Скачать презентацию ЛЕКЦИЯ 2 СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Скачать презентацию ЛЕКЦИЯ 2 СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

2 Предпосылки и клас соц-я.ppt

  • Количество слайдов: 71

ЛЕКЦИЯ 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 1. Становление социологии как науки 1. ЛЕКЦИЯ 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ 1. Становление социологии как науки 1. 1. Социально-философские и социальноэкономические предпосылки возникновения объективной науки об обществе 1. 2. Позитивизм и его роль в формировании социологии 2. Рождение новой науки в трудах О. Конта 3. Социальный эволюционизм Г. Спенсера 4. Понимающая социология М. Вебера 5. Социологизм Э. Дюркгейма

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЛАТОН (428 -348 гг. ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЛАТОН (428 -348 гг. до н. э. ) Диалог «Государство» АРИСТОТЕЛЬ (384 -322 гг. до н. э. Труд «Политика» • Общество – естествен • Общество – искусственно ное образование созданное и управляемое • Человек – альтруистичеловеком образование ческое, социальное • Человек по своей природе – существо эгоистичное и • Стабильность государсантисоциальное ства зависит от многочисленности и силы среднего класса

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АВГУСТИН АВРЕЛИЙ ( «БЛАЖЕННЫЙ» ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АВГУСТИН АВРЕЛИЙ ( «БЛАЖЕННЫЙ» ) (354 -430 гг. ) «О Граде Божьем» • Люди – общественные животные, а государство – естественный институт • Любая власть от Бога, но тираноубийство - правомерно • Оценил социальную динамику как прогрессивный поступательный процесс (7 возрастов человечества) • Различил понятия «государство» и ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 -1274 гг. ) «общество» «О правлении государей» «Сумма теологии»

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Никколо. Макиавелли (1469 -1527) ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Никколо. Макиавелли (1469 -1527) — итальянский мыслитель, историк и писатель, «Государь» -главное произведение

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРДПОСЫЛКИ ТОМАС ГОББС (1588 -1679 ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРДПОСЫЛКИ ТОМАС ГОББС (1588 -1679 гг. ) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» • «Естественное состояние» - состояние анархии и войны «всех против всех» • «Общественный договор» - граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая в замен надежную защиту • «левиафан» - это государство, «смертный Бог» , появившийся в результате взаимного договора ДЖОН ЛОКК (1632 -1704 гг. ) «Опыт о человеческом разумении» «Два трактата о правлении» • «естественное состояние» - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью • Государство создано по общественному договору для гарантии естественных прав граждан • Граждане имеют право на восстание против тирании

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Клод Анри де Сен ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Клод Анри де Сен Симон (1760 -1825) — социал-утопист Шарль Луи Монтескье (1689 -1755) — философпросветитель и правовед «Персидские письма» и «О духе законов» .

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ На развитие социальных наук влияет: Наличие общественных потребностей ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ На развитие социальных наук влияет: Наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе Наличие теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень научного анализа

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ Развитие текстильного производства В Англии спровоцировало процесс Огораживания и развитие текстильных мануфактур Лондонские трущобы Разрушение привычной социальной структуры: обеднение населения, появление пролетариата, урбанизация

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ Луддиты – стихийные выступления рабочих, разрушающие своих «поработителей» - текстильные станки Первые стихийные выступления рабочих против эксплуатации

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ XVI-XVIII ВЕКОВ • 1567 -1609 гг. – Нидерландская буржуазная революция • 1640 -1660 гг. – Английская буржуазная революция 1649 г. Казнь Карла 1, провозглашение Англии буржуазной республикой • 1775 -1783 гг. – Американская буржуазная революция (война США за независимость)

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ XVI-XVIII ВЕКОВ 1789 -1794 гг. – Великая Французская революция

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ XVI-XVIII ВЕКОВ: революционный террор Казни роялистов на гильотине

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОЛОГИИ Расцвет естественно-научных знаний, механико-математических и экспериментальных дисциплин Небесная и физическая механика Коперник (1473 -1543 гг. ) – гелиоцентрическое учение Бруно (1548 -1600 гг. ) – учение о множественности миров Кеплер (1571 -1630 гг. ) – открыл законы движения планет Галилей (1564 -1642 гг. ) – разработал принципы механики и динамики, утвердил эксперимент основным методом познания Ньютон (1643 -1727 гг. ) – сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, сформулировал теорию движения небесных тел

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОЛОГИИ Расцвет естественно-научных знаний, механико-математических и экспериментальных дисциплин Физика Галилей (1564 -1642 гг. ) изучал атмосферное давление, открыл закон колебания маятника Ньютон (1643 -1727 гг. ) открыл дисперсию света, развил корпускулярную теорию света Бойль (1627 -1691 гг. ) установил обратную зависимость объема воздуха от давления Паскаль (1623 -1662 гг. ) изучал атмосферное давление и сформулировал закон о передаче давления в жидкости и газе Кулон (1736 -1806 гг. ) открыл силу притяжения двух электрических зарядов

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОЛОГИИ Расцвет естественно-научных знаний, механико-математических и экспериментальных дисциплин • Математические знания • • • Ньютон (1643 -1727 гг. ) разработал интегральное и дифференциальное исчисление Декарт (1596 -1650 гг. ) заложил основы метода координат, ввел понятие переменной величины и функции Нелер (1550 -1617 гг. ) и Бюрги (1552 -1632 гг. ) открыли логарифмы

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОЛОГИИ Расцвет естественно-научных знаний, механико-математических и экспериментальных дисциплин Техника 1450 г. – Гутенберг изобретает печатный станок 1650 г. – Герике изобрел воздушный насос 1691 г. – Севери запатентовал первый паровой двигатель 1733 -1745 гг. – экспериментально открыто электричество (опыты Дюфе, Дезагулье, Клейста) 1782 г. – Уайт усовершенствовал паровой двигатель Севери и Ньюкомена 1787 г. – Фитч построил паровую лодку

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОЛОГИИ Расцвет естественно-научных знаний, механико-математических и экспериментальных дисциплин Физиология и медицина Парацельс (1493 -1541 гг. ) – открыл химические процессы человеческого организма Везалий (1514 -1541 гг. ) – заложил основы анатомии человека Гарвей (1578 -1657 гг. ) – основоположник научной физиологии. Открыл кровообращение Левенгук (1632 -1723 гг. ) - открыл при помощи микроскопа мир бактерий, наблюдал движение крови в капиллярах

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОЛОГИИ Научная революция в области естественных наук подняла на огромную высоту престиж эмпирических знаний и математических моделей Позитивизм – философское направление, возникшее на основе принципа аналогичного подхода для социогуманитарных дисциплин

ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ВОПРОС 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 1. 2 ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОЛОГИИ Принципы позитивизма а) природа и общество едины и развиваются по одним законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество должно изучаться теми же методами, что и природа.

ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА ОГЮСТ КОНТ (1798 -1857 гг. ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА ОГЮСТ КОНТ (1798 -1857 гг. ) Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт «Курс позитивной философии» в 6 т. 1830 -1842 гг. «Курс позитивной политики» 1851 -1854 гг. Обосновал необходимость новой позитивной науки об обществе ( «социальной физики» ) В 1842 г. ввел в научный оборот слово «социология» Сформулировал закон о трех стадиях развития общества

ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА Закон О. Конта о трех ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА Закон О. Конта о трех стадиях развития общества: Теологическая или фиктивная стадия: окружающий мир и события в нем объясняются прямым и постоянным действием сверхъестественных сил Метафизическая или абстрактная стадия: окружающий мир и события в нем объясняются действием разного рода абстракций, воплощенных в различных сущностях Научная или позитивная стадия: человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, занимается наблюдением действительных законов тех или иных явлений

ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА Социология – позитивная наука, так ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА Социология – позитивная наука, так как: рассматривает все явления как подчиненные неизменным естественным законам должна уйти от абстрактных построений способна выявить объективные законы общественного развития

ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА Методы социологии: Наблюдение социальных фактов ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА Методы социологии: Наблюдение социальных фактов (придает науке объективность) Эксперимент (наблюдение за изменениями в результате специально создаваемых условий) Сравнительный метод

ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ Выделил НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА в социологии социальную статику ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ Выделил НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА в социологии социальную статику и социальную динамику Считал, что роль личности в общественных процессах ничтожна, общество делает себя и делает человека. Право личности безнравственное и анархическое понятие

ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ Полно НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА синтезировал социальнофилософские идеи и ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ Полно НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА синтезировал социальнофилософские идеи и потребности своего времени Признавал эволюционный характер социальных процессов и их закономерность Критиковал умозрительные методы социальных исследований

ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА Идеи Конта – только проект ВОПРОС 2. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ В ТРУДАХ ОГЮСТА КОНТА Идеи Конта – только проект будущей науки об обществе Предмет социологии – не определен Недооценивал теоретические обобщения Закон о трех стадиях вызывал критику ограниченностью своего подхода Агрессивный антииндивидуализм Религиозное мессианство

ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Конец XIX – первые десятилетия XX века - ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Конец XIX – первые десятилетия XX века - классический этап социологии. Это время окончательного самоопределения, создания классических парадигм ( научнотеоретических моделей), ставших фундаментом социологии, выделением специальных социолог. теорий.

ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 -1903 гг. ) «Социальная статика» ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 -1903 гг. ) «Социальная статика» 1850 г. «Гипотезы развития» 1852 г. «Синтетическая философия» - главный труд, который создавал 36 лет Создает новую социальную науку по аналогии с биологией Понимает общество как организм, состоя-щий из определенных элементов и проходящий определенные стадии развития (простое и сложное общество)

ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Ввел понятие «социальных институ-тов» специальных социальных учреждений, фиксирующих ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Ввел понятие «социальных институ-тов» специальных социальных учреждений, фиксирующих наиболее значимые для общества виды социального взаимодействия (промышленные, профессиональные, политические, церковные, обрядовые, домашние) Социальный институт как показатель простого или сложного состояния общества

ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Разработал принципы и методы социологического исследования: Социолог не ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Разработал принципы и методы социологического исследования: Социолог не должен быть пристрастным и ставить себя на место респондента Нельзя пренебрегать теоретическими обобщениями и сверх меры увлекаться эмпирическими исследованиями

ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Ввел понятие социальной эволюции и утверждал закономерности общественного ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Ввел понятие социальной эволюции и утверждал закономерности общественного развития Социальные изменения происходят постепенно, по естественным законам, а не по желанию людей Критика социальной благотворительности и социальных революций (социальный дарвинизм) Ввел в научный оборот ряд терминов (заимствованных из биологии): функция, система, структура, социальный институт

ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Отстаивал идею приоритета личности над обществом: «Общество существует ВОПРОС 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА Отстаивал идею приоритета личности над обществом: «Общество существует для блага его членов, а не члены существуют для блага общества» Признавал за всяким человеком право на свободную деятельность и использование ее результатов Признание известных ограничений этой свободы, так как у других людей тоже имеются права

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА МАКС ВЕБЕР (1864 -1920 гг. ) Максимилиан Карл ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА МАКС ВЕБЕР (1864 -1920 гг. ) Максимилиан Карл Эмиль Вебер «Протестантская этика и дух капитализма» 1905 г. «Хозяйственная этика мировых религий» 1916 -1919 гг. «Социология религии» 1920 г. «Экономика и общество» 1922 г. Основоположник антипозитивизма, утверждал специфическую природу социальной реальности Относил социоло-гию к наукам о культуре, а не к естественным наукам

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Основой социологии Вебера стало учение об идеальных типах ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Основой социологии Вебера стало учение об идеальных типах Идеальный тип – теоретическая конструкция (схема), рожденная в уме ученого и лишь потом соотнесенная с действительностью Все категории социальной науки – только конструкции нашего мышления: «общество» , «институт» , «семья» - это просто слова. Социальной реальностью являются социальное действие

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Идеальные типы можно разделить на социологические и исторические ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Идеальные типы можно разделить на социологические и исторические Социологические ( «чистые идеальные типы» ) – устанавливают общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению. Не локализованы в пространстве и времени, выявляют связь, которая была всегда Исторические ( «генетические идеальные типы» ) – рассматривают генетическую связь исторических явлений, т. е. локализованы в пространстве и времени, выявляют связь, которая имела место в конкретных исторических условиях

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Концепция «понимающей социологии» Социология в качестве основы должна ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Концепция «понимающей социологии» Социология в качестве основы должна рассматривать поведение человека или группы людей, так как личность или группа связывают со своими действиями определенный смысл. Социология должна быть понимающей, так как должна изучать осмысленные действия Предметом социологии являются социальные действия

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Социальное действие – такое действие, которое по предполагаемому ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Социальное действие – такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или группой смыслу, соотносится с действием других людей и ориентируется на него Социальное действие – атом общественной жизни, именно на него должен быть направлен взгляд социолога Социальные действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Виды действий: Целерациональное действие Ценностно-рациональное действие Традиционное действие ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Виды действий: Целерациональное действие Ценностно-рациональное действие Традиционное действие Аффективное действие

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Действие, рассчитанное на ответную ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Действие, рассчитанное на ответную социальную реакцию (ответное действие человека или группы) Действие, предполагающее ожидаемый результат

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Попытки приобщиться к современному ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Попытки приобщиться к современному абстрактному искусству – попытки действовать в контексте ценностей современной культуры Внимание к хорошенькой девушке – аффективное действие

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Внимание и забота о ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Внимание и забота о стариках – действия в рамках ценностей европейской цивилизации – ценностнорациональное действие Внимание и забота о стариках как путь к получению хорошего наследства – целерациональное действие

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Любые коллективные религиозные действия ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Любые коллективные религиозные действия – это ценностно-рациональные действия

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ «Действия религиозного характера не ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ «Действия религиозного характера не социальны, если не выходят за пределы созерцания» М. Вебер Прочитанная в одиночестве молитва – это традиционное действие.

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ Действия, основанные на длительной ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ Действия, основанные на длительной привычке: посиделки в знакомом кафе, ежедневная дорога до церкви, привычная работа по дому и т. п.

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ «Социальным не может считаться ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ «Социальным не может считаться действие, основанное на длительной привычке или действия подражательные, совершаемые индивидом как членом толпы» М. Вебер Пока отдыхающий на лавке игнорирует компанию, его действия можно определить как ценностно-рациональное, присоединившись к компании, он начинает совершать традиционное действие – действие подражательное

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: АФФЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: АФФЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: АФФЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА: ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: АФФЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Целерациональное действие Предметы или люди трактуются как средства ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Целерациональное действие Предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей Субъект точно представляет цель и выбирает вариант ее достижения Это ожидаемое поведение, критерием рациональности является успех

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Ценностно-рациональное действие Определяется осознанной верой в ценность определенного ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Ценностно-рациональное действие Определяется осознанной верой в ценность определенного действия независимо от его успеха Осуществляется через сознательную веру в этическую, религиозную или другую ценность

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Традиционное действие Индивид воспроизводит тот шаблон социальной активности, ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Традиционное действие Индивид воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими Это действие, совершаемое автоматически, через привычку

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Аффективное (эмоциональное) действие Совершается под влиянием эмоций ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Аффективное (эмоциональное) действие Совершается под влиянием эмоций

СОЦИОЛОГИЯ ГОСПОДСТВА. ТИПЫ ГОСПОДСТВА рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное СОЦИОЛОГИЯ ГОСПОДСТВА. ТИПЫ ГОСПОДСТВА рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний; традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией; харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность или какое-то иное достоинство властителя и его власти

Э. ДЮРКГЕЙМ, К. МАРКС Макс Вебер ОБЩЕСТВО ИНДИВИД Причина прогресса – экономические факторы Причина Э. ДЮРКГЕЙМ, К. МАРКС Макс Вебер ОБЩЕСТВО ИНДИВИД Причина прогресса – экономические факторы Причина прогресса – культурные ценности

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Система социальных действий приводит к формированию социальных отношений ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Система социальных действий приводит к формированию социальных отношений К числу социальных отношений относятся такие феномены, как борьба, конкуренция, любовь, дружба, кооперация, обмен и т. д.

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного порядка): легальный порядок, ценностнорациональный порядок, традиционный порядок, аффективный порядок

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Общество ( по Веберу) – это совокупность действующих ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Общество ( по Веберу) – это совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению собственных целей. Но, несмотря на свои эгоистические стремления, люди действуют сообща, т. к. понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигать с помощью совместных действий

ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Антипозитивизм Вебера, понимающий социальную реальность как специфический феномен, ВОПРОС 4. «ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ» МАКСА ВЕБЕРА Антипозитивизм Вебера, понимающий социальную реальность как специфический феномен, стал мощным стимулом для развития социологической науки Социология Вебера стала основой парадигмы социальных дефиниций, на базе которой сформировались символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология Четко определил предмет социологии, заложил основы ее развития, как в теоретическом, так и в практическом отношении Оставил после себя множество научных трудов по социологии, истории, экономике, политологии, религиоведению, но не сформировал научной школы Ввел в научный оборот термин «бюрократия»

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА Основоположник структурно-функционального анализа Социальная реальность – часть объективной реальности, ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА Основоположник структурно-функционального анализа Социальная реальность – часть объективной реальности, включенной в ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858 -1917 гг. ) «О разделении общественного труда» общий порядок при 1893 г. «Правила социологического метода» 1895 г. роды и имеющей «Самоубийство» 1897 г. специфические «Элементарные формы религиозной жизни» законы 1912 г.

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА Отвергал закон Конта о трех стадиях Много спорил и ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА Отвергал закон Конта о трех стадиях Много спорил и заимствовал у Спенсера Интересовался марксизмом, признавал экономический детерминизм, но считал его недостаточным для объяснения всех общественных явлений и процессов Высоко оценивал социализм, считая его более рациональной моделью организации общества Считал социологию наивысшей формой научного познания, так как объектом ее изучения является социальная реальность

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА КОНЦЕПЦИЯ «СОЦИАЛЬНОГО РЕАЛИЗМА» Общество – социальная реальность, состоящая из ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА КОНЦЕПЦИЯ «СОЦИАЛЬНОГО РЕАЛИЗМА» Общество – социальная реальность, состоящая из совокупности социальных фактов Социальная реальность – часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей специфические законы Социальная реальность автономна по отношению к индивиду, она первична по отношению к людям, из которых состоит общество

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ Элементарными кирпичиками общества, элементами из которых состоит ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ Элементарными кирпичиками общества, элементами из которых состоит социальная реальность являются социальные факты Социальные факты – образцы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида ( то есть объективно) и обладающие по отношению к нему принудительной силой Социальные факты - являются предметом изучения социологии

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ Социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ Социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей Социальные факты являются частью нашего объективного окружения: это социальные нормы, прописные истины общественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды Пренебрежение индивидом моральных норм приводит к общественному порицанию

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ Следствием объективности социальных фактов является оказываемое на ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ Следствием объективности социальных фактов является оказываемое на индивидов давление, принуждение к определенному действию - При рождении индивид находит уже существующие законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него - Юридические и моральные нормы не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал тяжести всеобщего неодобрения

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ Социальные факты – образ действий, способы мышления ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ Социальные факты – образ действий, способы мышления и чувствования - Регулируют жизнь индивида, обладают нормативно-принудительной силой - Существуют независимо от индивидуального сознания Социальные факты типологизируют в соответствии с формами их реализации в социальной реальности

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ И ИХ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ГРУППИРОВКА ПО ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ И ИХ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ГРУППИРОВКА ПО СТЕПЕНИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ КОНСОЛИДАЦИИ ЛЮДЕЙ Общие идеи и чувства Численность населения Моральные максимы и верования Структурные (аномические) факторы Плотность населения Моральные нормы и юридические кодексы Институциональные факторы Форма жилища Экономические мотивы людей Социальные течения Географическое положение

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ И ИХ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ Выделяются следующие классы социальных ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ И ИХ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ Выделяются следующие классы социальных фактов: Факты коллективного сознания: общие идеи и чувства; моральные максимы и верования; нормы и юридические кодексы поведения; экономические мотивы и интересы людей. Морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, географическое положение и т. д. По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА ОБЩЕСТВО Общество – доминирует над индивидом, создавая его и ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА ОБЩЕСТВО Общество – доминирует над индивидом, создавая его и являясь источником высших ценностей Общество – надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действия индивида, коллективные факторы доминируют над личностноиндивидуальными Объединяясь в группы люди начинают подчиняться правилам и нормам, которые называются «коллективным сознанием»

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА ОБЩЕСТВО Общество – реальность особого рода, процесс его изменений ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА ОБЩЕСТВО Общество – реальность особого рода, процесс его изменений связан с природой и функциями социальной солидарности Социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда В простых обществах солидарность носит механический характер, в развитых – органический характер

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА Методы социологии – аналогичны естественнонаучным Изучать социальные факты следует ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА Методы социологии – аналогичны естественнонаучным Изучать социальные факты следует как «вещи» Методы социологии основные среди всех научных методов, т. к. изучают социальную реальность – доминирующую реальность этого мира. Поэтому социологический способ познания – единственно верный способ познания реальности

ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА Дюркгейм начал первым преподавать социологию в вузе, то есть ВОПРОС 5. СОЦИОЛОГИЗМ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА Дюркгейм начал первым преподавать социологию в вузе, то есть сделал ее академической дисциплиной, а также издавать социологический журнал Основал собственную научную школу (французскую социологическую школу) На основе его идей была сформулирована парадигма социальных фактов, в контексте которой развивается структурно-функциональный анализ и конфликтология

 Каковы были научные и общественные причины возникновения социологии ? Позитивистское направление в социологии Каковы были научные и общественные причины возникновения социологии ? Позитивистское направление в социологии XIX века.