Методики творчества.ppt
- Количество слайдов: 40
Методики творчества Способы генерации новых идей
Что такое ИДЕЯ? Мысленный образ какого-либо объекта (элемента, системы, подсистемы, проблемы, цели, технологии, метода, процесса и т. П. ), Выделяющий его основные, главные и существенные признаки, свойства и особенности
Как придумать что-то новое?
Как придумать что-то новое? Великий изобретатель Никола Тесла (18561943 гг. ), которого современники называют "человеком, который изобрел ХХ век", мог генерировать сотни новых идей в день. Но всех шокировало его признание: "Не я автор этих идей". Он утверждал: Мой мозг только приемное устройство. В космическом пространстве существует некое ядро, откуда мы черпаем знания, силы, вдохновение. Я не проник в тайны этого ядра, но знаю, что оно существует
Методы генерации новых идей ЧТО ЭТО? Действия/способы помогающие нам, тем или иным образом, создать некий новый образ знакомого предмета или совершенно уникальную идею.
Методики творчества
Простые Например, изучение поз Йоги, использование различных запахов, звуков для создания ассоциативного ряда, медитация и т. п.
Сложные Как правило, имеют определенные правила работы, помогающие грамотно направить поток мыслей. Это тот самый «Мозговой штурм» , метод аналогий, метод контрольных вопросов и пр. Следует отметить, что сложные методы, чаще всего, являют собой комбинацию простых.
Научные Громоздкие, требуют специальной подготовки. Они оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами, такими как различные вычислительные системы. В настоящее время единственным примером данного вида методов можно считать ТРИЗ (Теорию Решения Изобретательских Задач) – автор Альтшуллер Генрих Саулович (Первая статья напечатана в 1956 г. (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро «Вопросы психологии» , 1956, № 6). Первая книга по ТРИЗ (Г. Альтшуллер «Как научиться изобретать» ) опубликована в 1961 г. )
Важные аспекты в генерации новых идей • Основная проблема – трудность ухода от привычных способов ассоциирования информации. • «Логика опыта» • Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. • Отсрочка вынесения оценки (suspension of judgement) judgement
Как начать придумывать? • Скорость — это легкость генерирования идей. • «Поток сознания» • Обсуждение • Фантазирование • Визуализация • Инкубация
Как начать придумывать? (2) • Контрольные списки Контрольный список для новых идей (Check List for New Ideas), разработанный Алексом Осборном, — состоит из серии "стимулирующих" вопросов под следующими рубриками: – – – – – Использовать для других целей? Адаптировать? Модифицировать? Увеличить? Уменьшить? Заменить? Переделать? Полностью изменить? Объединить?
Как начать придумывать? (3) • Аналогия • Насильственные отношения • Составление списков свойств
Наиболее популярные методики творчества • • • Метод «Шесть шляп» Метод «Ментальные карты» Синектика Метод фокальных объектов Морфологический анализ Непрямые стратегии Метод «Автобус, кровать, ванна» Расшифровка Ловушка для идей
Шесть шляп мышления
Ментальные карты или mindmapping Mindomo Mapmyself Mindmeister
Синектика Виды аналогий 1. Прямая - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. 2. Символическая - требует в парадоксальной форме (сочетать на сочетаемое) сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. 3. Фантастическая - требуется представить себе вещи такими, какими бы мы хотели их видеть, позволяя игнорировать любые физические законы, представление любых средств или персонажей, позволяющих выполнять то, что следует по условиям задачи. 4. Личная (эмпатия) - позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче.
Метод фокальных объектов 1. Выбирается 4 -5 случайных объектов (из словаря, книги…) 2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5 -6 интересных слов прилагательных, деепричастий, глаголов) 3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль 4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются 5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций. 6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения
Морфологический анализ
Непрямые стратегии
Метод «Автобус, кровать, ванная»
Расшифровка
Ловушка для идей
Мозговой штурм
Что это? • Мозговая атака • Brainstorming • Конференция идей В англо-русском словаре Мюллера brain-storm переводится как: • буйный припадок, • душевное потрясение. В словаре Гальперина тот же термин переводится как: • - припадок безумия; • - блестящая идея, великолепный план; • - бредовая мысль, идея.
Что это? (2) В толковом словаре английского языка Вебстера приведены следующие варианты трактовки понятия brain-storm: • - a violent transient fit of insanity /сильный (неистовый, бешеный) скоротечный припадок (приступ) умопомешательства/ • - a suddin bright idea; ' - a have brained idea /внезапная блестящая (яркая) идея/
Немного истории Исторически данный метод считается самым первым, однако, последовательность определенных этапов, заложенная в него автором (Алексом Осборном), в литературе встречается задолго до Осборна. Двухстадийный 'подход к решению проблем описан еще Тацитом, исследовавшим быт германцев: "На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и никогда так не воспламеняется для помыслов о великом. . . На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию". Этому свидетельству две тысячи лет.
Еще более древним примером того же подхода является способ, применявшийся в древней Вифинии (находилась на территории современной Турции) в 700 -600 годах до н. э. По свидетельству историков, у населявших эту местность фракийских племен вифинов был следующий обычай. Столкнувшись с совершенно новой ситуацией, по которой необходимо было принимать взвешенное и ответственное решение, они расширяли многообразие вариантов путем опроса всех, кого возможно, а затем отбирали то, что казалось наиболее приемлемым. Так, при заболевании, когда было непонятно, как и чем лечить человека, члены его семьи выносили больного на всеобщее обозрение и любой прохожий мог поделиться с родственниками своими суждениями и опытом. Впоследствии семейный совет выбирал из предложенных мер наиболее подходящую.
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30 х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение", в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.
Проблемы творчества Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство граждан как проблему не воспринимает. Почему так мало используется творческий потенциал граждан страны для решения стоящих перед ней проблем? Ведь творческие способности есть у всех людей. Ответ, вскоре был найден: Для того, чтобы идею приняли специалисты, она должна быть выдвинута оформленной "по 'всем правилам" таково широко распространенное мнение.
Проблемы творчества (2) Поиск удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все.
Проблемы творчества (3) Поэтому основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики. "Почему бы не разделить каждую проблему таким образом, чтобы одна часть опытных экспертов позаботилась об изыскании фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточились бы только на выдвижении одной идеи за другой", - пишет А. Осборн. Он указывает на появление 'нового подхода к решению проблем, подхода, который получил у него название "имадженерия". "Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем "имадженерируете" ее на землю".
Собственно метод Мозгового Штурма
Этапы 1. Предварительный – – – Четкая формулировка проблемы Отбор участников/ распределение на группы Распределение ролей в группе • • Ведущий Писарь
Этапы 2. Основной (собственно генерация идей) Правила: - Ограничений НЕТ! Главное количество идей. - Любая оценка ЗАПРЕЩЕНА (не важно, положительная или отрицательная), т. к. она отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. - Самые абсурдные и необычные идеи активно приветствуются.
Этапы 3. Заключительный – – – Оценка идей Их группировка, при необходимости Отбор нескольких, самых лучших
Важно Данный метод заточен, в первую очередь, для решения легких задач. Например: Придумать рекламный слоган для напитка. Если же вы хотите использовать данный способ для решения чего-то более сложного, сначала придется дробить основную Идею на подзадачи.
Метод «Пяти пальцев»
Полезная литература и интернетпорталы • • • http: //manprogress. com/ru/methods/generatio n-ideas. html http: //www. brainstorming. ru/ http: //www. superidea. ru/ Джон К. Джонс, Методы проектирования Альтшуллер Г. С. , Алгоритм изобретения Викентьев И. Л. , Современные методики творчества/креатива (обзор).
Спасибо за внимание!
Методики творчества.ppt