LATINSKAYa_AMERIKA.pptx
- Количество слайдов: 24
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА ПВ: Почему развитие государств на американском континенте пошло столь разными путями? Время перемен
Европейские колонии в Латинской Америке К началу XIX в. большинство стран Латинской Америки являлось колониями двух европейских феодально-абсолютистских государств - Испании и Португалии. Испанские владения состояли из вице-королевств Ла-Платы (современные Аргентина, Уругвай, Парагвай, Боливия), Новой Испании (часть Центральной Америки), Новой Гранады (Колумбия, Панама, Венесуэла, Эквадор), Перу (современные Перу и Чили).
Кроме того, Испания владела островами Куба, Пуэрто-Рико и частью Сан-Доминго. Португалии принадлежала Бразилия, занимавшая почти половину всей территории Южной Америки. Общая численность населения испанских колоний составляла, по оценке известного путешественника и ученого Александра Гумбольдта, около 16 млн. человек: 7, 5 млн. индейцев, 5, 3 млн. человек, родившихся от смешанных браков белых с индейцами и неграми (метисов), и 3 млн. креолов (так называли испанцев, родившихся в колониях). Уроженцев метрополий было всего 200 тыс. Кроме того, насчитывалось около 700 -800 тыс. негров. Население Бразилии составляло 3 млн. человек, из них около 1, 5 млн. негров-рабов.
Вся жизнь латиноамериканских колоний была подчинена интересам и потребностям метрополий. Испания и Португалия рассматривали свои заморские владения как источник драгоценных металлов и продуктов плантационного хозяйства (тростниковый сахар, хлопок, табак, рис и т. д. ) Колониальные власти сознательно тормозили развитие промышленности для того, чтобы сохранить за метрополией монопольное право на ввоз готовых изделий.
Колонизаторы насаждали в своих американских владениях реакционные порядки. Политическое бесправие сочеталось с расовым неравенством. Вся власть находилась фактически в руках уроженцев метрополии, занимавших почти все высшее административные, военные, судебные и церковные должности. Даже богатые креолы подвергались дискриминации и были по существу отстранены от участия в управлении.
В начале ХIХ в. в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В креольской оппозиции, которая находилась под влиянием идей французской революции, оформилось два течения. Одно выступало за отделение от Испании, другое — за уравнение в правах с испанцами и участие в управлении колониями. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись Декларация прав человека и другие документы Великой французской революции. Испанская Америка стояла на пороге мощного взрыва освободительного движения.
Движение за независимость Международная обстановка благоприятствовала борьбе за независимость. В конце XVIII — начале XIX в. Испания участвовала в разорительных для нее войнах с Францией и Англией. Серьезные поражения Испании от наполеоновской Франции в 1809— 1810 гг. послужили сигналом к началу освободительных восстаний. Война за независимость испанских колоний длилась с 1810 по 1826 г.
Руководящую роль в ней сыграли креольские революционеры. В 1811 г. Венесуэла объявила себя независимой республикой. Незаурядным полководцем проявил себя выходец из знатной семьи Симон Боливар. Он не раз наносил поражение испанским войскам. Негрырабы, сражавшиеся в освободительной армии, получали свободу. В 1819 г. Венесуэла и Новая Гранада объединились в единое государство – Великую Колумбию.
Освободительное движение в Мексике началось с крестьянского восстания под предводительством сельского священника Мигеля Идальго. Восставшие выступили не только против испанских властей, но и против креольских помещиков. После гибели Идальго борьбу за независимость возглавили умеренные креолы.
В 1817 г. армия под командованием талантливого полководца генерала Хосе Сан-Мартина совершила героический поход через Анды и вступила на территорию Чили. Совместно с отрядами чилийских патриотов она освободила страну от испанцев; в 1818 г. была провозглашена независимость Чили. Из Чили армия Сан-Мартина в 1820 г. переправилась морем в Перу - главную цитадель испанцев в Южной Америке - и в июле 1821 г. заняла столицу страны Лиму, где была провозглашена независимость Перу. Однако значительная часть страны, в том числе все Верхнее Перу, продолжала оставаться в руках испанцев.
В результате войны за независимость на месте прежних испанских колоний возникли независимые республики: Мексика, Великая Колумбия (включавшая Венесуэлу и Эквадор), Аргентина, Перу, Чили и др. В латиноамериканских республиках было отменено сословное и расовое неравенство, а также ликвидированы подушная подать, трудовые повинности и колониальные налоги в королевскую казну. Но власть перешла в руки земельной аристократии и военных креольского происхождения. Рабство в большинстве республик сохранилось до середины XIX в.
Своеобразием отличалось освободительное движение в португальской Бразилии. После оккупации Португалии армией Наполеона сюда бежал в 1808 г. королевский двор. Город Рио-де. Жанейро стал центром португальской монархии. Принц Педро провел ряд реформ, но это не остановило освободительного движения. В 1820 г. Бразилия отделилась от Португалии и стала монархией, а Педро — императором.
В 1868 г. началось массовое восстание за независимость на Кубе. Но ещё много лет кубинской армии пришлось бороться за освобождение от колониальной зависимости. В 1895 г. на освобождённой территории было созвано Учредительное собрание, провозгласившее независимость Кубы и создание Кубинской республики.
1846 -1848 Американо-мексиканская война В 1835 американские плантаторы, поселившиеся в мексиканском Техасе, подняли мятеж и объявили об отделении Техаса от Мексики и в 1836 провозгласили его "независимым государством". В 1845 Техас был присоединён к США, несмотря на то, что мексиканское правительство еще в 1843 предупредило, что будет рассматривать его аннексию как объявление войны Мексике. 13 мая 1846 США объявили Мексике войну. Войска США заняли в 1846 и в начале 1847 Калифорнию и значительную часть Северной Мексики. В марте 1847 американцы высадили десант в порту Веракрус и начали наступление на столицу Мексики, которую им удалось взять в середине сентября 1847. Несмотря на потерю столицы и ряда других городов, мексиканский народ продолжал партизанскую войну, однако правящие круги поспешили заключить 2 февраля 1848 с США мир , по условиям которого Мексика потеряла более половины своей территории.
Политическое развитие Так сложилось, что Латинская Америка прочно ассоциируется с диктатурой, авторитарным режимом (основанном на беспрекословном подчинении власти). Взаимодействие разных традиций, культур, психологических складов – индейских, негритянских, европейских дало своеобразный этнокультурный сплав. Латиноамериканцев отличала темпераментность, склонность к ярким, эмоциональным проявлениям жизни. Это отражалось и в общественно-политической борьбе, носившей бурный характер. Характерное для традиционного общества господство клановых связей между патроном (хозяином) и подчинённой ему массой (клиентелой). Обычно клановые связи сильнее классовых. В данных условиях дружеские связи становились важнее закона. Часто за маской «любимца толпы» скрывалось ожесточенное соперничество отдельных семейств. Частые мятежи, перевороты, убийства политических и государственных деятелей, массовые репрессии, гражданские войны, восстания и революции.
Первые демократические правительства бывших колоний, обретших независимость, продержались там недолго, и их место заняли правители-каудильо (вожди), опиравшиеся на военную силу и обладавшие неограниченной властью. В большинстве случаев латиноамериканские государства были республиками скорее только по названию. На деле нередко республиканский и конституционный фасад прикрывал авторитарные и диктаторские режимы. Х. В. Гомес П. Диас Э. Кабрера И. Иригойен Батлье-и-Ордоньес
Итак, характерными чертами социально-политической жизни латиноамериканских республик являлись: Ø преобладание «вертикальных» социальных связей между «хозяином» , «патроном» , «вождем» и подчиненной ему массой, над «горизонтальными» классовыми и социальными связями; Ø отчуждение основных масс населения от реального участия в политической жизни ( «Политические партии» были персональной «клиентелой» того или иного каудильо. Выборы превращались в формальность. На деле исход их решался заранее, в закулисных сделках между лидерами соперничавших фракций и кланов помещичье-буржуазной верхушки) ; Ø «беспорядочность» политической жизни, хаос гражданских войн, сильные патриархально-консервативных тенденции, провинциальная замкнутость.
История Латинской Америки была наполнена борьбой сторонников консервативной, реформистской и революционной альтернатив общественного развития. В ходе их противоборства сталкивались и взаимодействовали интересы различных классов и слоев населения, политических партий, шли поиски решения острых экономических, социальных и политических проблем. В разные периоды и в разных странах эти процессы протекали неодинаково, изобиловали резкими поворотами и изменениями в соотношении сил.
Экономическое развитие. Повышению уровня зрелости гражданского общества содействовала массовая иммиграция из Европы и бурное экономическое и социальное развитие в конце XIX – начале XX в. Переход Латинской Америки к эпохе промышленного капитализма совпал с периодом становления в Западной Европе и США господства корпораций, монополий. Специфика экономического и политического развития Латинской Америки во многом определялась запоздалым по сравнению с Европой вступлением на путь буржуазного прогресса.
Формирование и развитие капиталистического способа производства сочеталось с консервацией компонентов докапиталистических укладов, с наличием мелкотоварного, патриархального хозяйства и даже первобытнообщинного строя индейских племен (на неосвоенных «цивилизацией» территориях). Это усиливало противоречивость развития общества. В начале XX в. экономика Латинской Америки носила преимущественно экстенсивный аграрно-экспортный характер. В деревне господствовал латифундизм (система землевладения, основанная на крупных помещичьих имениях — латифундиях).
В ряде районов Латинской Америки с компактным индейским населением вплоть до новейшего времени сохранились значительные элементы индейского традиционного общества (которое регулируется традицией), общинного устройства, особенно на территориях, мало затронутых современной цивилизацией (прежде всего в бассейне Амазонки, где до сих пор даже еще имеются племена, живущие в каменном веке). Традиционное общество характеризуется следующими чертами: ØПреобладание традиции над нововведениями; ØКоллективистский характер общества и отсутствие личностного начала; ØАвторитарный характер власти; ØОтсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; ØЗависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений. Традиционное общество — аграрное общество.
Особенности верований у католиков в Латинской Америке Еще одной важной особенностью Латинской Америки явилась заметная роль в общественной жизни католической церкви. Религиозная структура населения Латинской Америки отмечается абсолютным преобладанием католиков (более 90%), поскольку в колониальный период католицизм был единственной обязательной религией, а принадлежность к другим вероисповеданиям преследовалась инквизицией.
Но поскольку традиции католичества утверждались на континенте, где коренным населением являлись индейцы, католическая религия в Латинской Америке имеет ряд особенностей. Прежде всего это огромное количество святых, скульптурным изображениям которых ревностно поклонялось население.
Среди различных слоев населения всегда ходили рассказы о чудесах и о явлениях святых. Дело в том, что ещё с доколумбовых времен принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения. Ещё одна особенность – культ Святой Девы Марии, Гуаделупской Богоматери, сформировавшийся ещё в XVI веке в Мексике. Храм Святой Девы Гваделупе в столице Мексики