Лекция ТЕМА:

Скачать презентацию Лекция    ТЕМА: Скачать презентацию Лекция ТЕМА:

Исаев И.А..ppt

  • Количество слайдов: 72

>   Лекция    ТЕМА:  «История Отечественного государства и права» Лекция ТЕМА: «История Отечественного государства и права» Санкт Петербург 2012 г.

>     2     цели занятия:  • 2 цели занятия: • рассмотреть сущность История Отечественного государства и права в процессе государственного управления, общественно политическую природу государственного управления и его взаимосвязи с политикой; • выявить закономерности и факторы социальной обусловленности, обоснованности и эффективности управленческих явлений.

>      3     задачи занятия: 3 задачи занятия: изучить закономерности зарождения Отечественного государства и права в процессе управления, их соотношение и механизм взаимодействия; показать организационно функциональную структуру управления, территориальную организацию государственного управления, государственное управление сферами общественной жизнедеятельности и межотраслевое государственное управление.

>     4     ПЛАН:  • 1. 4 ПЛАН: • 1. Сущность дисциплины. Цели, содержание, задачи, метод и периодизация. • 2. Общественное и государственное устройства Киевской Руси. • 3. Гражданско правовые отношения в Древнерусском государстве. Источники (Норманнская теория). • 4. Состав древнерусского общества до середины XIII в. • 5. Предпосылки феодальной раздробленности Киевской Руси. • 6. Гражданско правовые отношения в Новгородской и Псковской феодальных республиках. • 7. Распад Золотой Орды и образование Московского централизованного государства. • 8. Эффективность и критерии оценки развития истории государства и права.

>      5    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  1. 5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 1. История отечественного государства и права. Учебно методическое пособие, В. И. Болгов А. Т. Скилягин. СЮА. 2007 2. Историю отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. Ч. I. И Ч. II М. , 2006 3. Исаев И. А. История государства и права России. М. , 2006 4. История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. М. , 2006 5. «Российское законодательство. Х–ХХ вв. » (Т. I–IX). М. , 1987– 1994 6. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Х век – 1917 год / Сост. В. А. Томсинов. М. , 1998 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917– 1991 / Под ред. О. И. Чистякова. М. , 2005 Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. М. , 2005 Отечественное законодательство XI–XX веков. Ч. I и Ч. II / Под ред. О. И. Чистякова. М. , 1999– 2002.

>     6   ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРЫ  • Ершов С. 6 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРЫ • Ершов С. А. Великая Русь: Народонаселение и войны I XX в. в. Автор: Ершов С. А. Издательство: Феникс Плюс. 1997. • Денисов Ю. Н. Кто заказал татаро монгольское нашествие? . М. , Наука. 2008. • В. В. Мавродин. Образование древнерусского государства. Ленинград. Издательство Ленинградского Государственного ордена Ленина Университета; 1945.

>      8 У Ч Е Б Н Ы Е 8 У Ч Е Б Н Ы Е В О П Р О С Ы:

>    Норманская теория. Байер, Шлёцер, Миллер  •  Контроль пути Норманская теория. Байер, Шлёцер, Миллер • Контроль пути и его бесперебойную работу могли осуществлять скандинавы. Они охраняли путь войнами без семей. Но это не означало варяжского господства над страной. • ЛОМОНОСОВ • Миф соответствовал социальным потребностям властей: отгородиться от остальной массы населения своим происхождением. • Киевская Русь родилась не каким – то таинственным образом в принципиально готовом виде. • Новые правители начинали речь о «новом государстве» . • Государственность: 882 год; Новгород 859 год; Договор с Византией 907 года Новгород – 931 • Датировка: 5508, Болгария – 5500; арабский лунная хиджра – солнечная хиджра. • Главным опровержением норманской теории является достаточ но высокий уровень социального и политического развития восточ ного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовле но многовековым развитием восточного славянства. По своему эко номическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли. • Ловмянский Х. Русь и норманны. М. , 1985.

>    Путь из варяг в греки •  Из Скандинавии в Путь из варяг в греки • Из Скандинавии в Византию: он шёл из Варяжского моря (Балтийского) по Неве в Ладожское море. • Затем по реке Волхов в Ильменское озеро, далее по Ловати, откуда волоком в Днепр. • Путь возник в IX начале X веке. • Из Смоленска, Любеча и Чернигова свозили товары по Днепру в Киев. Пройдя днепровские пороги купцы останавливались на о. Хортица. Затем в Днепровский лиман и плыли вдоль западного берега Чёрного моря до Царьграда. • Другой путь «Из варяг в греки» : Припятско Бужским путём уходил в Западную Европу, и Волжским путём – в Каспийское море. • Из Северной Руси везли: лес, мех, мёд, воск, янтарь. Из Киева хлеб. • На Русь везли: вино, пряности, ювелирные изделия, стекло, ткани, иконы, книги, серебро, монеты, железо, оружие.

> три крупных политических центра 12  •  Куяба (южная труппа славянских жлемен три крупных политических центра 12 • Куяба (южная труппа славянских жлемен с центром в Киеве); • Славия (северная группа, Новгород); • Артания (юго восточная группа, Рязань). • В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название Русская земля. Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

>     11     Русь. :  • 11 Русь. : • К VIII в. на территории, населенной племенами, было образовано 14 племен союзов, возникших как военные объединения, организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной й группы во главе таких союзов становился князь и княжеская дружина. • Племенные союзы в военно политических целях в еще более крупные формирования союзы союзов. Центром одного из них стал Киев.

>      10   Древняя Русь – русское государство 10 Древняя Русь – русское государство • Форма общественных отношений • – славян в VII – VIII вв. военная демократия. • Признаки ВД • – участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; • особая роль народного собрания как высшего органа власти; • всеобщее вооружение населения (народное ополчение). • Правящий слой формировался из: • старой родоплеменной аристократии (вожди, жрецы, старейшины). • Образование государственности у восточных славян обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. • Они заменялись территориальными, политическими и военными союзами.

>     14  Раннефеодальная монархия • В 882 г. два 14 Раннефеодальная монархия • В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. • С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен: древлян, северян, родимичей, уличей, тиверцев, вятичей. • В центре нового дарственного образования оказалось племя полян. • Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

>      15   Феодальная поземельная собственность • Феодальная 15 Феодальная поземельная собственность • Феодальная поземельная собственность складывается • X в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. • Внеэкономические формы эксплуатации (дань, полюдье) уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель. • Формирование правящего класса приводит к появлению статных отношений сюзеренитета вассалитета, т. е. феодальной зависимости. Дружина князя дифференцируется на старшую и младшую (и по возрасту, и по социальному положению). Бояре (от боляр боец, т. е. дружинник) из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. Они усиливают эксплуатацию крестьян общинников, попадающих к ним в зависимость, с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер.

>     16  Функции политической системы в обществе  • 16 Функции политической системы в обществе • Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают пленных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации: экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне общинники.

>      17    Процесс выбора проблем и 17 Процесс выбора проблем и определение целей государственной политики • Государственный строй Киевской Руси можно назвать как раннефеодальную монархию. • Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности • опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Отношения сюзеренитета вассалитета ставили всех подчжняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и слуги. • Крупные феодалы землевладельцы пользовались большей автономией.

>     19   ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И   19 ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ • Великий князь находился в договорных или сюзеренно вассалъных отношениях с другими князьями. Месттые князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (Х 1 Х 11 вв. ) вызывает появление новой формы и нового органа власти снема, т. е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. • Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гаранизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно административную систему.

>        20  органы и система управления 20 органы и система управления • Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения). • В своей деятельности князь опирался на совет, который состоял из бояр и княжих мужей. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны, огнищане и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется ДВОРЦОВО ВОТЧИННОЙ, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса феодальной раздробленности.

>     21   «Институты власти» и  «органы» государственной 21 «Институты власти» и «органы» государственной власти • В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание вече. Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится повестка дня, подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют старцы градские (старейшины).

>    Государственная власть    22    Государственная власть 22 и её функции • Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселении (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из лучших людей (городского патрициата, старейшин). • Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община вервь. В её компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

>  Местное управление • Народное собрание – ВЕЧЕ. Выросло из племенных сходов. Местное управление • Народное собрание – ВЕЧЕ. Выросло из племенных сходов. • Готовилась повестка дня, подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, как организационный центр действуют старцы градские (старейшины). • Компетенции: при участии всех правоспособных жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (республики). • Исполнительный орган вече – совет, состоящий из лучших людей (городского патрициата, старейшин). • Орган местного крестьянского самоуправления – территориальная община – ВЕРВЬ. • Её компетенция – земельные переделы, полицейский надзор, налогово финансовые вопросы, решение судебных споров, расследование преступлений, исполнение наказаний.

> СОСТАВ  ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА ДО СЕРЕДИНЫ XIII в.  • Все население Руси СОСТАВ ДРЕВНЕРУССКОГО ОБЩЕСТВА ДО СЕРЕДИНЫ XIII в. • Все население Руси первых веков нашей истории распадается на две основные группы: • на мужей и на холопов; • мужи — это свободные люди, • холопы — лично зависимые. • Свободное население мужей подразделялось на два класса: • на княжих мужей и на людей; • княжи мужи — это служилые люди, состоявшие на службе князя; люди (единственное число — людин) — это свободное население, не состоявшее на службе у князя, а платившее подати, дани. Таков состав гражданского общества. • В стороне, с принятием христианства, возник третий класс — церковных людей.

>  КНЯЖИ МУЖИ, ИЛИ ДРУЖИНА    • Княжи мужи противополагались людям. КНЯЖИ МУЖИ, ИЛИ ДРУЖИНА • Княжи мужи противополагались людям. • Но класс княжих мужей носил еще название дружины. Широкое значение этого слова — всякое товарищество, всякое сообщество; • Дружина — это население судебного, сельского или городского округа. Дружиною в тесном сословном смысле называлась княжеская дружина, т. е. класс служилых людей князя. Она распадалась на дружину старейшую и дружину молодшую; (XII в. ). • Дружина старейшая состояла из княжих мужей в тесном смысле слова. Княж муж: вообще — служилый человек; княж муж в тесном смысле слова — член старейшей дружины. Жизнь не всех членов дружины ограждалась двойною вирой, а только жизнь старейших дружинников. Члены молодшей дружины не пользовались этой привилегией; жизнь их оплачивалась простой вирой, как и жизнь людей; так, гридь входила в состав княжеской дружины, но за убийство гридина князь взимал только простую виру вместо двойной, какая шла за убийство княжа мужа.

>       БОЯРЕ •  Княжи мужи — члены БОЯРЕ • Княжи мужи — члены старейшей дружины — назывались иначе боярами, или болярами. Термин этот является в древнейших памятниках нашего права. Термин этот является в двух формах: боляре и бояре. В древнейших церковнославянских памятниках преобладает первая форма. В памятниках, явившихся из Болгарии, рядом с формой боляре видим форму болеры, рядом с формой единственного числа болярин — форму боляр. В памятниках русского происхождения встречаются обе формы. Этимология этого слова не совсем ясна. Срезневский думает, что в образовании этого слова участвовали два славянских корня, которые обнаруживаются в двух формах этого слова: бой и боль. Боль — краткая форма, образовавшаяся от полной болий; во всяком случае слово это чисто славянское. Значение его имело много оттенков. Η древнейших переводных памятниках церковнославянских этим словом переводились греческие термины: «σύγκλητος» — властители и «μεγιστάνες» [вельможи], таким образом, это и правительственное лицо и человек из высшего класса общества. Такое двойственное, т. е. и административное и социальное, аристократическое значение придавалось этому слову и в древнейших памятниках русского происхождения: болярин, или боярин, — правитель и вместе с тем знатный человек, человек высшего класса общества. Правительственное значение боярина выражалось преимущественно в том, что он был советником князя, членом его думы, думцем; вот почему терми ном олярство в древнейших церковнославянских памят никах переводились греческое б «ολιγήτος» и латинское — senatus» , такое значение княжеского советника боярин имел уже в XI— XII вв. Как советник князя боярин отличался от простого мужа, т. е. от простого члена дружины. Итак, боярин отличается от мужа боевого званием советника, думца. Русская Правда не знает боярина в правительственном смысле слова. Члены старейшей дружины называются в Правде княжими мужами, но княж муж в древних памятниках — синоним боярина: • Но и «боярин» на юридическом языке древней Руси имел еще социальное, экономическое значение и вместе юридическое: это привилегированный землевладелец без различия, принадлежит ли он к старейшей или младшей дружине. Всякий служилый человек, владевший землей, назывался боярином; его вотчина поэтому могла называться боярщиной — словом, которое мы и встречаем в памятниках XVI, XVII вв. В этом смысле знает слово «боярин» и Русская Правда; всюду, где у нее является этот термин, с ним соединено понятие о рабовладельце или землевладельце; как привилегированный землевладелец собственник он в Правде противополагается смерду, вольному крестьянину земледельцу.

>       ГРИДЬ •  В  памятниках ГРИДЬ • В памятниках XI, XII вв. составные части дружины обозначаются такими терминами: «бояре и гридь, ИЛИ гридьба» , «бояре и отроки» , «бояре, отроки и детские» . Так как словом «бояре» обозначалась старшая дружина, то младшая состояла из «гриди» , «отроков» и «детских» . «Гридь» , кажется, древнейший термин, обозначавший младшую дружину. В летописи сохранилось указание на иноземное, варяжское происхождение этого слова. • «Гриди» , очевидно, тот же варяжский отряд, какой продолжал существовать в Новгороде для охранения границ. • Гридь является и в значении личном и в смысле собирательном: гридь — и член младшей дружины и вся эта младшая дружина; в последнем, собирательном смыс ле слова это имело параллельную форму: гридьба. Слово это (гридь) одни производят от скандинавского gred — меч и дают ему значение мечника. Кажется, правильнее объясняют те, которые производят его от скандинавского hird или hirdin — термин, являющийся часто в скандинавских сагах в значении телохранителей конунга, постоянно живущих при нем в его дворце; в саге о св. Олафе встречаем две формы — и hirdsveit 30 в собиратель ном смысле. Грот, большой знаток скандинавских наре чий, производит это слово от исландского rid, что значит дом, хоромы, двор. g Слово «гридь» , означая дворовых слуг князя, объясняет нам значение старинного термина «гридница» , это та часть дворца, где жила гридь ИЛИ В которой собиралась княжеская дружина. В гриднице, на дворе, князь Владимир каждую неделю, т. е. в воскресенье, угощал своих бояр, гридь, сотских, десятских и нарочитых людей, как рассказывает летопись. Позднее, в конце XII в. , слово «гридь» исчезает и на место его появляется термин «двор» в смысле младшей дружины князя: «посла двор свой воевать» , «поиде с двором своим» и т. д.

>     ОТРОКИ И ДЕТСКИЕ •  «Отроки» и «детские» — ОТРОКИ И ДЕТСКИЕ • «Отроки» и «детские» — термины, самым значением своим указывающие на членов младшей дружины; это люди молодые, или молодь, как они и назывались. Впрочем, указывают некоторое служебное различие между этими терминами; думают, что детскими назывались собственно боевые члены дружины — «мужи храборьствующеи» , как выражается Игорь в плену; а отроками назывались собственно дворовые слуги князя. Трудно сказать, существовало ли в XII в. такое различие; дворовые слуги, конечно, были вместе и мужами храборствующими, бое выми людьми. • Гридью, может быть, до половины XII в. назывались все элементы младшей дружины, потом обозначавшиеся термином «двор» . Слово «двор» позднее разложилось на термины: «слуг дворных» и «дворян» ; «слуги дворные» и «дворяне» обозначают то же понятие, какое прежде выражалось термином «гридь» , или «гридъба» ; слова эти появляются с конца XII или начала XIII в. Дворяне — это слуги дворные; в таком значении встречаются они в летописном рассказе с начала XIII в. От княжеской дружины как постоянного войска князя отличались ратники, которые набирались только для известного похода из неслужилого населения, из среды людей. Эти ратники составляли обыкновенно городовые полки, которыми предводительствовали княжие бояре, тысяцкие. Эти земские ратники, не принадлежавшие к постоянному княжескому войску, носили название «воев» . «Вой» — земские ополченцы из городского или сельского населения — составляли городовые полки.

>      КМЕТЫ • Кажется, боевые люди, как принадлежавшие к КМЕТЫ • Кажется, боевые люди, как принадлежавшие к дружине князя, так и выходившие из простого населения, иногда обозначались не юридическим термином «кметы» , или «кметъе» , в собирательном смысле. Кмет, кметь — это боевой человек, служилый или неслужилый; чаще всего, разумеется, этим словом обозначались храбрецы, боевые люди из княжеской дружины. Происхождение этого слова южное; оно является в старинных церковнославянских памятниках в смысле воина вообще. В южных славянских языках это слово имело иное значение, именно: кмет — крестьянин, земледелец; в таком смысле употреблялось слово κομήτης; в памятниках византийского законодательства о крестьянах. • Этим можно объяснить, откуда пришло это слово и в славянские наречия; очевидно, это латинское comes в общем смысле вассала, в частности — крестьянина, живущего на чуждой земле. Любопытно, что у нас это слово получило другой оттенок, именно стало означать боевого человека, дворянина, вассала в служебном, не в земледельческом смысле. (Лучше всего этого кметье, потому что мужи добудут и больше этого богатства); итак, кмет — муж, ратный человек. В «Слове о полку Игореве» князь Всеволод на походе говорит о своих курянах (жителях города Курска): «А мои ти куряни сведоми къмети» ; трудно только сказать, разумелась ли здесь курская дружина князя или и курские городские ратники.

>    Социальные сословия • ЛЮДИ. Вои служили боевой связью княжеской дружины Социальные сословия • ЛЮДИ. Вои служили боевой связью княжеской дружины с людьми — свободным, неслужилым населением. Неслужилый свободный класс, обозначавшийся общим термином «людие» , или «люди» , разделялся на несколько экономических слоев; это были гости, купцы, смерды, закупы или наймиты. • ГОСТИ. Гости — слово, являющееся уже в договорах с греками X в. ; там они отличаются от «слов» . «Слы» (единственное число — сол)_это княжеские послы, торговые приказчики, которые продавали княжеский товар в Константинополе. Гости — вольные торговцы, приехавшие в Царьград торговать вместе с княжескими слами. Словом «гости» с древнейших времен обозначались у нас торговцы, ведшие торговые сношения с заграничными рынками, теснее — городские торговцы, ведшие торговлю с другими городами. Гостить поэтому значило торговать вообще; гостинец великий в Русской Правде — большая торговая дорога. • КУПЦЫ. Купцы в Новгороде XIII, XIV вв. и, вероятно, в городах древнейшего времени были торговцы средней руки, составлявшие в городах цехи или торговые союзы, называвшиеся сотнями, стами. Вот что значит одно из условий новгородских договоров с князьями: «Купьць поидеть в свое сто» ; в Новгороде действительно находилось купецкое сто, купецкая сотня, как бы сказать, купецкий цех.

> СТАРЦЫ  ГРАДСКИЕ, ИЛИ ЛЮДСКИЕ •  В городском населении различался класс, имевший СТАРЦЫ ГРАДСКИЕ, ИЛИ ЛЮДСКИЕ • В городском населении различался класс, имевший не юридическое, а политическое значение. Этот класс в древнейшее время, как видно по рассказу Начального летописца о временах Владимира Святого, назывался старцами градскими, или людскими. Этот термин вызвал очень разнообразные толкования. Одни видели в них старейших граждан, с которыми часто совещался о важнейших вопросах князь Владимир (сажая их рядом с боярами). Другие видели в них именитейших представителей знатных военных родов в Киеве, которые по своей старости и опытности имели преимущество перед прочими гражданами. Иные думают, что это древние главы восточнославянских племен, которые сохраняли свое значение и при князьях, переходя в состав их дружин. Наконец, некоторые видят в старцах градских просто городских домовладельцев, зажиточных хозяев из неслужилого класса. • посадников, т. е. городских наместников, • Следовательно, это были старейшины не одного только города Киева. Какие же это были старейшины, которые, однако, не принадлежали ни к боярам, ни к гриди? Очевидно, это были сотские, десятские и нарочитые люди; сотские, десятские — это командиры частей городового полка, сотен, десятков; во главе их стоял тысяцкий — командир тысячи. Главные города областей из городского и сельского населения составляли полки, которые назывались тысячами; тысяцких, сотских и десятских, все это военно тысячное устройство, имели только главные города областей. Вот почему Псков, который до XIV в. оставался пригородом, никогда не имел тысячи; даже когда он стал автономным городом области, независимым от Новгорода, в нем не было тысяцкого, а избирались два посадника. Как представители городового ополчения эти военные старосты в древнейшее время, очевидно, избирались из городского населения. В Новгороде тысяцкие, сотские и десятские были выбираемы и в позднейшее время, а Новгород Великий вообще удержал древнейшее городское устройство, которое в XI и XII вв. имели все «великие» города, т. е. главные, старшие города областей. Эти начальники носили общее название старост; их летопись называет старейшинами по всем городам. Другим названием всей этой коллегии военных старост было слово, которое мы встречаем в рассказе летописи о Владимире: старцы градские, или людские; старцы и старосты — командиры городовых полков и их частей. В XI, XII вв. после Владимира нет старцев градских в летописи — знак, что эти места стали замещаться по назначению князя людьми из его дружины. Но когда исчезает слово старцы градские, или людские, являются во главе городского населения лучшие мужи; это обыкновенно коноводы городского веча. Очевидно, лучшие люди — это городская, промышленная знать, из которой прежде выбирались, как выбирались в Новгороде и позднее, военные старосты — тысяцкие, сотские, десятские. Таким образом, старцы градские X в. — это военная администрация города; лучшие люди XI, XII вв. — это высший класс, из которого прежде выходили старцы градские. Вот почему между князем и городским вечем обыкновенно являются в летописи посредниками лучшие люди как представители и вместе коноводы вечевых сходок.

>  СМЕРД, НАЙМИТЫ, ИЛИ  ЗАКУПЫ • . Труднее  объяснить слово «смерд» СМЕРД, НАЙМИТЫ, ИЛИ ЗАКУПЫ • . Труднее объяснить слово «смерд» . Смерд в древних переводных памятниках соответствует греческому ιδιώτης — частный человек, про столюдин . Кажется, у нас это слово получило более тесное юридическое значение. Таким образом, в составе новгородского полка князь отличил старост — сотских, десятских (офицеров); рядовых горожан — обывателей главного города и смердов. Итак, смерды — простые воины городские, следовательно, сельские обыватели. • Следовательно, смерд — обыватель сельского общества, погоста. Вот почему надобно думать, что смердами называлось все свободное сельское население; на такое значение смерда указывает и Русская Правда. • Смердами не назывались собственно городские обыватели. Бранное употребление слова нельзя считать юридическим определением. • От смердов литературные памятники отличают наймитов, или закупов, — работников. Наймит, садившийся на чужую землю со ссудой, назывался ролейным закупом. Смерд в тесном смысле слова был крестьянин, живший на земле, никому не принадлежавшей, смерд, таким образом, — государственный крестьянин, живший на княжеской, государственной земле. Так, смердов отличали и памятники новгородские от половников, т. е. крестьян, работавших на землях частных владельцев. Вот почему в Русской Правде наследником бездетного смерда является князь. Таков состав свободного населения, служилого и неслужилого.

>    ХОЛОПЫ •  Последний класс в составе древнего русского общества ХОЛОПЫ • Последний класс в составе древнего русского общества XI, XII вв. образовали холопы (χαλεπός, хлап). Грамматическими формами для обозначения лиц этого сословия были: холоп для мужчины, раба для женщины. В юридических памятниках не встречаются или редко встречаются формы: раб и холопка; форму раб можно встретить только в памятниках церковной письменности. Русская Правда не признает холопа лицом, она оберегает его только как собственность, а не как лицо. Но это не соответствовало действительности. Может быть, эта неточность произошла от кодификационной неполноты Правды. В действительности, кажется преимущественно по настоянию церкви, холопы уже в XII в. , если не раньше, образовали класс, который занимал свое особое, законом обеспеченное положение в обществе. В доказательство того, что холоп был лицом, права и интересы которого ограждались законом, можно привести и ту статью Правды, по которой раба, ставшая матерью по вине своего господина, вместе с детьми отпускалась на волю. Холопство в этот период не разделялось на виды по греко римскому праву, на обельных, или полных, и на холопов временных, для которых не находим в древнейших памятниках права особого термина. К положению холопов относятся некоторые термины, встречающиеся в памятниках, но теперь изменившие первоначальное свое значение, например работать. Работать не значило трудиться; понятие о труде и преимущественно черном, сельском, земледельческом выражалось термином «страдать» . Страда — работа, в нашем смысле слова преимущественно работа земледельческая, отсюда — страдная пора — время летних полевых работ. Работать — значило состоять в рабском положении, в отношении раба к господину или служить по найму. • От слова «страдать» — трудиться преимущественно черным, земледельческим трудом — произошло древнерусское слово «страдальник» , или «страдник» , что значило простой рабочий, в особенности сельский; припомните при этом и древнерусское выражение страдалец, как характеризует летописец Владимира Мономаха; страдалец за Русскую землю — это князь, положивший за нее мною труда.

>    ЦЕРКОВНЫЕ  ЛЮДИ •  Рядом с гражданским обществом в ЦЕРКОВНЫЕ ЛЮДИ • Рядом с гражданским обществом в XI и XII вв. явилось общество церковное. Оно носит в памятниках церковного законодательства тех веков общее название людей церковных, или богодельных. Юридическая черта, отличавшая этих людей от членов гражданского общества, состояла в подсудности их церковной власти по всем делам. Общество это состояло из духовенства — белого и черного, из мирян, служивших церкви или при церковных учреждениях (просвирня, пономарь, врач), и из мирян, призреваемых церковью, которые питались от церкви божией: убогие, безродные и вообще изгои. • Церковный устав, данный Софийскому собору в Новгороде, различает четыре вида изгоев, это: 1) попович, не обучившийся грамоте, 2) несостоятельный купец, 3) холоп, выкупившийся на волю, и 4) князь, преждевременно осиротевший. Итак, изгоем в древней Руси был человек, по собственной вине или по несчастным обстоятельствам потерявший права состояния, в котором родился, и оставшийся без определенного положения в обществе; такой человек поступал под защиту церкви. • Итак, русское общество в XI, XII вв. имело тройное деление: политическое, экономическое и церковное. Церковные люди не составляли особого класса в составе гражданского общества, а образовали отдельное общество, параллельное гражданскому, ибо они выходили из всех классов гражданского общества, начиная с князей.

>     ИТОГИ  • Итак, древнее русское гражданское общество XI—XII ИТОГИ • Итак, древнее русское гражданское общество XI—XII вв. делилось на двояком основании на два параллельных ряда классов. Политически — по отношению лиц к князю — оно делилось на два класса: на княжих мужей и на людей. Экономически — по хозяйственной состоятельности — на бояр, горожан, смердов и холопов — обельных (позднее одерноватых) и людей временнозависимых, или обязанных; к этим последним можно отнести сельских наймитов, или ролейных закупов Русской Правды. • Боярин — привилегированный частный землевладелец; смерд — вольный крестьянин, работающий на государственной земле со своим земледельческим инвентарем или капиталом; наймит — полусвободный рабочий на чужой земле, вошедший в долговые обязательства к господину, и холоп — не имеющий своей собственности.

>      23   Феодальные государства на  23 Феодальные государства на территории Руси (XII – XV вв. ) • Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси многообразны. Сложившаяся к этому времени натурального хозяйства способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь продукт, который она производила. Какой либо значительный товарный обмен отсутствовал. • Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали социально политические предпосылки. Представители феодальной верхушки (боярство превратившись из военной элиты (дружинников, мужей) в феодальных землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс оседания дружины на землю.

>  Финансовые предпосылки распада   24 • В финансовой области распад сопровождался Финансовые предпосылки распада 24 • В финансовой области распад сопровождался превращением дани в феодальную ренту. Условно эти формы можно разделить следующим образом: • дань взималась князем на том основании, что он являлся, верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; • рента взимается собственником земли с тех, кто проживает на этой земле и пользуется ею.

>      31   Изменения системы и направления 31 Изменения системы и направления государственной политики • В этот период изменяется система государственного управления десятичная заменяется дворцово вотчинной. Формируются два центра управления: дво рец и вотчина. Все придворные чины (кравчий, пос тельничий, конюший и др. ) одновременно являются государственными должностями в пределах каждого отдельного княжества, земли, удела и пр. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро монголов и исчезновение древнего торгового пути из варяг в греки, объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад. Разгром Византии в 1204 году.

>  Элементы государственной региональной   32    политики  • Элементы государственной региональной 32 политики • В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее • монгольского нашествия, утрачивает свое значение славянского государственного центра. Но уже в XII в. от него отделился целый ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств: Ростово Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко Минское, Турово Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств складывались более мелкие феодальные образования, процесс дробления углублялся.

>  Региональная экономическая       33   Региональная экономическая 33 политика • В XII ХП 1 вв. большое развитие получила система иммунитетов, освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная систе ма вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободного отъезда право менять сюзеренов. • Ростово ( Владимире) Суздальское княжество, расположенное на северо востоке Руси, позже стало центром объединения русских земель. В период феодальной раздробленности (после 30 х гг. ХП в. ) выступало в качестве конкурента Киева. Первые князья (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо) сумели сформировать крупный домен, из которого обеспечивали землей служилых бояр и дворян, создав для себя прочную социальную опору в их лице.

>     34  Государственная региональная политика    34 Государственная региональная политика • Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации, новые земли становились собственностью князя. Он не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств (в княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины). Основной формой феодального землевладения становилось поместное землевладение. • Социальной опорой князя были вновь образованные города (Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др. ).

>     35 Основные цели региональной политики  •  Политический 35 Основные цели региональной политики • Политический авторитет княжества укрепился при переводе во Владимир резиденции митрополита. • Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны системам органов раннефеодальных монархий: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. • Действовала дворцово вотчинная система управления.

>     36  Ногородское и Псковское государства • духовное развитие 36 Ногородское и Псковское государства • духовное развитие общества; • улучшение морального состояния и здоровья общества; • формирование свободолюбивой, инициативной личности; • воспитание национального, патриотического долга; • возрождение национального, культурного фундамента общества.

>   Территориальное деление    новгородских земель • Территория Новгородской земли Территориальное деление новгородских земель • Территория Новгородской земли состояла из пяти «концов» (частей или краёв). Соответственно пяти концам города вся Новгородская земля делилась на пять провинций, носвших название пятины. • вокруг Онежского озера и до Белого моря – Обонежская пятина; • вокруг Ладожского озера и до Финского залива – Вольская пятина; • на юго западе от Новгорода до Ильменя – Шелонская пятина; • на юго востоке – пятина Деревская; • Пятая пятина лежала вдали от Новгорода, на востоке, на водоразделе между рекой Метою и притоками Волги. • Пятины делились на волости и сёла.

>       37  Цель региональной национальной политики • 37 Цель региональной национальной политики • Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское (псковское) боярство организовывало торгово помышленные предприятия, торговлю с западными соседями (городами ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами. • По аналогии с некоторыми регионами средневековой феодальной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объясняется выходом к морям), потребовало создания более демократического государственного строя. Основой такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско псковского общества: люда занимались торговлей и ростовщичеством. • Своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с заграницей (гости). Городское население делилось на патрициат (старейших) и черных людей.

>       38  Структура чёрных людей  Новгородское 38 Структура чёрных людей Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях, из смердов общинников, половников зависимых крестьян, работающих из полу за часть продукта на господской земле, закладников, заложившихся, поступивших в кабалу, и холопов.

>      39   Государственное управление   39 Государственное управление Новгородом и Псковом • Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось через систему вечевых органов: в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя. • В вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками. Организационным и подготовительным органом подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча являлся боярский совет (Оспода), включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

>  Территориальное деление  Новгородских земель • Территория Новгородской земли делилась на Территориальное деление Новгородских земель • Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управляющихся на началах местной автономии. • Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. • Центром самоуправления пятины был пригород.

>  Высшими должностными лицами     40  Господина Великого Новгорода Высшими должностными лицами 40 Господина Великого Новгорода • Высшими должностными лицами Господина Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь. • Посадник исполнительный орган веча, избранный им на один два года, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, • командовал войском, руководил вечевым собрнием и боярским советом, представительствовал во сношениях. • Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ был хранителем государственной контролером торговых мер и весов (основная его роль духовное главенство в церковной иерархии). • Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную и судебную деятельность разделял с посадником. • По договорам с городом (известно около 80 договоров XIII XV вв. ) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородских волостей своим приближенным, управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. • Ему запрещалось заключатъ договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведённых ему угодий. В случае нарушения договоров он мог быть изгнан.

>    41 Политическая и государственная   организация Пскова  • 41 Политическая и государственная организация Пскова • Политическая и государственная организация Пскова повторяла новгородскую вечевую систему, выборный князь, но вместо тысяцкого – два степенных посадника. • Существовало шесть концов, двенадцать пригородов. • Административное деление производилось на округа (губы), волости, сёла.

>     42  Золотая Орда как военно-феодальное   государство 42 Золотая Орда как военно-феодальное государство • . В конце XIII в. из империи Чингисхана выделилось государственное образование, получившее название ой Орды и просуществовавшее в непосредствен ной близости от русских княжеств до конца XIV в. Особенностями феодальных отношений здесь были: кочевой и полукочевой характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия кочевого землевладения. Государственной религией был ислам. • Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии; хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры. Соответственно складывалась и военная иерархия монголов, основанная на десятичной системе: темники (от тьма 10 тыс. ), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и легкой кавалерии.

>      43    Империя Чингисхана • Империя 43 Империя Чингисхана • Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья: Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства визирь. Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников. • После разгрома монголами русских княжеств в и половине XIII в. последние попадали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закрепля лось выдачей ханского ярлыка. Получение этого символа как бы давало право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды).

>     44 Черты административного управления  • В Московском государстве 44 Черты административного управления • В Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого монголами; это влияние сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово казенного ведомства. • В силу внутренних (борьба за власть) и внешних (поражение в Куликовской битве 1380 г. ) причин Золотая Орда распадается в XV в. На всей бывшей империи Чингисхана образуется ряд государственных образований: Сибирское, Казанское, Астраханское ханства, которые часто оказываются во враждебных отношениях друг с другом и в XVI в. поочередно покоряются Московским государством.

>  Русские земли в составе Великого     45  Русские земли в составе Великого 45 княжества Литовского • Великое княжество Литовское, образовавшееся в XIII в. , включало в себя в XIV в. некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569 г. в Люблине новая уния об образовании единого государства Речи Посполитой. • На середину XII в. приходится расцвет Галицко Волынского княжества, которое в XIV в. было разделено между Литвой и Польшей. Эти русские земли в составе Литовского государства отличали некоторые особенности общественного строя: наличие богатого боярства, обладавшего большими земельными владениями, значительная политическая и правовая автономия этих групп. В пределах Галицко Волынского княжества насчитывалось более 80 городов, в княжестве сложился довольно широкий слой служилого дворянства, наделяемого поместными землями. • До принятия Люблинской унии Черниговские и Смоленские земли вышли из состава Литовского княжества отошли к Москве, но значительная часть русских земель оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до конца XVIII в. (Полоцкая, Витебская, Турово Пинская, Берестейская и др. ). Люблинская уния оформила многонациональное государство Речь Посполитую.

>Литва Литва

>       46    Должности и функции 46 Должности и функции • Развитие общественного, государственного и правового строя этих княжеств происходило в рамках литовских и польских порядков и традиций. Главой государства был господарь, опиравшийся в своей деятельности на Совет панов (паны рада), т. е. крупных феодалов магнатов. В совет входили католические епископы, канцлер, подканпдер, гетман, маршалок, подскарбий, воеводы. В составе Совета со временем выделяется более узкий тайный совет. С 1507 г. стал созываться (раз в два года) Великий вальный сейм сословно представительный орган, состоявший из двух палат: сената и палаты депутатов. Депутаты избирались на местных сеймиках, представляли панов, епископов, шляхту. При обсуждении вопросов в сейме с середины XVII в. устанавливается право вето, когда любой депутат мог отменить решение сейма. • Высшими должностными лицами Литовского государства были: маршалки (земский, дворный и др. ), канцлер (государственное делопроизводство, канцелярия и казна), подскарбий земский (государственная казна), подскарбий дворный (государева казна), гетман земский (военное командование).

>   Должности и функции  • После подписания Люблинской унии были образованы Должности и функции • После подписания Люблинской унии были образованы единые центральные органы: КОРОЛЬ (избираемый шляхтой); • СЕНАТ (из 16 членов); • СЕЙМ. • Местное управление Литвы до подписания унии состояло из воеводств, старост, поветов, волостей, держав, уездов. • Образовались местные сеймики. • Местными управителями были: воеводы, старосты, урядники, войты, державцы, лавники.

> Государтвенные должности  • Во главе городской администрации стояли выборные органы: войты, радцы, Государтвенные должности • Во главе городской администрации стояли выборные органы: войты, радцы, бурмистры. • Им принадлежала административная и судебная власть в городе. • Высшим судебным органом был суд господаря. • Другими судебными инстанциями были суд панов – рады, Главный трибунал (с 1581 года избираемый на сеймах от шляхты и духовенства), земские и подкоморские (по земельным спорам) суды. • С начала XVI века формируется суд асессоров (по поручению господаря) и маршалковский суд (разъездной суд). • На местах действовали копные (общинные) крестьянские суды, суды старост и воевод.

>  Причины феодальной раздробленности  • Экономические  главной можно назвать сложившуюся к Причины феодальной раздробленности • Экономические главной можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства. При данной системе отдельные хозяйственные единицы, такие как семья, община, княжество и др. , изолировались друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь произведенный продукт. Вследствие этого товарный обмен не получил широкого распространения. • Социально политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю. • В этот период происходят изменения в системе государственного управления — на смену десятичной системе приходит дворцово вотчинная. Формируются два центра управления — дворец и вотчина. • Внешнеполитические причины. Главными из них были: вторжение монголо татар и исчезновение торгового пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), объединявшего вокруг себя славянские племена.

>Московское княжество в XIII – XV вв. • Во второй половине XIV века в Московское княжество в XIII – XV вв. • Во второй половине XIV века в северо восточной Руси усилились тенденции к объединению земель. • Московское княжество выделилось из Владимиро Суздальского ещё в XII веке.

>      47   Формирование власти • Говоря о 47 Формирование власти • Говоря о централизации, следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве. • В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных • привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия дворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, родословцев отдельных феодальных родов и семей.

>     48    ФУНКЦИИ ВЛАСТИ • Укрепляющееся служилое 48 ФУНКЦИИ ВЛАСТИ • Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения. • Серьезной политической силой становится церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности.

>     49   Определения • Термином 49 Определения • Термином "черные" в древнерусском праве обозначались податные сословия. Например, "черносошные" крестьяне это свободные крестьяне, платившие налог государству. В отличие от "обельных" крепостных, которые должны были содержать дворян и бояр с их дружинами, поэтому освобождались ("обелялись") от государственных податей и повинностей.

>    Определения • Слово Определения • Слово "сотня" означало городскую административную единицу. Посад разделялся на "концы", "слободы", "сотни", "десятки". Но сотня не обязательно включала в себя сто дворов она объединяла мастеров или торговцев по специальности. То есть в какой то мере соответствовала западным понятиям ремесленного цеха или гильдии, но одновременно подразумевала и членов семей, и кварталы и улицы, где они проживают. "Черными" были не все сотни. В них не включались гостиная и суконная сотни (крупные купцы, которые вели заграничную торговлю, соответственно, с Востоком и Западом) их использовали в качестве дипломатов и правительственных агентов, а за это освобождали от налогов. Не включались бояре, дворяне, дети боярские, стрельцы, пушкари, казаки они служили государю и налогов тоже не платили. Не включались холопы, жители боярских, патриарших, монастырских слобод они были "обельными" (крепостными).

>      Определения •  Каждая черная сотня обязательно имела Определения • Каждая черная сотня обязательно имела патрональную церковь (в честь святого покровителя ремесла), избирала земское самоуправление. Так, в Москве Тверская Константиновская хамовная (ткацкая) сотня избирала на год 2 старост, 4 целовальников и 16 десятских. В сотнях организовывали собственную пожарную охрану, "общественную" службу по поддержанию порядка, поочередно наряжая людей в уличные ночные караулы. Выставляли ополчение и на войну. Но не на всякую. Локальные конфликты велись силами профессионалов (ведь "черные сотни" их оплачивали своими налогами). Большие заграничные походы тоже велись без участия "черных сотен", с них лишь мог взиматься дополнительный налог, "пятая" или "десятая деньга". А сами "черные сотни" брались за оружие и поднимались только в тех случаях, когда смертельная опасность грозила Русскому государству или родному городу. В 1905 г. историческое название "черные сотни" переняли члены Союза Русского Народа и других патриотических организаций, поскольку они состояли из городских мастеровых, мелких лавочников, приказчиков, крестьян. И, с одной стороны, противопоставляли себя всевозможной революционной шпане, а с другой крупной буржуазии и большинству интеллигенции, насквозь зараженным либерализмом и масонством. Либеральная пресса сделала слово "черносотенец" оскорбительным. "Оскорбительный" его смысл глубоко православный человек, патриот, русский националист, антисемит.

>  Централизованное государство • Идеологию формирующегося самодержавного  государстства (идея: Москва  третий Централизованное государство • Идеологию формирующегося самодержавного государстства (идея: Москва третий Рим, православное царство, царь помазанник божий). Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, против ее бесчинств и грабежей) и активно подерживала политику централизации. Она формировала корпоративные органы (сотни) и настаивала на осво бождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидацию феодальных промыслов и торгов (белых свобод) в городах.

>    Государственность • В складывающейся политической ситуации все три социальных Государственность • В складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада составляли основу сословно представительной системы правления. Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшеесз понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенитет. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).

>   Система правления • Усиление власти великого князя (царя) проходило с Система правления • Усиление власти великого князя (царя) проходило с формированием новой системы государственного управления приказно воеводской. Для нее характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавших постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический совещательный орган.

>  Отраслевые органы власти • Отраслевыми органами центрального  управления стали приказы (Посольский, Отраслевые органы власти • Отраслевыми органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др. ), совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.

>     Кормление • Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники Кормление • Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др. ). Они ведали административными, финансовыми и судебными органами, отчисляя часть сборов с местного населения себе. • Срок пребывания в должности не был ограничен. Слишком независимые кормленщики к концу XV в. становятся неприемлемы центральной власти, постепенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в состав их суда вводятся местные лучшие люди, земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские).

>  Особенности  процесса   государственной  централизации  • Особенности Особенности процесса государственной централизации • Особенности процесса государственной централизации сводились к следующему: • византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; • основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; • централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

> Русское Московское государство в    ХУ-ХУП вв.  •  Русь Русское Московское государство в ХУ-ХУП вв. • Русь присоединяет к себе Казанское и Астра ханское ханства, башкирские земли, Западную Сибирь, области Донского и Яицкого казацких войск. В XVII в. была присоединена вся Сибирь и произошло с воссоединение с Украиной. • Многонациональная Россия XVII в. насчитывает 226 городов. Делаются попытка выйти к Балтийскому морю (Ливонская война) и Чёрному морям. Развивается торговля с Западом и Востоком. • XVII в. для России эпоха борьбы с интервенцией Литвы, Польши, Швеции и крестьянских войн (Болотникова и Разина). • Происходит дальнейшее юридическое оформление (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию бояр и служилое сословие дворян. Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы. Как правило, вотчины по своим размерам превышали поместные дачи. • Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном размере, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.

>    Вотчина и поместье • В середине XVI в. была сделана Вотчина и поместье • В середине XVI в. была сделана первая попытка уравнять вотчину с поместьем. Устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий независимо от их вида (вотчины или поместья) хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия — боярство и дворянство. Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могли преобразовываться в вотчины. Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегии: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

>    Посадские люди • Городское население в XVII в. получает устойчивое Посадские люди • Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование: посадские люди. Сложилась определённая иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующими за рубежами государства), суконная сотня, чёрные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы), а слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.