Лев Николаевич Толстой 1828 —
tolstoy_l.n._voyna_i_mir.ppt
- Размер: 27.7 Мб
- Автор:
- Количество слайдов: 69
Описание презентации Лев Николаевич Толстой 1828 — по слайдам
Лев Николаевич Толстой 1828 — 1910 Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ ( 28 августа 1828 , усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября 1910 , станция Астапово (ныне станция «Лев Толстой» ) Рязано-Уральской ж. д. ; похоронен в Ясной Поляне),
Дом в Ясной Поляне
Ясная Поляна – родовое гнездо Л. Н. Толстого, где он прожил с семьёй более 50 лет.
Во многих толстовских рассказах ( «Утро помещика» , «Свечка» , «Поликушка» , «Ягоды» , «Идиллия» , «Тихон и Маланья» ) и романах ( «Война и мир» , «Анна Каренина» , «Воскресение» и др. ) «живут» яснополянские крестьяне, их судьбы и невыдуманные истории Копыловых, Морозовых, Резуновых, Зябревых, Козловых и др.
Княжна Мария Николаевна Волконская(1790 -1830). Мать Л. Толстого. Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась… всё, что я знаю о ней, всё прекрасно… Л. Толстой «Воспоминания»
Граф Николай Ильич Толстой (1795 -1837). Отец Л. Толстого. Первое место … занимает, хотя и не по влиянию на меня, но по моему чувству к нему, … мой отец. Л. Толстой «Воспоминания»
Братья Сергей, Николай, Дмитрий, Лев. . (фотография 1854 года) Сестра Мария
1848 г. Начало 1850 -х гг. 1856 г. 1861 г. 1890 -е гг.
1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. Примечание : Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!
Летом 1849 года он оставляет учебу в Казанском университете и переезжает в Ясную Поляну. В 1851 году Л. Толстой уехал на Кавказ и поступил добровольцем в артиллерию. Наконец сегодня я получил приказ отправиться к своей батарее … Вы не поверите, какое это доставляет мне удовольствие. Л. Толстой- Т. А. Ергольской. 3 января 1852 года
Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург и сошёлся с писателями. Меня приняли как своего… Л. Толстой « Исповедь» Группа писателей журнала « Современник» . Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. С фотографии 1856 года.
Сентябрь 1862 год. Л. Толстой женится на 18 -летней дочери врача Софье Андреевне Берс. Сразу после венчания он увез жену из Москвы в Ясную Поляну , где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.
Л. Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000 ребят.
Семья Льва Николаевича Толстого
«Детство» , «Отрочество» , «Юность» — 1852 -1855 «Севастопольские рассказы» – 1855 «Утро помещика» – 1856 «Война и мир» – 1863 — 1869 «Кавказский пленник» – 1872 «Анна Каренина» – 1873 -1877 «Воскресенье» – 1889 — 1899 « Хаджи – Мурат» – 1896 — 1904 «После бала» – 1903 «За что? » – 1906 Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько жеже , , как и вся остальная наша литература. (М. Горький)
Любимая скамья Льва Николаевича, на которой он отдыхал, гуляя по парку в своём имении. Единственный цветной портрет писателя, ставший первой цветной фотографией в России. 1908 год, Ясная Поляна.
Ясная Поляна могила Л. Н. Толстого в лесу «Старый Заказ» С детства писатель верил в легенду , что в Старом Заказе спрятана палочка, на которой написано, как делать людей счастливыми. Свою жизнь он посвятил этой великой цели — помочь людям устроить жизнь счастливо. Лев Толстой просил похоронить его в саду, где он искал «зеленую палочку» .
Роман-эпопе я «Война и мир»
1863– 1869 работа над романом
1856 современность глазами декабриста эпоха заблуждений и несчастий героя — декабриста эпоха народного торжества эпоха неудач и поражений 1825 1812 1805 от истории героя к судьбе народа
М i РЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой противостояние войны и мира (антитеза) война вторгается в жизнь мира участие в войне крестьянского мира
Художествен ные особенности романа
ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации. ЖАНР Для эпопеи характерны: * широкий географический охват * отражение жизни и быта всех слоев общества * народность содержания
Картины истории Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г. , пожар Москвы, партизанское движение Общественная и политическая жизнь Масонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов Огромные пространства Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА I том 1805 год II том 1806 — 1811 гг III том 1812 год IV том 1812 -1813 гг Эпилог 1820 год
Своеобразие художественных приемов
Принцип сопоставления и противопоставления САЛОН А. П. ШЕРЕР ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ
ПРИНЦИП СЕМЕЙСТВЕННОСТИ
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость» . Л. Н. Толстой
«Мысль народная» в романе
Темы для обсуждения Народ, русская армия в войне 1805 года. Народ в войне 1812 года. Образ Платона Каратаева как квинтэссенция свойств, выработанных в патриархальном крестьянине вековой крепостной зависимостью. Партизанское движение ( «Дубина народной войны» ).
«Мысль народная» Главная мысль романа – «мысль народная» . Каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. По мнению Толстого, это так называемое роевое начало , дух и воля не одного человека, а нации в целом. Войну 1812 года он представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа. В комментариях автора
«Мысль народная» Герои романа, отбросив все личное, становятся единым целым с народом: Андрей чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением; все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; Наташа отдает подводы раненым; Петя Ростов погибает в схватке с врагом. В действиях героев романа
«Мысль народная» Воля к победе ярко проявляется в массовых сценах: сцена сдачи Смоленска (купец Ферапонтов велит все добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – сжечь); сцена подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи и не пили водку – для них это был священный момент); сцена боя партизан с французами ( гибель Пети Ростова, действия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова); «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» . В массовых сценах
«Мысль народная» В 1805 – 1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы. Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположное нравственное состояние русской армии Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем. Война 1805 – 1807 года
«Мысль народная» Отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия – добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы. Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне. Шенграбен – преддверие войны 1812 года. Шенграбенское сражение
«Мысль народная» Наполеон и Кутузов резко противопоставлены другу – они антиподы. Образы даны в субъективном восприятии. Наполеон и Кутузов
«Мысль народная» «Мысль народная» реализуется в романе в неразрывной связи с русскими духовными традициями, на которых строится жизнь деревенского «мира» . Именно с «мыслью народной» связана реализация толстовского представления о смысле существования. Вывод
«Мысль семейная» в романе
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям» . (Л. Н. Толстой) Ясная поляна
Болконские Курагины Ростовы. ИСТОРИЯ ТРЕХ СЕМЕЙСТВ СРАВНЕНИЕ АНТИТЕЗА
Семья РОСТОВЫХ
Ростовы Отрадное
«Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты» . — Ну, племянница! — крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд. Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. — Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно? . . — спрашивала Наташа… Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые.
Семья Друбецких Карьера и материальное благополучие– самое главное в жизни. Борис не уважает свою мать, готовую унижаться ради денег. Борис женится на Жюли Карагиной ради её денег, превозмогая отвращение к ней.
Семья БОЛКОНСК ИХИХ
— Отец очень богат и скуп. Он живет в деревне…это известный князь Болконский, отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем. Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый. Бедняжка несчастлива, как камни. У нее брат …адъютант Кутузова.
Лысые Горы. Болконские
«Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум» « А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу» . «-Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет …, а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет … стыдно! — Это вы могли бы не говорить мне, батюшка, — улыбаясь, сказал сын» .
• «…два источника пороков: праздность и суеверие» . • «Нездоровы бывают дураки и развратники» • Есть «два источника добродетели: деятельность и ум»
Князь Андрей От отца ему передалось чувство патриотизма и желание приносить пользу людям. Его мечта – совершить подвиг во имя Родины. В нем воплощены лучшие черты передовой дворянской молодежи. У него свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов.
Семья КУРАГИН ЫХЫХ
— Кстати, о Вашем семействе , — сказала она, — знаете ли, что ваша дочь составляет наслаждение всего общества. Ее находят прекрасной, как день… За что вам дала судьба таких двух славных детей (исключая Анатоля…), — таких прелестных детей? А вы, право, менее всех цените их и потому их не стоите…И зачем родятся дети у таких, как вы? — Что делать? Лафатер сказал бы, что у меня нет … родительской любви …Что же мне делать? Вы знаете, что я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дурни…Мои дети — обуза моего существования. Это мой крест. Я так себе объясняю. Что же делать?
«Мои дети — ce sont les entraves de mon existence. Это мой крест» . (Мои дети – обуза моего существования) Толстой ни разу не называет Курагиных семьёй. Здесь всё подчинено корысти, материальной выгоде, царит атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни.
«Мои дети — ce sont les entraves de mon existence. Это мой крест» . (Мои дети – обуза моего существования) «- Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец … Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль – беспокойный. Вот одно различие» .
Анато льль Кутила и игрок. Князь Василий называет его «беспокойным дураком» . Причинит много горя Болконским и Ростовым. В нем заложено животное безнравственное начало. Безнравственность и низость проявляются в отношении к княжне Марье Болконской в истории сватовства.
Элен Светская красавица, символ блеска, но и пустоты светской жизни. Женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу. Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают ее похожей на бездушную статую.
В эпилоге романа Толстой представляет две новые семьи: Пьер и Наташа, Николай и Марья. По мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.
Николай Ростов и Марья Болконская Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность. М. Болконская пишет в дневнике : «Митя шалил за столом. Папа не велел давать ему пирожного. Ему не дали; но он так жалостно и жадно смотрел на других, пока они ели! Я думаю, что наказывать, не давая сластей, — развивает жадность. …»
Пьер имел полное право у себя в доме располагать не только самим собой, как он хотел, но и всею семьею. Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа; и весь дом ходил на цыпочках, когда Пьер занимался – читал или писал в своем кабинете. Стоило Пьеру показать какое-нибудь пристрастие, чтобы то, что он любил, постоянно исполнялось. Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его. Наташа Ростова и Пьер Безухов. Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь — смысл своей жизни: Наташа — в материнстве, а Пьер — в осознании себя опорой для более слабого человека.
Принцип семейственности
Смысл слова «семья» у Л. Н. Толстого гораздо шире и глубже нашего понимания. В изображении писателем Шенграбенского сражения капитан Тушин и его батарейцы – отец и дети. Кутузов — отец солдатам, а девочке Малаше Кутузов – дедушка. Так по-родственному доверчиво назовёт она полководца.
Русская армия- это тоже семья, с особым, глубинным чувством братства, объединённости перед общей бедой.