ТЕМА 14 Martians.pptx
- Количество слайдов: 63
MАРСИАНE МАШИНЫ И МАШИНИСТЫ РУССКОГО АВАНГАРДА «…Братья мои, марсиане Уэлльса…» В. Шкловский, 1919
Художник как “спортсмен-супермен” “Толпа алчет пряных и бьющих в нос развлечений. Большинство столичных эстрад отданы современным гладиаторам. С замиранием сердца толпа следит за своими фаворитами…, жадным ухом ловит прерывающееся дыхание людей, обратившихся в живые мускулы…” А. А. Измайлов (1873 -1921) “Помрачение божков и новые кумиры” (1910) Обложка журнала ↓ “Jugend” , 1904 ↑ И. И. Машков (1881 -1944) Автопортрет с художником П. П. Кончаловским 1910 “Русские силачи → братья Медведевы” Цирковая афиша 1910 е гг. Жорж Брак (1882 1963) в виде боксера Фотография, 1910 ↓
Футуристский “культ спорта” ↑ Н. С. Гончарова (1881 -1962) Борцы 1909 Джордж Беллоуз → (1882 -1925) Ставьте у Шарки 1909 “… Максимум быстроты, эквилибризма, акробатизма японцев, максимум мускульного бешенства негров, …максимум мелодического вдохновения Неаполитанского залива и русских степей… максимум сравнительной силы рас (борьба и бокс)…” “Манифесты итальянского футуризма” (рус. пер. В. Шершеневича, 1914) ↑ Обложка журнала “Jugend”, 1901 Умберто Боччони (1882 -1916) ↑ Уникальные формы длительности в пространстве. 1913
Матадор — современный “жрец насилия” ← Женщина матадор на обложке журнала “Jugend” 1896 П. П. Кончаловский (1876 -1956) ↑ Матадор Мануэль Гарта 1910 Коррида → 1910
“Вихревая жизнь стали … лихорадки и быстроты ” ↑ Карло Карра (1881 -1966) Гонка. 1915 ↑ Н. С. Гончарова (1881 -1962) Велосипедист 1912 Аэроплан над → локомотивом 1912 13 Жан Метценже (1883 -1956) Велосипедист. 1912 ↓
“Страдающее, жертвенное тело” Макс Бекманн (1884 -1950) Снатие с краста ↓ 1917 ↑ Н. С. Гончарова (1881 -1962) Распятие 1906 10 (? ) “Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши …” Исайя, 52: 3, 5 ↑ Эмиль Нольде (18671956) Распятие 1912
Эволюция обнаженной фигуры у М. Ф. Ларионова М. Ф. Ларионов (1881 -1964) ↑ Лежащая обнаженная 1906 07 Еврейская Венера. 1912 ↗ Венера и Амур → (солдатская Венера) 1912 ← Весна. 1912
“Солдатский период” у М. Ф. Ларионова (и не только) ↑ Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 -1938) Артиллеристы в душе 1915 М. Ф. Ларионов (1881 -1964) ↖ Отдыхающий солдат (автопортрет). 1912 ← Солдаты (второй вариант). 1910
Художник-модернист как “демиург” М. З. Шагал (1887 -1985) Автопортрет (с семью пальцами) 1912 Хуан Грис (1887 -1927) Портрет Пабло Пикассо с палитрой 1912
Цветовые и пластические трансформации М. З. Шагал (1887 -1985) Солдат пьет 1913 Альбер Глез (1881 -1953) Портрет издателя Эжена Фигуэра 1913
“Внечеловеческий аспект” кубизма Хуан Грис (1887 -1927) Портрет матери художника. 1912 Н. И. Альтман (1889 -1970) Портрет А. А. Ахматовой 1914 “Художник — это прежде всего человек, который стремится выйти за пределы человеческого. Он мучительно ищет следов внечеловеческого — следов, которых не встретишь в природе” Гийом Аполлинер (1880 -1918) “Les peintres cubistes” (1913)
Появление абстрактной (беспредметной) живописи Франтишек Купка (1871 -1957) Размещение графических мотивов 1912 13 М. Ф. Ларионов (1881 -1964) Лучизм (господство красного) 1912 13 Джакомо Балла (1871 -1958) Пути движения + динамические секвенции. 1913
В. В. Кандинский: “период импрессий” В. В. Кандинский. Улица в Мурнау. 1908 ↑ В. В. Кандинский (1866 -1944) (Фотография Г. Мюнтер) Около 1913 В. В. Кандинский Русская сказка. 1918
В. В. Кандинский: “период импровизаций” В. В. Кандинский (1866 -1944) Франц Марк (1880 -1916) Импровизация № 12 (всадник) Судьба животных Ок. 1910 1913 “Ограничиться чисто отвлеченными формами художник нынче не может. Эти формы еще слишком для него неточны. Ограничиться же исключительно неточным значит отнимать у самого себя возможности, выключать чисто человеческое и через то приводить к обеднению свои средства выражения” В. В. Кандинский “О духовном в искусстве” (1910)
В. В. Кандинский: “период композиций” Композиция с красным пятном. 1919 На белом II. 1923 “Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, — оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание” В. В. Кандинский (1866 -1944) “Ступени. Текст художника” (1913 -18)
Фовистский / активистский период у К. С. Малевича Уолтер Дж. Хилл (1873 -1950 -е) Схватка Фотография, 1915 К. С. Малевич (1878 -1935) Купальщик. 1911 Анри Матисс (1869 -1954) Танец. 1909 10
К. С. Малевич : кубизм К. С. Малевич (1878 -1935) Точильщик (принцип сцинцилляции) 1912 13 + футуризм Фернан Леже (1881 -1955) Контраст форм 1913
Осквернение или восстановление “сакральности артефакта” ? ↑ К. С. Малевич “Мадемуазель Мистинже ↗ (1878 -1935) в виде Джоконды” Композиция Comoedia Illustré, декабрь 1911 с Джокондой 1914 “Джоконда” в рекламе сигарет → “Zig Zag”; газета “Pêle Mêle”, 1912 ↑ Марсель Дюшан (1887 -1968) L. H. О. О. Q. (Джоконда с усами) 1919
К. С. Малевич и “Победа над Солнцем” “…Самые эти фигуры кромсались лезвиями фаров, попеременно лишались рук, ног, головы, ибо для Малевича они были лишь геометрическими телами, подлежащими не только разложению на составные части, но и совершенному растворению в живописном пространстве. Единственной реальностью была абстрактная форма, поглощавшая в себе без остатка всю люциферическую суету мира” Б. К. Лившиц (1886 -1938) “Полутораглазый стрелец” 1933 К. С. Малевич (1878 -1935) “Победа над Солнцем”, 1913: ↑ Обложка брошюры либретто; Эскиз декорации ↗ (2 деймо, 5 картина); Эскизы костюмов → Забияка; Неприятель; Костюм “Новых”
Художники-авангардисты и патриотический лубок К. С. Малевич (1878 -1935) ↑ “Шел австриец в Радзивиллы…” “Не ходи, австриец, плутом…” ↗ Оба: “Современный лубок”, 1914 М. Ф. Ларионов (? ) → (1881 -1964) “Немец рыжий и шершавый…” (“Современный лубок”, ↑ Неизвестный художник “Чертова волынка” Лубок, 1914
К. С. Малевич: “супрематизм живописи” Экспозиция произведений К. С. Малевича на «Последней футуристической выставке 0, 10» (Петроград, 17 декабря 1915 — 17 января 1916)
“Нуль форм” : черный супрематизм К. С. Малевича К. С. Малевич ( 1878 -1935) Черный квадрат. Черный круг (оба 1915); Черный крест (1923). Движение черного квадрата (1915) Пит Мондриан (1872 -1944) Композиция с серым и красным. 1922 “…Я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т. е. к Супрематизму, к новому живописному реализму — беспредметному творчеству <…> Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства!” К. С. Малевич (1878 -1935) “От кубизма и футуризма к супрематизму” (1916)
Кризис изобразительности в “четвертом измерении” К. С. Малевич (1878 -1935) Супрематизм (Supremus № 50). 1915 Супрематическая композиция. 1916 Тео ван Дусбург (1883 -1931) Чистая живопись 1920 “… Мы ничего не можем утверждать относительно природы; мы можем только делать свои заключения относительно путей, ведущих к постижению природы …Изучая геометрические истины, начиная от самых простейших логических отношений до свойств пространства любого числа измерений, мы только наблюдаем самих себя, не упуская из виду условий, при которых мы воспринимаем внешний мир” Чарльз Хинтон (1853 -1907) “Четвертое измерение и эра новой мысли” (рус. перевод 1916)
“Закрытие визуальности” Марсель Дюшан (1887 -1968) 50 с³ парижского воздуха. 1919 Fresh Widow. 1920 К. С. Малевич (1878 -1935) Белое на белом. 1918 19 “Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое; за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма. Я победил подкладку цветного неба, сорвал и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед нами” К. С. Малевич (1878 -1935) “Супрематизм” (1919) ↑ Рене Магритт (1898 -1967) Музей одной ночи. 1927
“… Поставим печать лица своего и оставим узнанным в потоке времен” К. С. Малевич (1878 -1935) Голова крестьянина 1922 28 Портрет В. И. Ленина на фоне текста Конституции РСФСР Работа художника Смоликова; 1922
“Травма анонимности” ↑ Рене Магритт (1898 -1967) Любовники. 1928 ↑ К. С. Малевич (1878 -1935) Двое крестьян 1927 29 Американские солдаты в противогазах (1918) →
От “Белого на белом” — к “Черному на черном” ↑ Беспредметная живопись: черное на черном. 1918 19 А. М. Родченко (1891 -1956) Композиция № 64/68 1918 Черное на черном (композиция) ↑ 1918 19 “У Малевича не живопись, а философия живописи… У меня живопись” А. М. Родченко, 1919
Практическое приложение супрематизма Н. М. Суэтин (1897 -1954) Женщина с крестом (с граблями? ) 1927 28 Н. М. Суэтин (1897 -1954) Супрематическая чернильница 1923 И. Г. Чашник (1902 -1929) Эскиз плаката “Советский экран” 1920
Искусство и военно-революционная агитация (I) ↑ Итальянский плакат Первой мировой войны (1917 18) и аналогичный белогвардейский плакат (1919) Д. С. Моор (Орлов; 1883 -1946) “Ты записался добровольцем? ” Плакат, 1918 Роберт Берень (1887 -1953) “К оружию!” Плакат Венгерской революции. 1919
Искусство и военно-революционная агитация (II) Л. М. Лисицкий (1890 -1941) “Клином красным бей белых” Плакат, 1920 Д. С. Моор (Орлов; 1883 -1946) “Советская Россия — осажденный лагерь” Плакат, 1919
Новая (машинная) эстетика ХХ века (I) ↑ А. А. Лабас (1900 -1983) Абстрактная композиция 1921 22 ↑ А. М. Родченко (1891 -1956) Висящая конструкция. 1920 Ласло Мохой-Надь (1895 -1946) ↑ Абстрактная композиция 1924 “Нынче утром был я на эллинге… — и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной тарантелле приседало долото. Я вдруг ощутил всю музыку, всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем” Евгений Замятин (1884 -1937) “Мы” (1920; первая публикация 1927)
Проекты “нового человека” Л. М. Лисицкий (1890 -1941) Плакат советской выставки в Цюрихе Фотомонтаж, 1929 Г. Г. Клуцис (1895 -1938) “Под знаменем Ленина…” Плакат, фотомонтаж, 1930 Герберт Байер (1900 -1985) Одинокий житель мегаполиса Фотомонтаж, 1932
“Аналитическое искусство” П. Н. Филонова ↑ Мужчина и женщина. 1913 Формула петроградского пролетариата. 1918 19 ↑ “Не так интересны штаны, сапоги, пиджак или лицо человека, как интересно явление мышления с его процессами в голове этого человека, или то, как бьет кровь в его шее через щитовидную железу и притом таким порядком, что этот человек неизбежно будет либо умным, либо идиотом” П. Н. Филонов (1882 -1941) “Краткое пояснение к выставленным работам” (1928)
Приключения в “пространстве бессознательного” П. Н. Филонов (1882 -1941) Формула космоса. 1918 19 Ив Танги (1900 -1955) Мама, папа ранен. 1927
“Искусство органического роста”: Филонов и сюрреалисты П. Н. Филонов (1882 -1941) Человек в мире. 1925 Сальвадор Дали (1904 -1989) Имперский монумент ребенку женщине. 1929
П. Н. Филонов и естественно-научный дискурс конца XIX века Живая голова. 1923 П. Н. Филонов (1882 -1941) Люди. 1930 Иллюстрация из “Атласа анатомии человека” СПб. , изд. т ва М. О. Вольф, 1872 “…Мус кулы и нервы поддерживают деятельность органов, образующих кровь или внутреннюю среду, но кровь, в свою очередь, питает производящие ее органы. В этом состоит органическая солидарность, которая поддерживает в животной экономии движение … до тех пор, пока расстройство или прекращение действия одного из необходимых органических элементов не причинит беспорядка в ходе живой машины или даже совершенно не остановит ее” Клод Бернар (1813 -1878) “Прогресс в физиологических науках” (рус. перевод 1866)
П. Н. Филонов и массовая культура П. Н. Филонов (1882 -1941) Без названия (голова) 1926 ↑ Грим заглавного персонажа и афиша → фильма Ф. В. Мурнау “Носферату, симфония ужаса” 1919
“Космический утопизм” авангардистской мысли К. Ф. Юон (1875 -1958) Новая планета 1921 Теда Бара → (1885 1955) в фильме “Саломея” (США, 1918) ↑ Немецкий плакат фильма Я. А. Протазанова (1881 1945) “Аэлита (Полет на Марс)”; 1924 ← Н. Церетели и Ю. Солнцева в фильме “Аэлита”
Авангардист как “активист” (вновь) В. Е. Татлин (1885 -1953) Матрос (автопортрет) 1912 Гельмут Колле (1899 -1931) Автопортрет в виде боксера 1920 е гг.
“Художник суть “народный талант” В. Е. Татлин (1885 -1953) как “слепой” бандурист на Русской кустарной выставке в Берлине февраль март 1914 В. Е. Пестель (1886 -1952) Портрет Татлина с бандурой 1915
В. Е. Татлин, П. Пикассо и “материальная эстетика” Пабло Пикассо (1881 -1973) В. Е. Татлин (1885 -1953) Голубой контррельеф 1914 Гитара. 1912 13 “Гитара” Пикассо в его мастерской на рю Шельшер, 5 bis (фотография художника; 1912 13)
Контррельефы Татлина как “анти-травматические экраны” Германский танк ↑ A 7 V В. Е. Татлин (1885 -1953) Материальный подбор: цинк, палисандр, ель 1916 Британский тяжелый танк Mk IV → Фотографии с полей Первой мировой войны, 1915 16
Революционная смелость инженерной мысли Эйфелева башня → в процессе строительства Фотография, 1888 89 и вид с аэроплана (фото: А. Шельшер) ↘ 1909 В. Е. Татлин (1885 -1953) Памятник III Интернационала Фотография макета, 1919 20 ← Робер Делоне (1885 -1941) Эйфелева башня 1910 11
Авангард — и “вековая мечта человека” Обложка → журнала “Die Jugend” 1903, № 10 В. Е. Татлин (1885 -1953) ↑ Аппарат машущего крыла (Летатлин); 1929 32 ↓ Испытания Летатлина под Киевом в 1932 году “…Мы верим в возможность несчетного числа человеческих трансформаций и заяв ляем без улыбки, что в человеческом теле дремлют крылья” Ф. Т. Маринетти (1876 -1944) “Футуризм” (рус. перевод 1914) Чарльз Линдберг (1902 1974) → со своей машиной ‘The Spirit of St Louis’ 1927
Картина как “силовое поле” Л. С. Попова (1889 -1924) Пространственно силовая композиция 1920 21 Франсис Пикабиа (1879 -1953) Любовный парад 1917
Новая (машинная) эстетика ХХ века (II) К. К. Медунецкий (1899 -1934) Цветоконструкция № 7. 1921 Фернан Леже (1881 -1955) Композиция с механизмами. 1927 “Фундамент производственного мастерства закладывается в гуще трудовой жизни, а не на Парнасе. Старый Пегас умер. Его заменил автомобиль Форда. Стиль современной эпохи создают не Рембрандты, а инженеры” Н. М. Тарабукин (1889 -1956) “От мольберта к машине” (1923)
Артефакт как “психопатология обыденной жизни” В. Д. Ермилов (1894 -1968) Композиция Коллаж, начало 1920 х гг. Рене Магритт (1898 -1967) Предательство образов 1928 “…Они замещают в репродукции другие, действительно верные впечатления, воспоминания о которых можно развить из них путем психического анализа” Зигмунд Фрейд (1856 -1939) “Психопатология обыденной жизни” (рус. перевод 1910)
“Эротизация машины” Фриц Кан (1888 -1968) Человек как индустриальный дворец 1926 К. Н. Редько (1897 -1956) Муж и жена. 1922 Марсель Дюшан (1887 -1968) Невеста, раздетая донага ее холостяками. 1915 23 “Что тут страшного, если вам говорят: человек это машина, и в нем работает ионо химическая энергия, которая называется сексуальною, когда она направлена на продолжение рода? … Она является материею всего самого возвышенного общественного. Тут ничего ужасного и страшного нет, ибо все давно знают, что все — из материи, и в материю возвращается” Г. А. Харазов (1877 -? ), из выступления (1925)
“Экономия созерцания” в конструктивизме ↑ Выставка ОБМОХУ. Москва, 1921 В. А. Стенберг → (1899 -1982) Пространственная конструкция КПС 42 1919 ← Л. М. (Эль) Лисицкий (1890 -1941) Трибуна для В. И. Ленина (проект). 1920 24 “Место экономии мысли у изобразительных искусств занимает экономия созерцания. Идеальной целью является показать зрителю каждое явление освобожденным от путающих случайных свойств в его существенной для художественного воздействия и характерной форме” О. Ранк, Г. Закс “Значение психоанализа в науках о духе” (рус. пер. 1914)
Машинная эстетика “планетарного масштаба” М. М. Плаксин (1898 -1965) Планетарное 1922 Г. Г. Клуцис (1895 -1944) “Угнетенные народы всего мира…” 1929
Коллаж / монтаж: прогрессивная форма искусства В. А. Стенберг (1899 -1982), Г. А. Стенберг (1900 -1933) Плакат к фильму С. М. Эйзенштейна «Октябрь» ; 1927 Йоханнес Теодор Бааргельд (Альфред Грюнвальд; 1892 1927) Автор у себя дома. Фотомонтаж, 1920
“Мотив руки” в искусстве авангарда ↑ Л. М. Лисицкий Автопортрет (конструктор) Фотомонтаж, 1924 ↑ Г. Г. Клуцис (1895 -1944) “Все на перевыборы Советов” Плакат фотомонтаж, 1930 Кадр из фильма → Л. Бунюэля, С. Дали “Андалузский пес” 1929
Революционный вождь и его “карикатурная тень” Ю. П. Анненков (1889 -1934) Портрет Л. Д. Троцкого 1923 Неизвестный немецкий дизейнер “Большевизм без маски” Антисоветский плакат, 1930 е гг.
Смерть вождя как “христианская жертва” А. М. Родченко (1891 -1956) Степанова В. Ф. (1894 -1958) Ленин Фото коллаж, 1924 К. С. Петров-Водкин (1878 -1939) ↑ Смерть комиссара. 1928 В. И. Ленин в гробу. 1924 →
Милиционер — “лицо новой власти” К. А. Вялов (1900 -1976) Милиционер 1923 Неизвестный художник “Тов. Троцкий — почетный милиционер” Агитационная листовка, 1920 е гг.
Рабочий = “человек-машина” Франц Вильгельм Сейверт (1894 -1933) Рабочие. 1920 “Проявления … механизированного коллективизма настолько чужды персональности, настолько анонимны, что движения этих коллективов комплексов приближаются к движению вещей, в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализованные шаги, есть лица без экспрессий, душа, лишенная лирики, эмоция, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и таксометром” А. А. Дейнека (1899 -1969) Перед спуском в шахту. 1925 А. К. Гастев (1882 -1939) “Индустриальный мир” (1919)
“ … Таких женщин не было, да и не могло быть при старом режиме” А. А. Дейнека (1899 -1969) На стройке новых цехов 1926 Г. Г. Ряжский (1895 -1952) Делегатка 1927 А. А. Экстер (1882 -1949) Эскиз костюма для фильма Я. Протазанова “Аэлита” 1924
“Власть принадлежит простому народу” А. Н. Самохвалов (1894 -1971) Кондукторша в трамвае. 1928 “Машина Мария” Персонаж фильма Ф. Ланга “Метрополис” (UFA, 1927) И. С. Куликов (1875 -1941) Юнгштурмовка 1929 “ … Любая кухарка должна управлять государством” (приписывается В. И. Ленину; 1917)
Армия: боевая машина К. Р. У. Невинсон (1889 -1946) ↑ Французские пехотинцы на отдыхе. 1916 ↑ П. М. Шухмин (1894 -1955) Приказ о наступлении 1928 А. М. Родченко → (1891 -1056) В. Ф. Степанова (1894 -1958) Красноармейцы Фотомонтаж, нач. 1930 х гг. Л. В. Шервуд → (1871 -1954) Часовой Бронза, 1933
Производственный процесс в искусстве Ю. И. Пименов (1903 -1977) Даешь тяжелую индустрию! 1929 Франц Вильгельм Сейверт (1894 -1933) Рабочие 1926 Эдуард Уодсворт (1889 -1949) Военный корабль в доках Ливерпуля 1919
“Тело закаляется, как сталь” Ю. И. Пименов (1903 -1977) Футбол 1926 А. А. Дейнека (1899 -1969) Рисунок к несохранившейся картине “Боксер Градополов” 1926 Август Зандер (1876 -1964) Боксеры (Хейн Хезе и Пауль Рёдерштайн) Фотография, 1929
Авангардистская историческая картина Поль-Жак-Эме Бодри (1826 -1886) Шарлотта Корде 1860 А. Д. Гончаров (1903 -1979) Смерть Марата 1927 Макс Эрнст (1891 -1976) Мадонна, шлепающая младенца в присутствии троих свидетелей 1926
Тоталитарный лидер = “авангардистский сверхчеловек” ↑ Г. Г. Клуцис (1895 -1944) “Ударники полей, в бой…” Фотомонтаж, 1932 ↑ М. Г. Манизер (1891 -1966) Проект памятника В. И. Ленину для Ленинграда. 1926 Александр Шавинский ↑ (1904 -1979) Агитационный плакат фашистской партии Италии. Фотомонтаж, 1934
ТЕМА 14 Martians.pptx