МАТЕРИАЛЫ XI МОСКОВСКОГО МАРАФОНА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
МАТЕРИАЛЫ XI МОСКОВСКОГО МАРАФОНА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ. 21 АПРЕЛЯ 2012 Г. РУССКИЙ ЯЗЫК. Итоговая государственная аттестация в 2012 г.
День учителя русского языка Ø ЦЫБУЛЬКО И. П. , к. п. н. , ведущий научный сотрудник ФИПИ
«Революций не будет!» Для КИМ ЕГЭ характерна определённая стабильность (в целом год от года сохраняется структура и содержание КИМ ЕГЭ ). Необходимые корректировки структуры и содержания работы вносятся постепенно после общественного обсуждения и апробационных исследований.
Русский язык – принципиальных изменений нет. . 1. Изменен формат задания А 2. 2. Задание А 26 перенесено на позицию А 6 в блок заданий, проверяющих грамматические нормы. 3. Уточнена формулировка задания С 1. 4. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом (критерий К 2, подсчёт слов в сочинении).
1. Изменения в задании А 2 2011 г. 2012 г. A 2. В каком предложении вместо слова A 2 В каком варианте ответа выделенное ЦЕННЫЙ нужно употребить слово употреблено неверно? ЦЕННОСТНЫЙ? 1)В неясном, рассеянном свете ночи открылись 1) Всех участников олимпиады наградили перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные ЦЕННЫМИ подарками. перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. 2)В каждую эпоху формируются свои 2)Железо, хром, марганец, медь и никель ЦЕННЫЕ ориентиры. являются КРАСОЧНЫМИ веществами, 3)В статье можно найти ЦЕННЫЕ для компонентами многих красок, созданных на геолога сведения. основе этих минералов. 4)В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ 3)ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между пород. Россией и США были установлены в 1807 году. 4)Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
2. Задание А 26 перенесено на позицию А 6 Причина: восстановлена логика теста (грамматические нормы в одном блоке). А 6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами. 2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. 3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности. 4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
3. Уточнена формулировка задания С 1 2011 г. 2012 г. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в читательский опыт, знания и жизненные первую очередь на читательский опыт, а также наблюдения (учитываются первые два аргумента). на знания и жизненные наблюдения (учитываются Объём сочинения – не менее 150 слов. первые два аргумента). Работа, написанная без опоры на прочитанный текст Объём сочинения – не менее 150 слов. (не по данному тексту), не оценивается. Если Работа, написанная без опоры на прочитанный текст сочинение представляет собой пересказанный или (не по данному тексту), не оценивается. Если полностью переписанный исходный текст без каких сочинение представляет собой пересказанный или бы то ни было комментариев, то такая работа полностью переписанный исходный текст без каких оценивается нулём баллов. бы то ни было комментариев, то такая работа Сочинение пишите аккуратно, разборчивым оценивается нулём баллов. почерком. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
4. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (критерий К 2, подсчёт слов в сочинении) 2011 г. 2012 г. Сформулированная 2 Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована с опорой прокомментирована. на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с Фактических ошибок, связанных пониманием проблемы исходного с пониманием проблемы текста, в комментариях нет. исходного текста, в комментариях нет.
2011 г. 2012 г. Сформулированная экзаменуемым проблема 1 Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, исходного текста прокомментирована, но но в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, без опоры на исходный текст, связанная с пониманием исходного текста. или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема не 0 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного ошибки, связанной с пониманием исходного текста, текста, или или прокомментирована другая, не прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, текста или его фрагмента, или или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. фрагмент исходного текста.
2011 г. 2012 г. [1] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В 8, то текст рецензии задания В 8 объём такой работы и/или информации об авторе определяется без учёта текста, то объём такой работы рецензии. определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
Из УММ для подготовки экспертов При проверке сочинения следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а умения и навыки, составляющие коммуникативную компетенцию.
Комментарий Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Большой толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Комментарий – 1. пояснения; 2. примечания; 3. толкование Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. "Независимо от того, для какой читательской категории комментарий предназначен, он не представляет собой чего-то автономного от текста… Комментарий - сателлит текста". Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени.
Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико- синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста. Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь.
Сочинение по тексту И. Бражина «Музы» . Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы молчат» . И. Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…» . По мнению автора, всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях (предложения 4 -7). В качестве примера, подтверждающего точку зрения, В. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве» , «который проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца» . Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиков Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. В заключение автор приходит к выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу не только свое перо, но и … саму жизнь» .
Аргументация Алгоритм проверки экспертом работы экзаменуемого по данному критерию. 1. Следует выделить ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. 2. Провести верификацию, то есть установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается). 3. Оценить степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии. 4. Установить соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение. 5. Квалифицировать аргументы. Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор). 6. Определить количество аргументов.
Вопросы о «стоимости» аргументов Сколько баллов даст эксперт за аргумент из фильма или телепередачи? - 1 балл. Это аргумент из жизненного опыта. Сколько баллов получит выпускник, который привёл аргумент из зарубежной литературы? - 2 балла. Это литературный аргумент. Сколько баллов «весит» аргумент из сказки? - 1 балл.
Будут ли 2 аргумента из одного литературного произведения засчитаны как самостоятельные и оценены в 3 балла? - - Нельзя ответить на этот вопрос, не видя текст сочинения. Притча – это литературный аргумент? - Без указания источника - 1 балл.
Изменения в модели экзамена ГИА 2012 г. по сравнению с 2011 г. 1. Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 и количество заданий с кратким ответом с 14 до 9. 2. Изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста для написания сжатого изложения (С 1). 3. Изменен объём изложения и сочинения. 4. Изменено задание С 2. 1. 5. Изменены системы оценивания заданий С 1 и С 2. 2
Методика написания сочинения на лингвистическую тему Н. А. Сенина, к. ф. н. , доцент ТГПИ, зав. кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи.
С 2. 1. Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» . Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера).
Георгий Владимирович Степанов (1919— 1986) — российский филолог, профессор , академик АН СССР, член ряда иностранных академий.
Структура сочинения-рассуждения ТЕЗИС АРГУМЕНТЫ ВЫВОД
Что такое лексика? Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит, язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди» .
Лексические явления для аргументации слова одной и той же тематической группы; лексика с точки зрения стилистической окраски; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др. ); лексика с точки зрения происхождения; лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы; фразеологизмы …
Слова одной и той же тематической группы Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности. Мне посчастливилось несколько раз быть в Дрезденской галерее. Помимо "Сикстинской мадонны" Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы. В чем причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах - совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов. При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слез, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им. К. Паустовский
Смотреть Художник Созерцать Мастер Школа Гений Рафаэль ЖИВОПИСЬ Единство текста Картина достигается при помощи Полотно «Сикстинская мадонна» использования слов одной тематической группы.
Многозначность слова К. Паустовский использует такое лексическое явление, как многозначность: «тяжёлые тучи» , «берёзы вспыхивают» , «солнце играет» … Употребление слов в переносных значениях позволяет писателю создать неповторимые картины русской природы.
Разговорная и просторечная лексика 1. Средство речевой характеристики героя. «Сымай одёжу-то, сушить будем» , - проворчал старик. 2. Средство выражения авторской оценки. «Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили» .
Оценочная лексика С помощью оценочной лексики ( «Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши» ) автор характеризует героя как честного, открытого человека.
Устаревшая лексика Используется для воссоздания колорита эпохи: «Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами» . Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: «На уважении к слову и зиждется здание русской словесности» . Для создания комического эффекта, иронии: «Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками» .
Синонимы, антонимы Использование синонимов ( «поверхностный, примитивный, банальный подход» ) служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «Об этом должны помнить и дети, и взрослые» .
Фразеологизмы Афористично, кратко и ёмко выражают мысль: «Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний» . Выражают авторскую оценку изображаемого: «Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» .
Грамматические явления для аргументации Однородные члены предложения Обособленные члены предложения Вводные слова и предложения Обращения Разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) Синтаксические средства выразительности
Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. С помощью однородных членов предложения автор передает одновременность или последовательность действий. В художественной речи с помощью однородных членов предложения создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы. Предложенный автором ряд однородных членов ( «жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров» ) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы.
Вводные конструкции 1) Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2) Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т. п.
Обращения Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!) Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй, ты, чучело! - Доченька! Мамочка!) Риторические обращения усиливают выразительность текста.
Вопросительные предложения При помощи вопросительных предложений автор формулирует проблему, над которой размышляет: «Как изменить отношение человека к природе? » Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: «В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству» .
Простые и сложные предложения Простые предложения называют какие-либо факты, события, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось. Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось. Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.
Пример текста (21)Мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь. С. Соловейчик
Пример сочинения-рассуждения Словарь любого языка – это его лексика. Человек использует в своей речи слова и обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Например, С. Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения. Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.
И словарный запас человека, и знание основ грамматики помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь. Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.
Ответы на вопросы о ГИА-2012 1. Сколько абзацев должно быть в сочинении? - Столько, сколько выделяет ребёнок в соответствии со своим коммуникативным замыслом. 2. Входят ли в подсчёт слов в сочинении по части С служебные части речи? - Да, и предлоги, и союзы, и частицы учитываются при подсчёте слов.
3. Сколько вариантов в ГИА-2012 по русскому языку? - Много. 4. С какого момента можно пользоваться орфографическим словарем на ГИА? - С первой минуты. Словари должны лежать на парте. 5. Выписывать ли союз И между однородными членами, когда он соединяет подлежащие или сказуемые? - Нет, союз И не входит в состав грамматической основы.
D0%Марафон учебных предметов.ppt
- Количество слайдов: 44