Литературный_род_Лирика.ppt
- Количество слайдов: 30
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД ЛИРИКА
ЛИТЕРАТУРА Теория литературы: учеб. пособ. для студ. филолог. ф-тов вузов. В 2 тт. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 1. М. : Академия, 2004. С. 273 -360. Поспелов Г. Н. Лирика: Среди литературных родов. М. : Изд-во МГУ, 1976.
ПЛАН ЛЕКЦИИ Термин «лирика» . Проблема происхождения лирики. Три теории лирики. Поэтика лирического произведения.
ТЕРМИН «ЛИРИКА» Древние греки исполняли некоторые свои песни под аккомпанемент музыкальных инструментов. Кифара кифаристика Авлос авлетика Лира – лирика Аристотель в «Поэтике» упоминает эпическую поэзию, кифаристику и авлетику, но не говорит о лирике. [2]
ТЕРМИН «ЛИРИКА» Слово «лирика» ( «люрикэ» ) вошло в употребление в эпоху эллинизма (3 – ½ 2 века до н. э. ). Постепенно слово «лирика» стало обозначать всю неэпическую поэзию. [2]
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИРИКИ У древних греков сохранялся первобытный художественный синкретизм поэзии, музыки и пляски. Согласно концепции А. Н. Веселовского, все три рода литературы возникли из обрядовых хоровых песен. [2]
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИРИКИ Лирика произошла из эмоциональных словесных откликов всего хора на повествовательный запев ведущего певцакорифея. Эти отклики постепенно развивались и приобрели форму 2, 4 -стиший. Позднее они могли исполняться вне обряда, хором или одним певцом. [2]
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИРИКИ Лирика всегда бывает ритмически организованной, очень часто – стихотворной. Откуда же лирика взяла свой ритм? Ответ Веселовского: от ритмической организованности хоровой обрядовой песни. [2]
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИРИКИ Что послужило содержанием древнейших лирических произведений? Мифологическое коллективное сознание. Сначала у греков сложилась кифаристика, выражавшая мифологогражданское миропонимание. Затем сформировалась мелика. Творчество Алкея, Сафо, Анакреона. [2]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ Лирика как род литературы изучалась больше эпоса. Но теоретическое осмысление лирики затруднялось неразработанностью в литературоведении проблемы отношений автора и героя. В теоретических представлениях о лирике долго господствовал неисторический подход. [1]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ Лирика, как и вся литература прошла 3 стадии развития. Эпоха синкретизма: от предыскусства до Античности. Традиционалистская (риторическая) эпоха: 7 -6 вв. до н. э. – середина 18 в. Индивидуально-творческая эпоха: С середины 18 века до наших дней. [1]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ Свой путь прошла также теория лирики. Античная поэтика. Новоевропейская поэтика. Поэтика 20 века. Развитие теории лирики тесно связано с развитием философии, с историей категорий «субъект – объект» , «личность» . [1]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ Античная поэтика Лирика понималась как особая форма исполнения (пение), в отличие от рассказа и ролевой игры. Теоретики считали, что в лирике перед нами высказывание самого поэта. Автор «все время остается собой и не меняется» (Аристотель). [1]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ Античные теоретики заблуждались. В произведениях, на материале которых они строили свои выводы, лирический голос был не одинок. «В каждой лирической песне не один, а двое участников: тот, кто, поет, и тот, кому он поет. И оба этих лица нерастрожимы, хотя их раздельность вполне осознана» (О. М. Фрейденберг). [1]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ В античной теории упор делался не на содержании лирических произведений, а на том, что высказывание в лирике не передается «другому» , рассказчику или герою, как в эпосе и драме. [1]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ Новоевропейская поэтика Выдвинула совершенно новый критерий отличения лирики от других родов литературы: «субъективность» . Новоевропейская философия открыла автономность личности. Теоретики искусства применили это открытие к пониманию лирики. [1]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ Новоевропейская поэтика как будто оставила в силе утверждение античных авторов о том, что в лирике поэт остается самим собой. Но вот понимание того, что значит «оставаться самим собой» в корне изменилось. [1]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ В новоевропейской поэтике Лирика стала мыслится как выражение внутреннего мира поэта. Субъект лирического высказывания превращает чувства, переживания, размышления – мир души – в объект. Но субъективное (в смысле: личное) в Новое время понималось как ограниченное, лишенное полноты, и противопоставлялось надындивидуальному «сознанию вообще» . [1]
ТРИ ТЕОРИИ ЛИРИКИ Поэтика 20 века строилась на понимании того, что объективная истина не противопоставляется личным, субъективным картинам мира, а складывается из них. Более того, субъект лирического высказывания, говоря от себя, преодолевает свою субъективность. Эмпирическая действительность подвергается рефлексии со стороны лирического «Я» . [1]
РОДОВАЯ СУЩНОСТЬ ЛИРИКИ Своеобразие лирики как рода литературы заключается в том, как выстраиваются взаимоотношения автора и героя. Герой лирики – этот «другой» (специально созданный образ), устами которого поэт высказывается о своей жизни. Но внешне лирическое произведение выглядит так, будто говорит один только герой (которого долго принимали за автора). В лирике есть и автор, и герой, но нет четких внешних границ между ними. [1]
РЕФЛЕКСИЯ ЛИРИЧЕСКОГО «Я» – ЭТО СЮЖЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В лирическом произведении, так же, как и в эпосе, есть событие (картина, явление, действие, взятое из первичной реальности или придуманное поэтом) и есть событие рассказывания (осмысления, воспоминания), но нет их взаимной обособленности, нет повествования. Содержание лирики – акт психической жизни, выработка отношения лирического субъекта к тому, о чем он говорит. [1]
РЕЗУЛЬТАТ ЛИРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ – ВНУТРЕННЕЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА. Лирический субъект углубляется в ситуацию, постигает ее сущность ( «Я помню чудное мгновенье…» Пушкина). Лирический субъект воплощает свои взгляды в ряде особенных черт, состояний, настроений ( «Это утро, радость эта…» Фета). [1]
ЛИРИКА ОБЛАДАЕТ СВОЕОБРАЗНЫМ ЯЗЫКОМ У лирического произведения двойное дно: видимая речь выражает второе, другое содержание. Мы видим речь лирического героя, но выражает она переживания авторские. Речь героя превращается в форму, разыгрывается. Такую речь называют семантически осложненной, рефлексивной. [1]
ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК ЛИРИКИ ПРОШЕЛ НЕСКОЛЬКО СТАДИЙ РАЗВИТИЯ Эпоха синкретизма Образный язык формируется: 1) кумуляция, 2) параллелизм, 3) троп. [1]
ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК ЛИРИКИ ПРОШЕЛ НЕСКОЛЬКО СТАДИЙ РАЗВИТИЯ Кумуляция – сочинительное присоединение друг у другу слов-образов, которые внешне самостоятельны, но внутренне семантически тождественны. Природа и человек выступают нерасчлененно. Отдаленное подобие: Фет. «Шепот, робкое дыханье…» [1]
ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК ЛИРИКИ ПРОШЕЛ НЕСКОЛЬКО СТАДИЙ РАЗВИТИЯ Параллелизм – соположение картин природы и картин человеческой жизни. Это не отождествление, не сравнение, а сопоставление по общему признаку. Не белая березка нагибается, Не шатучая осина расшумелася, Добрый молодец кручиной убивается… [1]
ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК ЛИРИКИ ПРОШЕЛ НЕСКОЛЬКО СТАДИЙ РАЗВИТИЯ Появление тропа (сравнения и метафоры) было духовной революцией! Человек научился различать объекты, выделять единичное и личное начало в них. Язык кумуляции и параллелизма – это мифопоэтический язык. Язык тропа – это язык понятийный. [1]
ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК ЛИРИКИ ПРОШЕЛ НЕСКОЛЬКО СТАДИЙ РАЗВИТИЯ Эпоха риторической поэтики: фигуральный язык тропа приобретает самостоятельную ценность. [1]
ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК ЛИРИКИ ПРОШЕЛ НЕСКОЛЬКО СТАДИЙ РАЗВИТИЯ Индивидуально-творческая эпоха: Родилось «простое» , «нестилевое» слово. Это качественно новый тип образного языка. «Простое» слово свободно от стилевого ореола, имеет прямое значение. Оно претендует на то, чтобы быть воспринятым как некая безусловная реальность. Этим «простое» слово перекликается с мифологическим. [1]
«Впервые в истории лирики складывается ситуация, когда в ней нет единого языка, внутри которого было бы локализовано творческое сознание автора: оно напряженно живет на границах «простого» , условно-поэтического и вновь актуализированного (особенно в поэзии 20 века) мифологического слова» (С. Н. Бройтман). [1, 360]
Литературный_род_Лирика.ppt