное художественное воплощение: высокое и низкое предстают здесь как отражение разных сторон действительности, а романтическая исключительность героя воспринимается как жизненноправдивое явление.
Пьеса построена на принципе силы и двойного сострадания — не только к жертве (Нине), но и к виновнику ее гибели (Арбенину). Никакой «телеологической картины мира» , никакого «возвышенного порядка» , никакого разрешения диссонанса «в великой гармонии целого» нет. В основу драмы Лермонтов кладет жизненный путь человека, который Шиллер называет «реалистическим» : мужественное и гордое противопоставление силы же. Через обличение благополучного в своей лицемерной «веселости» светского общества и «блестящего, но ничтожного» века Лермонтов поднимается до высоких трагических тем: «отбрасывает ложно понятую снисходительность и слабый, изнеженный вкус» . Буря, которую производит Арбенин в светском обществе, вырастает до пределов бунта против всего устройства человеческой жизни, против Бога и установленных кодексов морали: «Преграда рушена между добром и злом!» – торжествующе кричит Арбенин Звездичу.
Образ Арбенина Арбенин – один из тех персонажей, которые, не будучи положительными героями, вместе с тем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близки автору и потому нередко выступают как выразители его взглядов. Лермонтов наделил своего героя силой духа, мужеством, тоской по иной жизни.
Основа его личности – мощная энергия отрицания. Пережив крушение юношеских идеалов, познав всю низость порока, герой восстает против самого себя, надеясь начать новую жизнь, обрести нравственную опору в любви. Но горький жизненный опыт отравляет его ядом безграничного неверия в жизнь и людей, подавляет сознанием нерасторжимости своих связей с проклинаемым им «светом» , который, в свою очередь, не прощает ему отступничества. .
Таким образом, Арбенин, без сомнения, самая значительная личность в «Маскараде» . Его история типична для дворянского интеллигента, тесно связанного со светским окружением и впитавшего мораль и приличия. Арбенин, как и Демон, лицо страдающее. Искреннее стремление к добру, к любви, к естественной прямоте отношений сообщает его образу необыкновенную привлекательность. Способность к самоанализу, к сознательному противопоставлению себя светскому окружению обнаруживает в Арбенине могучую силу духа и гордого, мятежного ума. Однако презрение к миру, питающее душу этого героя, чревато не только благородством ( «Везде я видел зло и, чуждый, перед ним Нигде не преклонился» ), но отгороженностью от добра, замкнутостью его в узком мире семейных отношений, в отъединении от людей, в разобщенности с ними. Тот островок личного счастья, который нашел Арбенин, слишком тесен для романтического героя, для воплощения его абсолютных идеалов.
Образ Нины Имя Нина в драме «Маскарад» является такой же «маскарадной маской» , как и имена других персонажей драмы. Настоящее имя Нины — Настасья Павловна. У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства. Она проста и естественна. Встреча Арбенина с Ниной оказала на его душу целительное воздействие: …черствая кора С моей души слетела, мир прекрасный Моим глазам открылся не напрасно, И я воскрес для жизни и добра» .
Поступки и раздумья Арбенина, а также суждения других персонажей свидетельствуют о том, что Лермонтов не намеревался ограничить свою творческую задачу лишь критикой светского общества. В процессе сценического действия постепенно выдвигается на первый план большая философская проблема. Поэт обнаруживает, что в мире безраздельно царствует зло. Оно кажется изначальным и вечным элементом мироздания. Но ведь эта власть зла противоречит понятию о справедливости! Зло должно быть так или иначе «отменено» .
Конфликтная ситуация в драме В драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя. Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» – закончился поражением: Беги, красней, презренный человек, Тебя, как и других, к земле прижал наш век…
Антидворянская направленность пьесы была замечена театральной цензурой, упорно воспрещавшей ее постановку на сцене. Лермонтов соглашался смягчить некоторые из резких характеристик, но отказался превратить свою драму в произведение с благополучной развязкой. Не могло быть благополучного разрешения конфликта для Арбенина. По мнению литературоведов, герой драмы — «плоть от плоти этой среды: порвав с ней, он не смог освободиться от ее представлений и психологии» .
К сожалению, Лермонтову не удалось увидеть свою драму на сцене. Не была она и опубликована при его жизни. Лишь много десятилетий спустя она прочно вошла в репертуар театров России.
Таким образом, карнавал и маскарад в творчестве Лермонтова – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре внимания автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей.
Спасибо за внимание! 2014 год
Паршина Светлана.pptx