Лекция 3 ИАК (3).pptx
- Количество слайдов: 27
Лекция 3. История материальной культуры и архитетуры Казахстана периода древних тюрков.
История материальной культуры и архитетуры Казахстана периода древних тюрков. Поскольку границы тюркского каганата в конце VI в. сомкнулись на западе с Византией, на юге с Персией и даже Индией, а на востоке с Китаем, то естественно, что перипетии истории этих стран в рассматриваемый нами период связаны с судьбами тюркской державы. Образование ее стало в какой-то мере переломным моментом в истории человечества, потому что до сих пор средиземноморская и дальневосточная культуры были разобщены, хотя и знали о существовании друга. В этой ситуации тюрки не только играли роль посредников, но одновременно развивали и собственную культуру, которую они считали возможным противопоставить культуре Китая, и Ирана, и Византии, и Индии. Эта особенная степная культура имела древние традиции и глубокие корни, но известна нам в значительно меньшей степени, чем культура оседлых стран.
История материальной культуры и архитетуры Казахстана периода древних тюрков. Причина, конечно, не в том, что тюрки и другие кочевые племена были менее одарены, чем их соседи, а в том, что остатки их материальной культуры – войлок, кожа, дерево и меха – сохраняются хуже, чем камень, а потому среди западноевропейских ученых возникло ошибочное мнение, что кочевники были «трутнями человечества» (Виолле ле-Дюк). Ныне археологические работы, проводимые в южной Сибири, Монголии и Средней Азии, ежегодно опровергают это мнение, и вскоре наступит время, когда мы сможем говорить об искусстве древних тюрок. Но еще более, чем материальная культура, поражают исследователя сложные формы общественного бытия и социальные институты тюрок: эль, удельно-лествичная система, иерархия чинов, военная дисциплина, дипломатия, а также наличие четко отработанного мировоззрения, противопоставляемого идеологическим системам соседних стран.
История материальной культуры и архитетуры Казахстана периода древних тюрков. Стремясь вызвать конфликт с жужанями и вместе с тем не желая оказаться в роли обидчика, Бумын -хан, основатель тюркского государства, пошел на провокацию. Он обратился к жужаньскому хану Анахуаню с просьбой дать ему в жены царевну. Это сразу поставило бы его, по степным обычаям, на равную ногу с ханом, на что тот не мог согласиться, не роняя своего авторитета. Разгневанный хан ответил грубо: «Ты мой плавильщик [тюркюты плавили для жужаней железо], как ты осмелился сделать мне такое предложение»
Тюркский военачальник(реконструкция по археологическим и иконографическим материалам).
Чешуйчато-пластинчатые доспехи тюрков. 1 - Воины в доспехах Из петроглифов тюркского времени. 2 - Тяжеловооруженный тюркский воин(реконструкция по археологическим и иконографическим материалам).
Оленный камень — название древних камней с изображениями. Оленные камни — массивные отесанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности, или нанесён охрой.
Мемориальный храм Куль-тегина. VIII век. Монголия. (реконструкция Новгородовой Э. А).
Мемориал Кюль-Тегина
Мемориал Бильге-кагана (Центральная Монголия, долина Кошо-Цайдам)
Памятник-эпитафия сооружен в честь одного из правителей Второго тюркского каганата – Могиляна, известного нам под тронным именем Бильге-кагана. Эпитафия была обнаружена Н. М. Ядринцевым в 1889 году, в Кошо-цайдамской долине, на берегу реки Орхон в Монголии. Расшифровка этого памятника открыла для мира древнетюркскую рунику, и весьма сложно переоценить значение этого памятника в вопросе изучения государственности, мироустройства и культуры древних тюрков.
Мемориал Бильге-кагана. Изделия из серебра и золота
Мемориальная стелла Туньюкука. VII век. В VI-VII вв. тюркоязычные племена Центральной и Средней Азии, входившие в состав Тюркского каганата, а также западнотюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья и Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственным письмом. Очевидно, необходимость в письме возникла из нужд административной и дипломатической практики, из нужд фиксации государственных актов и государственной традиции; определённую роль могли играть и религиозные мотивы.
Орхоно-енисейские надписи, древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Открыты русскими учёными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696— 1722 в верхнем течении Енисея; на р. Орхон (Монголия) — Н. М. Ядринцевым в 1889. Дешифрованы датским лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены русским тюркологом В. В. Радловым (1894). Датируются 7— 11 вв. ; написаны т. н. руническим письмом, восходящим через старосогдийское к арамейскому.
Древнетюркский поминальный храм в Восточном Казахстане в 70 км к юго-западу от с. Аксуат в долине Елеке-сазы (открыт проф. Байтеновым Э. М. в 2008 г. ).
Древнетюркские поминальные сооружения, получившие в научной литературе название древнетюркских поминальных оградок, неразрывно связаны с каменными изваяниями. На Алтае все изваяния, не смещенные с первоначальных мест, всегда стоят у таких оградок. У многих оградок вместо изваяний с восточной стороны стоят одна или две каменных стелы, иногда валун. А в восточном от оградок направлении, как и от изваяний, тянутся ряды вертикально поставленных камней-балбалов
Каменные балбалы – символы поверженн ых врагов или вечные коновязи?
Разновидности каменных изваяний Алтая.
Карта Западно и Восточно тюркских каганатов нач. VII в.
Святилище Мерке находится на высоте 3000 метров над уровнем моря. Памятники раскинулись на площади 250 кв. км. и представлены комплексами курганов, каменных оград и каменными изваяниями.
Святилище Жайсан – комплекс тюркских культовых мемориалов – находится в долине реки Чу (Шу, в Жамбылской обл. ), сохранившей свое корневое наименование, происшедшее от Су – вода, символа божества Жер-Су. Ритуальные ограды с каменными статуями вождей, знатных персон, жрецов, служителей культа высятся в степи, на своих родовых землях.
Кимакский каганат. На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя кимак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. Арабский историк Ал-Идриси в своей книге называет 16 городов кимаков, 12 из которых находились в бассейне реки Ертис. Страна кимаков по карте Ал-Идриси. (Б. Е. Кумеков // Страны и народы Востока, 1971 г. )
Предпологае мое нахождение кимакских городов, упоминаемых Ал-Идриси
Городище Акыртас в 40 км восточнее Тараза. VIII век. В результате проведенных комплексных археологических работ сегодня с уверенностью можно сказать, что Акыртас относится к VIII веку нашей эры. Это был целый комплекс с жилыми постройками, складскими помещениями и водопроводом. Огромные, ровно отесанные камнипрямоугольники фундамента уходят вглубь на четыре метра.
Городище Жуантобе, 6 -12 вв. У северо-восточной окраины села Кольтоган, на левом берегу реки Арысь. Топография памятника: городище 2 -х частное с кольцевым рабадом, состоит из высокого бугра в центре памятника (цитадель) и рабада.
Городище Каялык, в Саркандском районе Алматинской области В VIII-XIV веках крупнейший торгово-ремесленный и культурный центр на северо-востоке Семиречья, ставка карлукских джабгу. Город славился своими базарами, и в нем, кроме мусульман, жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город Вильгельм Рубрук, посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану Мунке.
История Жанкента начинается с VI века новой эры и завершается ближе к середине второго тысячелетия. Жанкент был столицей населявших Приаралье огузов и находился на территории нынешнего Казалинского района, где в VIII —IX веках жил великий музыкант и философ Коркыт.