Скачать презентацию Лекция 6 Парадигмальные исследования в социологии Социология науки Скачать презентацию Лекция 6 Парадигмальные исследования в социологии Социология науки

Социология науки последняя.ppt

  • Количество слайдов: 31

Лекция 6. Парадигмальные исследования в социологии. Социология науки. 1. Институционально-нормативная модель науки Р. Мертона. Лекция 6. Парадигмальные исследования в социологии. Социология науки. 1. Институционально-нормативная модель науки Р. Мертона. 2. Когнитивная социология науки.

Введение в контекст 2 подхода к пониманию развития науки: - интернализм – имманентно и Введение в контекст 2 подхода к пониманию развития науки: - интернализм – имманентно и автономно; - экстернализм – детерминировано внешними факторами.

Социология знания_______ (1920 -1930 гг. )_____ Макс Шелер (1874 – 1928) l Карл Маннгейм Социология знания_______ (1920 -1930 гг. )_____ Макс Шелер (1874 – 1928) l Карл Маннгейм (1893 – 1947) l Дьёрдь Лукач (1885 – 1971) l

Стандартная концепция науки l l Природа рассматривается как внеисторичная, внесоциальная. Знание достигается благодаря беспристрастным Стандартная концепция науки l l Природа рассматривается как внеисторичная, внесоциальная. Знание достигается благодаря беспристрастным объективным наблюдениям и экспериментам. Критерии истины постоянны и единообразны. Развитие научного знания осуществляется кумулятивно, т. е. путем накопления достоверных истин.

Социология науки (1930 -е гг. ) Людвик Флек (1896 – 1961) l Флориан Знанецкий Социология науки (1930 -е гг. ) Людвик Флек (1896 – 1961) l Флориан Знанецкий (1882 – 1958) l Джон Бернал (1901 – 1971) l

Нормативная социология науки. Роберт Мертон (1910 – 2003) l l «Наука и социальный порядок» Нормативная социология науки. Роберт Мертон (1910 – 2003) l l «Наука и социальный порядок» . 1937. «Нормативная структура науки» . 1942.

Предпосылки 1. 2. 3. Сциентизм = наука как уникальный и автономный институт. Позитивизм = Предпосылки 1. 2. 3. Сциентизм = наука как уникальный и автономный институт. Позитивизм = особый эпистемологический статус науки. Структурный функционализм = нормативизм. =>=>=> Предмет – механизмы производства объективного знания.

Научный этос - этически окрашенные нормы, на основе которых осуществляется самоорганизация науки. Процесс познания Научный этос - этически окрашенные нормы, на основе которых осуществляется самоорганизация науки. Процесс познания – деятельность по правилам. 1. Универсализм. 2. Коллективизм (коммунизм) 3. Бескорыстие. 4. Организованный скептицизм.

Становление научной карьеры Мотивация => вклады => оценки => признание => научная карьера => Становление научной карьеры Мотивация => вклады => оценки => признание => научная карьера => стратификация (меритократия)

Парадигма 60 -х l l l l Б. Барбер Н. Каплан Н. Сторер Д. Парадигма 60 -х l l l l Б. Барбер Н. Каплан Н. Сторер Д. Прайс С. Крейн Н. Маллинз С. и Дж. Коулы У. Хэгстром

Критика парадигмы Мертона 1. 2. 3. 4. Антиисторизм, статичная модель науки. Автономность => изолированность Критика парадигмы Мертона 1. 2. 3. 4. Антиисторизм, статичная модель науки. Автономность => изолированность науки. Ограниченная мотивация ученых. В основе – одна модель научного знания (классическая).

Когнитивная социология науки (1970 -1980 -е гг. ) Р. Уитли l Б. Барнс l Когнитивная социология науки (1970 -1980 -е гг. ) Р. Уитли l Б. Барнс l Д. Блур l Дж. Гилберт l М. Малкей l К. Кнорр-Цетина l Г. Коллинз l Г. Кокс l Т. Пинч l

Предпосылки 1. 2. 3. Антисциентизм => отказ науке в автономии и уникальности. Постпозитивизм => Предпосылки 1. 2. 3. Антисциентизм => отказ науке в автономии и уникальности. Постпозитивизм => отказ от признания особого эпистемологического статуса науки. Формирование неклассического и постнеклассического типа научного мышления.

4. Когнитивный поворот => феноменологическая социология и этнометодология. =>=>=> Предмет – содержание научного знания 4. Когнитивный поворот => феноменологическая социология и этнометодология. =>=>=> Предмет – содержание научного знания =>=>=> Когнитивная социология науки: - интерпретивная - конструктивистская

Томас Кун (1922 – 1995) Парадигма l Научное сообщество l Нормальная наука l Научная Томас Кун (1922 – 1995) Парадигма l Научное сообщество l Нормальная наука l Научная революция l Некумулятивная модель развития науки l

 «Научное знание, подобно языку, по своей сути является общим свойством группы, и ничем «Научное знание, подобно языку, по своей сути является общим свойством группы, и ничем иным. Чтобы понять его, мы должны понять специфические особенности групп, которые творят науку и пользуются ее плодами. » Т. Кун

Работы l l l Б. Латур, С. Уолгар. Лабораторная жизнь. Социальное конструирование научных фактов. Работы l l l Б. Латур, С. Уолгар. Лабораторная жизнь. Социальное конструирование научных фактов. 1986. Дж. Гилберт, М. Малкей. Открывая ящик Пандоры. Социологический анализ высказываний ученых. Э. Пикеринг. Конструируя кварки. Социологическая история физики элементарных частиц. 1984.

Конструирование научного знания _____________ Контекст открытия Интерпретационные ресурсы (“anything goes”) => заявка на знание Конструирование научного знания _____________ Контекст открытия Интерпретационные ресурсы (“anything goes”) => заявка на знание l Контекст обоснования Формальный + неформальный => когнитивная институциализация => удостоверенное знание = «объективная реальность» ) l

Научное знание Не объектно -- а выстроено l Не открывается -- а конструируется l Научное знание Не объектно -- а выстроено l Не открывается -- а конструируется l Не универсально – а локально l Истина -- не имеет значения «Научные утверждения созданы социально, а не даны непосредственно физическим миром. » М. Малкей. l

l «Обладать правотой в науке в конкретный момент времени означает располагать доказательствами, которые, учитывая l «Обладать правотой в науке в конкретный момент времени означает располагать доказательствами, которые, учитывая структуру поля науки и уровень знаний на данный момент, не могут быть убедительно оспорены или заменены другими, способными завоевать одобрение большинства ученых, принадлежащих данному полю» . И. Жангра

Критика когнитивной СН l l Релятивизм Социальный редукционизм (социологизм) Крайний субъективизм Деонтологизация научного знания Критика когнитивной СН l l Релятивизм Социальный редукционизм (социологизм) Крайний субъективизм Деонтологизация научного знания «Ни термин «открытие» , ни термин «конструирование» не являются сами по себе адекватными метафорами для описания процесса производства научного знания. » М. Радвик

Science and technology studies – STS Б. Латур Дж. Ло Д. Каллон Т. П. Science and technology studies – STS Б. Латур Дж. Ло Д. Каллон Т. П. Хьюз К. Кнорр-Цетина С. Шафер А. Пикеринг М. Коллинз

постсоциальные исследования симметрический подход «держать равновесие» между социальным конструктивизмом и реализмом запрет на любой постсоциальные исследования симметрический подход «держать равновесие» между социальным конструктивизмом и реализмом запрет на любой вид редукционизма (симметричные ловушки натурализации и социологизации)

научные объекты Одновременно: Не редуцируемы: - сконструированные - реальные - дискурсивные - ни к научные объекты Одновременно: Не редуцируемы: - сконструированные - реальные - дискурсивные - ни к социальному - ни к природе - ни к тексту

 «Объективность» означает не особое качество сознания, не его внутреннюю правильность и чистоту, но «Объективность» означает не особое качество сознания, не его внутреннюю правильность и чистоту, но присутствие объектов, когда они «способны» ( «able» , слово этимологически очень сильное) возражать (to object) тому, что о них сказано…

 «Лабораторный эксперимент создает для объектов редчайшие, ценные, локальные и искусственные условия, где они «Лабораторный эксперимент создает для объектов редчайшие, ценные, локальные и искусственные условия, где они могут предстать в своем собственном праве перед утверждениями ученых… Нет ничего более трудного, чем отыскать способ, позволяющий объектам достойно противостоять нашим высказываниям о них. » Бруно Латур. «Когда вещи дают отпор»

Основные понятия l l l Гетерогенная инженерия Гетерогенная сеть Актанты – люди, объекты, инструменты, Основные понятия l l l Гетерогенная инженерия Гетерогенная сеть Актанты – люди, объекты, инструменты, статьи и т. п. , значимые в истории построения и развития сети.

 «Мощь сети, а не сила аргументации чаще всего определяет успех ученого. » «Вынесите «Мощь сети, а не сила аргументации чаще всего определяет успех ученого. » «Вынесите научное утверждение за пределы сети, которая способна его прочесть и проверить, - и оно бесполезно. »

Типы научной рациональности l Классический тип (17 -19 вв. ) - противостояние субъекта и Типы научной рациональности l Классический тип (17 -19 вв. ) - противостояние субъекта и объекта познания; - исключение всего, что относится к субъекту и способам познавательной деятельности; - «единственно правильный метод» => неизменный способ «производства» истинного знания; - абсолютная монополия ученого на истину; - истина = совпадение теоретической модели и объекта; - онтологизация научных понятий; - линейный детерминизм.

Неклассический тип (конец19 – середина 20 вв. ) - рефлексия над методом; - признание Неклассический тип (конец19 – середина 20 вв. ) - рефлексия над методом; - признание возможности множественности, дополнительности методов исследования и описаний реальности; - отказ от онтологизации научных теорий и понятий, признание их относительной истинности; - преодоление субъективизма за счет учета особенностей средств и методов познания, накладываемых ими ограничений; - нелинейный, вероятностный детерминизм.

Постнеклассический тип (последняя треть 20 в. ) - снимается противостояние субъекта и объекта познания; Постнеклассический тип (последняя треть 20 в. ) - снимается противостояние субъекта и объекта познания; - субъект участвует не только в познании, но и в преобразовании объекта; - размывается граница между объективным и субъективным ( «деонтологизация» знания); - идеал–не ценностно нейтральное объективное исследование, а требующее включения ценностных факторов, предполагающее выбор; - рефлексия допущений и предубеждений; - подрыв монополии науки на истину (сциентизма).