Скачать презентацию Медицина Древней Греции до Гиппократа ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 Скачать презентацию Медицина Древней Греции до Гиппократа ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1

Медицина+..[1].ppt

  • Количество слайдов: 10

Медицина Древней Греции до Гиппократа ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА 1 ГРУППЫ МИРОНИДИС Медицина Древней Греции до Гиппократа ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА 1 ГРУППЫ МИРОНИДИС ЛЮБА

Источники сведений о древнегреческой медицине Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” Источники сведений о древнегреческой медицине Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э. , т. е. Конца критомикенского, предполисного и архаичного периодов. О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции содержатся также в выдающемся произведении Геродота “История в девяти книгах”.

Два направления в медицине: народная и храмовая Народная медицина Начала народной медицины связаны с Два направления в медицине: народная и храмовая Народная медицина Начала народной медицины связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской. Медицина в Греции была свободна от теургии. Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить. Храмовая медицина Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. . Кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр. Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. В трудных случаях жрецы часто приглашали на помощь светских врачей. В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота.

ВРАЧЕВАНИЕ КРИТО-МИКЕНСКОГО ПЕРИОДА (III—II тысячелетия до н. э. ) Центром древнейшей греческой цивилизации был ВРАЧЕВАНИЕ КРИТО-МИКЕНСКОГО ПЕРИОДА (III—II тысячелетия до н. э. ) Центром древнейшей греческой цивилизации был о. Крит. Во II тысячелетии до н. э. могущественный Крит имел прекрасно развитые ремесла, искусство, поддерживал внешние связи с Троянским царством и материковой Грецией, Кипром, Сирией, Вавилонией и особенно с Египтом, что имело большое значение для обеих стран. На о. Крит были обнаружены санитарнотехнические сооружения: система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы. На территории Кносского дворца обнаружены небольшие женские статуэтки из слоновой кости и золота, изображающие служительницу культа Матери-Земли со змеями в руках. Глубокий след в памяти потомков оставила деятельность царя «златобильных Микен» Агамемнона и его брата — царя Спарты Менелая. Эпизоды Троянской войны, предпринятой ими в XII в. до н. э. с целью подчинения богатой и процветавшей Трои, впоследствии легли в основу сюжета эпической поэмы «Илиада» , которая является практически единственным источником о врачевании этого периода.

ВРАЧЕВАНИЕ ПРЕДПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (XI —IX вв. до н. э. ) Предполисный период долгое время ВРАЧЕВАНИЕ ПРЕДПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (XI —IX вв. до н. э. ) Предполисный период долгое время назывался «гомеровским» , так. основные сведения о нем давали эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» . Несмотря на то что вскрытия умерших в древней Греции не производились, медицинская номенклатура «Илиады» и «Одиссеи» составила основу терминологии греческих врачевателей и входит в состав современного анатомического языка. По мнению отечественного историка медицины прошлого столетия С. Г. Ковнера, она «немногим ниже анатомических понятий Гиппократа» . Врачеванием и перевязыванием ран з древнегреческом войске занимались как сами , так и искусные врачеватели, которые знали свойства целебных трав, «какие земля ни рождает» . В поэмах Гомера упоминается об эпидемии чумы, о рождении жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца беременности; говорится об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использовании серы как лекарственного средства, а также о заимствовании некоторых знаний о лечебных средствах у древних египтян. Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» свидетельствуют об эмпиэнческом характере истоков древнегреческого врачевания, о широком зваимодействии древнегреческой медицины с достижениями других древних цивилизаций.

ВРАЧЕВАНИЕ ПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э. ) В VIII—VI вв. до н. ВРАЧЕВАНИЕ ПОЛИСНОГО ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э. ) В VIII—VI вв. до н. э. на территорий Греции повсеместно формировались города-государства — полисы. Они объединяли свободных граждан, владевших землей и рабами. Широкие торговые и культурные связи между полисами способствовали экономическому и культурному развитию древней Греции. Полисный период отмечен важными для истории медицины явлениями: формирование материалистической древнегреческой философии и становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением позиций религии и, как следствие, становлением храмов. Храмовое врачевание в древней Греции развивалось на фоне эмпирического врачевания. Святилища Асклепия в древней Греции не были больницами в нашем понимании. Врачевание в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения. Наряду с ними существовал ритуал Инкубация—кульминация обряда священного врачевания. Очень скоро этот ритуал приобрел широкую популярность. В древней Греции не было резкой границы между светской медициной и врачеванием в храмах. Храмовое врачевание унаследовало многие положительные приемы и гигиенические традиции эмпирического врачевания, которое возникло несравненно раньше религий.

МЕДИЦИНА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (V—IV вв. до н. э. ) В древней Греции врачевание долгое МЕДИЦИНА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (V—IV вв. до н. э. ) В древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии. Все великие врачеватели были философами и наоборот. В этот период сформировались две основные классические системы античной философии: естественно-научное атомистическое учение и объективный идеализм. Обе они оказали влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от философии. Ионийская натурфилософия открыла пути к изучению основных причин заболеваний и самого процесса болезни. Характерная для античных философских систем тенденция к систематизации знаний способствовала развитию систематизации в медицине, вела к созданию теорий болезни и зарождению самостоятельных направлений (анатомия и хирургия периода эллинизма). Врачевание в древней Греции долгое время оставалось семейной традицией. Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы, активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного, развивали основы врачебной этики.

Медицинские работники Эмпирические знания ранних греческих лекарей, по-видимому, довольно рано сложились в определенную систему Медицинские работники Эмпирические знания ранних греческих лекарей, по-видимому, довольно рано сложились в определенную систему лекарских знаний. Позволило крупнейшим мыслителям V—IV вв. успешно развивать медицинскую теорию в самой тесной связи с философией. Эта связь была тем более прочной, что ряд выдающихся философов были профессиональными врачами. Проблема специализации в лечебном деле несомненно волновала многих лекарей изучаемого времени. Весьма остро стоял, вероятно, вопрос о взаимоотношениях врачей-практиков и врачей-теоретиков. Острота полемики в медицинских кругах была обусловлена самой спецификой науки: ошибки врачей оборачивались роковым образом для пациентов. Нет сомнений в том, что выработка этических норм медика шла параллельно с кристаллизацией полисных установлений в классическое время. Упомянутые авторы справедливо отмечают, что целью медицинской этики было скорее поднять этический уровень врача, чем защитить деловые интересы профессии.

Влияние досократиков на медицину Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века Влияние досократиков на медицину Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э. ), а также их преемников IV в. до н. э. , творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций. Основным предметом философствования у досократиков был космос. Они считали, что он состоит из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос, считалось , подчинялись действию одних и тех же закономерностей. Для досократической философии характерно возвышение. Очевидно, это связано с развитием религиозных верований и политического устройства того времени, ведь как только общество начало демократизироваться, начала возникать софистика и как итог Их философия совершенно не систематизирована, часто не имеет объективных логических оснований и перечить сама себе. Практически вся досократическая философия обосновывается на практическом примененнии своих тезисов. Тут и космология, и метеорология милетцев. Досократики создали фундамент для широчайшей деятельности философов класического периода, и в этом их главная историческая функция.

Литература: 1. Т. С. Сорокина «История Медицины» ; 2. Блаватская Т. В. Из истории Литература: 1. Т. С. Сорокина «История Медицины» ; 2. Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. - М. , 1983. ( глава 4); 3. А. О. Маковельский. Досократики. В 3 томах. — Казань, 1914— 1919; 4. "История медицины" С. Ковнера т. 1(Асклениады , жреческая медицина ) 5. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. // Изд. подг. А. В. Лебедев. М. : Наука, 1989. ;