Лосский Николай Онуфриевич (1870 -1965) Выполнила : студентка
balyaykina_mariya_(1)_-_n.o._losskiy.pptx
- Размер: 1,010.9 Кб
- Автор:
- Количество слайдов: 13
Описание презентации Лосский Николай Онуфриевич (1870 -1965) Выполнила : студентка по слайдам
Лосский Николай Онуфриевич (1870 -1965) Выполнила : студентка ФПД группы ДДЛ-116 Баляйкина Мария
Николай Онуфриевич Лосский принадлежит к той плеяде русских религиозных философов, которые стремились создать оригинальные философские системы, завершающие собой вековую традицию русской религиозно-философской мысли. Как отмечал В. В. Зеньковский, «Лосский справедливо признается главой современных русских философов… Он едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова».
Биография Н. О. Лосский родился в местечке Креславка Витебской губернии. В юности, как и многие его ровесники, он прошел период увлечения марксизмом и даже был изгнан из гимназии за пропаганду атеизма, почему пришлось уехать в Швейцарию для продолжения образования. В 1903 году он получил магистерскую степень по философии, в 1907 году защитил докторскую диссертацию на тему «Обоснование интуитивизма».
Биография После установления Советской власти Н. О. Лосский оказался среди тех русских философов, кто стал неугоден новым властителям России. В 1921 году он был изгнан из университета, а в 1922 году арестован и затем выслан из России. До 1961 года продолжал активную научно-философскую деятельность. Последние годы жил в Париже, где и скончался 24 января 1965 года. Похоронен накладбище Сент-Женевьев-де-Буа; на его могиле надпись: «Лосский Николай Онуфриевич, профессор, 6. 12. 1870 -24. 01. 1965»
Основы этики «УСЛОВИЯ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА. ОСНОВЫ ЭТИКИ» (1949, первая публикация) — сочинение Лосского, содержащее итоговую характеристику его философско-этического учения, представленного в произв. «Свобода воли» (1927), «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей» (1931), «Бог и мировое зло» (1941). Главную задачу этики Лосский видит в том, чтобы установить «единство цели поведения всех существ и единую систему ценностей» . Несмотря на существование множества кодексов морали у разных народов «абсолютная этика возможна и необходима» — таков лейтмотив работы «Условия абсолютного добра» .
Свобода воли — основное условие абсолютной этики, он различает свободу воли и свободу действия и выделяет два вида свободы: формальную и материальную. Формальная свобода — это свобода совершить или не совершить определенный поступок. Такой идеально-реальный субстанциальный деятель дан нам в виде нашего собственного Я. Именно через свое Я человек понимает, что Я есть субстанция не только познающая, но и живущая, творящая новое бытие. “Мы изнутри, — пишет Лосский, — можем понять, что значит быть субстанцией. ” Свобода воли
Биологизм в этике, именно натуралистический эволюционизм, стремится объяснить различные виды поведения, исходя из законов жизни организма и сохраняя эвдемонистический характер. Лосский рассматривает учение Спенсера, пытающегося обосновать частичное освобождение от эгоизма и эгоцентризма и переход к альтруистическим поступкам через процесс эволюции. Свобода, знание, общественная жизнь и т. п. духовные блага, по Спенсеру, не более как средства, обеспечивающие самосохранение. Биологизм в этике
Лосский замечает по данному поводу, что одного знания о чужой душевной жизни недостаточно для альтруистического поведения; к знанию должна присоединиться еще и любовь. В заключении он указывает, что обоснование альтруистических поступков из эгоистических, гедонистических стремлений есть чистая бессмыслица. Он пишет: « Если духовные деятельности суть только средства для сохранения и развития телесной жизни, то обречение себя на смерть в борьбе за духовные ценности есть. . . какое-то странное извращение» Биологизм в этике
Этика добра и зла в учении Н. О. Лосского Относительно понятий добра и зла Лосский утверждает, что «понять, что такое зло, можно не иначе, как в соотношении с добром» , так как эти понятия являются противоположными другу. Именно на основе прямого усмотрения, согласно Лосскому, мы определяем, что такое добро, почему одно заслуживает одобрения, а другое — порицания. Абсолютным Добром Лосский признает Бога как абсолютную полноту бытия, как саму истину, жизнь и нравственное добро.
Зло никогда не бывает абсолютным: в нем всегда есть какой-либо аспект добра, и в следствиях его также всегда рано или поздно появляется какое-либо добро» . Благое по своему виду устремление к любви оборачивается злом, когда употребляется на благо лишь себе. Следствием такого выбора, согласно Лосскому, является недостаток «единодушия между нами и окружающей природою» , ввиду чего «тело наше уязвимо самыми разнообразными способами — ушибы, раны, солнечный удар, простуда, паразиты…» Финалом такого разногласия является смерть. Этика добра и зла в учении Н. О. Лосского Но что происходит, когда силы любви замыкаются исключительно на своей личности? Это Лосский и имел в виду, когда говорил, что никакое зло немыслимо без частицы добра.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: -зло не является метафизической величиной; -зло является следствием свободного выбора субъективного деятеля, то есть, в первую очередь, человека; -основной причиной любого зла является зло нравственное; -корень нравственного зла лежит в эгоизме. Этика добра и зла в учении Н. О. Лосского
Заключение В целом, философская система Н. О. Лосского — это оригинальная религиозно-философская система, центром которой является идея личности, как «центральный онтологический элемент мира». П. П. Гайденко отмечает, что «с помощью учения о субстанциальных деятелях Лосский хочет укоренить личность в самом фундаменте бытия, дать онтологическое обоснование как ее бессмертия, так и ее свободы».
Спасибо за внимание !