Скачать презентацию Меморио запоминание Этап риторического канона на котором происходит Скачать презентацию Меморио запоминание Этап риторического канона на котором происходит

Запоминание и исполнение.ppt

  • Количество слайдов: 43

Меморио (запоминание) Этап риторического канона, на котором происходит подготовка к произнесению речи. Не столь Меморио (запоминание) Этап риторического канона, на котором происходит подготовка к произнесению речи. Не столь важный теоретически, он имеет существенное практическое значение.

► Раздел риторики «Меморио» непосредственно связан с устной речью и применяется, когда письменный текст ► Раздел риторики «Меморио» непосредственно связан с устной речью и применяется, когда письменный текст уже написан и прошел все этапы подготовки — инвенцию, диспозицию, элокуцию. ► Данный этап имеет существенное практическое значение и требует отработки именно практических навыков в процессе подготовки к произнесению речи. Обычно античные риторы писали свои речи и затем заучивали их наизусть. Однако существовали и другие приемы подготовки к публичному выступлению: они определяли и записывали ключевые блоки, запоминали начала абзацев или основные мысли своей речи.

Мнемонические приемы (приемы запоминания) • • Но что же делать человеку, если речь написана Мнемонические приемы (приемы запоминания) • • Но что же делать человеку, если речь написана и ему предстоит выступать публично? • Вот несколько советов: Необходима внутренняя установка на запоминание текста. • Выступающий должен четко поставить себе задачу необходимости запомнить именно этот текст; лучше при этом убедить себя, что этот материал нужен надолго, т. е. давать себе установку на длительное запоминание; Вычленение в массе запоминаемого материала наиболее интересного. • Лучше и легче усваивается интересный именно для вас материал: зачастую школьнику трудно выучить, например, исторические даты, но как легко он запоминает все, что связано с его любимым певцом или с любимой командой! Постарайтесь настроить себя так, чтобы материал стал для вас понастоящему интересным.

Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу. § Попытайтесь пробудить в себе не Качество запоминания зависит от эмоционального отношения к материалу. § Попытайтесь пробудить в себе не только интерес к предмету изложения, но и вызвать некоторые эмоции к своему тексту. Качество запоминания улучшается, если текст сформировался через деятельность или в объяснении. Продуктивным приемом запоминания текста является репетиция его произнесения. § Готовясь к выступлению, не старайтесь запомнить подготовленный текст полностью, дайте себе свободу вариантов, запоминайте канву выступления, ее основные моменты (их надо знать твердо), подберите интересные примеры. Если вы, готовясь, используете чужой текст, то постарайтесь «сделать» его своим: не запоминайте средств выразительности и примеры другого автора, лучше подберите свои — это будут ваши эмоции, и они запомнятся лучше.

Подготовка в выступлению. Приемы запоминания n n n n Начинать готовиться к выступлению лучше Подготовка в выступлению. Приемы запоминания n n n n Начинать готовиться к выступлению лучше за несколько дней. Речь нужно репетировать не по кускам, а как целое. Нужно составить шпаргалку – несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руках. Перед тем как репетировать речь, нужно составить план. Репетируя, представьте себе аудиторию, помещение. Репетируя, не заучивайте речь, запоминайте идею текста. Репетируя, обращайтесь к плану лишь в том случае, если забудете сам ход мысли. На листке плана оставьте поля, чтобы записать опорные слова.

n n n n Успех самого выступления зависит от многих факторов: от умения выбрать n n n n Успех самого выступления зависит от многих факторов: от умения выбрать тему, продуманности цели выступления, умения составить план, выстроить композицию, от умелого использования конструктивных приемов и средств выразительности. Важно учитывать, перед какой аудиторией вы выступаете: ее возрастной состав, интересы, знакома вам аудитория или нет, каково отношение аудитории к выступающему; время выступления, были выступления перед вашим или нет и многое другое. При создании самого устного текста всегда надо думать о том, что уже знают ваши слушатели по данной теме.

Виды речей Еще в начале подготовки выступления автор должен ясно представлять, к какому виду Виды речей Еще в начале подготовки выступления автор должен ясно представлять, к какому виду речей будет относиться его текст. n Виды речей: n развлекательные — цель такой речи — развлечь слушателей, вызвать положительные эмоции, возможно смех, n информационные — цель — пробудить интерес к какой-либо проблеме, дать новое представление о предмете, n агитационные, которые в свою очередь делятся на воодушевляющие — цель — поднять настроение, вызвать эмоциональный отклик, n убеждающие — цель — убедить в своей правоте, n призывающие к действию — цель — побудить начать или прекратить какие-либо действия.

Развлекательная речь • Развлекательная речь ( в частности, юмористическая) обычно строится с опорой на Развлекательная речь • Развлекательная речь ( в частности, юмористическая) обычно строится с опорой на смешные случаи из жизни. Она подкупает новизной, необычностью подхода, может быть построена даже на контрасте. В основе такой речи могут лежать привычки, характер, образ мысли людей, взаимоотношения полов и т. д. Выступающий должен обладать чувством юмора, которое обращено не только на других, но и на самого себя. Тогда это подкупает слушателей.

Информационная речь § Информационная речь построена на жесткой логике, она должна иметь тщательно подобранные Информационная речь § Информационная речь построена на жесткой логике, она должна иметь тщательно подобранные доказательства. Подчеркнутая логика изложения вызывает уважение и внимание аудитории. Особо ценится такая речь тогда, когда слушатели заинтересованы в новой информации и с благодарностью видят, что выступающий дает именно то, что слушателям необходимо, например, для учебы или работы.

Воодушевляющая речь практически не содержит новых для слушателей данных, но, внося ясность в уже Воодушевляющая речь практически не содержит новых для слушателей данных, но, внося ясность в уже знакомую аудитории проблему, оратор вызывает эмоциональный отклик, поднимает настроение людей.

Убеждающая речь n Убеждающая речь основана на фактах и эмоциях. Такая речь возможна, если Убеждающая речь n Убеждающая речь основана на фактах и эмоциях. Такая речь возможна, если действительно есть проблема, которую автор решает, на его взгляд, правильно и хотел бы, чтобы его точку зрения разделили другие люди. При этом следует знать, что автор может и должен использовать не только логические доказательства, но и эмоциональные доказательства, которые, воздействуя на чувства людей, приведут к определенным выводам и результатам. Предметом таких эмоциональных доказательств могут быть всевозможные чувства людей, отношение к детям, патриотизм.

Призывающая речь n Призывающая речь основана на эмоциях и фактах. Если вы хотите побудить Призывающая речь n Призывающая речь основана на эмоциях и фактах. Если вы хотите побудить человека к действию, вы должны очень хорошо знать его. Знание аудитории – залог успеха призывающей речи в эффективности воздействия на слушателей. Надо сказать, что оратору легче выступать перед небезразличной аудиторией, пусть даже и настроенной по отношению у выступающему негативно. Самое сложное – «разбудить» людей, безразличных к теме выступления. Если вы призываете аудиторию пожертвовать чем-либо (например, вниманием, свободным временем), то постарайтесь компенсировать их чувства чем-либо положительным (но не материальной выгодой): чувством выполненного долга, благородства, сознанием правоты, справедливости.

Акцио гипокризис (произнесение) Этап риторического канона, при котором речь превращается в звучащее слово. Здесь Акцио гипокризис (произнесение) Этап риторического канона, при котором речь превращается в звучащее слово. Здесь действует весь комплекс знаний и навыков, связанных с техникой речи и объединенных пластическим принципом гармонии звучащей речи с личностью оратора, его телесными и духовными особенностями, той гармонии, что создает образ ритора и признана оказать максимальное воздействие (жесты, мимика).

ОБЪЕКТЫ ВНИМАНИЯ ОРАТОРА ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ n Грамотная речь (нормативная). n Композиция речи: вступление, ОБЪЕКТЫ ВНИМАНИЯ ОРАТОРА ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ n Грамотная речь (нормативная). n Композиция речи: вступление, основная часть, заключение. n Техника речи: дикция, интонация, темп, громкость и четкость голоса. n Контакт с аудиторией: зрительный контакт, доброжелательный настрой, вопросы к залу, автобиографический рассказ и отступление от темы. n Естественность поведения: поза, жесты, выражение лица.

Навыки и умения оратора 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Уверенное высказывание во Навыки и умения оратора 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Уверенное высказывание во время любого сообщения; Умение непрерывно говорить на любую тему; Умение точно выражать свои мысли; Использование активного словарного запаса; Умение пользоваться различными речевыми приемами; Умение аргументировать и убеждать; Умение привлечь внимание аудитории.

Высшее проявление мастерства публичного выступления и важное условие эффективности ораторской речи – контакт с Высшее проявление мастерства публичного выступления и важное условие эффективности ораторской речи – контакт с аудиторией

Главным показателем взаимопонимания между оратором и аудиторией является положительная реакция на слова выступающего, внешнее Главным показателем взаимопонимания между оратором и аудиторией является положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания и рабочая тишина в зале

Факторы, влияющие на установление контакта: 1. 2. 3. 4. 5. Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна Факторы, влияющие на установление контакта: 1. 2. 3. 4. 5. Актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления; Личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем; Особенности аудитории: количественный состав, настроение, интересы; Психология слушателей; Внешность оратора.

ОБЪЕКТЫ ВНИМАНИЯ ОРАТОРА ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ o Грамотная речь (нормативная). o Композиция речи: вступление, ОБЪЕКТЫ ВНИМАНИЯ ОРАТОРА ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ o Грамотная речь (нормативная). o Композиция речи: вступление, основная часть, заключение. o Техника речи : дикция, интонация, темп, громкость и четкость голоса. o Контакт с аудиторией: зрительный контакт, доброжелательный настрой, вопросы к залу, автобиографический рассказ и отступление от темы. o Естественность поведения: поза, жесты, выражение лица.

Основная часть выступления: тезис, аргументы. n Аргументирующая речь. Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную Основная часть выступления: тезис, аргументы. n Аргументирующая речь. Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную точку зрения, т. е. осуществляет аргументацию. Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Тезис и аргументы l l Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная Тезис и аргументы l l Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать. Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом, все, что может подтвердить тезис.

l От тезиса к аргументам можно поставить вопрос l От тезиса к аргументам можно поставить вопрос "Почему? ", а аргументы отвечают: "Потому, что". Например: Телевизор смотреть полезно тезис нашего выступления. Почему? Аргументы - потому, что: 1) по телевизору мы узнаем новости; 2) по телевизору сообщают прогноз погоды; 3) по телевизору мы смотрим учебные передачи; 4) по телевизору показывают интересные фильмы и т. д.

Чтобы аргументация была сильной, убедительной и приводила к желаемым результатам, необходимо выполнять следующие правила: Чтобы аргументация была сильной, убедительной и приводила к желаемым результатам, необходимо выполнять следующие правила: n Тезис должен быть сформулирован ясно и точно. n Тезис должен быть тождественным в течение всего рассуждения, т. е. не должен меняться в течение хода аргументации. n Аргументы, приводимые в подтверждение к тезису, должны быть истинными и не противоречить другу.

n n Аргументы должны быть достаточными: не слишком широкими, из которых следует все, что n n Аргументы должны быть достаточными: не слишком широкими, из которых следует все, что угодно, но и не слишком узкими. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса (не должно быть круга в доказательстве). Источники аргументов должны быть известными и достоверными. Демонстрация аргументации должна представлять собой правильное рассуждение, т. е. быть таким рассуждением, которое соответствует законам и правилам логики.

Виды аргументов: Логические (обращенные к разуму слушателей); Факт — это действительное, невымышленное явление, событие, Виды аргументов: Логические (обращенные к разуму слушателей); Факт — это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле; n Мнение — суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что -либо n Психологические (оказывающие воздействие на чувства); n n n — довод к чувству собственного достоинства; — довод от сочувствия; — довод от обещания; — довод от осуждения; — довод от недоверия; — довод от сомнения и т. п.

Виды аргументов: Слабые: (Довод, против которого легко найти возражение, трудно опровергаемое) Сильные: (Соглашение с Виды аргументов: Слабые: (Довод, против которого легко найти возражение, трудно опровергаемое) Сильные: (Соглашение с доводами без какихлибо уточнений)

К сильным аргументам обычно относят: * научные аксиомы; * положения законов и официальных документов; К сильным аргументам обычно относят: * научные аксиомы; * положения законов и официальных документов; законы природы, выводы подтвержденные экспериментально; * заключения экспертов; * ссылки на признанные авторитеты; * цитаты из авторитетных источников; * показания очевидцев; * статистические данные.

Правила аргументации 1. Определите тему своего выступления и сформулируйте ее. 2. Сформулируйте основной тезис Правила аргументации 1. Определите тему своего выступления и сформулируйте ее. 2. Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его словами. 3. Подберите аргументы в поддержку своего тезиса. 4. Приведите аргументы в систему - расположите их в определенном порядке: во-первых, во-вторых, втретьих и т. д. 5. Если необходимо, опровергните противоположный тезис, приведя аргументы против него. 6. Сделайте вывод.

Жесты, мимика оратора Жесты, мимика должны быть разнообразными. Поза должна быть открытая. Ритор должен Жесты, мимика оратора Жесты, мимика должны быть разнообразными. Поза должна быть открытая. Ритор должен чувствовать себя свободно. Регуляция поведения аудитории, взаимодействие оратора со слушателями начинается с момента его появления в зале, с того, как он подходит к столу, трибуне, какова его поза: говорит ли она о том, что оратор полон желания выступить перед слушателями. Ведь поза человека является выражением целостного состояния при выполнении какого-либо психофизического или речевого действия.

К трибуне оратор должен направляться решительным шагом (ступни ног слегка развернуты носками наружу), с К трибуне оратор должен направляться решительным шагом (ступни ног слегка развернуты носками наружу), с хорошей осанкой (прямой спиной, поднятой головой, опущенными плечами), с руками, свободно "сброшенными" (или "сброшенной" одной рукой, если в другой портфель, папка), со взглядом, устремленным к трибуне или аудитории (не стоит боязливо смотреть под ноги).

Взойдя на трибуну, нельзя сразу же Взойдя на трибуну, нельзя сразу же "с места в карьер" начинать: аудитория еще не готова к восприятию. В организации восприятия речи аудиторией важную роль играет так называемая "начальная пауза", психологическое назначение которой состоит в том, что она позволяет слушателям привыкнуть к оратору: слушатели и настраиваются на восприятие речи, а оратор успокаивается, пытается уловить настроение аудитории, ее отношение к теме выступления, определяет тон своего общения с аудиторией, создавая атмосферу делового контакта с нею.

Поза должна быть естественной, устойчивой. Удобнее всего, конечно, стоять, опираясь на обе ноги, но Поза должна быть естественной, устойчивой. Удобнее всего, конечно, стоять, опираясь на обе ноги, но одна из них может быть несколько расслабленной, выдвинутой слегка вперед. Не следует часто переступать с ноги на ногу, переминаться и раскачиваться из стороны в сторону, ибо это создает впечатление о человеке, неуверенном в себе, стесняющемся слушателей.

Среди всех внешних средств выразительности особое место занимают руки. В жестикуляции ярко проявляется сущность Среди всех внешних средств выразительности особое место занимают руки. В жестикуляции ярко проявляется сущность человеческого характера. Сложный и разнообразный арсенал жестовых средств помогает раскрыть суть речь или, наоборот, может существенно помешать и даже навредить.

Жесты разделяются на две группы: условные и неусловные. Условные жесты носят интернациональный, узкосоциальный характеры. Жесты разделяются на две группы: условные и неусловные. Условные жесты носят интернациональный, узкосоциальный характеры. К условным жестам относятся: военное приветствие, осенение крестом, жесты одобрения (хлопки), жесты солидарности (поднятая рука, сжатая в кулак), бытовые жесты, показывающие, что человек пьян, не в своем уме, болтлив и т. д. Некоторые из условных жестов играют самостоятельную роль, как определенные коды вне связи с языком (например, дирижирование).

Условные жесты иногда заменяют речь. Так, вместо того, чтобы сказать Условные жесты иногда заменяют речь. Так, вместо того, чтобы сказать "да", русский кивает головой, а вместо "нет" качает головой из стороны в сторону. А вот болгары, греки, румыны, македонцы делают наоборот: качают головой из стороны в сторону в знак согласия, а кивают в знак отрицания. Условные жесты могут быть непонятны непосвященному человеку.

Неусловные жесты понятны всем без объяснения. По своей природе они весьма действенны, выражают эмоциональное Неусловные жесты понятны всем без объяснения. По своей природе они весьма действенны, выражают эмоциональное состояние и волю человека, всегда имеют конкретную цель. Неусловные жесты разделяются па четыре группы: 1) указывающие, 2) передающие, 3) подчеркивающие, 4) ритмические.

Указывающие жесты наиболее просты и обычно указывают на тот или иной предмет. Передающие жесты Указывающие жесты наиболее просты и обычно указывают на тот или иной предмет. Передающие жесты делятся, в свою очередь, на изображающие и эмоциональные. Изображающие жесты передают вид, форму объектов речи. Подчеркивающие жесты выделяют главное в речи, помогают лучше уяснить мысль. Ритмические жесты подчеркивают не отдельные части, места речи, а весь ритм ее произнесения. К ритмическим жестам относятся и жесты колебания, неуверенности. Проявляются они в поднятии плеча, характерном наклоне головы к плечу.

Следует учитывать также пространственные факторы общения. Если аудитория немногочисленна, то для создания эффекта доверия, Следует учитывать также пространственные факторы общения. Если аудитория немногочисленна, то для создания эффекта доверия, открытости можно и не заходить на трибуну. При этом одинаково плохо стоять неподвижно, навытяжку, как по команде "смирно", или бесцельно расхаживать по сцене, отвлекая слушателей от восприятия содержания.

Велика роль своеобразного центра передачи и приема сигналов в человеческом общении - мимики. Мимика Велика роль своеобразного центра передачи и приема сигналов в человеческом общении - мимики. Мимика - движения лицевых мышц, выражающие душевное состояние - это средство эмоционального неречевого воздействия на слушателей. Еще в начале XIX века известный теоретик ораторского искусства Я. В. Толмачев писал: "Лицо есть зеркало души. На нем изображаются все чувствования: любовь, ненависть, печаль, гнев, угрозы, ласки

Не менее важную роль в общении играют губы, рот. Околоротовые мышцы вернее всего выявляют Не менее важную роль в общении играют губы, рот. Околоротовые мышцы вернее всего выявляют эмоциональную жизнь человека. И действительно, если лоб может собраться складками от удивления, неуверенности или нахмуриться от гнева, обиды, напряженных раздумий, а нос сморщиться, выражая радость или презрение, раздуться от сдержанной обиды, ненависти, то губы способны слегка улыбаться, растягиваться в улыбке, расплываться, иронически кривиться, с презрением опускаться вниз, крепко сжиматься в обиде, прикусываться от боли, волнения и т. д.

В процессе публичного выступления, от излишнего волнения, может нарушиться органическая жизнь глаз, а лицо В процессе публичного выступления, от излишнего волнения, может нарушиться органическая жизнь глаз, а лицо онеметь, исказиться в гримасе, или оратор может начать беспричинно, не переставая, улыбаться. Мимика должна быть естественной, лицо спокойным и вместе с тем живым.

Следует успокоить и бегающие глаза: они мешают сосредоточиться и оратору, и слушателям. Остановив внимание Следует успокоить и бегающие глаза: они мешают сосредоточиться и оратору, и слушателям. Остановив внимание на одной группе слушателей, надо обязательно закончить мысль и лишь затем перевести взгляд на другую группу. Но говорить со слушателями надо "глаза в глаза". Это лучший способ общения, заражения слушателей своими чувствами, желаниями.

Жесты и мимика - это только помощники слова. При умелом использовании они могут сделать Жесты и мимика - это только помощники слова. При умелом использовании они могут сделать мысли ясней, а чувства ярче. При неумелом управлении ими - затемняется смысл, затрудняется восприятие речи, портится впечатление от выступления. Изучая неречевые средства общения, овладевая ими, надо помнить о том, что вербальное (речевое) общение является доминирующим звеном в коммуникации. Оно подчиняет себе все неречевые средства. Логика, значимость мысли, сдержанный темперамент сегодня сильнее действуют на слушателей, чем эмоциональная страстность и обильная жестикуляция.