Скачать презентацию МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В Скачать презентацию МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В

Древние цивилизации.pptx

  • Количество слайдов: 156

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В наиболее широком смысле материальную культуру следует понимать как совокупность всех созданных предметов конкретным В наиболее широком смысле материальную культуру следует понимать как совокупность всех созданных предметов конкретным человеческим сообществом в значительный период времени. В материальную культуру включаются прежде всего жилища, одежда, утварь, мебель, транспорт и орудия труда и пища, эти области человеческого бытия принято называть комплексами материальной культуры и изучать применительно к отдельным культурам. Как и любая другая подсистема культуры материальная культура древнего города тесно связана с природногеографической средой обитания данного социума, с социально-экономическими и политическими данностями этого общества и не может существовать в отрыве от них и структурируется лишь для удобства изучения.

Городская материальная культура имеет много общего с крестьянской земледельческой культурой определенного этноса, особенно на Городская материальная культура имеет много общего с крестьянской земледельческой культурой определенного этноса, особенно на ранних этапах существования городов. Дальнейшее развитие ремесла, промышленности и торговли делают разрыв между городом и деревней более существенным. Дать точное определение города довольно трудно, поскольку город как многогранное явление открывается с самых различных сторон и множество определений города будут верными с одной стороны, но недостаточными с другой. Возьмём самое общее: Город – это населенный пункт, значительной людности, имеющей важной административное, оборонительное, экономическое или культурное значение, отличающийся занятостью населения в сферах не связанных с сельским хозяйством и высоким уровнем благоустройства.

Города возникли в глубокой древности. Вряд ли когда-то один из древних городов будет назван Города возникли в глубокой древности. Вряд ли когда-то один из древних городов будет назван первым городом на Земле. Тем более, что развитие человеческой цивилизации имело несколько центров, поэтому о появлении городов можно говорить лишь в широких временных границах. На сегодняшний день подтверждено археологическими материалами существование городов во 2 -м тыс. до н. э. Двуречье. Город Дур-Шаррукин – столицу ассирийского царя Саргона П

Гигантский отрезок времени, отделяющий современных исследователей от реального времени существования этих городов делает информацию Гигантский отрезок времени, отделяющий современных исследователей от реального времени существования этих городов делает информацию о них довольно фрагментарной. Как пример подобных городов можно привести один из крупнейших городов египетский город Лахуна (19 в. до н. э. ), индийский город Рахман Дери (28 -25 в. до н. э. ), библейский город Вавилон( 5 в. до н. э. ). Древний Вавилон. Реконструкция

Как общие для всех городов признаки можно выделить их значительную людность. Естественно, что в Как общие для всех городов признаки можно выделить их значительную людность. Естественно, что в древние времена, не было столь много населенных городов как сегодняшние города-гиганты. Крупными считались города населенные несколькими тысячами человек. А такие крупные административные центры как Александрия в Египте, по предположениям ученых имели население до 50 тыс. человек.

Экономической первопричиной появления городов было выделение в ходе неолитической революции ремесла. При последующем развитии Экономической первопричиной появления городов было выделение в ходе неолитической революции ремесла. При последующем развитии постепенно наступил момент превращении ремесла в самостоятельную отрасль производства и отделения ремесла не только от сельского хозяйства, но и от торговли. В древних государствах сформировались десятки городов как центры торговли в том числе и международной, такие, например как Александрия, Вавилон, Афины и т. д.

Центрами концентрации ремесла и торговли и стали города. Как правило, город был окружен значительной Центрами концентрации ремесла и торговли и стали города. Как правило, город был окружен значительной по территории сельскохозяйственной округой, поскольку значительное по численности городское население нуждалось в продовольствии. Древние города, в которых были сосредоточены значительные материальные богатства имели систему мощных укреплений и несли на себе и оборонительные функции. Оборонительные стены древнего Вавилона

Большинство городов имели оборонительные укрепления. Это, как правило, высокие толстые стены, окружавшие город с Большинство городов имели оборонительные укрепления. Это, как правило, высокие толстые стены, окружавшие город с максимальным использованием местного рельефа и имевшие по несколько башен и ворот, ориентированных на важнейшие дороги. Если местность на которой был расположен город нуждалась в осушении или наоборот в защите от наводнений возводились системы дамб и каналов.

Наиболее известным оборонительным сооружением, хотя и не связанным с конкретным городом является великая китайская Наиболее известным оборонительным сооружением, хотя и не связанным с конкретным городом является великая китайская стена, протянувшаяся на сотни километров. Мощные стены дополнялись рвами, например индийский город Палипутра был окружен столь глубоким рвом, что по нему могли свободно плавать суда. Стены города имели 570 боевых башен и 64 ворот.

Нередко города могли сочетать вышеперечисленные функции с ролью административных и религиозных центров. Мы помним, Нередко города могли сочетать вышеперечисленные функции с ролью административных и религиозных центров. Мы помним, что укрепление, возвышение одного из городов, становление его как столицы, главного города государства приводило к выдвижению того божества, которому поклонялись в этом городе. Египет. Древние Фивы. Карнакский храмовый комплекс.

Но не всегда город совмещал в себе все эти функции, и далеко не всегда Но не всегда город совмещал в себе все эти функции, и далеко не всегда становление города начиналось с развития экономической функции, т. е. с выделением его как торговопромышленного, ремесленного центра. Греция. Руины знаменитого святилища в Дельфах. Иногда первенство принадлежало административной или оборонительной или религиозной функции, а остальные уже нанизывались на первоначальную основу в ходе развития города.

Во 2 -1 -м тыс. до н. э. идут процессы объединение города и сельскохозяйственной Во 2 -1 -м тыс. до н. э. идут процессы объединение города и сельскохозяйственной округи в один организм (город-государства), полис, княжество, удел и т. д. названия этого организма могут быть различны. Но суть от этого не меняется идет процесс укрупнения общественного организма. Если раньше единицей организации общества была одна община, то теперь несколько общин объединяется под главенством одного города, т. е. идет процесс образования государства.

Складывание древних государств, первых империй, например Древнего Египта, Крито-Микенских и Шумеро. Аккадских государств, империи Складывание древних государств, первых империй, например Древнего Египта, Крито-Микенских и Шумеро. Аккадских государств, империи Маурьев в Индии и др.

Этот процесс сопровождается сдвигами в мировоззрение, главным из которых является возникновение ранних религий, и Этот процесс сопровождается сдвигами в мировоззрение, главным из которых является возникновение ранних религий, и сдвигами в общественном устройстве преобразовании равноправной общины соседей в стратифицированное или классовое общество. Именно необходимость выделить для управления разросшимся общественным организмом специальные группы людей контролирующие управление, защиту, религиозные функции способствует выделению знати или воинского сословия, жречества. Прочие члены общества вынуждены довольствоваться участью производителей материальных благ будь-то сельскохозяйственной продукции или предметов ремесла.

Древние Афины. Для древних городов характерно социальное неравенство на одном конце которого поражающие роскошью Древние Афины. Для древних городов характерно социальное неравенство на одном конце которого поражающие роскошью дворцы, а на другой стороне – скромные лачуги простых горожан.

Существенным признаком города является занятость его жителей в сферах не связанных с сельским хозяйством. Существенным признаком города является занятость его жителей в сферах не связанных с сельским хозяйством. С уверенностью можно утверждать, что древние города были поселениями с развитыми ремеслами и торговлей, хотя и занятие сельским хозяйством в таких городах не было редкостью. Но основная масса населения была занята в несельскохозяйственных сферах: различные ремесла, торговля, охрана города, обслуживание бытовых потребностей дворца царя, императора, фараона или его наместника причем не только бытовое, но и культурное обслуживание, строительство, науки и т. д.

Как отличительные черты города можно выделись регулярную застройку и высокий уровень благоустройства. Самые древние Как отличительные черты города можно выделись регулярную застройку и высокий уровень благоустройства. Самые древние города вряд ли возводились исходя из какого-либо плана, дома в них строились вплотную друг к другу, улицы были узки и извилисты, исключая только центральные улицы и площади. Наибольшее стремление к регулярности застройки наблюдается в древних городах Двуречья, в долинах Тигра и Ефрата Ур, Урук, Киш, Аккад и др. Двуречье. Город Урук.

Необходимость постройки оборонительных рубежей, в условиях постоянной военной нестабильности, требовала компактности расположения города, заставляла Необходимость постройки оборонительных рубежей, в условиях постоянной военной нестабильности, требовала компактности расположения города, заставляла искать пути наиболее рационального устройства, т. е. регулярного устройства улиц. Обычно это неправильный круг с радиально расходящимися улицами, или неправильный прямоугольник с прямыми и поперечными улицами.

Немаловажную роль в становлении античной культуры Греции сыграли города-полисы, с их оригинальным социальноэкономическим укладом. Немаловажную роль в становлении античной культуры Греции сыграли города-полисы, с их оригинальным социальноэкономическим укладом. Гармоничный дух древнегреческой культуры породил в числе многих других достижений и прямоугольную планировочную градостроительную сетку, свойственную большинству древнегреческих городов. Хотя есть и исключения, например, Афины. Более того, сохранилось даже имя человека открывшего или широко распространившего этот метод застройки. Именно в память о полулегендарном Гипподаме Милетском такой градостроительный метод называют «гипподамовой сеткой» . Регулярная застройка греческих городов по этому методу началась примерно с V в. до н. э. именно по такому принципу застраивались Милет, Приены, Книд.

Приверженность к регулярному градостроительству особенно ярко проявилась в древнем Риме. Многочисленные города необъятной империи Приверженность к регулярному градостроительству особенно ярко проявилась в древнем Риме. Многочисленные города необъятной империи имели в своей основе прямоугольник с четко нарезанной сеткой взаимно перпендикулярных улиц. Образованное улицами в центре Тобразное пространство являлось общественным центром – форумом.

Древние римляне явились первооткрывателями улицы, превратив ее из простого пространства между домами для прохода Древние римляне явились первооткрывателями улицы, превратив ее из простого пространства между домами для прохода или проезда в важнейший градостроительный элемент. Они подняли инженерное обустройство улиц на качественно новый уровень: отделили проезжую часть от тротуара, разработали особый вид мощения улиц с каменными плитами с плоским верхом и водоотводами. Ширина улиц в некоторых римских городах достигала 35 метров, что близко к размером современных проспектов в крупных городах. Регулярная застройка центра городов была характерна и для Китая.

В древних городах ученые находят следы городского благоустройства, остатки мощения улиц, для которого применялись В древних городах ученые находят следы городского благоустройства, остатки мощения улиц, для которого применялись доступные в данной местности материалы камень, дерево, кирпич и т. д. Многие из древних городов имели систему водоснабжения и систему отведения воды, наиболее совершенной она считается в Индии, где в большинстве городских домов имелись специальные комнаты для омовений. Древняя Хараппа. Бассейн.

В древней Греции сам городской дом был устроен так, что дождевая вода бережно собиралась В древней Греции сам городской дом был устроен так, что дождевая вода бережно собиралась с крыш в емкости и использовалась в хозяйстве, а внутри дома имелся внутренний дворик перестиль с небольшим бассейном.

Кроме того, вода подавалась по специальным водопроводам акведукам. Подобные акведуки с терракотовыми трубами были Кроме того, вода подавалась по специальным водопроводам акведукам. Подобные акведуки с терракотовыми трубами были устроены и в столице ацтеков Теночтитлане. Большинство городов имело и источники воды для общественного пользования колодцы, арыки, фонтаны и бассейны были расположены прямо на улицах, а не только в частных домах. Теночтитлан. Реконструкция.

Городские улицы и дворцы украшались зелеными насаждениями. Например, ступени зиккуратов – древних храмов Месопотамии Городские улицы и дворцы украшались зелеными насаждениями. Например, ступени зиккуратов – древних храмов Месопотамии в виде ступенчатых башен обсаживались различными растениями. А самым известным искусственным садом являются устроенные вавилонским правителем Навуходоносором в 6 в до н. э. сады Семирамиды.

Значительные парки и сады с содержавшимися в них причудливыми цветами, птицами и животными имели Значительные парки и сады с содержавшимися в них причудливыми цветами, птицами и животными имели китайские императоры и индийские владыки. Созерцание природы, культура сада как места отдыха, размышлений, гармонии человека и природы зародилась в Китае и была воспринята и доведена до совершенства в Японии. А в древне греческих и древнеримских городах состоятельные горожане обязательно разбивали на территории своей усадьбы плодовый сад.

 Выделяются в городах специально отведенные места для культовых действий или храмы. Храмы как Выделяются в городах специально отведенные места для культовых действий или храмы. Храмы как и большинство архитектурных построек шумеро-аккадской культуры не дошли до нас, поскольку основным строительным материалом был необожженный кирпич, оказавшийся весьма недолговечным. Но по реконструкция археологов мы знаем, что основной тип древнешумерского храма – это зиккурат – башня, опоясанная несколькими уступами и создающая поэтому впечатление нескольких башен размещенных друг на друге. Зиккурат мог иметь от 4 до 7 таких уступов.

Наиболее известен храм бога Мардука в Вавилоне, вавилонская башня, являющаяся ничем иным как 7 Наиболее известен храм бога Мардука в Вавилоне, вавилонская башня, являющаяся ничем иным как 7 ступенчатым зуккуратом. Именно о ней как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии. Высота этой башни около 90 м. основание нижнего этажа 90 х90 м. Для придания еще более величественного вида постройке использовали и игру света, окрашивая нижние ступени башни в более темные, а верхние ступени в более светлые тона. Что создавало эффект устремленности постройки в небо.

Верхняя башня как правило имела купол. Эту башню жрецы использовали для астрономических наблюдений, которые Верхняя башня как правило имела купол. Эту башню жрецы использовали для астрономических наблюдений, которые были в Месопотамии чрезвычайно развиты и связаны с местной религией. В самом большом внутреннем помещении зиккурата находилась днем статуя бога, выполненная как правило из слоновой кости и золота и богато украшенная. Ночью статую поднимали в верхнюю башню, имеющую богатое внутренне убранство, где располагалось золотое ложе бога.

Проделывать все эти операции со статуей бога могло только жречество. Народ же видел бога Проделывать все эти операции со статуей бога могло только жречество. Народ же видел бога лишь в праздничные дни, когда статую проносили по улицам города. Считалось, что таким образом бог благословляет свой народ.

Наиболее известными из сохранившихся храмов Египта являются храм бога солнца в Карнаке (16 – Наиболее известными из сохранившихся храмов Египта являются храм бога солнца в Карнаке (16 – 12 в до н. э. ) и храм царицы Хатшепсут в Фивах. Расположенный в отрогах гор, на берегу Нила храм бога солнца поднимается вверх тремя уступами. Для его украшения было использовано более 200 статуй.

Заупокойный храм царицы Хатшепсут пример замечательного синтеза архитектуры, скульптуры и искусства настенных росписей. Этот Заупокойный храм царицы Хатшепсут пример замечательного синтеза архитектуры, скульптуры и искусства настенных росписей. Этот синтез разных видов изобразительного искусства является одной из характерных особенностей египетских памятников.

В Индии эпохи Маурьев (3 -2 в. до н. э. ) наиболее распространенными типами В Индии эпохи Маурьев (3 -2 в. до н. э. ) наиболее распространенными типами храмов были ступа – постройка в виде полусферы, возведенная на столбах или пещерный храм с продолговатым залом и рядами колонн. Основной святыней храма кроме статуй божеств была собственно ступа массивный столб из железа камня или дерева на котором были высечены различные религиозные и поучительные тексты. Реконструкция древней ступы.

Греческие и римские храмовые сооружения возводились как правило из камня. Мастерство каменотесов и прочность Греческие и римские храмовые сооружения возводились как правило из камня. Мастерство каменотесов и прочность и обилие самого материала позволяли варьировать архитектурные формы. Фронтоны храмов часто украшались колоннами, лестницами, фризами с барельефами. Для греческой архитектуры, как и для египетской характерна тесная связь со скульптурой, они являют собой синтез достижений архитектуры и скульптуры. Как внутри, так и снаружи храмы украшались скульптурами и барельефами. Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция.

О совершенстве древнегреческих архитектурных сооружений говорит уже тот факт, что два храма: храм богини О совершенстве древнегреческих архитектурных сооружений говорит уже тот факт, что два храма: храм богини Артемиды в г. Эфесе (в Малой Азии) и храм Зевса в Олимпии вошли в семерку чудес света. Размеры храмов могли быть различны, но во всех греческих храмах имелись просторные помещения, где располагались оракулы – статуи божеств, которые могли предсказывать будущее, успех или неуспех какого-либо дела. А также располагались жертвенники для принесения жертв. Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция.

Храмы древнего Китая были в основном деревянными и большинство их не дошло до нас. Храмы древнего Китая были в основном деревянными и большинство их не дошло до нас. Каменные храмы и изготовление скульптур получили широкое распространение уже в эпоху буддизма. Знаменитая статуя Лэшаньского Будды.

Древний храм ацтеков в их столице Теночтитлан поразил в свое время своим величием даже Древний храм ацтеков в их столице Теночтитлан поразил в свое время своим величием даже европейцев. На огромной площади, вымощенной каменными плитами в самом центре города на пятиярусном пирамидальном основании возвышались два храма, посвященные главным божествам ацтеков Уитцилопочтли и Тескатлиплоке, а третий храм, посвященный Кетцалькоатлю как бы опоясывал два эти храма. К храмам вели две крутые лестницы со множеством ступеней.

Как видим культовые сооружения древних городов были построены с использованием достижений архитектуры, богато украшены Как видим культовые сооружения древних городов были построены с использованием достижений архитектуры, богато украшены и полностью выполняли свою главную задачу поражать воображение верующих и вызывать богобоязненный трепет. Кроме того, храмы являлись и хозяйственными единицами. Они имели значительные земельные наделы на которых работали храмовые рабы. Жречество выполняя свои непосредственные функции успешно занималось хозяйством, науками, храмы являлись центрами ремесла и искусства и даже вели торговлю.

Поражали воображение своими размерами и роскошью и дворцы древних правителей. Построенные в нескольких этажах Поражали воображение своими размерами и роскошью и дворцы древних правителей. Построенные в нескольких этажах и имевшие множество помещений для жизнеобеспечения самого правителя, его семьи, слуг и ближайших сановников, они занимали огромные площади. Дворцы неоднократно пристраивались, перестраивались и совершенствовались. Так же как и храмы дворцы были украшены барельефами, настенной росписью, изображавшей сцены битв, охоты, повседневной жизни. Росписи из Микенского дворца

Дворцы богато украшались изделиями различных ремесел изящная мебель, представленная в основном столами, лежанками и Дворцы богато украшались изделиями различных ремесел изящная мебель, представленная в основном столами, лежанками и стульями и креслами, ковры и драпировки, статуи и посуда из глины и металла, музыкальные инструменты, картины, цветы и даже диковинные животные, объемные кладовые с припасами, мощные укрепленные стены должны были сделать быт правителей безмятежным. Такими были Кносский дворец на о. Крит, дворец царя Ашоки в Индии и др. Руины дворца царя Ашоки.

В древних городах появляется городской дом в том числе и многоэтажное строительство. Но многоэтажный В древних городах появляется городской дом в том числе и многоэтажное строительство. Но многоэтажный еще не значит многоквартирный. В городах древней Греции, например в Помпеях, где сохранность зданий считается наилучшей на первом этаже располагалась ремесленная лавка или торговое заведение, а на втором этаже жила семья.

Многоэтажное строительство было известно в Древнем Китае, где строились 2 и 3 -х этажные Многоэтажное строительство было известно в Древнем Китае, где строились 2 и 3 -х этажные пагоды (обычно деревянные дома с массивным загнутым по углам карнизом). В Америке, у подножья гор дома располагались ярусами, причем крыша нижнего дома служила основанием для следующего дома.

Городской дом делился обычно на женскую и мужскую половину, которые в свою очередь делились Городской дом делился обычно на женскую и мужскую половину, которые в свою очередь делились на комнаты. Количество комнат зависело от состава семьи и ее благосостояния. Основная форма древнегреческого дома прямоугольная постройка со входом в торце и портиком (т. е. коллонадой) спереди. Причем будучи первоначально однокамерным такой дом постепенно трансформировался в многокамерный (т. е. многокомнатный). В центре такого дома располагался, как правило, внутренний открытый дворик перистиль вокруг которого группировались остальные помещения. Внутренний дворик часто имел бассейн, куда собиралась дождевая вода, использовавшаяся для домашних нужд, обсаживался и украшался зеленью.

Особенностью китайского дома было то, что помещения в нем редко перегораживались стационарно, а чаще Особенностью китайского дома было то, что помещения в нем редко перегораживались стационарно, а чаще отгораживались ширмами из бамбука или бумаги по необходимости. В доме был очаг, дымоход от которого проходил под полом дома, чем достигалось его отопление. Окна заделывались, как правило, тонкой бумагой, дававшей рассеянный свет. Обстановка китайского дома была очень проста. Небольшой низкий столик для еды и чаепития, ковры или циновки, которые нередко служили и постелью. Особым убранством отличались только культовые места.

Жилище делилось на мужскую и женскую половины. В мужской половине находилась комната для приемов Жилище делилось на мужскую и женскую половины. В мужской половине находилась комната для приемов гостей, а также главная комната дома с очагом или жертвенником и спальня хозяина. Женская половина дома наиболее удалена от центрального входа. Там проживала хозяйка дома, дети, незамужние дочери и служанки, помогавшие вести хозяйство.

Убранство дома было простым. Оштукатуренные стены обычно расписывались яркими красками, полы были просто земляными, Убранство дома было простым. Оштукатуренные стены обычно расписывались яркими красками, полы были просто земляными, а в более зажиточных домах мозаичными или выложенными из кирпича или черепицы. Потолки были плоскими или с обнаженной балочной конструкцией, оконных проемов, выходящих на улицу либо не было совсем либо они были подобны щелям.

В древнем Риме бытовали два основных типа семейного жилья домусы и виллы. Центральной частью В древнем Риме бытовали два основных типа семейного жилья домусы и виллы. Центральной частью домуса был атрий – помещение, где располагался очаг. Обычно рядом с ним располагалось отверстие для стока дождевой воды, поступавшей в небольшой бассейн или бочку. Непременной частью дома оставался перистиль, который стало модно окружать коллонадой. Т. е. дом имел как бы два центра.

Другим типом жилья обычно для семей состоятельных горожан являлись виллы, которые строились на окраине Другим типом жилья обычно для семей состоятельных горожан являлись виллы, которые строились на окраине города или на морском побережье. В них отдыхали на природе от городской сутолоки.

В зависимости от состоятельности хозяев дом содержать комнаты не только для семьи, но и В зависимости от состоятельности хозяев дом содержать комнаты не только для семьи, но и для прислуги, хозяйственные помещения (кладовые, кухню, баню и т. д. ) Вообще дома римской эпохи более замысловаты и богаты по своему внутреннему убранству. Здесь появляются сводчатые потолки, богато расписанные стены. Мозаичные полы со сложными и красивейшими орнаментами, богато расписанные стены.

Виллы не имели какой-либо определенной популярной конструкции, по своей планировки были чем-то средним между Виллы не имели какой-либо определенной популярной конструкции, по своей планировки были чем-то средним между дворцом и домусом и были ориентированы на окружающую природу, имели большие открытые окна, зеленые насаждения и т. д. В древнем Риме появляются большие оконные проемы с окнами составленными из кусочков простого или цветного стекла, не получившие однако повсеместного распространения.

Для древнего Рима в отличие от древней Греции характерно стремление к роскоши и новизне. Для древнего Рима в отличие от древней Греции характерно стремление к роскоши и новизне. Усложняются узоры росписи стен, потолков, необыкновенно возрастает мастерство мозаичников, выкладывавших на полу настоящие картины, пруд с рыбами и лилиями, голуби, дельфины, моллюски. Особенно были популярны полы « с не выметенным мусором» , где мозаичники искусно воссоздавали на полу рисунок, имитирующий раскиданный мусор.

Уже в древней Греции существовали и собственно многоквартирные дома. В римских городах из-за дороговизны Уже в древней Греции существовали и собственно многоквартирные дома. В римских городах из-за дороговизны земли появились более высокие дома, называвшиеся дома-ульи. Эти дома из 6 -7 этажей были населены жильцами из небогатых кварталов, и поднимались ввысь благодаря дороговизне городской земли. Несмотря на простое убранство крошечных комнат, эти дома имели канализацию, но не имели лестничных клеток, свойственных нашим многоэтажкам. Входили же в помещение по лестницам приставленным с улицы и так же с улицы в больших мешках или кувшинах подавали воду.

Сердцем города-полиса в Древней Греции был акрополь, где располагались основные храмы. Акрополь являлся одновременно Сердцем города-полиса в Древней Греции был акрополь, где располагались основные храмы. Акрополь являлся одновременно священным местом и укрепленной частью города – крепостью. Располагался он чаще всего на скале или вершине укрепленного холма.

В низу строились жилые кварталы, так называемый нижний город, с непременной торговой площадью, называемой В низу строились жилые кварталы, так называемый нижний город, с непременной торговой площадью, называемой агарой. Во всех древних городах кроме мелких лавок и торговых заведений существовали большие рыночные площади, где горожане не только закупали все необходимое, но и обменивались новостями, общались.

К важным новациям древнегреческой культуры в области градостроительства можно отнести и появление площадей как К важным новациям древнегреческой культуры в области градостроительства можно отнести и появление площадей как мест ритуального значений возле храмов и общественного значения возле административных зданий и мест торговли.

Наличие площадей и других общественных мест характерно для древней Греции с ее культурой городов-полисов, Наличие площадей и других общественных мест характерно для древней Греции с ее культурой городов-полисов, где большинство свободных граждан не только активно участвовали в управлении государством, но и любили развлекаться, посещая театральные представления, спортивные состязания. Для спортивных занятий в городах существовали специально отведенные места стадионы и специальные гимнастические школы для мальчиков палестры.

Любовь к состязаниям в ловкости и силе была характерна не только для древних греков, Любовь к состязаниям в ловкости и силе была характерна не только для древних греков, но и для индейцев, вавилонян.

В Египте и Китае больше предпочитали созерцание природы, музыку и поэтическое творчество, театр, для В Египте и Китае больше предпочитали созерцание природы, музыку и поэтическое творчество, театр, для чего создавались специальные здания или открытые театральные помосты.

Местом общения были также и древние бани, которые как в Греции так и в Местом общения были также и древние бани, которые как в Греции так и в восточных странах Китае, Египте были не только местом где можно было помыться, получить медицинские и даже сексуальные услуги, но и пообщаться, покушать, и даже заняться спортом, поиграть в настольные игры. Уже тогда были изобретены шахматы, шашки, карты и нарды.

Римские бани термы были обязательной принадлежностью римских городов. Кроме центрального бассейна с проточной водой Римские бани термы были обязательной принадлежностью римских городов. Кроме центрального бассейна с проточной водой были устроены небольшие помещения где располагались ванны с горячей или теплой водой, раздевалки, парилки. В термах были устроены залы для занятия гимнастикой, кулуары для бесед и даже библиотеки. Они могли вмещать одновременно до нескольких тысяч человек.

Появляется городской транспорт представленный небольшими открытыми тележками или полными закрытыми со всех сторон коробами Появляется городской транспорт представленный небольшими открытыми тележками или полными закрытыми со всех сторон коробами движимыми силой животных или силой человека, поставленные на колеса или не имевшие таковых. В Греции и Риме бытовали как лежачие, так и сидячие короба-носилки, в которых хозяина носили несколько слуг-рабов.

Нередко горожане со скромным достатком перемещались по городу и пешком. Например, греки, делая покупки Нередко горожане со скромным достатком перемещались по городу и пешком. Например, греки, делая покупки на рынке брали с собой раба, который носил за ними небольшой раскладной стульчик на который можно было присесть. А в Китае и Индии были уже тогда популярны рикши – небольшие колесные тележки в которых людей возили люди.

Растет культура трапезы. Известно уже множество блюд и напитков. Само слово трапеза происходит от Растет культура трапезы. Известно уже множество блюд и напитков. Само слово трапеза происходит от невысокого греческого столика трапедзы, на котором подавали различные кушанья. Известно, что греки предпочитали принимать пищу лежа на специальных лежанках клине. Поэтому и кухня называлась триклиний. В большинстве древних государств пищу предпочитали принимать сидя на полу с низких миниатюрных столиков.

Развитие культуры трапезы способствовало складыванию различных традиций в употреблении тех или иных видов пищи Развитие культуры трапезы способствовало складыванию различных традиций в употреблении тех или иных видов пищи или напитков. В Греции было принято употреблять в больших количествах вино, разбавленное водой. В Китае сложилась последовательность, ритуал чайной церемонии, странах Америки культивировали кофе и какао, потребление которых было также обставлено определенными ритуалами.

Особое развитие получило во всех странах гончарное ремесло. Из глины изготовлялась самая различная посуда Особое развитие получило во всех странах гончарное ремесло. Из глины изготовлялась самая различная посуда большие блюда для подачи на стол и изящная индивидуальная посуда, хотя часто индивидуальная посуда отсутствовала. Древнеиндийская керамика

Различные сосуды от огромных кувшинов для хранения вин до небольших бокалов. Изготовлялись различные вазы, Различные сосуды от огромных кувшинов для хранения вин до небольших бокалов. Изготовлялись различные вазы, светильники, статуэтки, культовые сосуды и т. д. Керамика Двуречья

Нельзя не сказать о греческом искусстве вазописи. Множество бытовых деталей из жизни древних греков Нельзя не сказать о греческом искусстве вазописи. Множество бытовых деталей из жизни древних греков известны нам как раз благодаря тому, что они любили расписывать керамические изделия сценами из быта или из эпических произведений.

В 7 -6 в. до н. э. изготовляли чернофигурные вазы. В 7 -6 в. до н. э. изготовляли чернофигурные вазы.

С 5 в. до н. э. наоборот стали покрывать черной краской фон, а фигуры С 5 в. до н. э. наоборот стали покрывать черной краской фон, а фигуры оставлять красными, прорисовывая детали фигур также черной краской. Это так называемая краснофигурная керамика. Греческие вазы были предметом экспорта в самые различные страны и находятся теперь почти по всей Евразии и в других регионах.

Бытовала посуда из стекла, особенно славился выработкой стекла Египет, где оно собственно и было Бытовала посуда из стекла, особенно славился выработкой стекла Египет, где оно собственно и было изобретено. Причем стекло изготовлялось самых различных расцветок от молочно белого до черного. Изделия стекла для Египта, как и вазы для Греции являлись предметом экспорта.

Довольно распространена посуда из металлов это и маленькие изящные ложечки и черпаки и ножи Довольно распространена посуда из металлов это и маленькие изящные ложечки и черпаки и ножи и большие блюда и сосуды. Использовалась в обиходе и деревянная посуда.

Совершенствуется мебель. Так в древнем Египте и Месопотамии пользовались скамейками, треногими табуретами, стульями, креслами. Совершенствуется мебель. Так в древнем Египте и Месопотамии пользовались скамейками, треногими табуретами, стульями, креслами. Причем бытовали как тяжеловесные кресла-троны, так и легкие практичные табуреты и стулья. Столы как правило невысокие с одно, четырьмя ножками для приема пищи и настольных игр. Из корпусной мебели известен в основном только сундук, в который помещают вещи и посуду, используют его для перевозки вещей, на нем же сидят и лежат.

Появляются большие и малые шкафы. Для лежания используют в основном кушетки. В Греции также Появляются большие и малые шкафы. Для лежания используют в основном кушетки. В Греции также изготовляют множество вариантов стульев, табуретов и кресел. Особенно популярен стул клисмос с серповидными ножками.

Популярной мебелью являются мягкие кушетки с приподнятым изголовьем с ножками в виде лап зверей Популярной мебелью являются мягкие кушетки с приподнятым изголовьем с ножками в виде лап зверей или лебедей.

Основным материалом для изготовления мебели по –прежнему служит дерево, которое окрашивается в самые различные Основным материалом для изготовления мебели по –прежнему служит дерево, которое окрашивается в самые различные тона, инкрустируется камнем, металлом, раковинами моллюсков, украшается фаянсом и стеклом. Изготовляется и плетеная мебель и из тростника и листьев пальм.

Усовершенствовался и комплекс оружия. Кроме традиционного метательного оружия такого как копья, лук, чакры, сюрикены, Усовершенствовался и комплекс оружия. Кроме традиционного метательного оружия такого как копья, лук, чакры, сюрикены, топоры, широкое распространение получает клинковое оружие ножи, кинжалы, мечи.

Широко используются оборонительные виды вооружения, т. е. доспехи шлемы, поножи, наручи, щиты. Широко используются оборонительные виды вооружения, т. е. доспехи шлемы, поножи, наручи, щиты.

Особенно целилась булатная сталь изготовляемая в Индии. Славились своими железными изделиями и китайские мастера. Особенно целилась булатная сталь изготовляемая в Индии. Славились своими железными изделиями и китайские мастера. Оружие древних индийцев

Были изобретены боевые колесницы, стенобитные и метательные орудия, такие как катапульта и аркбалиста. Были изобретены боевые колесницы, стенобитные и метательные орудия, такие как катапульта и аркбалиста.

Одежда горожан, не связанных с постоянным физическим трудом, особенно одежда привилегированных слоев общества начинает Одежда горожан, не связанных с постоянным физическим трудом, особенно одежда привилегированных слоев общества начинает отличаться изяществом, разнообразием и непрактичностью и существенно отдаляться от народного костюма, который предназначен для повседневных трудовых занятий. Одежда египетской знати

Благодаря теплому климату стран, где сложились древние цивилизации одежду изготовляли в основном из легких Благодаря теплому климату стран, где сложились древние цивилизации одежду изготовляли в основном из легких тканей, хлопка, льна и шерсти и шелка. Причем мастерство выделки тканей становится столь совершенным, что удается изготовлять как легкие полупрозрачные ткани, так и тяжелые теплые, узорчатые ткани самых различных расцветок. Для окрашивания тканей были приспособлены самые различные природные материалы, так синий получали, используя растение индиго, желтый с помощью охры, а знаменитый багрянец из морских моллюсков.

Одежда была проста по конструкции. Она была или вовсе бесшовной как индийское сари, состоящее Одежда была проста по конструкции. Она была или вовсе бесшовной как индийское сари, состоящее из большого в несколько десятков метров куска ткани которые просто обматывали вокруг тела. Существовало множество до 70 способов носить сари.

Довольно просты по покрою греческие хитоны рубахи с короткими рукавами сшитые в плечах или Довольно просты по покрою греческие хитоны рубахи с короткими рукавами сшитые в плечах или скрепленные украшениями, пряжками, они драпировались на теле с помощью поясов и завязок. Молодые люди, воины носили более короткие хитоны, а пожилые мужчины и женщины более длинные.

Дополнением к хитону был гиматий – теплый плащ, представлявший из себя просто прямоугольный кусок Дополнением к хитону был гиматий – теплый плащ, представлявший из себя просто прямоугольный кусок ткани, который употребляли как накидку.

Узкое облегающее платье каласирис носили в древнем Египте. Основной одеждой мужчин был передник, который Узкое облегающее платье каласирис носили в древнем Египте. Основной одеждой мужчин был передник, который у высших сословий отличался богатством тканей и наличием богатого декора.

Рубаха лежала в основе всех нарядов жителей Месопотамии. Рубаха лежала в основе всех нарядов жителей Месопотамии.

Основной одеждой древних китайцев был халат или рубаха с длинными рукавами и являющееся тоже Основной одеждой древних китайцев был халат или рубаха с длинными рукавами и являющееся тоже видом халата кимоно. Как кимоно, так и каласирис были устроены так, что не позволяли делать широких шагов.

Изящная неторопливая походка должна была подчеркивать аристократизм и утонченность особенно женщин. Как видим, одежда Изящная неторопливая походка должна была подчеркивать аристократизм и утонченность особенно женщин. Как видим, одежда была довольно просторной и простой по покрою. В древности были изобретены практически все виды украшений браслеты, кольца и перстни, диадемы, бусы, ожерелья, серьги и т. д. в изобилии находят в древних погребениях. Изделия изготовлялись из золота, серебра, бронзы и других сплавов, богато и искусно украшались драгоценными и поделочными камнями, инкрустацией, эмалью, резьбой и т. д.

Бытуют самые различные прически. Представлявшие из себя подчас довольно сложные конструкции, состоявшие из головного Бытуют самые различные прически. Представлявшие из себя подчас довольно сложные конструкции, состоявшие из головного убора волос и всяческих приспособлений, благовоний, смазок, украшений и т. д. В большом ходу зеркала различного производства. В древности их уже умели изготовлять в Египте, Греции и Китае.

Города азиатских стран Китая, Индии в то время отличались довольно высоким уровнем благоустройства. На Города азиатских стран Китая, Индии в то время отличались довольно высоким уровнем благоустройства. На этом этапе исторического развития европейские и азиатские города мало различались по уровню благоустройства. Мощный толчок развитию городской культуры дала Римская империя. После её падения великое переселение народов вызвало сначала деградацию городской культуры и градостроительного мастерства. Крупнейшие города римской империи лежали в запустении. Необходимо было время для вызревания в обществе экономических предпосылок для создания городов. Рост городов был особенно быстрым в Италии и на юге Франции, где сохранились остатки древних городов и крепостей, традиционные рынки торговли с странами Востока.

ДУХОВАНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВАНАЯ КУЛЬТУРА

С расслоением общества и появлением знати появляется досуг. Привилегированные сословия стремятся наполнить его и С расслоением общества и появлением знати появляется досуг. Привилегированные сословия стремятся наполнить его и встать во главе духовной жизни общества. Складывается и незначительный слой профессиональных служителей культуры. Представляется, что слова культ и культура не случайно так схожи по звучанию именно из древних культов магических действий сочетавших заклинания, гимны с ритуальными плясками, музыкой, поклонением изображениям богов ведут свое начало светская и религиозная музыка, живопись и танец, песенное творчество, скульптура и другие виды искусства.

В древней Греции было популярным драматическое искусство. На сценах театра ставились трагедии и комедии, В древней Греции было популярным драматическое искусство. На сценах театра ставились трагедии и комедии, выступали ораторы и поэты. Произведения греческих авторов трагедий Эсхила, Софокла и Эврипида и комедиографов Аристофана вошли в сокровищницу мировой культуры. Самый большой в древнем мире театр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей был построен в Риме.

 «Довольны все боги на небе, все боги на земле и в воде; довольны «Довольны все боги на небе, все боги на земле и в воде; довольны все боги севера и юга, запада и востока, все боги сел и городов»

В этом тексте, написанном на одной из погребальных пирамид в Египте, очень ярко отображено В этом тексте, написанном на одной из погребальных пирамид в Египте, очень ярко отображено мировоззрение не только древнего египтянина, но и человека других древних цивилизаций (Шумеро-Аккадской в Месопотамии, Хараппской культуры на территории Индостана, Микенской культуры на о-ве Крит, Ольмекской культуры в Мезоамерике и др. культур где сложились сложные культовые системы, которые мы можем отнести к ранним религиям. Политеизм – многобожие поклонение не одному, а многим богам. Монотеизм – поклонение одному богу.

Великие империи сложились во 4 -1 тысячелетиях в долинах великих рек Нила, Янцзы и Великие империи сложились во 4 -1 тысячелетиях в долинах великих рек Нила, Янцзы и Хуанхе, Тигра и Ефрата, в Мезоамерике, на о-ве Крит (Микенская культура). Одной из важнейших составляющих культуры этих древних государств были религиозные верования. Действительно количество богов, которым поклонялись египтяне, индийцы и индейцы, древние греки и шумеры и аккадцы исчислялось сотнями.

Существовали как верховные боги, так и боги, которых почитали только в одной местности или Существовали как верховные боги, так и боги, которых почитали только в одной местности или даже населенным пункте. В связи с этим божества были не равны между собой, существовали боги отцы и дети, «старшие, главные» боги, секретари небесного совета (например, египетский бог Тот), боги привратники, боги гонцы и т. д.

Увеличению числа богов способствовали два обстоятельства. Первое это то, что в разных населенных пунктах Увеличению числа богов способствовали два обстоятельства. Первое это то, что в разных населенных пунктах довольно обширных территорий древних государств богов с одинаковым смысловым обликом и покровительственными задачами называли по-разному. Персефона и Майя

Второе по разному называли нередко и одного и того же бога в разные периоды Второе по разному называли нередко и одного и того же бога в разные периоды времени, например, в Египте бог солнца в виде восходящего солнца назывался Хепри, солнце в зените называли Ра, а солнце перед закатом называлось Атум. Впрочем, политеизм для религий древних цивилизаций является скорее правилом, чем исключением.

Монотеизм из всех древних цивилизаций характерен только для семитов и китайцев, во всяком случае, Монотеизм из всех древних цивилизаций характерен только для семитов и китайцев, во всяком случае, у них не зафиксирован обширный пантеон богов, как у других народов.

В центре ранних религиозных представлений лежит космогонический миф – мифологические представления о возникновении земли, В центре ранних религиозных представлений лежит космогонический миф – мифологические представления о возникновении земли, планет, океана и других природных реалий. Египтяне считали, что в начале существовал только Нун – водная стихия. Из нее возник бог Солнца Ра, а от него произошла первая пара богов бог воздуха Шу и его жена богиня влажности Тефнут, давшие затем жизнь таким богам как Геб – бог Земли, Нут – богиню неба, которые в свою очередь породили других богов.

Представлениям о сотворение мира египтян близки и космогонические представления древних греков согласно им первоначально Представлениям о сотворение мира египтян близки и космогонические представления древних греков согласно им первоначально существовал Хаос – воплощение первобытного беспорядка и бессистемности, пустоты. Из первобытного Хаоса возникла богиня Земли Гея и подземный мир – Тартар. Небо Уран было порождено Геей, ей же от противоестественной для человека, но вполне приемлемой для богов связи в Ураном было рождено первое поколение богов – титаны, один из которых Кронос (т. е. время) воцарился над миром и правил им пока не пал жертвой своего младшего сына Зевса. Битва олимпийцев и титанов

Самым могущественным богом, богом создателем Вселенной и отцом других богов у народов древней Месопотамии Самым могущественным богом, богом создателем Вселенной и отцом других богов у народов древней Месопотамии был Ану – бог Неба.

Бога неба Тян считался творцом мира и у древних китайцев. Взяв в жены Землю Бога неба Тян считался творцом мира и у древних китайцев. Взяв в жены Землю он дал начало жизни. Древние индийцы считали, что творцом вселенной и всех природных стихий был бог Брахма, сам же он родился из золотого яйца, плававшего в огромном океане. Он разделил яйцо пополам силой своего разума и превратил его части в небо и землю, создал горы, реки, флору, фауну и людей.

Тангароа - бога океана или моря и неба считают творцом вселенной и жители полинезийских Тангароа - бога океана или моря и неба считают творцом вселенной и жители полинезийских островов, причем добыть мир, в виде первичной суши удалось не с первой попытки, но, в конце концов, мир выныривает из морских глубин.

Интересно сопоставление этого мифа с представлениями славян и большинства народов Урала и Сибири о Интересно сопоставление этого мифа с представлениями славян и большинства народов Урала и Сибири о том, что достать из морских глубин первую щепотку земли, послужившую началом земной тверди богу-творцу, имена которого различны, помогла водоплавающая птица. А сам бог творец земли был сыном первобытной, пустоты, хаоса, «тьмы кромешной» .

Всем нам я думаю известна библейская легенда о сотворении мира, имеющая семитское происхождение о Всем нам я думаю известна библейская легенда о сотворении мира, имеющая семитское происхождение о том, как бог сотворил Землю и все живое за 6 дней, а на 7 -й отдыхал.

В космогонических мифах разных древних народов можно искать общее и можно видеть различия связанные В космогонических мифах разных древних народов можно искать общее и можно видеть различия связанные с первобытными верованиями этих народов, но в каждой из ранних религий присутствует некая версия о происхождении мира и эта та общая их черта, которую мы должны отметить.

Другой общей чертой ранних религий является одушевление ими природных стихий. Не имея возможности объяснить Другой общей чертой ранних религий является одушевление ими природных стихий. Не имея возможности объяснить с научной точки зрения такие явления природы как дождь, ветер, существование земли и ее движение, существование неба, и движение по нему небесных светил, люди объясняли их исходя из анимистических представлений. Говоря о первобытности, мы отмечали, что различными духами по представлению первобытного человека было населено все вокруг. Боги, олицетворявшие различные природные стихии и явления, стали как бы дальнейшим развитием темы, олицетворением этой идеи. Такие боги присутствуют в пантеонах различных народов и относятся к главнейшим, наиболее рано появившимся, наиболее почитаемым богам.

В Месопотамии бог Солнца - Уту это и злой бог иссушающего зноя, и он В Месопотамии бог Солнца - Уту это и злой бог иссушающего зноя, и он же бог благодатного солнца. В культуре майя бог Солнца, властитель небес Ицамну олицетворял собой и мужское начало.

Практически везде выделены боги и богини Луны: это бог Нанна в Месопотамии, в Египте Практически везде выделены боги и богини Луны: это бог Нанна в Месопотамии, в Египте бог Тот, он же бог письменности, создавший алфавит, в Индии Сама – божество ветра и Луны, в Америке Ишчель – богиня Луны, медицины и покровительница женщин. В древней Греции богиня Луны – Селена. Богиня Ишчель Бог Тот

С отдельными, разными, а иногда и похожими в каждой культуре, богами, связаны огонь, ветер, С отдельными, разными, а иногда и похожими в каждой культуре, богами, связаны огонь, ветер, заря, смена сезонов, океан, вода, земля, радуга, дождь и т. д. Бог солнца в Египте – это Ра, а земля – Кеб, бог Нила Гапи. Всех этих богов можно объединить в группу под названием «боги природы» .

Но отдельные боги «заведуют» не только природными явлениями, но и возглавляют, контролируют, являются создателями Но отдельные боги «заведуют» не только природными явлениями, но и возглавляют, контролируют, являются создателями различных отраслей хозяйства или сфер общественных отношений. Это боги кузнечного дела и земледелия, покровители торговли и медицины, боги судьи, покровители различных искусств, семьи и плотской любви, наук и т. д.

Наиболее полно такие боги представлены в греческом пантеоне, но они присутствуют и в других Наиболее полно такие боги представлены в греческом пантеоне, но они присутствуют и в других культурах например, в Индии Пушан бог солнечного жара и покровитель стад, в Египте бог Мин -покровитель земледелия и каменоломен (горнодобывающего промысла).

Народ майя почитали бога Йум Каам - бога кукурузы и т. д. Народ майя почитали бога Йум Каам - бога кукурузы и т. д.

Мы можем сделать вывод, что пантеон божеств в ранних религиях складывается не произвольно. Боги Мы можем сделать вывод, что пантеон божеств в ранних религиях складывается не произвольно. Боги в нем, условно делятся на 2 группы одни из них олицетворяют собой важнейшие природные явления – «это боги природы» , а другие важнейшие отросли хозяйства и сферы личной и общественной жизни – «боги покровители ремёсел» .

Выделяются в древних пантеонах и ведущие главные, верховные боги. Связаны эти представления с тем, Выделяются в древних пантеонах и ведущие главные, верховные боги. Связаны эти представления с тем, что и в мире людей, в следствие разложения первобытной общины, уже прочно утвердилось неравенство. Наряду с властителями, распоряжающимися огромными населенными территориями и имеющими практически безграничную власть появляются рабы, низшие касты и другие категории лиц, не имеющие практически никаких прав. Естественно, что этот мир неравных возможностей переносится человеком и на богов.

К верховным богам младшие обращаются за помощью и решением споров, беспрекословно подчиняются их воле К верховным богам младшие обращаются за помощью и решением споров, беспрекословно подчиняются их воле и даже бывают наказаны ими. Например, в древнегреческой мифологии верховный бог Зевс неоднократно наказывает своего сына (бога войны) Ареса и супругу Геру. В Месопотамии в качестве такого бога постепенно утверждается Мардук (покровитель Вавилона), у майя – бог творец Хунаб Ку, в Индии - Брахма, в Египте бог солнца Ра, в Израиле - Яхве и т. д.

Путь в вершине власти для верховного бога может быть простым и тернистым, мирным и Путь в вершине власти для верховного бога может быть простым и тернистым, мирным и кровавым. Например, Брахма - является верховным богом уже благодаря тому, что он появился первым и создал мир, т. е по праву «первородства» .

Верховенство бога Мардука было признано другими богами, добровольно, после того как он победил кровожадное Верховенство бога Мардука было признано другими богами, добровольно, после того как он победил кровожадное чудовище Тиамат.

Зевсу, чтобы стать верховным богом пришлось убить своего отца, одного из титанов Кроноса. Различны Зевсу, чтобы стать верховным богом пришлось убить своего отца, одного из титанов Кроноса. Различны пути к трону и у других богов, но, так или иначе в пантеонах богов существует достаточно жесткая иерархия, низшие боги подчиняются высшим, боги дети подчиняются богам родителям, выполняют их просьбы и поручения.

В образы и характеры своих богов люди вообще привносят очень много человеческого. Божествам как В образы и характеры своих богов люди вообще привносят очень много человеческого. Божествам как говориться « не чуждо ничто человеческое» , они не равнодушны к богатству, поэтому их изображения стараются изготовлять из редких дорогостоящих материалов, золота, серебра, красного дерева, мрамора и т. д. и приносить им в жертвы различные драгоценные дары. Поклонение богу Дионису.

Богам присущи такие человеческие качества, как ненависть, зависть, любовь, дружба, тщеславие и др. Например, Богам присущи такие человеческие качества, как ненависть, зависть, любовь, дружба, тщеславие и др. Например, широко известен древнегреческий миф о том, как поссорились три греческие богини Афина, Гера и Афродита не сумев поделить яблоко на котором было написано «Прекраснейшей» . После в Троянской войне боги Олимпа разделились на тех, кто симпатизировал троянцам и на тех, кто симпатизировал ахейцам.

Египетский бог Сет (зноя и суховея) убил, движимый завистью, своего брата Осириса (бога воскресающей Египетский бог Сет (зноя и суховея) убил, движимый завистью, своего брата Осириса (бога воскресающей природы), но Осирис был воскрешен Изидой отомщен и своим сыном (богом света) Гором, который, вызвав на поединок Сета победил его. Мы можем констатировать, что богам из пантеонов ранних религий, в отличие от возникших позднее мировых религий присущи человеческие черты, страсти и поступки.

Как и духи в представлении первобытных людей боги в ранних религиозных системах бывают добрые Как и духи в представлении первобытных людей боги в ранних религиозных системах бывают добрые и злые. Мы уже упоминали о двух солнечных богах Египта, Солнце как благо (свет и тепло) и Солнце - иссушающий зной. Некоторые боги двуедины в своем начале, т. е. могут приносить благо и зло.

Например, как индийский бог огня Агни – огонь, - это очаг, приготовление пищи, гончарное Например, как индийский бог огня Агни – огонь, - это очаг, приготовление пищи, гончарное ремесло, металлообработка, но – это и пожар, воспринимавшийся как гнев бога. Также с водой и ветром. Ветер и дождь в умеренных количествах необходимы, но в чрезмерных превращаются в стихийные бедствия – это воспринималось как гнев этих богов.

Но были и боги постоянно вредные, злые, опасные для человека, т. е. боги, в Но были и боги постоянно вредные, злые, опасные для человека, т. е. боги, в образе которых преобладала черная краска. Например, в Греции – это бог Аид – хозяин мрачного подземного царства и бог смерти - Танатос, в Месопотамии Неграл – бог смерти и чумы, Ариман – предводитель целого сонма бесов и ведьм в зароостризме и т. д. Бог смерти Танатос

Таким образом, мир богов, как и мир духов двуедин, в нем идет постоянная борьба Таким образом, мир богов, как и мир духов двуедин, в нем идет постоянная борьба добра и зла. Традиционно большинство добрых милостивых к людям богов проживает на поверхности земли или на небе, а наиболее коварные и вредные боги живут под землей.

С первобытными тотемными культами связано совмещение в образах некоторых богов черт человека и животного. С первобытными тотемными культами связано совмещение в образах некоторых богов черт человека и животного. Или восприятие некоего животного как воплощения какого-либо божества. Например, в Египте Изида – богиня плодородия, олицетворявшая супружескую верность и материнство, изображалась в виде женщины с головой и рогами коровы. Бог света Гор изображался в облике сокола, а бог засухи и суховея Сет в виде человека с головой крокодила.

В Мезоамерике бог ветра, воздуха и покровитель жрецов – Кетцаль Коаатль изображался в виде В Мезоамерике бог ветра, воздуха и покровитель жрецов – Кетцаль Коаатль изображался в виде человека с клювом птицы, а Тепейоллотль – бог подземных недр в виде человека-ягуара. Достаточно частным было воплощение божеств в различных животных и растениях.

Особенно был развит культ божественных животных в Египте, где не только поклонялись живым животным, Особенно был развит культ божественных животных в Египте, где не только поклонялись живым животным, например, кошкам, змеям, быкам, но и мумифицировали и хоронили их трупы. Обнаружив эту древнюю традицию у египтян, римляне в свое время пытались объяснить это проявлением символизма. Им было трудно поверить, что египтяне вполне искренне поклоняются животным, считая их воплощением божества, потому, что в римской культуре этот период был уже пройден, пережит, исчерпан. Египет. Содержание кошек при храме Бастет

Религиоведы, культурологи и этнографы совершенно справедливо полагают, что пантеон божеств сложился из почитаемых в Религиоведы, культурологи и этнографы совершенно справедливо полагают, что пантеон божеств сложился из почитаемых в отдельных местностях страны духов предков и местных божеств, а место бога в иерархии божеств было связано с влиянием, могуществом и богатством той местности или города, где ему традиционно поклонялись. Как пример, можно привести месопотамского бога Мардука. Являясь покровителем Вавилона, постепенно усиливая свое влияние, вместе с ростом могущества города превратился в верховного бога. Но процесс «естественного отбора» божеств, процесс формирования пантеонов ранних религий был длительным, сопровождался возвышением и угасанием культов отдельных богов, сохранением и появлением новых свойств и зон влияния у других богов.

В эпоху ранних религий не сложилось единого порядка ритуалов, единого культа в рамках одной В эпоху ранних религий не сложилось единого порядка ритуалов, единого культа в рамках одной страны. Большинство провинций, отдавая дань уважения верховному богу, продолжало поклоняться своим традиционным для этой местности или рода богам. Впрочем, это ничуть не возбранялось и поклонение нескольким богам, как исконно своим, так и чужим, было обыденной нормой и даже правилом. Среди божеств существовало своеобразное «разделение труда» и обращаться с разными просьбами нужно было к разным богам. Отдельные божества покровительствовали определенным ремеслам. В ранних религиях не существовало такого понятия как «неверный» . Этим установкам на политеизм вполне соответствовало и чрезвычайное разнообразие культовых практик и обрядности, так характерное для ранних религий. Т. е. религиозный канон в культовых действиях и в искусстве только начал складываться.

Практика многобожия господствует в ранних религиях, но вместе с тем потребность в монотеизме уже Практика многобожия господствует в ранних религиях, но вместе с тем потребность в монотеизме уже ощущается на уровне интуиции, как потребность в стабильности, мощной всеобъемлющей защите для отдельного человека. Одновременно и для начавшегося процесса складывания единых централизованных государств необходим объединяющий фактор, идеологическая подпорка. В различных регионах мира эта потребность уже просвечивает, прослеживается, проявляется в виде усиления могущества отдельных божеств, добавления к традиционно контролируемым ими сферам, сфер влияния других богов, как-бы совмещение в одном облике двух и более божеств.

Самыми яркие и последовательные представления о едином божественном существе, вездесущем и не имеющем материального Самыми яркие и последовательные представления о едином божественном существе, вездесущем и не имеющем материального воплощение, сложились у древних китайцев и иудеев (бог Яхве, и Дао - духовное начало, путь, источник всего сущего, который невозможно постичь до конца). Не случайно в этих регионах сложились затем крупнейшие религиознофилософские системы.

Попытка введения монотеизма была осуществлена в Египте в 14 в. до н. э. фараоном Попытка введения монотеизма была осуществлена в Египте в 14 в. до н. э. фараоном Аменхотепом IV. Он попытался утвердить на территории своей страны единый для всех жителей культ бога Солнца – Атона. Сам он придумал себе новое имя Эхнатон - т. е. «угодный Атону» . Несмотря на то, что солярный культ был весьма распространен по всему Египту, а бог Солнца весьма почитаем, попытка оказалась неудачной.

Население, культура оказались неготовыми к принятию единого бога, сработала инертность массового сознания. Наряду с Население, культура оказались неготовыми к принятию единого бога, сработала инертность массового сознания. Наряду с характеристиками типичными для первобытных верований тотемизмом, анимизмом, фетишизмом в ранних религиях появляются и некоторые новые черты. Например, предчувствие, поиск верховного, нематериального божества и даже попытки религиозных реформ.

Другим существенным отличием ранних религий является обожествление власти. В Египте, Индии, Месопотамии, Америке и Другим существенным отличием ранних религий является обожествление власти. В Египте, Индии, Месопотамии, Америке и Китае, и других регионах планеты, где сложились древние цивилизации, власть была признана священной и божественной. Божественность власти обычно объяснялась и мотивировалась ее божественным происхождением. Так император в Китае считался сыном неба и воплощением бога неба на земле.

Обожествление фараонов, считавшихся сынами бога Ра занимало центральное место в религиозной культуре Египта. Потомками Обожествление фараонов, считавшихся сынами бога Ра занимало центральное место в религиозной культуре Египта. Потомками богов, являются почти все легендарные представители греческих родов, и правители месопотамских государств. Деление древнеиндийского общества на варны или касты, тоже было по представлениям древних индийцев, божественным промыслом. Варна жрецов брахманов, призванная озвучивать волю богов, произошла по преданию от уст бога, а все остальные касты от менее престижных частей тела. Таким образом, ранние религии призваны были способствовать укреплению верховной светской власти.

Необходимо отметить и еще одну характерную и важную для понимания последующего материал особенность ранних Необходимо отметить и еще одну характерную и важную для понимания последующего материал особенность ранних религий. Это их внеэтничность и отсутствие каких-либо патриотических устремлений. Наоборот, при завоевании, например, в 332 г. до н. э. Египта предводитель вражеского войска Александр Македонский был оперативно объявлен жречеством сыном бога и принят как новый правитель Египта.

При завоевании Вавилона персами в 6 в. до н. э. все храмы и культы При завоевании Вавилона персами в 6 в. до н. э. все храмы и культы были сохранены, что свидетельствует нам об отсутствии у жречества оппозиции новой власти. Ранние религии безнациональны или наднациональны, потому что и национальности еще не сложились, многие народы еще не осознали своей общности, своего единства и видели с жителями близлежащих областей больше различий, чем сходств. Поэтому ранние религии и лишены каких-либо патриотических представлений.

Несмотря на наличие общих черт в ранних религиозных представлениях каждой культуры есть что-то свое, Несмотря на наличие общих черт в ранних религиозных представлениях каждой культуры есть что-то свое, особенное, связанное с местными традициями, образом жизни, природой и т. д. Например, в Египте это важнейшее значение погребального культа. С ним собственно и связано возведение всемирно известных египетских пирамид.

В Индии – это складывание представлений о перерождении души, в Китае – это значительное В Индии – это складывание представлений о перерождении души, в Китае – это значительное развитие колдовских обрядов, магических действий, в Греции связь богов с миром людей (пожалуй, нигде боги так постоянно и активно не участвуют в жизни и делах людей как в древнегреческой мифологии).

В эпоху ранних религий начинает постепенное формирование единого постоянного пантеона богов для отдельной страны, В эпоху ранних религий начинает постепенное формирование единого постоянного пантеона богов для отдельной страны, территории, или группы стран. Поскольку войны, усиление одних держав, падение других идут в тот период постоянно. Так на территории Месопотамии государство шумеров сменилось государством аккадцев, а затем Вавилонским царством. Постепенно со складыванием единообразных культов, складываться и определенный канон в искусстве и в погребальном обряде, который тесно связан с представлениями о загробной жизни и царстве мертвых. В религиозной практике жителей Месопотамии обеспечить себе лучшую загробную жизнь было почти невозможно, она рисовалась им весьма неприглядно, ни праведникам, ни грешника не обещалось никаких благ. Повезет только тем, у кого много сыновей, которые и будут облегчать жизнь умершим своими молитвами и жертвами богам, они хотя бы будут пить чистую воду.

Хорошее перерождение в следующей жизни правоверный индус должен был заслужить всей своей жизнью. В Хорошее перерождение в следующей жизни правоверный индус должен был заслужить всей своей жизнью. В Египте довольство умершего зависело и от его личности и от правильного соблюдения погребального обряда.

В искусстве появляются произведения, которые направлены на укрепления авторитета богов, их величия их наместников В искусстве появляются произведения, которые направлены на укрепления авторитета богов, их величия их наместников на земле, т. е. правителей. Значительно развивается скульптура: это пирамиды в Египте, величественные зикураты в Месопотамии (в том числе и знаменитая Вавилонская башня), огромные каменные скульптуры, изображавшие богов и храмы в Мезоамерике. Сюда же можно отнести и статуи богов в древней Греции. Образы отражены в живописи, к сожалению дошедшей до нас только в небольших количествах на стенах гробниц, росписи ваз и других предметов. Образы богов остались и на различных каменных барельефах.

Складываются поэтичные гимны, прославляющие богов, а также большая часть поэтического творчества связанная с проводами Складываются поэтичные гимны, прославляющие богов, а также большая часть поэтического творчества связанная с проводами человека в мир мертвых, потусторонний мир. Это и просьбы к богам, изложенные в поэтической форме.

Развивается и живопись, сохранившаяся в основном в виде настенных росписей. Для пышных празднеств посвященных Развивается и живопись, сохранившаяся в основном в виде настенных росписей. Для пышных празднеств посвященных богам актуальны музыка и танец. Таким образом ранние религии древности становятся новой формой, творческой площадкой на которой человечество достигает новых успехов в различных видах искусств.

Чрезвычайно развито было театральное искусство в древнем Китае. Бытовали различные жанры: пантомимы, акробатические танцы, Чрезвычайно развито было театральное искусство в древнем Китае. Бытовали различные жанры: пантомимы, акробатические танцы, музыкально-драматические произведения, театр теней и кукольные представления. Необходимо отметить, что театральное, да и другие виды искусства были уделом людей с невысоким социальным статусом. Более утонченная и состоятельная публика посвящала свой досуг занятию литературой, философией и естественными науками. Традиции древнекитайског о театра живы и сегодня

К наиболее образованным слоям древнего города можно отнести жречество. Именно жрецы занимались астрономией, пытаясь, К наиболее образованным слоям древнего города можно отнести жречество. Именно жрецы занимались астрономией, пытаясь, как, например, в древнем Вавилоне по звездам предсказывать будущее. Они же составили первые календари и составляли списки правящих династий. В Египте традиция мумифицировать трупы позволила накопить обширные знания по анатомии.

В Китае и древней Греции большое внимание наряду с прикладными естественными науками медициной, математикой, В Китае и древней Греции большое внимание наряду с прикладными естественными науками медициной, математикой, астрономией, уделялось наукам гуманитарным истории, философии, логике, ораторскому искусству. В древних городах Греции, Индии и Китая обычно при храмах и монастырях возникали первые школы. Во дворцах царей археологами были обнаружены остатки древних библиотек и собраний произведений искусства.

Крупнейшими считаются библиотека в Александрии и библиотека ассирийского правителя Ашшурбанипала, которые не только хранили Крупнейшими считаются библиотека в Александрии и библиотека ассирийского правителя Ашшурбанипала, которые не только хранили тысячи текстов, но и имели составленные каталоги. В Александрии же был создан Мусеон – (храм муз) – научный центр, где не только проводились научные изыскания, но и были собраны первые коллекции древностей, минералов и т. д. От названия этого центра науки произошло слова «музей» .

В городах как центрах ремесла и торговли, центре общественной жизни сложилась своеобразная, меняющаяся во В городах как центрах ремесла и торговли, центре общественной жизни сложилась своеобразная, меняющаяся во времени культура. Причем более быстрый, насыщенный темп как раз и характерен для городской жизни. Социально-экономический уклад древних государств, накопленный ими опыт в архитектуре, ремесле, торговле, науках и искусствах стал основой для последующих культур. Опыт многих народов был обобщен и преумножен в эпоху Великой Римской империи, а после ее распада усвоенный затем народами Европы, стал основой для складывания градостроительного мастерства западноевропейской цивилизации.

Самостоятельно по учебнику изучить Древний Египет и Древнее Междуречье. Самостоятельно по учебнику изучить Древний Египет и Древнее Междуречье.

Литература: Боннар А. Греческая цивилизация. – М. , 1992. П. Джеймс, Н. Торп. Тайны Литература: Боннар А. Греческая цивилизация. – М. , 1992. П. Джеймс, Н. Торп. Тайны древних цивилизаций. 2001. Иллюстрированная история религий/ Под ред. проф. Д. П. Шантепи, в. 2 -х томах М. , 1999. Кнабе Г. С. Древний Рим – история и повседневность. М. , 1986. Козьякова М. И. История. Культура. Поседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. – М. : 2002. Матье М. Э. искусство Древнего Египта. – М. , 1970.