Леонардо Да Винчи 1452-1519 . ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
27110-leonardo.ppt
- Количество слайдов: 24
Леонардо Да Винчи 1452-1519
. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ итальянский живописец, скульптор, архитектор , ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Многочисленные открытия, проекты, эксперимен -тальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.
Детство Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. Отмечено в дневнике деда Леонардо (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Андреа Вероккио «Крещение Христа»
Благовещение (104_217 см.) 1472 год Галерея Уффици, Флоренция
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря»(1495-97г.). Из-за рискованного эксперимента, на который пошёл мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма повреж- денном виде. Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняю- щей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Сочета- ние строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.
Наброски Леонардо к фреске «Тайная вечеря»
Мадонна Бенуа (ок. 1478г). Масло, дерево. Эрмитаж. Петербург. В ранних произведениях (голова ангела) в «Крещении» Верроккью, «Благовещенье», «Мадонна Бенуа», обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.
«Мадонна с гвоздикой» 1473 год
Мадонна Лита Ок. 1490 г. Темпера, дерево. Эрмитаж. Петербург. Этюды женских голов для «Стоящей Леды».Ок.1509г. Виндзор. Королевская библиотека
«Мона Лиза» Лувр, Париж. «Джоконда» кисти Леонардо считается воплощением мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный.
Святая Анна с Марией и младенцем Христом. Национальная галерея. Лондон. Этот этюд, вероятно, был написан во время второго пребывания художника во Флоренции – сложная группировка фигур типична для композиционных поисков именно 16 века. Этюд выполнен на красноватой бумаге, наклеенной на холст, углем и белилами.
« Дева и младенец со Святой Анной»
Дама с горностаем (53-39 см) 1490 Музей Чарторыйских, Краков
Портрет Джиневры де Бенчи 1474 год
«Св. Иоан Креститель» 1513-1516 годы
. Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.
Анатомические рисунки Леонардо да Винчи
Технические чертежи Леонардо да Винчи
Эскиз моста через Золотой Рог, сделанный Леонардо да Винчи. «Записная книжка» (Париж). 1502/1503
Конец жизни Леонардо присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болонье 19 декабря 1515 года[8][9]. Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий.[10] Возможно, этот лев приветствовал короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой.[11] В 1516 году Леонардо принял приглашение короля и поселился в замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз. Здесь он провёл последние три года жизни со своим другом и учеником Франческо Мельци, получая пенсию порядка 10000 скудо.[12] Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».