Лк 3. Общая характеристика ощущений.ppt
- Количество слайдов: 44
Лекция 3 Тема: Общая характеристика ощущений: свойства и закономерности 1
Введение В этой лекции обсуждаются общие качественные и количественные характеристики ощущений. l Для психологов это важная тема, раскрывающая эмпирические параметры ощущений. l О некоторых признаках ощущений уже говорилось на предыдущих лекциях (например, о модальности ощущений). l 2
Вопросы: 1. Общие свойства ощущений. 2. Закономерности ощущений. 3
Терминологический минимум l l l l Качество ощущений Субмодальность Интенсивность ощущений Длительность ощущений Латентный период ощущения Инерция ощущения Последовательный образ ощущений Эйдетизм Порог чувствительности Адаптация ощущений Взаимодействие ощущений Контраст ощущений Компенсация ощущений Синестезия Сенсибилизация 4
1. Общие свойства ощущений Несмотря на то, что каждый вид ощущений имеет свою специфику, выделяют общие свойства ощущений, присущие всем видам независимо от их модальности. К таким свойствам относятся: - качество, - интенсивность, - продолжительность (длительность), - последовательный образ, - пространственная локализация. 5
Качество это основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. Например, качественные специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Качество ощущений во многом обусловлено строением органа чувствительности, его способностью отражать воздействие внешнего мира. - 6
К качествам зрительной модальности относятся l яркость, l насыщенность, l цветовой тон. 7
Качества слуховых ощущений: - высота, - громкость, - тембр. 8
Качества тактильных ощущений: l l твердость, шероховатость и т. д. В зарубежной литературе синонимом понятия «качества ощущения» выступает термин «субмодальность» . 9
Интенсивность это количественная характеристика ощущений, т. е. большая или меньшая сила их проявления. Она зависит от силы воздействия раздражителя и от функционального состояния рецептора. Согласно закону Вебера–Фехнера, интенсивность ощущений (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя (I): E=k log I + c. - 10
Длительность (временная характеристика ощущений) - это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. По отношению к продолжительности ощущений употребляют такие понятия, как «латентный период реакции» и «инерция» . 11
Латентный (скрытый) период ощущения - это промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Этот разрыв между действием раздражителя и возникновением ощущения проявляется потому, что ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период неодинаков у каждого вида ощущений: для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс. 12
l l Латентный период простой сенсомоторной реакции (по Ломову) Анализатор и качество сигнала Латентный период (в миллисекундах)* Тактильный (прикосновение) 90 -220 Слуховой (звук) 120 -180 Зрительный (свет) 150 -220 Обонятельный (запах) 310 -390 Температурный (тепло и холод) 280 -1600 Вкусовой: - соленое 310 - кислое 450 - сладкое 540 - горькое 1080 Вестибулярный аппарат (вращение испытуемого) 400 Болевой 130 -890 13
Инерция ощущений - продолжительность ощущений, их последействие. Подобно тому, как ощущения не возникают одновременно с воздействием раздражителя, они не исчезают сразу же после прекращения его воздействия. Например, инерция зрительного ощущения равна 0, 1 -0, 2 с. След от раздражителя сохраняется в виде последовательных образов. 14
Последовательный образ ощущения непродолжительное по времени сохранение сенсорного следа воздействия раздражителя. Последовательный образ может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам вызвавшему его стимулу), либо отрицательным (обладающим измененными характеристиками, например, окрашенным в дополнительный цвет). - 15
И. Гёте (1749 -1832), немецкий поэт и ученый, в «Учении о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в мужской футболке с цветными изображениями, я пристально посмотрел на нее, стоящую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного цвета морской волны» . 16
17
l l Иногда положительный последовательный образ бывает настолько отчетлив и длителен, что человек долгое время как бы продолжает видеть то, что он раньше воспринимал. Это явление носит название эйдетизма. Последовательный образ обычно кажется «качающимся» , как говорил Гёте, или плывущим в одну сторону. Происходит это потому, что, смотря на предмет, мы поворачиваем глаза и голову, тем самым включая в акт зрительного восприятия работу двигательного и вестибулярного анализаторов. При появлении же последовательного образа это взаимодействие анализаторов отсутствует, что и вызывает кажущееся движение. 18
И. Гете: …Странник, который, взглянув перед самым закатом Прямо на быстрое красное Солнце, после невольно Видит его и на темных кустах и на скалах утеса Перед очами. Куда бы ни кинул он взора, повсюду Светит оно и качается в красках чудесных… 19
Феномен отрицательного последовательного ахроматического образа 20
Феномен отрицательного последовательного хроматического образа 21
Пространственная локализация - это свойство ощущения, позволяющее определить местонахождение воздействующего раздражителя. В результате переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Дистантные ощущения содержат информацию о расположении источника раздражения в пространстве, контактное ощущение соотносится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздействует раздражитель. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. становится возможным назвать место, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель. 22
2. Закономерности ощущений К основным закономерностям ощущений относятся: - пороги чувствительности, - адаптация, - взаимодействие. 23
Пороги чувствительности - - являются психологической характеристикой зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей; означают, что ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. 24
Виды порогов: 25
Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. Степень адаптации различных анализаторах неодинакова: высокая адаптируемость отмечается в обонятельных ощущениях, тактильных, световых, значительно меньшая - в слуховых, холодовых. В болевых ощущениях человек встречается только с незначительной адаптацией. (ПОЧЕМУ? – Дать объяснение – Это задание!) 26
В зрительном анализаторе различают: темновую и световую адаптацию. Течение темновой адаптации исследовано подробно. Попадая в затемненную комнату, человек вначале ничего не видит, через 3 -5 минут начинает хорошо различать свет, проникающий туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. На повышение чувствительности влияют различные причины: происходят изменения в рецепторе, увеличивается отверстие зрачка, усиливается работа палочкового аппарата, но в основном чувствительность увеличивается за счет условнорефлекторной работы центральных механизмов анализатора. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая адаптация связана с понижением световой чувствительности. 27
Три вида адаптации: 1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Обычным фактом является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в помещение с неприятным запахом. Однако полной зрительной адаптации вплоть до исчезновения ощущений при действии постоянного и неподвижного раздражителя не происходит. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движения самих глаз. Постоянные произвольные и непроизвольные движения рецепторного аппарата обеспечивают непрерывность и изменчивость ощущений. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаза (изображение помещалось на специальную присоску и двигалось вместе с глазом), показали, что зрительное ощущение исчезало через 2 -3 с. 2. Негативная адаптация - притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, когда из полутемной комнаты мы попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала мы бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается и мы начинаем видеть. Другой вариант негативной адаптации наблюдается при погружении руки в холодную воду: в первые мгновения действует сильный холодный раздражитель, а затем интенсивность ощущений снижается. 3. Позитивная адаптация - повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. 28
Взаимодействие ощущений это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, значительной степени законом одновременной индукции. - 29
Общая закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители, воздействующие на один анализатор, повышают чувствительность другого и, наоборот сильные раздражители понижают чувствительность других анализаторов при их взаимодействии. Так, например, сопровождая чтение книги тихой, спокойной музыкой, мы повышаем чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора, а слишком громкая музыка, напротив, способствует их понижению. То есть взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности. 30
Виды взаимодействия ощущений: Сенсибилизация - повышение (обострение ) чувствительности нервных центров в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: 1) первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; 2) вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта (физиологических и психологических). Обратное явления – десенсибилизация - сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. l 31
Виды взаимодействия ощущений: Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы (явление «окрашенного слуха» ). На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается. l 32
Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. · Чем пахнет слово «участвовать» ? · Каково на ощупь число «семь» ? · Какой вкус у голубого цвета? · Как выглядит идея свободы? · Какая форма у вторника? · Каков вкус радости? 33
Виды взаимодействия ощущений: Компенсация - возмещение чувствительности наблюдается у людей, лишенных какого-либо вида чувствительности за счет повышения чувствительности других анализаторов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). l Слух компенсируется за счёт других ощущений хуже, чем зрение. У слепых людей постепенно увеличивается острота слуха, осязательная и мышечная чувствительность, вибрационная. При глухоте же замещение функции происходит только за счёт улучшения вибрационной чувствительности. 34
Виды взаимодействия ощущений: Контраст - это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном - светлой. l Явление одновременного ахроматического контраста. 35
К. Малевич. Черный квадрат. 1915. (Явление пограничного контраста) 36
Явление одновременного цветового контраста: дополнительные цвета усиливают интенсивность окраски Гёте пишет: «Трава, растущая на дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни» . Это - типичный случай цветового контраста. 37
Чем меньше насыщенность цветов и дальше они на цветовом круге отстоят от трех главных, тем слабее их контраст. Цветовой контраст усиливает ощущения бодрости, чистоты, решительности, энергичности. Он используется для передачи сильных эмоций, в юмористических сюжетах, изображениях о детях и для детей, часто встречается в народном творчестве. Использование только насыщенных главных оттенков усиливает ощущения многоцветия. 38
• Таким образом, явления взаимодействия ощущений – яркое свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности функционирования психики и чувственного отражения объективного мира. 39
Выводы Рассмотренные свойства и закономерности раскрывают разнообразие ощущений, их высокую динамичность, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителя, а также результатом одновременного воздействия нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. 40
Задания для самостоятельного выполнения 1. Дать интерпретацию (объяснение) психологическому феномену: «Болевые ощущения человека характеризуются самой незначительной адаптацией» . 2. Определить закономерность ощущений, лежащую в основе каждого из приведенных ниже явлений: 1) при длительном пребывании в холодной воде ее температура перестает ощущаться; 2) при просмотре кинофильма человек не замечает мелькания кадров; 3) при работе в «громких» цехах с повышенным уровнем шума у человека понижается зрительная чувствительность; 4) температура помещения, стены которого окрашены в холодные тона, ощущается человеком на 3 -5 гр. ниже, чем она есть на самом деле; 5) при обтирании лица холодной водой острота зрения в темноте повышается. 41
На семинар: Подготовить доклад по статье: Выготский Л. С. Эйдетика [ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания, Выпуск 1: Познавательные процессы: виды и развитие, Часть 1. Под общей редакцией В. В. Петухова, Москва 1997 г. ] 42
Источники дополнительных сведений по теме: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Большой психологический словарь / Сост. И общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб, 2003. Общая психология: в 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А. Н. Гусев. – М. : Издательский центр «Акадамия» , 2007. Психология ощущений и восприятия. , изд. 2 -ое, испр. и доп. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова и М. Б. Михалевской. – М. , 1999. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб, 1999. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. Отв. ред. В. В. Петухов. М. , 1998. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. 5 -е изд. , СПб. и др. 43
Контрольные вопросы по теме l Последовательный образ: сущность явления? 44
Лк 3. Общая характеристика ощущений.ppt